Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 556. Переплётчиков Василий Васильевич (Vasiliy Perepletchikov) (1863-1918).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Васильевич Переплётчиков— известный русский живописец, пейзажист, график.

Василий Переплётчиков родился в Москве. Базовые художественные навыки получил в частной школе художника Киселева Александра Александровича. В 1872 году поступил вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где стал учеником В. Д. Поленова. Изучал архитектуру, но после знакомства с И. И. Шишкиным посвятил себя живописи.

В 1880 году Василий Васильевич Переплётчиков начал принимать участие в художественных выставках. В 1880-х годах он регулярно выезжал на этюды в Саввинскую слободу под Звенигородом (вместе с И. И. Левитаном, С. А. Коровиным), в Плёс и на Волгу (вместе с С. А. Виноградовым). В 1892 году Переплетчиков вместе с А. А. Киселевым, Н. А. Клодтом, Л. О. Пастернаком, А. С. Степановым и И. И. Шишкиным принял участие в графическом оформлении московского журнала изящных искусств и литературы «Артист», выполнил рисунки в литературном сборнике.
Он участвовал в выставках ТПХВ (1893, 1895—1901), Московского товарищества художников (1893, 1895, 1899), Общества русских акварелистов (1894, 1896, 1897), «Мира искусства» (1899–1903), «36–ти художников» (1901–1903), «Салоне» В. А. Издебского (1910), Екатеринославского научного общества (1910), кружка «Среда» (1911).

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в собрании Плёсского музея-заповедника, в других музеях страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Переплетчиков, так же как и И.И. Левитан, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов — поэт, тонко воспринимающий часто неуловимые настроения природы, чувствительный, отзывчивый и умеющий передать свои субъективные чувства другим просто и свободно» (М.М. Далькевич, художник, критик).
«Весна», 1897 год, холст, масло, Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».

Его имя было хорошо известно критикам и простым любителям живописи начала прошлого века. Его художественное творчество высоко оценивал весьма скупой на похвалу В.В. Стасов. Его чтили не только как художника, но и как активного общественного деятеля И.И. Левитан и М.В. Нестеров, и при этом ни при жизни художника, ни после его смерти его произведения не были показаны ни на одной персональной выставке. Он являлся одним из учредителей Союза русских художников и активным участником его выставок. Природа наделила его острым умом и поразительной наблюдательностью, и, конечно, он был удивительно одарен многими другими талантами. Его имя — Василий Петрович Переплётчиков, и о нем наш сегодняшний разговор.
«На реке», 1897 год, холст, масло, Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Василий Васильевич Переплётчиков родился 18 октября 1863 года в большом доме в Хлудовском переулке напротив Яузских ворот в Москве в состоятельной купеческой семье почетного гражданина Москвы, кандидата коммерции Василия Переплётчикова. Василий был желанным ребенком в семье, рос окруженный любовью и заботой близких ему людей. Его воспитанием занималась мама, мечтавшая, чтобы сын вырос культурным и хорошо образованным человеком. Глава же семьи мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, связав свою жизнь с коммерцией, поэтому, когда подошло время, Василий был отдан учиться в Московскую Практическую академию коммерческих наук — среднее учебное заведение по подготовке коммерсантов в Российской империи. Здание академии размещалось в доме Дурасовых на Покровском бульваре, куда Василия ежедневно привозил экипаж.
«Вид Москвы», 1909 год, уартон, пастель, 45 х 92 см., Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.

Обучаясь в академии, Василий увлекся рисунком. Произошло это благодаря учителю рисования, преподававшему в учебном заведении. Он первым обратил внимание на несомненное художественное дарование своего ученика, и встретившись с родителями мальчика, посоветовал им обратить особое внимание на художественные способности сына. Он же посоветовал им и художника для дополнительных занятий. Им оказался известный передвижник Александр Александрович Киселев (1838—1911) — выдающийся живописец-пейзажист, будущий профессор и действительный член Императорской Академии художеств. Юный талант с рекомендательным письмом в кармане приглянулся Киселеву и тот согласился давать ему частные уроки, обучая первичным художественным навыкам.
«Селение Порог на реке Вонгуде», 1911 год, картон, гуашь, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

В 1872 году Василий Переплётчиков поступил вольнослушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, став учеником Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927). Интересно то, что на первых порах Переплётчиков изучал архитектуру, что свидетельствовало о разносторонних интересах молодого человека, но состоявшееся позже знакомство с Иваном Ивановичем Шишкиным (1832—1898), заставило его пересмотреть взгляды на искусство и свое место в нем, полностью посвятить себя живописи. МУЖВХ дало Переплётчикову базовое художественное образование и позволило раскрыться его таланту. Еще обучаясь в Училище, он начал экспонировать свои работы на различных выставках.
«Зимой в лесу», 1900-е годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Первоначальные художественные интересы молодого выпускника МУЖВ лежали в области графики. Являясь весьма искусным рисовальщиком, Переплётчиков в 1880-е— 1890-е годы большую часть времени уделял рисунку, изучая различные техники графического искусства: пастель, уголь, перо, карандаш, литографию, акварель. В 1888 году он совместно со своим другом по Училищу, Сергеем Васильевичем Ивановым (1864—1910), участвовал в деятельности рисовальных классов. Ранее вместе с коллегами по цеху, также увлеченными графикой, Переплётчиков приступил к выпуску «Периодического выпуска рисунков русских художников». В первом же альбоме от 1886 года художник поместил свои рисунки, наряду с работами С. В. Иванова, С. А. Коровина, И. И. Левитана, В. А. Симова, А. С. Степанова и других.
«Белая ночь», 1907 год, картон, гуашь, акварель, темпера, Ульяновский художественный музей.

