Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 553. Юдин Лев Александрович (Lev Yudin) (1903-1941).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Лев Александрович Юдин — известный советский художник-живописец, график, видный деятель русского авангарда.

Лев Юдин родился в Витебске. В 1918—1922 годах учился в Витебском художественно-практическом институте, первоначально в скульптурной мастерской у И. Х. Тильберга и сменившего его Д. А. Якерсона, затем у В. М. Ермолаевой, Н. О. Коган и К. С. Малевича. В 1922—1923 годах учился во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе на общем курсе.

В 1920 году принимал участие в организации УНОВИСа в Витебске. С 1921 года участвовал в выставках. С 1923 года являлся сотрудником Формально-теоретического отдела ГИНХУКа. Занимался оформлением теории К. С. Малевича о прибавочном элементе в искусстве по разделу кубизма. В конце 1920—1930-х годов входил в группу живописно-пластического реализма, многие члены которой были в декабре 1934 года арестованы, а впоследствии и осуждены на сроки от трех до пяти лет заключения за антисоветскую деятельность. С 1928 по 1934 год сотрудничал в журналах «Чиж» и «Ёж», вместе с другими художниками и литераторами: В. Курдовым, Ю. Васнецовым, П. Соколовым, Б. Малаховским, В. Ермолаевой, Н. Олейниковым, Н. Заболоцким, Э. Криммером. В конце 1930-х годов занимался резцовой гравюрой. Фронтовик. Погиб в боях под Усть-Тосно 10 ноября 1941 года.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Он погиб под Ленинградом, в первом же бою, в начале ноября 1941 года, когда ему только исполнилось 38 лет. Судьба отвела ему до обидного мало, и сегодня он известен в большей степени благодаря своей принадлежности к кругу великого Малевича, встреча с которым и определила дальнейший жизненный путь скромного мальчика из далекого провинциального Витебска.
Лев Александрович Юдин (1903-1941). Фотография 1930-х годов.

Однако этот художник по праву заслужил собственное место в истории отечественного искусства, поскольку даже за отведенный ему короткий период жизни благодаря большому природному дарованию, упорству и беззаветной любви к искусству, сумел вырасти в самостоятельного, глубокого и разностороннего мастера. Имя его — Лев Александрович Юдин и подробное изучение творчества этого замечательного художника еще впереди!..
«Голубой натюрморт». 1930-е годы, холст, масло, 36 х 54 см., Государственная Третьяковская галерея.

Лев Александрович Юдин родился 29 октября 1903 года в Витебске, в многодетной семье агента витебского Общества солезаводчиков Александра Гавриловича Юдина (1863—1916) и его супруги Ольги Александровны Юдиной (1865—1924). В дружной семье Юдиных всегда приветствовалось любое проявление творчества, поэтому, когда маленький Лев начал рисовать, увлеченно и самозабвенно, используя для этого любой подручный материал, мама мальчика, сама увлекавшаяся искусством графического силуэтного изображения(вырезанием маленьких фигурок) и постоянно вырезавшая силуэты разных зверюшек во время игры с детьми, очень этому обрадовалась и всячески способствовала развитию художественных способностей сына.
Еще учась в школе, Лев посещал занятия в художественной мастерской Казимира Малевича (1879—1935).
«Натюрморт на светло-желтом фоне», 1930-е годы, холст, масло, 40 х 50 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После окончания семи классов общеобразовательной школы Лев Юдин поступил в Витебский художественно-практический институт, первоначально обучаясь в скульптурной мастерской у И. Х. Тильберга (1869—1925) и сменившего его Д. А. Якерсона (1896—1947), а позже перейдя в художественную мастерскую к В. М. Ермолаевой (1893—1937), Н. О. Коган (1889—1942) и К. С. Малевича. В 1920 году Юдин вместе с другими студентами, обучавшимися у Малевича, вступил в созданное художником объединение художников-авангардистов УНОВИС («Учредители нового искусства»), а с 1921 года начал участвовать в выставках.
«Пейзаж с козами», 1937 год, [олст, масло. 39,5 х 48,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1922 году Лев Юдин успешно окончил Витебский художественно-практический институт с дипломом «на звание свободного художника и высшего инструктора с правом преподавания в художественных техникумах». Специальность, полученная им по окончании ВУЗа, звучала как «художник—конструктивист», что, вероятно, подразумевало прикладное дизайнерское направление подготовки в институте. В том же году Юдин вместе с основным составом УНОВИСа переехал в Петроград, где продолжил свое обучение на общем курсе ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. В Петроград переехал и Малевич, устроившись на работу в ГИНХУК.
«Рыбки в бутылке», 930-е годы, холст, масло, 56 × 48.5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петеобург.

