Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 552. Казанская Мария Борисовна (Konstantin Gorsky) (1914-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Мария Борисовна Казанская —замечательный советский художник-живописец.

Мария Казанская родилась в Санкт-Петербурге. В 1929—1934 годах брала уроки живописи у В.М. Ермолаевой, одновременно посещая занятия в Институте пролетарского изобразительного искусства у А. А. Осмеркина.

Являясь последовательницей Веры Ермолаевой, была близка к группе художников «живописно-пластического реализма», объединявшей К. И. Рождественского, В. В. Стерлигова, В. М. Ермолаеву, Л. А. Юдина и других художников и участвовала в деятельности объединения. Впервые участвовала в коллективной выставке в марте 1934 года. В декабре 1934 года была арестована по ложному обвинению в участии в контрреволюционной деятельности, однако в марте следующего года была освобождена. Художественное наследие Марии Казанской составляет около ста живописных работ и несколько сотен графических листов. Ее творчество находилось под влиянием французской живописи конца XIX века (импрессионизм, сезаннизм, фовизм).

В 1937 году у Казанской серьезно обострилось наследственное психическое заболевание, и она вынуждена была прекратить занятия живописью. Принято считать, что на ее психическое здоровье в значительной мере повлиял стресс, испытанный в краткий период расследования обстоятельств участия в «Группе живописно-пластического реализма».

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях нашей страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Меня особенно привлекли ее цветовая подвижная структурность при стихийности наложения мазков и цветовых пятен. При густом, пастозном наложении краски получается прозрачность и глубинность пространства при чистоте цветовых отношений» (Т.Н. Глебова, художник).
«Город», 1930-е годы, картон, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Ее имя оказалось вычеркнутым из истории развития отечественного искусства, несмотря на то что творчество этого удивительного художника с трагической судьбой является ярким и убедительным свидетельством существования в России реальной художественной школы. Сегодня о ней вспоминает только узкий круг специалистов, да и то зачастую употребляя словосочетание «если бы». Как могла бы сложиться судьба этого художника и раскрыться ее природное дарование, если бы не страшный и бессмысленный арест по чудовищному обвинению, вынужденное расставание с учителем, впоследствии репрессированной по тому же обвинению, тяжелейшая болезнь, лишившая возможности работать…
«Опушка леса», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Но, история, к сожалению, не знает сослагательного наклонения… И это при том, что ее творческое наследие, состоящее из живописных и графических работ, сегодня украшает экспозиции ведущих музейных собраний нашей страны: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга и лучшие частные собрания по обе стороны океана. Оно позволяет нам понять какая же живопись в 1920-е — 1930-е годы прошлого столетия с точки зрения интеллектуальной элиты того времени могла служить основой для дальнейшего развития и направления поисков современного отечественного искусства. Ее имя — Мария Борисовна Казанская, о ней наше повествование и наши воспоминания.
«Солнечная улица», 1930-е годы, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Мария Борисовна Казанская родилась 7 апреля 1914 года в Санкт-Петербурге в семье Бориса Васильевича Казанского, профессора классической филологии, ученого секретаря столичного Института истории искусств и его супруги Натальи Борисовны Казанской, урожденной Радловой, дочери Эрнеста Львовича Радлова, профессора Петербургского университета и директора Публичной столичной библиотеки. Сотрудничая с журналом «Аполлон», она занималась вопросами изучения сценической речи и позже преподавала в Театре рабочей молодежи. Семья Казанских вообще имела артистические корни. Бабушка, Вера Александровна Радлова, урожденная Давыдова, была двоюродной сестрой Михаила Александровича Врубеля (1856—1910), дядя по материнской линии, Николай Эрнестович Радлов (1889—1942), был известным художником и замечательным рисовальщиком. Часто в хлебосольном доме Казанских бывали и другие известные столичные художники.
«Натюрморт с кувшином», 1935 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Неудивительно, что юная Мария рано увлеклась рисованием. Это случилось в трехлетнем возрасте, когда она стала страстно и неудержимо рисовать, используя для этого любой подручный материал. По воспоминаниям младшей сестры Марии Борисовны, для нее никогда не стоял вопрос выбора профессии. После окончания в 1931 году в Ленинграде 9 классов 38-й Советской школы 2-й ступени, Мария решила поступать в Институт пролетарского изобразительного искусства, получивший свое название после очередной реорганизации ВХУТЕИНа. Но случилось непредвиденное обстоятельство — в тот год набора студентов в Институт не проводилось, и преподаватель ВХУТЕИНа, художник Алексей Успенский (1892—1941) познакомил Марию с художницей Верой Михайловной Ермолаевой (1893—1937), с которой она и стала регулярно заниматься. Занятия продолжались до весны 1934 года. Казанская начала с копирования произведений известных живописцев. Работала в различных техниках, маслом и пастелью, изучая живописную фактуру, свойственную тому или иному автору. Изучала живопись старых мастеров, познавая законы построения пространства и стараясь воспринимать пластику независимо от сюжета картин. Позже от копирования Казанская перешла уже к самостоятельной работе на натуре.
«Натюрморт с плодами и бутылкой», 1930-е годы, холст, масло, 38,5 х 47,5 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Одновременно с этим Казанская посещала и занятия в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры у Александра Александровича Осмёркина (1892—1953). Ермолаева познакомила свою ученицу с Казимиром Малевичем (1879—1935), ввела ее в число доверенных людей художника. Позднее Казанская занималась уже у Малевича в ГИНХУКе по плану изучения пяти систем современного искусства. Она была близка к группе художников «живописно-пластического реализма» (объединявшей К. И. Рождественского, В. В. Стерлигова, В. М. Ермолаеву, Л. А. Юдина и других художников). Полностью отдаваясь занятиям живописью, Мария Казанская никогда нигде постоянно не работала, перебиваясь случайной работой по оформлению различных выставок и выполняя редкие заказы для издательства Детгиз. Как правило, это были заказы по оформлению, различные шрифтовые иллюстрации для литературы технического характера, в частности, медицинской литературы.
«Дом на площади», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Казанская разработала уникальный авторский метод яркой по цвету живописи в дивизионистском ключе, опирающийся на наследие фовизма и супрематизма, создала серии станковых работ (пейзажи, портреты, жанровые сцены). В марте 1934 года Казанская приняла участие в первой для себя коллективной выставке, организованной по инициативе В. В. Стерлигова на квартире художницы В. М. Ермолаевой. Именно эта выставка впоследствии упоминалась в материалах следственного дела 1934—1935 годов по обвинению Казанской. Послужила она и невольным поводом для последовавшего обвинения В. В. Стерлигова, А. Б. Батурина и В. М. Ермолаевой.
«Пейзаж с купальщиками», 1930-е годы, бумага, гуашь, 45 х 32 см., частное собрание.