А в 1891 году Переплётчиков пошел еще дальше и выпустил уже самостоятельный альбом пейзажных рисунков (перо, уголь, карандаш). Переплётчиков в эти годы вообще был очень творчески увлекающейся личностью, часто пробовал себя в самых различных областях. В конце 1880-х — начале 1890-х годов он вместе с Исааком Левитаном (1860—1900) и Леонидом Пастернаком (1862—1945) даже преподавал рисунок в известном в те годы в Москве Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста. В 1892 году Переплётчикова пригласили принять участие в совместном с А. А. Киселевым, Н. А. Клодтом, Л. О. Пастернаком, А. С. Степановым и И. И. Шишкиным графическом оформлении московского журнала изящных искусств и литературы «Артист».
«Осень в деревне», 1890 год, холст, масло, 23 х 47 см., Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник.

При этом необходимо заметить, что при всем разнообразии интересов героя нашего повествования, главное место в его творчестве в эти годы занимал станковый рисунок. Свои многочисленные работы в этой области он регулярно демонстрировал на многочисленных выставках, которые устраивали московское Общество любителей художеств и петербургское Общество русских акварелистов. Так, в 1898 году на выставке акварелей, пастелей и рисунков в столице Переплётчиков представил на суд общественности более десяти своих работ, удостоившись внимания одного из самых строгих критиков современного искусства того времени С. П. Дягилева, писавшего о работе Переплётчикова «Река Прорва» (1898): «Она достойна внимания, во-первых, как представительница нового московского пейзажного направления с талантливым Левитаном во главе — и, во-вторых, по своим индивидуальным достоинствам».
«Поморы въезжают в Архангельский порт», 1900-е годы, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Не забывал Василий Васильевич в эти годы и станковую живопись, регулярно выезжая с И.И. Левитаном и С. А. Коровиным (1861—1939) в Саввинскую слободу под Звенигородом, и с С.А. Виноградовым (1869—1938) в Плес на Волгу. Создавая пейзажи, он пробовал свои силы в различных техниках, работая в акварели, обращался к техникам пастели, угля, туши, пробовал свои силы в литографии. За его творчеством наблюдали коллеги по цеху. В 1896 году Левитан сообщил А.В. Васнецову, что Переплётчиков «недурные этюды сработал», а Александр Бенуа, несколькими годами позже, отмечая работы Переплётчикова и некоторых москвичей — последователей Левитана, выразил уверенность в том, что их пейзажи «будут так же цениться со временем, как бесчисленные и милые «малые голландцы».
«Река», 1898 год, холст, масло, 55 х 86 см., Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Василий Переплётчиков очень любил путешествовать, считая, что сидение на одном месте «расслабляет и творческого полета мысли художника лишает».
Одной из главных тем в творчестве Василия Переплётчикова был Русский Север. Художник впервые приехал сюда в 1902 году. В этом путешествии его сопровождал один из соратников по Училищу живописи, ваяния и зодчества и «Миру искусства» Сергей Арсеньевич Виноградов, с которым Василий Васильевич ранее путешествовал по Волге. Переплётчиков активно разъезжал по городам и весям России в поисках новых тем, новых впечатлений, нового вдохновения. До Русского Севера он уже посетил помимо Волги, Оку, Протву, Каму, многие другие места Центральной России, Печерский монастырь, Финляндские шхеры, Урал. Увиденное произвело на него неизгладимое впечатление и привело к рождению замечательных серий работ — «Север. Архангельская губерния», «Север. Новая Земля», других.
«Берега Северной Двины», 1902 год, холст, масло, Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1903 году художник отправился путешествовать по Русской Лапландии. Летом он познакомился с одним из древнейших поселений Кольского полуострова — Кандалакшей написав в дневнике под впечатлениями от увиденного: «Июль. Кандалакша, Кемского уезда. Архангельской губернии. Живу в Кандалакше. Природа угрюмая и грустная. Народ с небольшой разницей — все тот же русский народ: то же пьянство, та же ругань, то же невежество.
Климат тут, должно быть, очень скверный: постоянно ветры, дожди. Теплых дней всего два месяца в году. В огородах растет только репа, жители питаются летом рыбой, зимой олениной. Ржи и овса тут не сеют, — слишком холодно. Интеллигенция: священник. учительница и почтовый чиновник Порочкин, очень любезный человек: припаял мне гайку к мольберту. И, подумаешь: в этой глуши живут люди!»
«Белое море. Кандалакша», 1903 год, акварель, темпера, карандаш, картон, частное собрание.

