Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 558. Суетин Николай Михайлович (Nikolay Suetin) (1897-1954).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Михайлович Суетин — известный российский советский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора.

Николай Суетин родился в поселке Мятлево Медынского уезда Калужской губернии. В 1918—1922 годах учился в ВНХУ в Витебске у Казимира Малевича. С 1920 года — член группы УНОВИС (Утвердители нового искусства, 1920—1922).

Суетин участвовал в выставках УНОВИСа (1920—1921) в Витебске и в Москве (1921—1922). В 1922 году вместе с К. С. Малевичем переехал в Петроград. В 1923—1926 годах участвовал в работе МХК и ГИНХУКа. В 1925 году возглавил Отдел материальной культуры ГИНХУКа. Занимался разработкой супрематизма, анализировал новые формы искусства. Считается одним из наиболее последовательных учеников К. С. Малевича. В 1937 году, в период господства соцреализма, он находил творческий выход в архитектурно-оформительских работах: спроектировал (с соавторами) интерьеры павильона СССР на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937, архитектор Б. М. Иофан), получившего Гран-при выставки.

Во время Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. С 1922 по 1954 годы работал на Государственном фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. Как художник по фарфору, Суетин изменил многие формы фарфоровых изделий завода, придав им строгие геометрические формы.

Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях страны и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Супрематизм — отвлеченность. Он есть небывалое и колоссальное в мысли, но вышедшее из эпохи. В нем нет земли, и хочется человеческого. Я хочу мощи человеческой у живописца. Хочу ощутить импульс своего человеческого мяса. Хочу быть на земле и с мощью ея»(Суетин Н.М.).
«Супрематическая композиция», 1927 год, бумага, гуашь, акварель, Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн – Швейцария.

Он, любимый ученик Казимира Малевича, похоронивший своего друга Чашника в 1929 году, а своего учителя в 1935 году, в 1954 году сам покинул этот бренный мир и был на долгое время забыт. Забыт настолько, что лишь в 2007 году благодаря повсеместному возрождению интереса к русскому авангарду, была проведена его первая персональная выставка. Сегодня Николай Михайлович Суетин известен, в первую очередь, как замечательный дизайнер и выдающийся график, внесший неоценимый вклад в развитие и популяризацию знаменитого русского фарфора.

Ему, последнему участнику знаменитого союза «Малевич, Чашник, Суетин», как никому другому удалось понять идеи супрематизма своего учителя и воплотить их в жизнь в своем творчестве. Оставив заметный след как художник в живописи и графике, дизайне и архитектуре, он многими современными коллекционерами, тем не менее, ассоциируется в первую очередь в тесной связи с уникальным отечественным фарфором раннего советского периода, что значительно сужает значение его творчества для отечественного искусства. Суетин был основоположником процесса предметного воплощения идей супрематизма, того, чему сам Малевич не всегда придавал столь же важного значения.
«Супрематическая динамика», 1921 год, бумага, гуашь, акварель, 17,6 х 16 см., Галерея Гмуржинской, Кёльн.

Николай Михайлович Суетин родился 6 ноября 1897 года в небольшом поселке Мятлево Медынского уезда Калужская губернии, недалеко от железнодорожной станции Мятлевская в семье обедневшего дворянина, служившего начальником станции. О детских годах Николая достоверных сведений не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, используя для этого любой подручный материал. Первые классы начальной школы посещал в родном поселке, позже был отправлен в гимназию в Калугу. Во время летних каникул несколько раз с родителями посещал Оптину пустынь, один из главных монастырей и духовных центров России.

В 1910 году после окончания калужской гимназии родители отправили Николая в столицу, где он поступил в кадетский корпус, продолжив свое образование. Во время обучения в столице у будущего художника вновь возродился его интерес к рисованию. Его любимым предметом в кадетском корпусе как раз и стало рисование, а педагогический талант тамошних учителей, фамилии которых, к сожалению, так и остались для нас неизвестными, способствовали развитию у кадета Суетина на первых порах любопытства, а позже и живого интереса к живописи. В столице он посещал многие художественные выставки, интересуясь современной живописью и ее модными течениями, а его любимыми художниками стали Михаил Врубель (1856—1910) и МикалоюсЧюрлёнис (1875—1911).
«Монументальный плакат по случаю праздника. Витебск», 1921 год, бумага, гуашь, акварель, частное собрание.

