Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 555. Рождественский Константин Иванович (Konstantin Rozhdestvensky) (1906-1997).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Иванович Рождественский — известный советский художник-супрематист, график, педагог.

Константин Рождественский родился в селе Баркуль Мариинского уезда Томской губернии Российской империи. Учился в Томском Практическом Политехническом институте. В институте познакомился с преподавателем рисования, художником Митрофаном Максимовичем Поляковым и стал заниматься живописью в его студии.

В 1922 году Константин Рождественский недолго работал театральным художником при Томском «Большом городском театре», а осенью следующего года он переехал в Петроград. В ноябре 1923 года был принят в число практикантов Казимира Малевича в ГИНХУКе. Попав под влияние Малевича, Рождественский отказался от реализма в живописи и вскоре стал закоренелым авангардистом. Константин Рождественский преподавал в Ленинградском институте истории искусств и руководил изостудией Дома культуры имени Первой пятилетки. Состоял в «Группе живописно-пластического реализма».

Во второй половине 1930-х годов оставил занятие живописью и до 1980-х годов работал лишь как художник-оформитель—занимался исключительно оформлением советских и международных выставок, а также других схожих общественных мероприятий.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Томском областном художественном музее, в других музеях страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Константин Иванович Рождественский прожил долгую и насыщенную событиями жизнь, став автором многих интересных дизайнерских проектов и объездив с выставками почти весь мир. Он фактически оказался единственным из ближнего круга учеников и последователей Казимира Малевича, кто, живя и работая в сумасшедшем ХХ веке, дожил почти до самого его конца. С его уходом в 1997 году оборвалась невидимая нить, связывавшая послевоенное отечественное искусство с удивительной эпохой русского классического авангарда, ярким представителем которой он являлся. Талантливый и по-настоящему незаурядный человек, близко знавший Пабло Пикассо, Фернана Леже, Аристилда Майоля, Джорджо Де Кирико и многих других знаменитых художников, он, при этом, отчетливо чувствовал с годами свою творческую нереализованность, с горечью для себя сознавая, что удивительное природное дарование и талант исследователя в свое время замеченные и оцененные великим Малевичем, по прошествии времени оказалисьникому не нужны и фактически не были оценены и востребованы современниками.
«На утренней заре», 1932-1933 годы, дерево, масло, 23,5 х 32 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На закате своей творческой карьеры Константин Иванович часто мысленно возвращался к ее началу, к своему великому учителю Казимиру Малевичу. В живописи и графике 1960-х годов художник, ностальгируя, часто обращался к своим старым забытым темам: крестьянка со снопом, сибирский мужик, «два пространства», супрематизм в пейзаже… «Самый интересный и богатый слой, которым питаешься всю жизнь, — признавался он в письме к другу, — оказался периодом, связанным с нашей молодой надеждой… Когда рядом был Казимир»… Время, к сожалению, неумолимо и его никому еще не удавалось остановить…
«Пейзаж», 1920-е годы, холст, масло, 39,7 х 55 см., Собрание А.Н. Ерёмина, Москва.

Константин Иванович Рождественский родился 1 апреля 1906 года в селе Берикуль, Мариинского уезда, Томской губернии в семье священника местной Воскресенской церкви. Родное село Константина было основано в 1750 году, имело древнюю историю, которой гордились местные жители, являлось одним из самых старинных сел Ижмонского района, своим появлением обязанное строительству Московско-Иркуиского тракта. В селе при церкви функционировала небольшая иконописная мастерская, где местные мастера писали иконы для всей округи. Процесс написания икон заинтересовал и юного Константина, часто бывавшего в мастерской. В шестилетнем возрасте после скоропостижной смерти отца он осиротел. После окончания начальной школы в селе уехал в Томск пробивать себе дорогу в жизнь.
Элеватор № 1. 1935 г. Холст, масло. 50,5х45 см. Томский областной художественный музей.

В Томске работал кем придется и где придется, пробуя свои силы в различных профессиях. В 1919 году познакомился с местным художником С. М. Поляковым (1880—1934), выпускником МУЖВЗ и большим энтузиастом своего дела. Посещал занятия в его художественной студии, где и получил первые профессиональные навыки. В 1921 году начал посещать занятия в художественной студии Томского Дома просвещения, которой тоже руководил Поляков. Здесь он познакомился с «новой живописью» Сезанна, Пикассо, Малевича и Татлина. Работал художником-декоратором в Томском Большом театре и непродолжительное время в мастерской детских деревянных игрушек. Здесь же произошло его знакомство с большим поклонником футуризма, художником Евгением Машкевичем (1894—1945), дружба с которым продолжилась у Рождественского и в Москве. В 1922 году молодой художник стал демонстрировать свои работы на выставках, устраиваемых Поляковым в Томске для своих учеников.
«Портрет художника Ефима Рояка», 1925 год, холст, масло, 52 х 48 см., Собрание Марии Юсуповой.