В ноябре 1923 года Юдин был принят в число научных сотрудников Института высших художественных знаний при МХК вне штата, а через год, в сентябре 1924 года был назначен руководителем вновь созданной лаборатории Формально-теоретического отдела МХК—ГИНХУКа. В октябре 1925 года Юдин был зачислен в штат ГИНХУКа на должность научного сотрудника Формально-теоретического отдела и занимался изучением и техническим оформлением теории Казимира Малевича о прибавочном элементе в искусстве по разделу кубизма.
«Композиция», 1920-е годы, холст, масло, 55 х 40 см., Музей «Царскосельская коллекция», Пушкин.

Это было время появления кубических композиций в творчестве Льва Юдина: «Скрипка», «Кубизм», «Композиция», при этом каких-либо законченных супрематических работ художник в своем творческом наследии не оставил, ограничившись лишь рисунками в своем личном дневнике, который он вел с 1921 по 1938 год, и о существовании которого не знали даже близкие художника.
«Кубизм», 1920-е годы, холст, масло, 42 х 28 см., Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

«Скрипка», 1920-е годы, холст, масло, 106 х 70 см., Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль».

Впоследствии дневник был обнаружен совершенно случайно уже во время войны, когда Лев Александрович был на фронте, а его жена с ребенком в эвакуации. Бывшая соседка по квартире обратила внимание на то, как новые жильцы растапливают печь какими-то бумагами… Она спрятала записи в сундук и потом передала вдове художника Марии Гороховой. Дневник являлся одним из важных источников для изучения творчества К.С.Малевича.
«Натюрморт с чашкой и солонкой», 1940 год, бумага, акварель, тушь, перо, 20 x 29,1 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С января по сентябрь 1927 года уже после слияния ГИНХУКа с ГИИИ Юдин работал лаборантом Комитета современного изобразительного искусства ГИИИ. В 1931—1933 годах он был заведующим графической частью Государственного учебно-педагогического издательства. В конце 1920-х — начале 1930-х годов Лев Александрович входил в известную в Ленинграде группу художников живописно-пластического реализма, которая объединяла последователей и единомышленников Казимира Малевича: В. М. Ермолаеву, В. В. Стерлигова, А. А. Лепорскую, К. И. Рождественского.
«Натюрморт с хлебом», 1923 год, холст, масло, 56 × 48 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Некоторые из них, как В. М. Ермолаева и Л. А. Юдин, будучи еще членами «УНОВИС», в начале 1920-х годов были объединены разработкой общих художественных вопросов. Сама группа официального статуса не имела, а ее члены собирались на квартире В. М. Ермолаевой на 10-й линии Васильевского острова (д. 13, кв. 2), где регулярно организовывали закрытые выставки-просмотры работ художников с последующим их обсуждением самими авторами и искусствоведами.
«Пляж в Озерках», 1932 год, холст, масло, 42 × 60 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Впоследствии эти выставки стали основанием для начала преследования участников в рамках возбужденного органами безопасности так называемого «дела группы живописно-пластического реализма». Все участники группы были арестованы в декабре 1934 году, некоторые были осуждены на различные сроки заключения, а Вера Ермолаева была приговорена к высшей мере наказания в 1937 году. В деле фигурировала и фамилия Юдина, привлекавшегося в качестве свидетеля вплоть до февраля 1935 года.
«Натюрморт со ступкой», 1940 год, бумага, акварель, тушь, перо, 20,8 x 27 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С 1928 по 1934 годы Юдин работал в качестве иллюстратора, активно сотрудничая в журналах «Чиж» и«Ёж» с другими художниками и литераторами: В. Курдовым, Ю. Васнецовым, П. Соколовым, Б. Малаховским, В. Ермолаевой, Н. Олейниковым, Н. Заболоцким, Э. Криммером. Друзья и коллеги выделяли особый талант Льва Александровича — помимо способностей прекрасного рисовальщика, он еще и работал в редкой графической манере силуэтного изображения, научившись этому искусству еще в детстве у своей матери. Без какой бы то ни было предварительной подготовкион виртуозно вырезал ножницами силуэты животных и людей в 1—2 сантиметра величиной, составляя целые картины из отдельных крошечных черных фигурок со сложными очертаниями и множеством мелких острых деталей.
Лев Юдин вырезает из бумаги фигурки. Фотография 1930-х годов.

