Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 559. Мансуров Павел Андреевич (Pavel Mansurov) (1896-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Павел Андреевич Мансуров — известный русский, французский художник, график.

Павел Мансуров родился в Санкт-Петербурге. С 1909 года учился в Центральном училище технического рисования, где изучал гравюру и офорт под руководством В. В. Матэ. В 1912 году поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где учился у Н. П. Химоны и П. С. Наумова.

В конце 1917 года познакомился с В. Е. Татлиным, К. С. Малевичем, М. В. Матюшиным. Создавал декорации и костюмы для артистического кабаре «Привал комедиантов». С осени 1920 года руководил мастерской на живописном факультете Казанского художественного училища.
В 1923 году участвовал в создании Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в Петрограде и возглавил его экспериментальный отдел; одновременно работал во ВХУТЕИНе. В августе 1928 года покинул Россию. Участвовал в выставках русских художников в галереях Zak (1930) и d’Alignan (1931), в салоне Сверхнезависимых (1934), в 6-м триеннале искусств в Милане (1936), во Всемирной выставке в Париже (1937), салоне Тюильри (1939) и в объединенном «Салоне 1940» во дворце Шайо (1940).

Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в известных музеях дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Он умер так же безвестно, как и жил. Когда я присутствовал на его погребении, где была горстка близких, кое-кто поговаривал, что хоронят дьявола. Мансуров остается не до конца понятым. Из всех художников-футуристов и супрематистов он был самым одиноким, самым неизвестным…» (Клод Фурнэ, директор музеев Ниццы, Франция).
«Андрей-слепой», 1913-1915 годы, холст, масло, 54х46 см., частное собрание, Франция.

Он знал Есенина с юношеских лет. Его имя сегодня стоит в одном ряду с именами таких известных русских авангардистов, как Малевич, Филонов, Татлин, Пуни, Матюшин. Более 50-и лет своей богатой на события творческой жизни он провел во Франции, но так и остался по-настоящему русским художником, несмотря на то что получил признание, умер и был похоронен на чужбине. После отъезда из страны на долгое время был забыт на родине. Все это о нашем удивительном соотечественнике, русском французе — Павле Мансурове.

Павел Андреевич Мансуров родился 14 марта 1896 года в Санкт-Петербурге в семье певчего церковного хора Андрея Никаноровача Мансурова. С детства увлекался рисованием, демонстрируя определенный навык и сноровку. В 1909 году после успешной сдачи вступительного испытания был зачислен в Центральное училище технического рисования барона А. Штиглица, где в течение последующих трех лет изучал гравюру и офорт под руководством известного русского художника, выдающегося мастера репродукционной гравюры Василия Васильевича Матэ (1856—1917).
«Рыбная ловля на реке», 1922-1925 годы, холст, масло, 33 х 24 см., частное собрание, Франция.

В 1912 году Павел Мансуров поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где его педагогами стали член общества русских акварелистов и ученик Архипа Куинджи Николай Петрович Химона (1865—1929) и известный в столичных художественных кругах представитель символизма, живописец и график Павел Семенович Наумов (1884—1942). В 1915 году после окончания Школы, Мансуров был мобилизован и отправлен в действующую армию на фронты Первой Мировой войны. Попал служить в 1-й авиационный полк Русской армии, позже был переведен в Управление военно-воздушного флота РИА, где занимался изготовлением чертежей для разных типов самолетных ангаров.
«Китаец (Азия). Иллюстрация к изданию партитуры балета А.С. Лурье «Упманн, или Курительная шутка», 1918 год, тушь, бумага, карандаш, частное собрание.

Октябрьский переворот в столице Мансуров встретил в действующей армии, встретил с восторгом и энтузиазмом. Ему оказались близки и понятны лозунги победившего пролетариата. В конце октября 1917 года вернулся в революционный Петроград, где спустя неделю после приезда попал на прием к А. В. Луначарскому и предложил новой власти себя в качестве художника. В Петрограде Мансуров познакомился с В. Е. Татлиным (1885—1953), К. С. Малевичем (1878—1935), М. В. Матюшиным (1861—1934) и П. Н. Филоновым (1883—1941), которые с большим интересом и теплотой отнеслись к талантливому молодому коллеге. Деятельность Мансурова в первые годы становления республики была весьма интенсивной и разнообразной. Это было время создания им своих первых абстрактных композиций.
«Композиция 191», 1918 год, дерево, масло, 23,8 х 35,5х 1,9 см., Музей современного искусства, Нью-Йорк