Можно с уверенностью утверждать, что Константин Рождественский демонстрировал большие успехи в учебе, иначе его бы не отправили в 1923 году по путевке студии Томского Дома просвещения в Петроград для получения высшего художественного образования. Классическая реалистическая живопись молодого художника мало интересовала, хотелось новизны, авангарда, столь модного и популярного в те годы в искусстве молодой советской республики. Очень кстати оказался приезд в Петроград знаменитого основоположника новых художественных теорий Казимира Малевича (1879—1935) с группой единомышленников и учеников, полностью разделявших его взгляды. В ноябре 1923 года Рождественский поступил в отдел Малевича в Музей художественной культуры, а после образования ГИНХУКа стал учеником-практикантом Формально-Теоретического Отдела института.
«Единоличники», 1932 год, холст, масло, 49 х 51,3 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Можно смело утверждать, и это подтвердил впоследствии и сам Константин Рождественский, что встреча с великим теоретиком определила судьбу молодого художника, не раз вспоминавшего, как много дали ему годы общения с Казимиром Севериновичем. Малевич научил его пониманию диалектики формы и законов ее развития, анализу разнообразных явлений искусства. С этого времени, и до смерти Малевича в мае 1935 году, Рождественский постоянно находился рядом с учителем, под его непосредственным влиянием. При этом уже в середине 1923 года внутри группы сторонников Малевича образовались две обособленные группы, иными словами —«партии»: Николай Суетин и Илья Чашник с одной стороны, Вера Ермолаева и Лев Юдин с другой, Константин Рождественский и Ефим Рояк тяготели ко второй группе. Ермолаева руководила лабораторией А—цвета, Юдин руководил лабораторией Б—формы. И если Суетин и Чашник прямо развивали принципы теории своего учителя, то Ермолаева и Юдин предпочитали идти своим путем в собственном творчестве, лишь иногда приближаясь к нему.
«Автопортрет с полотенцем на голове», 1930 год, холст, масло, 35х35 см., Томский областной художественный музей.

В период с 1924 по 1926 год Константин Рождественский являлся студентом Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), обучаясь под руководством педагогов-новаторов К. Малевича, П. Филонова (1883—1941), К. Матюшина (1861—1934). Свой первый 1923—1924 учебный год в ГИНХУКе молодой художник посвятил теоретической и практической проработке импрессионизма. В следующем году Малевич поручил ему исследовать метод Сезанна, и вскоре Рождественский стал признанным знатоком наследия великого француза. В 1925 году совет ГИНХУКа, учитывая успешную работу Константина Рождественского, утвердил его в должности сотрудника этого института. До 1927 года он успешно работал в Отделе живописной культуры, сотрудничая на отделении формы со Львом Юдиным, а на отделении цвета — с Верой Ермолаевой. Это было время знакомства Рождественского с теорией прибавочного элемента Малевича и создания своих полотен в духе импрессионизма («Аполлон. Скульптура на окне», 1924 г.) и кубизма. Также он активно занимался проработкой сезаннизма как живописной системы, и его сопоставлением с супрематизмом Малевича.
«Аналитическая композиция», 1930-е годы, бумага, гуашь, собрание М.В. Салиной.

В 1927 году после ожидаемого закрытия ГИНХУКа Константин Иванович был переведен в Комитет современного изобразительного искусства при Институте истории искусств (ГИИИ). В 1929 году произошло его сближение с другими учениками Малевича Л. А. Юдиным и В. В. Стерлиговым, в результате чего была образована общая творческая группа «живописно- пластического реализма», в которую вошли также В. М. Ермолаева и А. А. Лепорская. В конце 1920-х годов Рождественский и сам начал преподавать теорию авангарда и ее видение в современном искусстве в Государственном институте истории искусств. Одновременно он руководил изостудией Дома культуры имени Первой пятилетки.
«Хлеб по карточкам», 1932 год, холст, масло, 66 х 49 см., Томский областной художественный музей.

Период конца 1920-х — первой половины 1930-х годов явился временем наиболее значительных достижений Константина Рождественского в живописи. В его творчестве этих лет в большей степени нашла свое отражение крестьянская тема. Полотна Рождественского этого времени представляли собой композиции с крестьянскими фигурами обобщенного характера, с пустым овалом лица, редко— с обозначенными чертами, находящимися в пространстве, где основную часть фона составляло гладко написанное синее небо, а горизонт был подчеркнут черной полосой.
«Три мужские фигуры», 1932 год, холст, масло, 74,5 х 94 см., частное собрание.

«Три грации», 1934 год, картон, масло, 52,6 х 50 см., Государственный музей «Царскосельская коллекция»,
г. Пушкин, Санкт-Петербург.

