Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 557. Соколов-Скаля Павел Петрович (Pavel Sokolov-Skala) (1899-1961).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Павел Петрович Соколов-Скаля — известный советский живописец и график, педагог, профессор.

Павел Соколов родился в поселке Стрельна Санкт-Петербургской губернии Российской империи. С 1909 года учился у В.В.Коновалова, а с 1914 по 1918 — в Студии художника И.И. Машкова. В 1919 году добавил к своей фамилии Соколов приставку Скаля.

С 1920 года был председателем художественного объединения «Бытие», с 1926 года — участник АХРР (Ассоциация художников революционной России). Долгое время Павел Петрович работал педагогом. Преподавал в различных художественных училищах и студиях: с 1922 по 1930 год — на Центральных художественных курсах АХРР, с 1933 по 1941 год — в Студии военных художников имени М.Б.Грекова и многих других.

Павел Соколов-Скаля принимал участие в различных крупных проектах советской художественной пропаганды. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа» и четырех диорам, запечатлевших наиболее значительные эпизоды боев за Перекоп. Автор многочисленных плакатов, посвященных социалистическому строительству и полотен на революционную тематику.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Художник большого дарования, Соколов-Скаля свой талант, свои знания, всю свою жизнь посвятил служению Родине. Ему было безразлично — большое или малое, первостепенное или менее важное дело ему поручали — любое задание он старался выполнить так, как ему то подсказывало его горячее, вдохновенное сердце. (А. Д. Березин, писатель).
«Облачный день», 1952 год, холст, масло. 51 х 61 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Это был высокий, статный, широкоплечий мужчина, наделенный красивыми, мужественными чертами лица, словно высеченными из мрамора талантливой рукой скульптора, энергичный и сильный, одним словом, широкая русская натура. Именно таким всегда представлялся современникам замечательный советский художник Павел Петрович Соколов-Скаля — человек большого и яркого дарования, неуемного и бурного темперамента, мастер с большой буквы, ушедший от нас слишком рано, в расцвете сил, полный больших надежд и творческих замыслов. Наш сегодняшний рассказ о нем является данью уважения его удивительному таланту и примеру столь беззаветного служения любимому делу.
«Рабочий отряд уходит на фронт в 1919 году», 1937 год, холст, масло, Самарский областной художественный музей.

Павел Петрович Соколов-Скаля родился 3 июля 1899 года в местечке Стрельна под Санкт-Петербургом в семье рядового железнодорожного служащего. Семья жила небогато, в 1906 году переехала в Саратов, где прошли детские и юношеские годы будущего живописца. Он рано проявил интерес к рисованию и в Саратове брал уроки у выпускника Императорской Академии художеств, Виктора Коновалова (1864—1908), преподававшего в местном Боголюбовском училище. В 1914 году Соколовы переехали в Москву, где Павел начал посещать художественную студию известного живописца И. И. Машкова (1881—1944). «Когда он пришел ко мне обучаться, — вспоминал позднее Илья Иванович Машков, — показав мне множество … эскизов, я увидел у него неудержимую напористую страсть выявлять свои сложные мысли и чувства. Рисунки и все его работы дышали мощным мажором, радостью, бурей, переполняя границы своей юности. При его темпераменте, напоре в работе, желании изучить на практике живопись, мне было нетрудно его обучать… Он был жаден и старался без «размазюкивания» вбирать в себя все ценное и нужное».
«Портрет молодой женщины», 1950-е годы, холст, масло, 78 х 63 см., Орловский музей изобразительных искусств.

В дни февральской буржуазно-демократической революции Павел Соколов находится в Москве, живо интересуясь происходящим вокруг. События Октябрьского переворота в столице встретил с восторгом, приветствуя близкие ему лозунги победившего пролетариата. В 1919 году работал художником-оформителем в Троицке (Оренбургская губерния), там прибавил к своей фамилии приставку Скаля. Революционные события с головой погрузили в себя молодого впечатлительного художника, участвуя в формировании его общественного сознания. В годы гражданской войны, находясь на Урале, он писал декорации, плакаты и оформлял советские празднества. В 1920 году Соколов-Скаля вернулся в Москву, где поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), занимаясь там вплоть до 1922 года.
«Даешь Варшаву!», 1929 год, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