С началом Первой Мировой войны кадет Суетин был мобилизован и отправлен служить на Кавказ, откуда в 1915 году был переведен в Витебск — будущую столицу русского революционного искусства. В Витебске 1915 года располагалась единственная в городе еврейская частная Школа рисования и живописи Юделя Пэна, которая уже после Октябрьского переворота 1917 года была преобразована его учеником Марком Шагалом, в Витебское народное художественное училище (ВНХУ). Здесь, в провинциальном Витебске, Суетин сделал свой окончательный жизненный выбор в пользу занятия искусством и в 1918 году поступил в ВНХУ в мастерскую Марка Шагала (1887—1985), перейдя годом позже в мастерскую Лазаря Эль Лисицкого (1890—1941). В 1919 году произошло знакомство Суетина с художником И.А. Пуни (1892—1956), а позже и с Казимиром Малевичем (1879—1935).
«Черный квадрат», 1921-1922 годы, фанера, масло, 39,6 х 39,6 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1920 году Малевичем и его преданными учениками в Витебске было образовано общество «Утвердители Нового Искусства» — УНОВИС, в которое, помимо самого Малевича, вошли Эль Лисицкий, Лазарь Хидекель (1904—1986), Илья Чашник (1902—1929), Нина Коган (1889—1942), Николай Суетин и другие. Члены УНОВИСа активно участвовали в декоративном оформлении Витебска к третьей годовщине Октябрьской революции, затем к Первомайским праздникам. С Ильей Чашником у Николая Суетина сложились наиболее близкие, дружеские отношения, и так уж получилось, что именно они постепенно стали ведущими художниками УНОВИСа. В 1922 году Суетин демобилизовался из рядов Красной армии и в этом же году вместе с учителем и другими художниками УНОВИСа переехал в Петроград.
Занятия в мастерских УНОВИСа. Витебск, сентябрь 1921 г. На первом плане Н. Суетин (сидит),
Вера Ермолаева (сидит 2-я слева), К. Малевич справа у доски.

1922 год стал вообще очень знаменательным в творческой судьбе Николая Суетина, поскольку директор Государственного фарфорового завода пригласил осенью этого года его, Малевича и Чашника принять участие в разработке новых форм заводского фарфора и в его оформлении. Если Малевичу и Чашнику было поручено конструирование новых фарфоровых изделий, то Суетин на первых порах занимался их росписью. Позже уже и он сам подключился к созданию новых форм, а его супрематический фарфор получил собственное название —суетоны. В 1923—1924 годах Суетин сумел создать в фарфоре свои первые супрематические формы. Важно отметить, что формы Суетина были более функциональны, чем произведения Малевича, более приспособлены к использованию в быту. Суетинские вазы, чернильницы, тарелки, сервизы несли в себе индивидуальный взгляд мастера на супрематизм, его стремление хоть как-то «очеловечить» беспредметное искусство учителя, соединив в себе жесткие линии и мягкие формы. Хорошо узнаваемый агитационный фарфор, созданный Суетиным, неизменно удостаивался призов и наград на многочисленных международных выставках тех лет и быстро завоевал заслуженную популярность.
Ваза «Со снопом», 1936 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В 1923-м году работы Николая Суетина появились на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и «Выставке картин петроградских художников всех направлений. 1918—1923» в Петрограде (в составе группы УНОВИС).
«Декоративный дизайн», 1920-е годы, бумага, акварель, тушь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1932 году Николай Суетин был назначен на должность главного художника завода и оставался на ней до своей смерти в 1954 году. Руководящая работа и новые задачи отнимали много времени, совсем не оставляя его для творчества. В искусстве молодого социалистического государства повсеместно начинал насаждаться социалистический реализм, отодвигая на задний план все остальные течения, включая и авангардное искусство, популяризация которого с некоторых пор становилась совсем небезопасной. В конце 1940-х на волне борьбы с формализмом в искусстве Николая Суетина, как и многих других, обвинили в этом самом формализме и едва не арестовали. Художнику повезло, но, воизбежание худшего, в дальнейшем пришлось придерживаться в творчестве традиций и принципов классицизма. Являясь художником по фарфору, Суетин изменил многие формы фарфоровых изделий завода, стараясь придать им новые строгие геометрические формы. Чашки, блюдца, вазы-«суетоны» и сервизы, сделанные Суетиным, представлены в настоящее время в Музее Императорского фарфорового завода.
Чайный сервиз. Роспись по рисункам Николая Суетина. Фарфор. Государпственный Фарфоровый завод, 1923 год.