Татлин, познакомившись с работами своего молодого коллеги, пригласил его поработать в свою московскую мастерскую. Вслед за своим учителем Мансуров начал работать на доске, используя ее фактуру как выразительное средство в своих композициях. Уже в начале 1919 года он ассистировал Татлину в работе над проектом знаменитой «Башни»—памятника III Интернационала. Совершенно новые идеи авангарда настолько сильно увлекли молодого художника, что он целеустремленно занялся созданием собственного изобразительного языка, используя для этого все последние наработки в изобразительном искусстве.
«Супрематическая композиция», 1917-1918 годы, холст, масло, 39 х 49,5 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Осенью 1918 года Мансурова пригласили принять участие в праздничном украшении Исаакиевской площади к 1-й годовщине революции. В это же время он серьезно увлекся футуристической сценографией. Работая по заказам столичных театров, художник оформил интерьеры артистического кабаре «Привал комедиантов», разработал эскизы костюмов и декораций к балету «Упманн, или Курительная шутка» на музыку А. С. Лурье в Царскосельском китайском театре, принял участие в оформлении пьесы В. В. Маяковского «Мистерия-буфф» в декорациях Малевича. Параллельно с этим Мансуров иллюстрировал различные книги, сотрудничая с издательствами.

Осенью 1919 года в Петрограде началась вторая эпидемия сыпного тифа, продолжавшаяся всю зиму. Голод и боязнь заразиться вынудили молодого художника покинуть Петроград и отправиться к родственникам в Казань. В стране шла Гражданская война, вынуждавшая ЧК выискивать дезертиров с целью отправки их на фронт. Попал под раздачу и Мансуров. Будучи арестованным по подозрению в дезертирстве, несколько месяцев он провел в местной тюрьме. После освобождения остался в Казани, где с осени 1920 года начал преподавать на живописном факультете Казанского художественного училища. В том же году занимался оформлением оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова.
Эскиз к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1920 год, бумага, гуашь, 25 х 33 см., Галерея Антонио Сапоне, Ницца.

В 1921 году Мансуров переехал в Москву, где организовал выставку художников всех направлений для делегатов 3-го Конгресса III Интернационала, на которой показал и свои вертикальные абстрактные композиции на досках.
Павел Мансуров среди своих работ 1917-1923 гг. на выставке в ИНХУКе. Петроград, 1923 год.

Позже переехав в Петроград, занялся преподавательской деятельностью во ВХУТЕИНе, а в 1923 году стал инициатором создания Государственного института художественной культуры (ГИНХУК) в городе на Неве, занимавшегося теоретическими изысканиями в области новейшего искусства. Различные отделы этого института возглавили П. Н. Филонов, Н. Пунин, М. В. Матюшин и В. Е. Татлин. Сам Мансуров возглавил экспериментальный отдел ГИНХУКа.
«Рыбная ловля на реке», 1922-1925 годы, холст, масло, 45,5 х 37,5 см., частное собрание, Франция.

Работая в институте, Мансуров не забывал и о выставочной деятельности. Участвовал в Выставке петроградских художников всех направлений (1923); выставлялся за границей — в 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922) и 14-м Международном бьеннале в Венеции (1924). В 1926 году в ГИНХУКехудожник создал С. А. Есенину мемориал, сочетавший фотографии поэта с реальным крестьянским костюмом, кусочками коры и раскрашенными досками. Занимаясь исследовательской деятельностью, участвуя в многочисленных диспутах, посвященных новому искусству, Мансуров страдал излишним полемическим напором, который в совокупности с его непоследовательностью в научных изысканиях стали причиной для развернувшейся резкой критики работы ГИНХУКа. Институт и его ученый совет безжалостно критиковали за формализм, за оторванность от действительности, что, в конце концов, послужило поводом к закрытию института.
«Стога», 1922-1923 годды, бумага, акварель, 32,5 х 50 см., частное собрание, Франция.

Закрытие института и развернувшаяся компания по дискредитации деятельности художника, вынудили его всерьез задуматься об отъезде из страны. Удобный момент вскоре подвернулся. В августе 1928 года художник напросился в служебную командировку от Всесоюзного общества культурных связей для устройства персональной выставки в Италии. Выехал из страны и в Советскую Россию уже больше не вернулся.
«Стог сена», 1922-1923 годы, бумага, акварель, 30,5 х 44 см, частное собрание, Франция.

В 1929 году благодаря содействию переводчицы русской литературы Ольги Синьореллион Мансуров провел свою первую персональную выставку в галерее Bragaglia в Риме и участвовал в Венецианском бьеннале, где получил серебряную медаль за театральные эскизы для балетов С. П. Дягилева. В июне 1929 года переехал в Париж, где из-за наступившего в те годы падения интереса общества к абстрактному искусству, был вынужден временно оставить живопись и обратиться к декоративно-прикладному творчеству.
«Маленькая девочка в манеже», 1933 год, холст, масло, 46 х 38 см., частное собрание, Франция.