Русский север влюбил в себя восторженного художника с первой встречи, влюбил на всю жизнь. Переплетчиков на своих полотнах удивительно поэтично «рассказывал» о Севере, обжитом людьми, реалистично показывая его селения с высокими двухэтажными деревянными домами, старинными монастырями, спокойными, а иногда и бурными, реками, яркими цветами, необычными красками неба и воды. Любители живописи с большим интересом знакомились с северными пейзажами «восторженного певца дальнего Севера», ставшими на долгие годы постоянными экспозициями на выставках, главным образом, «Союза русских художников». Его работы, посвященные Русскому Северу, пользовались большой популярностью в годы перед революцией, а пейзаж «Над Двиной надвигается буря» 1908 года совет Третьяковской галереи приобрел в 1916 году для своего собрания. Произведения Переплётчикова в начале ХХ века приобретали многие русские коллекционеры, среди которых Д.В. Высоцкий, В.О. Гиршман, Н.А. Львов, М.К. Морозов, М.П. Рябушинский, К.Т. Солдатенков.
«Северное село», 1913 год, холст, масло, 93 х 106 см., частное собрание.

О творчестве Переплётчиковав те годы неустанно писали критики, работы художника воспроизводили в виде репродукций в наиболее популярных журналах, особенно часто в «Мире искусства» — журнале, который так чутко реагировал всегда на появление новых имен в русской живописи. Произведения художника покупал С. П. Дягилев. Пейзажи Переплётчикова украшали мастерскую И.И. Левитана, квартиры С.А. Виноградова, А.М. Корина.
«У большой реки», 1912 год, картон, масло, 34 х 94 см., Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.

При этом не живописью единой был в эти годы известен Василий Васильевич Переплётчиков. Увиденное в путешествиях и пережитое так и просилось на бумагу, а литературным талантом известный живописец был тоже не обделен, неслучайно всю жизнь его тянуло в той или иной степени к прозе, к стихам, к литературной среде. Художник засел за сочинительство и очень скоро из-под его пера один за другим появились литературные очерки, которые он опубликовал в нескольких выпусках альманаха «Лебедь» (М. 1908 и 1909 годов). Он также стал автором цикла стихотворений «Новая Земля» (1913), к сожалению, оставшимся неизданным. В 1913 и 1914 годах с публичными лекциями «Жизнь за полярным кругом (Новая Земля)» о путешествиях и своих впечатлениях он выступил в Москве и Саратове. Уже незадолго до смерти Василий Васильевич собрал все свои очерки и объединил их в книгу«Север. Очерки русской действительности», изданную в 1917 году, которую проиллюстрировал своими же рисунками и репродукциями картин.
«Церковь в Ухтострове», 1910 год, холст, масло, частное собрание.

Василий Васильевич Переплётчиков являлся членом и экспонентом Московского общества любителей художеств (1884—1908, с перерывами; член с 1893; секретарь), членом-учредителем и постоянным экспонентом Союза русских художников (1903—1918; в 1906—1916 и 1917—1919 — член Комитета). Также он был одним из основателей общества «Свободная эстетика» (1907—1908), объединения «Изограф» (1917—1918), членом Северного кружка любителей изящных искусств, участником Товарищества передвижных художественных выставок (1893—1901), Московского Товарищества Художников (1893, 1899). С 1880 года Переплётчиков был участником выставок Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Также участвовал в выставках ТПХВ (1893, 1895—1901), Московского товарищества художников (1893, 1895, 1899), Общества русских акварелистов (1894, 1896, 1897), «Мира искусства» (1899—1903), «36-ти художников» (1901—1903), «Салоне» В. А. Издебского (1910), Екатеринославского научного общества (1910), кружка «Среда» (1911).
«Урал», 1897 год, холст, масло, 94 х 140 см., Государственный художественный музей Алтайского края

Василий Васильевич Переплётчиков скончался от скоротечного простудного заболевания осенью 1918 года в Москве, где и был похоронен на кладбище Донского монастыря. Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, художественных музеев Владимира, Воронежа, Ростова Великого, Барнаула, Иркутска, Ставрополя, Ульяновска и других городов России, а также многочисленные частные собрания в нашей стране и за ее пределами…
«Базар в Архангельске», 1902 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Переплетчиков В.В. Север. Очерки русской действительности. М., 1917.

2. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников // Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

3. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009, т. 6, кн. 1.

4. Север. Очерки русской действительности. Книгоиздательство писателей. Москва. 1917. С текстом и 16 репродукциями картин и рисунков Василия Переплетчикова.

5. Рисунки В.В. Переплетчикова. Москва. 1891. Русские ведомости, 1892. РГАЛИ.

6. Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. В 2-х тт. М., 1982. Т.1.

7. Далькевич М. М.Выставка акварелей, пастелей и рисунков Московского общества любителей художеств в музее б-на Штиглица. // Хроника журнала «Искусство и художественная промышленность». 1899.
«Черёмуха цветет», 1915 год, картон, масло, 43 х 101 см., Государственная Третьяковская галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.