Параллельно с работой на Государственном фарфоровом заводе Суетин продолжал заниматься супрематизмом, являясь одним из наиболее последовательных учеников Казимира Малевича. Он старался теоретически осмыслить свои беспредметные композиции как основу для универсального преображения окружающих человека форм. В 1923—1926 годах он принимал активное участие в работе МХК и ГИНХУКа, возглавив в 1925 году Отдел материальной культуры ГИНХУКа. Занимался теоретической разработкой супрематизма, анализировал новые формы искусства. В 1925 — 1926 годах Суетин увлеченно работал также в экспериментальной лаборатории Декоративного института (эскизы рисунков для тканей, оформление выставок, реклама), разрабатывая дизайн, основанный на методе супрематизма.
«Супрематическая композиция», 1920-е годы, картон, гуашь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Оставаясь верным продолжателем идей своего учителя, Суетин полностью принял его супрематическую теорию, позже последовательно преобразовав ее до постсупрематических фигуративных картин. Художник настойчиво работал над развитием своих идей в сложных многоцветных композициях, на ярких контрастах цвета и формы, используя в своей работе расширенную супрематическую палитру (черный, белый, красный). Супрематизм Николая Суетина — это прежде всего геометрическое сопряжение не только простых форм, но и цветовых плоскостей. При этом в конце 1920-х годов вслед за Малевичем Суетин также постепенно перешел от чистой геометрии супрематизма к «метафизическим», условно-знаковым фигуративным образам. В эти годы в его станковом творчестве появились «крестьянские циклы» («Псковский цикл», 1929, графические серии конца 1920-х — начала 1930-х годов: «Крестьянки», «Полуобразы» (или Образы Богородицы), «Снопы», «Дети мудры». Живописные работы — «Женщина с пилой» (1927—1928), «Мужик» (1932, ГТГ), «Мужской портрет» (1932—1933, ГТГ). Живописные работы Суетина вошли в экспозицию выставок «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде (1932) и Москве (1933).
Чайный сервиз «Бабы» (Хлебный). Фарфор. Ленинградский фарфоровый завод, 1930 год.

В 1937 году, когда соцреализм занял господствующие позиции в советском искусстве, Суетин занялся архитектурно-оформительской работой. Им в соавторстве были спроектированы интерьеры павильона СССР на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937, архитектор Б. М. Иофан), получившего Гран-при выставки.
В 1939 году художник оформил павильон СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке, а в 1941 году Николай Михайлович участвовал в создании оформления выставки к 100-летию гибели М. Ю. Лермонтова, но выставка не состоялась, так как началась война.
Чернильница «Супрематизм». Фарфор. Государственный фарфоровый завод, 1923-1924 годы.

Начало Великой Отечественной войны Николай Суетин встретил в городе на Неве. Вместе со всеми участвовал в возведении оборонительных сооружений на подступах к городу. Весь период блокады оставался в осажденном городе, отказавшись от эвакуации. В 1942 году участвовал в создании стилизованного под старину убранства надгробия А. В. Суворова в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. В 1943—1944 годах оформил изобразительно-предметную выставку «Героическая оборона Ленинграда» (1944), ставшую основой Музея героической обороны Ленинграда (закрыт в 1949 году). После войны продолжал трудиться в должности главного художника Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова.
Молочник с крышкой из сервиза «Терракотовые фигуры», 1923 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Николай Михайлович Суетин скончался 22 февраля 1954 года в Ленинграде и был похоронен на Богословском кладбище. Позже рядом упокоилась и его супруга, художник Анна Александровна Лепорская, пережившая мужа на 28 лет. Сегодня произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях страны и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х. Составитель Ирина Карасик. Санкт-Петербург, Издание Государственного Русского музея (PalaceEditions), 2000.

2. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии.

3. Жадова Л. А. О фарфоре Н. М. Суетина // Советское декоративное искусство 73/74. — М., 1975.

4. Ракитин В. Николай Михайлович Суетин / Науч. ред. Ирина Лебедева и Андрей Сарабьянов. — М.: RA: PalaceEditions, 1998.

5. Козырева Н. Николай Михайлович Суетин // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950. — [СПб.]: PalaceEditions, 2000.

6. Иванова Е. Фарфор Николая Суетина // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950. — [СПб.]: PalaceEditions, 2000.
Обложка книги П. Медведева «Демьян Бедный». Издательство КУБУЧ. 1925 год, бумага, акварель, 21,7 х 15,2 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2022.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.