25 декабря 1934 года Мария Казанская одновременно с В. М. Ермолаевой, Л. С. Гальпериным, В. В. Стерлиговым, Н. И. Коган, была арестована как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова). Позже проходила, как свидетель обвинения и 3 марта 1935 года следствие в отношении ее было прекращено. Результатом ареста и перенесенного стресса стало обострение у Марии Казанской наследственного психического заболевания, передававшегося в семье Радловых по женской линии. Случилось это уже после освобождения художницы. Это привело к тому, что в сентябре 1937 года Мария Борисовна вынуждена была прекратить занятия живописью.

Начало Великой Отечественной войны М. Казанская встретила в Ленинграде. В сентябре 1941 года отец Казанской был назначен ее опекуном. Семье М. Б. Казанской после ареста Веры Михайловны Ермолаевой чудесным образом удалось спасти часть ее работ; родители М. Б. Казанской посетили квартиру арестованной художницы и, найдя ее не опечатанной, вынесли некоторые картины.
«Пейзаж», 1930-е годы, картон, масло, 26,5 х 35,5 см., Музей Царскосельская коллекция.

Живопись Марии Казанской всегда была сугубо личной точкой зрения на окружающую действительность, о которой художница в любых условиях и при любых обстоятельствах старалась говорить громко, искренне, в необычайно яркой и экспрессивной манере. Мария Борисовна Казанская умерла весной 1942 года в больнице в блокадном Ленинграде. Была похоронена в братской могиле на Серафимовском кладбище. Первая послевоенная выставка М. Б. Казанской прошла весной 1960 года в квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. (Большой пр, 98, кв.30). Несмотря на то, что выставка была «квартирной», на нее были разосланы пригласительные билеты. Вторая персональная выставка прошла в 1976 году, в мастерской Т. Н. Глебовой на Петроградской стороне (ул. Ленина, д. 52, кв. 43). В апреле 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась третья выставка работ Марии Казанской.
«На берегу», 1937 год, холст, масло, Новокузнецкий художественный музей.

Сегодня живописные и графические работы Марии Казанской хранятся в музейных собраниях Государственной Третьяковской галереи,Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, других художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013. Том I А-К.

2. Козырева Н. М. Ю. А. Сырнев // Страницы памяти: Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинград. — СПб Л., 2010.

3. Воспоминания Татьяны Борисовны Казанской, прочитанные на вечере памяти Веры Ермолаевой в ЛОСХ 18 мая 1972 г. Публикация стенограммы выступления, архив ЛОСХ РСФСР // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, Ленинград, 1989 (книга издана без нумерации страниц).

4. А. Н. Заинчковская. М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Страницы истории отечественного искусства 16—21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11.

5. Елена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010.

6. Т. Н. Глебова. О выставке Марии Казанской в моей мастерской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010.
«Автопортрет в красном шарфе», 1937 год, бумага, масло, 52,7 х 36 см., Государственный Русский музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.