В 1930 году пользуясь содействием известных во Франции художников-авангардистов Робера и Сони Делоне, с которыми он познакомился благодаря рекомендательному письму В. В. Маяковского, приступил к созданию рисунков и узоров для ткани для Домов высокой моды Patou, Chanel, Lanvin и др. Очень скоро работа с тканью сделала его весьма востребованным автором. В Париже художник проживал на Монпарнасе, где к нему перешла мастерская Р. Делоне на авеню duMaine, 80.
Павел Мансуров в своей парижской мастерской у Робера и Сони Делоне. Фото 1959-1960 годы.

Вращаясь в кругу русской эмиграции, Мансуров был дружен с С. И. Шаршуном и Х. Сутиным. В эти годы живопись художника почти не пользовалась спросом, поэтому в 1930-х годах он пробовал себя в более фигуративной, близкой к экспрессионизму манере, однако уже в 1940-х годах вновь обратился в своем творчестве к созданию абстрактных работ в духе 1920-х годов.
«Листва», 1922-1925 годы, холст, масло, 36 х 27 см., частное собрание, Франция.

В 1930 годах Павел Андреевич неоднократно выставлялся, участвуя в различных выставках русских художников в галереях Zak (1930) и d’Alignan (1931), в салоне Сверхнезависимых (1934), в 6-м триеннале искусств в Милане (1936), во Всемирной выставке в Париже (1937), салоне Тюильри (1939) и в объединенном «Салоне 1940» во дворце Шайо (1940).
«Вид из окна моей мастерской», 1924 год, холст, масло, 48 х 36 см., частное собрание, Франция.

Уже после окончания войны, на фоне пробудившегося в Западной Европе интереса к классическому русскому авангарду 1910—1920-х годов, художник вновь вернулся к своей прежней живописи в рамках абстрактного искусства, и в 1950-е годы живописное творчество Мансурова наконец-то получило заслуженное признание во Франции и по обе стороны океана. В 1957 году художник продемонстрировал свое искусство на выставке «50 лет абстрактного искусства» в галерее Крез в Париже; провел персональные выставки во многих европейских городах — Франкфурт-на-Майне (1961), Канны (1962, 1965), Берлин (1963), Милан (1963, 1967, 1975, 1979), Париж (1968, 1971, 1972—1974), Ницца (1974), Генуя (1974) и других.
«Девочка с обручем», 1933 год, холст, масло, 72 х 93 см., частное собрание.

В последние годы своей жизни Мансуров был уже признанным в Европе и за океаном мастером русского и европейского авангарда, чьи работы регулярно принимали участие в групповых выставках и бьеннале в разных городах и странах Европы. В 1973 году в Национальном музее современного искусства в Париже состоялась его персональная выставка. Работы художника также были представлены на выставке «Москва — Париж», состоявшейся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1981 году. В последние годы Павел Андреевич подолгу жил в Ницце и Сен-Поль-де-Вансе. Умер художник 2 февраля 1983 года в госпитале Пастера в Ницце. Уже после его смерти в 1995 году в Государственном Русском музее прошла выставка, на которой творчество Павла Мансурова было представлено его соотечественникам. В 2006 году этот же музей выпустил мультимедийный диск «Павел Мансуров» (в серии «Русский художник»). Всего, по данным Artfacts, с 1924 по 2019 год работы художника участвовали в 43 зарубежных групповых и в четырех персональных выставках.
«Натюрморт», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

Сегодня произведения Павла Андреевича Мансурова украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Museo d’Arte Contemporaneadi Villa Croce (Генуя, Италия), Städtisches Museum Abteiberg (Менхенградбах, Германия), Muzeum SztukiLodz (Лодзь, Польша), Centre de la Gravureet de l’Image imprimée (Ла-Лувьер, Бельгия), Centre International d’Art Contemporainde Carros (CIAC) (Каррос, Франция), а также многочисленных частных собраний. В Европе художника представляют галереи Galerie Gmurzynska (Швейцария), Lorenzelli Arte (Италия), Galerie Hoffmann (Германия) и Galerie Sapone (Франция).
«Четырехугольники и персонажи», 1933 год, холст, масло, 54 х 65 см., частное собрание, Франция.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х. Составитель Ирина Карасик. Санкт-Петербург, Издание Государственного Русского музея (Palace Editions), 2000.

2. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013. Том II Л-Я, Биографии.

3. Ковтун Е. Формула вывески. Павел Мансуров // Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1991.

4. Мейлах М. Русское лето в Ницце: Павел Мансуров и петроградский художественный авангард // Русская мысль (Париж). 1995.

5. Павел Мансуров. Петроградский авангард. Музей современного искусства в Ницце. Государственный Русский музей в С.-Петербурге: Каталог выставки. СПб., 1995. (библ.).

6. Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003.
Эскиз костюма фигуры в плаще к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», 1920 год, бумага, акварель, карандаш, 35х26 см., Галерея Антонио Сапоне, Ницца.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.