Живопись этого периода: «Супрематизм. Крестьянка» (1933), «Пастух», (1932—1933, ГТГ), «Урожай», «Три грации» (1934), «Сибиряк»(1933—1934) «Женская фигура» и «Женщина» (1933), «Автопортрет» (1929), «Супрематический ландшафт. Космический аппарат» (1935). До середины 1930-х годов Рождественский также увлеченно работал в области книжной и промышленной графики, плаката, оформлял изделия парфюмерной промышленности, вел кружки, занимался оформлением города к праздникам, окраской архитектурных сооружений и прочим.
«Голова крестьянина», 1930-е годы, фанера, масло, 53,8 х 50,4 см., Собрание А.Н. Ерёмина, Москва.

В 1934 году после ареста участников группы «живописно-пластического реализма», был привлечен в качестве свидетеля и Рождественский, неоднократно вызывавшийся на допрос в компетентные органы Ленинграда. Возможно, именно это повлияло на его решение оставить занятия живописью и переехать в Москву для занятий выставочным дизайном. Интересная деталь: в 1935 году, когда был объявлен конкурс на проект павильона в Париже, некоторые из круга Малевича уже были в лагерях и ссылках, как, например, Вера Ермолаева и Владимир Стерлигов. После завершения работ на всемирной выставке все организаторы ее программы во главе с комиссаром павильона Иваном Межлауком были арестованы и осуждены как враги народа. Эта участь ожидала и Суетина с Рождественским — они уже были вызваны в столицу, но благодаря защите Бориса Иофана, который в те годы пользовался большим влиянием в кремлевских кругах, они были выведены из опасной зоны и даже получили новый сталинский заказ: оформление советского павильона на всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года. За выставку в Париже Суетин и его помощник Рождественский получили дипломы «Гран-при», а в 1938 году Рождественский был принят в члены Союза художников.
«Псковитянка», 1933 год, холст, масло, 57х44 см., Государственный музей «Царскосельская коллекция»,
г. Пушкин, Санкт-Петербург.

В марте 1941 года Константин Рождественский окончательно переехал в столицу, где и встретил начало Великой Отечественной войны. С 1941 и по 1948 год работал в Академии Архитектуры СССР. Возглавлял большие творческие коллективы, являлся главным художником Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году, за что был награжден одной из высших наград Бельгии — Орденом Леопольда II. Также Константин Иванович работал заместителем главного художника ВДНХ на Всесоюзной строительной выставке, оформлял многочисленные советские выставки за рубежом, Всесоюзные художественные выставки в Москве, был куратором декоративно-прикладного искусства в Союзе художников СССР. В конце жизни художник вновь вернулся к работе с холстом, возможно, ностальгируя по прежним временам, но писал исключительно для себя, не выставляя свои произведения для публики.
«Девушка в платке», 1930-е годы, бумага, масло, 45,2 х 33 см., Томский областной художественный музей.

Константин Иванович Рождественский скончался 30 июня 1997 года в Москве после тяжелой продолжительной болезни. Был похоронен на Донском кладбище столицы. Конечно, без его творческого наследия трудно представить сегодня историю развития русского авангарда, при том, что долгое время его живописные и графические работы не были знакомы широкому кругу любителей живописи. К счастью, времена меняются. В 1993 году с большим успехом прошла его первая персональная выставка в Кельне (Германия) в Галерее Гмуржинской. Также произведения Константина Рождественского экспонировались на выставках «1930-е годы. Живопись. Скульптура» (1990), масштабной выставке «В круге Малевича» (2000, ГРМ; 2001, ГТГ). Персональная выставка, посвященная 100-летию художника, прошла в 2006 в Третьяковской галерее, где его работысейчас демонстрируются в постоянной экспозиции. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Томском областном художественном музее, в других музеях страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
Могила К.И. Рождественского и его жены на Донском кладбище в Москве.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Рождественский К.И. О супрематизме // Константин Рождественский. К 100-летию со дня рождения. М., 2006.

2. Отзыв о кандидатах в аспиранты Государственного института художественной культуры по отделу живописной культуры <формально-теоретическому> — К.И. Рождественском, А.А. Лепорской и Р.М. Поземском // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х годов. [СПб.], 2000.

3. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013. Том II Л-Я.

4. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х гг. Издание Государственного Русского музея «PalaceEdition». Санкт-Петербург, 2000.

5. Соседова М. Константин Иванович Рождественский // Советское декоративное искусство. 1983. № 6.

6. Михиенко Т. Константин Михайлович Рождественский // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950. — [СПб.] PalaceEditions, 2000.
«Снопы в поле», 1933 год, картон, масло, 34,6 х 29,3 см., частное собрание, Германия

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.