Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 554. Лепорская Анна Александровна (Anna Leporskaya) (1900-1982).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Анна Александровна Лепорская — известный советский художник-живописец, график, дизайнер, монументалист.

Анна Лепорская родилась в Чернигове. В 1918—1922 годах училась в Псковской художественно-промышленной школе, где заинтересовалась керамикой и фарфором. В 1923—1926 годах училась и работала в ГИНХУКе, в формально-теоретическом отделе у К. Малевича в качестве практиканта, была его секретарём и самой молодой из его учениц.

Лепорская входила в группу живописно-пластического реализма вместе с К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, В. В. Стерлиговым и В. М. Ермолаевой.
В предвоенные годы А. А. Лепорская много занималась живописью маслом и акварелью, работала как дизайнер. В 1937 году Лепорской было поручено оформление интерьера зала искусств советского павильона на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке. С ее именем связано целое направление работы Ломоносовского фарфорового завода. Работы Лепорской были отмечены самыми высокими оценками на выставке Международной академии керамики в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гётеборге и во многих других городах мира.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Каждому художнику свойственно глубоко личное, вероятно, врожденное чувство прекрасного. В моих ощущениях всегда были радостные, светлые гаммы. Возможно, что белоснежные цветущие сады Украины в раннем детстве сформировали ощущения зрелого возраста и слились с пейзажем цветущих садов Мичуринска в радостное чувство, которое я испытываю от белого фарфора. Впечатления народной керамики, глечиков и крынок, удержались в памяти из ранних впечатлений украинских базаров» (Анна Лепорская).
«Малоярославец весной», 1939-1940 годы, холст, масло, 76 х 96 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Сегодня имя художника Анны Александровны Лепорской известно, пожалуй, лишь коллекционерам авангардного российского фарфора в ближнем и дальнем зарубежье. А между тем, работая с великим Малевичем в качестве его ученицы и секретаря, она принимала участие в создании знаменитого «Черного квадрата», а позже вместе с мужем и супрематического надгробия на могиле учителя. Кто кроме специалистов и историков искусства сегодня вспомнит, что именно ей как декоратору поручалось оформление советских павильонов на всемирных выставках перед войной и реставрация Ленинградских театров после ее окончания? Да и как автор многочисленных форм и росписей фарфоровых шедевров знаменитого Ленинградского фарфорового завода она сегодня почти не знакома широкому зрителю. Между тем ее вклад в развитие отечественного искусства трудно переоценить. Безжалостное время неумолимо стирает известные в прошлом фамилии на страницах истории, что неправильно и уж точно несправедливо по отношению к их памяти.
Сервиз Полевые цветы (Чертополох)
, ЛФЗ, 
Автор рисунка – Л.К. Блак, 
автор формы Нева-2 А. Лепорская
, ручная роспись.

Анна Александровна Лепорская родилась 1 февраля 1900 года в Чернигове в многодетной семье преподавателя латинского языка Черниговской духовной семинарии Александра Ивановича Лепорского. Семья жила небогато, детей рано приучали к труду, воспитывая в них стремление к независимости и самостоятельности. Через несколько лет семья переехала в Вятку, а в 1908 году в Псков, где девочку отдали в местную гимназию. Именно в старших классах гимназии Анна увлеклась рисованием. В Пскове Анна познакомилась с Вениамином Кавериным и Юрием Тыняновым. Октябрьский переворот в Петрограде Анна Лепорская встретила с пониманием и энтузиазмом.
«Портрет крестьянки», вторая половина 1930-х годов, холст, масло, 79,5 × 66,2 см., Собрание Романа Бабичева.

После окончания гимназии она даже поработала некоторое время в глухой деревеньке под Псковом в качестве учительницы, неся местным крестьянам зерна образования и просвещения. По воспоминаниям самой Анны, это было страшное время, когда приходилось жить в дырявой избе, зачастую просыпаясь зимой в настоящем сугробе, когда на улице постоянно стреляли, а понять, чьи войска находились в деревне, было просто невозможно. К счастью, продлился этот ужас недолго, и Анна, уступив настоятельным просьбам родителей, вернулась в Псков к семейному очагу.
«Жницы», 1932-1934 годы, холст, масло, 98,5 х 151 см., Московский центр искусств.

В 1918 году в Пскове девушка поступила в местную художественно-промышленную школу им. Н.Ф. Фан-дер-Флита, где всерьез заинтересовалась керамикой и фарфором. Как говорила впоследствии сама художница: «Мне доставляло большое удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге». Четыре года продолжалось обучение Лепорской в школе, но в 1922 году ее неожиданно закрыли, и девушка, окончательно решившая к тому времени связать свою судьбу с искусством, поехала учиться в Петроград.
«Апостолы Петр и Павел», 1933 год, холст, масло, 46 х 60 см., Московский центр искусств.

В 1922 году она поступила на живописный факультет ВХУТЕИНа , где обучалась в течение двух последующих лет у К. Петрова-Водкина (1878—1939) и А. Савинова (1881—1942). Обучение давалось Лепорской с трудом — ее совсем не привлекало академическое искусство, что и сказывалось на результатах, так что весьма кстати оказалось известие о приезде в Петроград из Витебска Казимира Малевича с группой единомышленников, приглашенного возглавить Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК). Новое и неизведанное всегда привлекало Анну, ее тянуло к всякого рода экспериментам, а о Малевиче и его новых методах тогда много говорили. Анна оставила учебу в храме трех искусств на Университетской набережной 17 и пришла аспиранткой в бывший особняк Мятлевых, что на Исаакиевской площади, 9 , где располагался ГИНХУК.
«Курские курганы», 1930 год, холст, масло, 49 × 59,5 см., частное собрание.