После окончания ВХУТЕМАСа остался жить и работать в Москве. В поисках собственного стиля пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, пейзажи, бытовые сценки, многофигурные тематические картины, постепенно обращаясь к главной теме своего творчества — воспеванию мужества и героизма народных масс в их борьбе за дело революции, их преданности идеалам коммунизма, партии В.И. Ленина. В 1920 году художника избрали председателем объединения «Бытие», а в 1926 году он стал членом АХРР. В 1922 году началась педагогическая деятельность Соколова-Скали: с 1922 по 1930 год он преподавал на Центральных художественных курсах АХРР, а с 1933 по 1941год — в Студии военных художников имени М.Б.Грекова в Москве.
«Это вам не 19-й год». (НЭП), 1927 год, бумага, картон, тушь, гуашь, 71 х 53 см., частное собрание.

Первой серьезной работой Соколова-Скали стала картина «Таманский поход», написанная им в 1928 году и посвященная сюжету известного романа А. Серафимовича «Железный поток». Главным действующим лицом на картине был изображен народ, поднявшийся на защиту завоеваний Октября. Таманская армия, составлявшая первоначально 6800 штыков, 500 сабель, 20 пулеметов и два орудия, в ходе наступления Деникина на Екатеринодар, оказалась отрезана от своих. Без патронов, снарядов и продовольствия, с многочисленными беженцами, преследуемая войсками Добровольческой армии, Таманская армия шла вперед на соединение со своими. Беспримерный поход через Новороссийск до Туапсе, а оттуда на Кубань, завершился спустя месяц после начала — 20 сентября 1918 года. Полотно «Таманский поход» стало одной из первых сюжетных многофигурных композиций в отечественном искусстве среди распространенного в те годы этюдного отображения действительности.
«Таманский поход», 1928 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Годом позже, в 1929 году Соколов-Скаля создал еще одно свое известное монументальное полотно, картину «Путь из Горок», в которой сумел выразительно передать чувство великой всенародной утраты, показав движение в метель и жестокую стужу траурного шествия скорбящего народа за гробом Ленина от Горок до железнодорожной станции. Среди других живописных работ художника довоенного периода можно выделить картины — «Окопная правда» (1931), «Братья» (1933), «Пленный курбаши» (1935), «Рабочий отряд уходит на фронт» (1937) и «Гибель начдива» (триптих «Щорс») (1938). 1930-годы вошли в историю становления молодого советского государства в первую очередь, как годы больших промышленных строек. Стремясь как можно глубже изучить советскую действительность, художник в это время совершил множество поездок по стране, посетив крупные индустриальные центры. Был он на иранской, афганской и дальневосточной границах, создав целую серию произведений, всесторонне отображающих жизнь Красной Армии, в их числе и картину «Пленный курбаши», острую и выразительную по характеристикам.
«Путь из Горок», 1929 год, холст, масло, 200 х 300 см., Госудпрственная Третьяковская галерея, Москва.

Заявив о себе, как об авторе историко-революционных и батальных картин, которые последовательно увеличивались в масштабах и размерах, Соколов-Скаля позднее приступил к созданию масштабных панно, написанных по усредненно-бригадному методу, где всегда выделялась манера главного художника. Он принял участие в реализации крупного проекта советской художественной пропаганды. Осенью 1934 годы в кремлевских кабинетах было принято решение о создании панорамы «Штурм Перекопа» и четырех диорам, запечатлевавших наиболее значительные эпизоды боев за Перекоп.
«Июльская демонстрация в Петрограде в 1917 году», 1939 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Была привлечена группа ведущих отечественных живописцев, создана специальная бригада из 11 художников (Г. К. Савицкий, Г. Н. Горелов, В. П. Ефанов, Б. В. Йогансон, В. В. Крайнев, А. Е. Куликов, А. В. Моравов, А. А. Пржецлавский, П. П. Соколов-Скаля, М. М. Соловьев и Н. П. Христенко) во главе с художником-баталистом М. Б. Грековым. П. П. Соколову-Скале совместно с М. М. Соловьевым было поручено создание диорамы «Первая Конная армия в тылу у Врангеля». В 1937 и 1948 годах Соколов-Скаля создал удивительные по выразительности иллюстрации к «Чапаеву» Д. Фурманова, пожалуй, лучшие из всего, что было создано на эту тему.
«В штабе у Чапаева». 1934 года, картон, масло, 17 х 24 см., частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны художник встретил в столице. Война полностью изменила художественную жизнь страны, наполнив ее новым содержанием. Полномасштабно стали использоваться новые более оперативные, быстро действующие средства агитации и пропаганды — военный плакат и агитационные «окна», фронтовой изобразительный газетный и журнальный репортажи, броские листовки и открытки. Уже 26 июня 1941 года в Москве была создана художественная мастерская «Окна ТАСС». К работе в ней были привлечены многие известные московские художники: П. Денисовский, П. Шухман, М. Черемных, Г. Савицкий, В. Горяев, Ф. Антонов, А. Бубнов, Г. Нисский, М. Горелов, А. Дейнека, Д. Мочальский, К. Финогенов, А. Лаптев… П. П. Соколов-Скаля стал одним из наиболее активных организаторов и автором «Окон ТАСС». «Окна ТАСС» завоевали большую популярность и имели огромный успех, выходя практически ежедневно.