В 1932 году Лев Юдин был принят в члены ЛОССХа. В 1934 году художник выполнял заказы по оформлению парфюмерной продукции на фабрике «Ленжет», а в 1936–1938 годах выполнял отдельные заказы по оформлению Ленинграда к майским и октябрьским торжествам. Юдины жили в те годы в Ленинграде на Удельной, на несуществующей ныне Лиственной улице на Лихачёвой горе (теперь там расположен велотрек).
«Граммофон», 1931 год, холст, масло, 43.6 × 32 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Начало Великой Отечественной войны Лев Александрович Юдин встретил в Ленинграде. В первые же дни войны художник был призван в ряды Красной армии, учился на краткосрочных курсах командиров под Ленинградом. После окончания курсов младший лейтенант Лев Юдин был отправлен на фронт и погиб в первом своем бою под Усть-Тосно 10 ноября 1941 года. По злой иронии судьбы, уже будучи на передовой, Юдин получил «бронь» от Союза художников, но отказался воспользоваться ею, считая это предательством по отношению к бойцам своего подразделения.
«Ню», 1930-е годы, бумага, смешанная техника, 27 х 20 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Первая персональная выставка Льва Юдина с большим успехом прошла в выставочных залах Ленинградского отделения Союза художников в 1973 году. Произведения художника экспонировались в Дрездене, Брюсселе, Петербурге. Персональная выставка Льва Юдина состоялась также в 2003 году в музее современного искусства «Царскосельская коллекция» в Пушкине. В мае 2021 года в Государственном Русском музее, в Михайловском замке состоялась выставка Льва Юдина «Сказать — свое…», задача которой была не только вернуть массовому зрителю забытое имя художника, но и постараться восстановить одно из утраченных звеньев в истории отечественного искусства.
«Деревенская зарисовка», конец 1930-х годов, бумага, акварель, Музей истории Санкт-Петербурга.

Сегодня работы Льва Александровича Юдина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Летний отдых», 1938 год, цветная литография, 13,7 х 19,3 см. 19 х 26 см., лист, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, ИздательствоClobalExpert&ServiceTeam, 2013. ТомIIЛ-Я.

2. В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920-1950-х гг. Издание Государственного Русского музея «PalaceEdition». Санкт-Петербург, 2000.
3. Козырева Н. М. Ю. А. Сырнев // Страницы памяти: Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинград. — СПб Л., 2010.

4. Ю. А. Рудаков. / Вступительная статья к каталогу выставки Л. А. Юдина. Л.: Художник РСФСР, 1973.

5. Ирина Карасик. Лев Александрович Юдин. // В круге Малевича. Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х: [Каталог выставки] / Сост. Ирина Карасик; сост., подготовка текстов каталога и документов, писем и комментарии к ним Елена Баснер, Ирина Карасик, Татьяна Горячева, Антонина Марочкина, Татьяна Михиенко, Александра Шатских. — [Б. м.]: PalaceEditions, 2000.

6. Карасик И. Лев Юдин. Страницы памяти: Справочно-мемориальный сборник. 1941—1945: Художники ЛОСХ, погибшие в годы ВОВ и в блокаду Ленинграда. — СПб., 2010.
«Оранжевый молочник и бутылка», 1930-е годы, холст, масло, 33 х 45 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.