Новая сотрудница в 1923—1926 годах училась и работала в ГИНХУКе, фактически являясь секретарем в формально-теоретическом отделе лаборатории цвета у Малевича. В ее обязанности входило формирование, систематизация и хранение архива работ создателя супрематизма. Увлекшись его идеями, Анна Лепорская впоследствии использовала их при украшении своих многочисленных фарфоровых произведений. Старательная помощница живо интересовалась всеми экспериментами своего наставника, выбирая то, что соответствовало ее творческой индивидуальности; вела записи анализов живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу.
«Дом в лесу», 1932 год, бумага, гуашь, 63,3 х 43,5 см., частное собрание.

Для справки: один из Черных квадратов Малевича был написан, в том числе, и ее рукой. Работа была выполнена в 1923 году совместно с К. Рождественским и будущим мужем Николаем Суетиным.«Он (Малевич) нам сказал закрасить, мы и закрасили»— вспоминала художница. Эта работа сейчас хранится в Государственном Русском музее. Лепорская активно интересовалась сезаннизмом, и ее живописные работы этого периода творчества как раз связаны были с его изучением: «Ферма», «Пейзаж с горой», «Натюрморт с желтой грушей» (все 1926 г.).
«Натюрморт с желтой грушей», 1926 год, холст, масло, Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Черты импрессионизма видны и в ее более позднем творчестве: пейзаже «Малоярославец весной» (1939—1940 годов).
«Малоярославец весной», 1939-1940 годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В круге Казимира Малевича Лепорская познакомилась и со своим будущим мужем, художником Николаем Суетиным (1897—1954). В 1935 году на могиле Казимира Малевича они установили памятник, спроектированный Николаем Суетиным, — куб с «Черным квадратом». В это же время Лепорская вошла в группу живописно-пластического реализма вместе с К. И. Рождественским, Л. А. Юдиным, В. В. Стерлиговым и В. М. Ермолаевой. Впоследствии члены группы были арестованы по ложному обвинению и репрессированы.
Кубический монумент с изображенным черным квадратом на могиле Казимира Малевича близ деревни Немчиновки.

В предвоенные годы Лепорская с мужем много путешествовали по стране. Анна Александровна пробовала свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писала маслом, акварелью, участвовала в выполнении ряда дизайнерских проектов в Ленинграде, на Всемирных выставках. В 1937 году ей было поручено оформление интерьера зала искусств советского павильона на всемирной выставке в Париже, а в 1939 году — на Международной выставке в Нью-Йорке.
«Псковитянка», 1932-1934 годы, холст, масло, 60 х 48 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Начало Великой Отечественной войны Лепорская с мужем встретила в Ленинграде, участвовала в возведении оборонительных рубежей на подступах к городу. От эвакуации из блокадного города отказалась. Пережила все ужасы блокады, дистрофию, цингу. Бралась за любую посильную работу — готовила к эвакуации экспонаты Эрмитажа, работала в госпитале, трудилась на производстве мин, которые сразу отправлялись на фронт. Блокадные зимы выдались очень холодными, производственные помещения не отапливались, а собирать мины в варежках было невозможно. Анна обморозила руки, но не бросила кисть, создав удивительную по выразительности серию «блокадных» пейзажей… В 1944 году ей было поручено восстанавливать интерьеры Государственного театра оперы и балета имени Кирова.
«Пейзаж», 1940-е годы, бумага, акварель, Галерея Проун (Винзавод), Москва.

В 1945 году муж Анны Лепорской, бывший в то время главным художником Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова, привлек ее к работе с фарфором, а с 1948 года она стала уже штатным сотрудником. Вскоре с ее именем станет связано целое направление работы завода. В 1945 году А.А. Лепорская создала свой первый чайный сервиз «Конус» с классическим прямым силуэтом и со своими, потом уже узнаваемыми фирменными “пимпочками” на крышках и ручками сложных форм.
Сервиз Синий фриз, роспись Воробьевского, форма Конус, автор формы Анна Лепорская.

Впоследствии работы Лепорской были отмечены самыми высокими оценками на многочисленных выставках по всему миру: на выставке Международной академии керамики в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гётеборге и во многих других городах мира. В 1970 году Анна Лепорская была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина.
Чайно-кофейный сервиз Север, 1959 год. Форма — Капля Роспись Протопопова, форма Лепорская.

Анна Александровна Лепорская скончалась 14 марта 1982 года в Ленинграде. Была похоронена на Богословском кладбище. Сегодня ее произведения представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музее Ленинградского фарфорового завода, в Псковском музее-заповеднике, в других музеях России, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Поясная фигура в жёлтом», 1932-1934 годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013 г. Том II Л-Я.

2. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х гг. Издание Государственного Русского музея «PalaceEdition». Санкт-Петербург, 2000.

3. Анна Александровна Лепорская: альбом / Марина Александровна Тихомирова. — Л.: Художник РСФСР, 1979.

4. Ирина Карасик. Анна Александровна Лепорская. // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: PalaceEditions, 2000.
«Крестьянка в поле», 1930 год, бумага, акварель, 29,5 х 41,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.