Павел Петрович регулярно выезжал и в действующую армию, создавая впоследствии на основе полученных впечатлений монументальные батальные композиции, посвященные героизму советского народа — «Освобождение Калуги», «Доватор в бою» и другие. Среди большого количества полотен о войне, созданных художником, наибольшую известность получила картина «Краснодонцы» (1948), повествующая о подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия».
«Краснодонцы», 1948 год, холст, масло. 200 х 298 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Во время войны Павлом Соколовым-Скаля была написана серия этюдов к задуманным им картинам о Петре I и Иване Грозном. На художественной выставке, организованной в залах Третьяковской галереи к 25-летию Октября, художник с успехом экспонировал полотно «Иван Грозный в Ливонии. Взятие крепости Кокенгаузен». Вслед за этим им был исполнен и ряд других произведений, посвященных этой исторической эпохе: «Иван Грозный и Владимир Старицкий», «Первый оттиск».
«Взятие Иваном Грозным ливонской крепости Кокенгаузен», 1937-1943 годы, холст, масло, 297 х 445 см., Госудпрственная Третьяковская галерея, Москва.

Серьезной работой художника на историческую тему следует также считать созданную им уже после войны картину «Емельян Пугачев», экспонирующуюся в наши дни в собрании Исторического музея в Москве. В 1944 году сразу же после освобождения Севастополя художник задумал создать грандиозное полотно — диораму о городе-герое. Вместе со своим другом А.И. Плотновым Соколов-Скаля по свежим следам войны создал большую картину-панораму «Штурм Севастополя 9 мая 1944 года». В 1954 году художник вернулся в Севастополь, приняв участие в реставрации панорамы «Оборона Севастополя» знаменитого Ф. А. Рубо, поврежденную во время Отечественной войны.
«Емельян Пугачев», 1952 год, холст, масло, Государственный исторический музей, Москва.

Будучи художником разнообразных творческих интересов, Павел Петрович создавал и различные книжные иллюстрации (к Русским былинам, сказке П.П.Ершова «Конек-Горбунок»; обе работы – 1949), работал как художник театра (оформление Ивана Грозного А.Н.Толстого в Малом театре, 1945) и даже подготовил к печати две «автомонографии» —«Годы и люди» и «Долг художника», вышедшие в 1959 и 1963 годах соответственно. Он являлся автором плакатов «Да здравствует 1 мая» (1928), «Стой. Последнее предупреждение» (1929), «Поезд идет от ст. Социализм до ст. Коммунизм» (1939), «На земле и над землей мы зажмем врага петлей!» (1941), «России двинулись сыны» (1942), более 300 плакатов для «Окон ТАСС».
«Гурзуф. Пушкинские скалы», 1950 год, холст, масло, 44 х 49 см., частное собрание.

Павел Петрович Соколов-Скаля умер 3 августа 1961 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Сегодня работы художника украшают экспозиции в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях страны, а также находятся в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
Соколов-Скаля Павел Петрович. Могила художника. Новодевичье кладбище Москвы.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Островская Инна Валериевна. Первая советская панорама: раритеты фондовой коллекции // Военно-исторический журнал.2021.

2. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников // Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

3. Березин Александр Давыдович. Вороново [Текст]: Худож. галерея. — Москва: Сов. художник, 1979.

4. Соколов-Скаля Павел Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

5. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009, т. 6, кн. 1.

6. Pavel Sokolov-Skalya // Grove Art Online (англ.) / J. Turner — [Oxford, England], Houndmills, Basingstoke, England, New York: OUP, 1998.
«Емельян Пугачев», 1940-е годы, Холст, масло, 50 х 40 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедни

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.