Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 551. Горский Константин Николаевич (Konstantin Gorsky) (1854-1943).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Николаевич Горский — известный русский советский художник, автор полотен на сюжеты из русской и европейской истории, педагог.

Константин Горский родился в Новочеркасске. В период 1872—1876 годов учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества у Е. С. и П. С. Сорокиных, И. М. Прянишникова, В. Г. Перова. В 1876 году после окончания курса переехал в Санкт-Петербург, где поступил в натурный класс Императорской Академии художеств. В 1880 году получил малую золотую медаль за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет». В 1881 году был удостоен большой золотой медали за картину «Святой Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем и отпускает с ним двух монахов» и звания классного художника 1-й степени по живописи исторической. Тогда же получил право не пенсионерскую поездку за границу сроком на четыре года.

С 1882 по 1886 год оттачивал свое мастерство за границей, посетив Берлин, Дрезден, Мюнхен, Вену. В 1887—1889 годах жил в Париже. По заказу императорской семьи в Париже художник работал над картинами «Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году» и «Внутренность французской кузницы». В эти же годы побывал в Бельгии и Англии. Вернувшись в Россию, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891—1918),Строгановском художественно промышленном училище (1902—1943), Московском высшем техническом училище (1896—1917), Московском инженерно-строительном институте (МИСИ) (1930—1943).

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в других музеях нашей страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Константин Николаевич Горский родился 27 сентября 1854 года в уютном доме на окраине Новочеркасска в семье кадрового военного — генерал-лейтенанта Главного штаба Николая Ивановича Горского и его жены Александры Николаевны (в девичестве Гандиной). Константин был желанным и долгожданным ребенком в семье. Отец мальчика был известным в войсках своим хладнокровием и беззаветной храбростью боевым генералом, неоднократно принимавшим участие в походах против горцев и полностью посвящавшим себя службе, поэтому воспитанием будущего живописца занималась Александра Николаевна, не доверяя ребенка нянькам и воспитательницам.
«Встреча императора Петра I с малолетним Людовиком XV», 1890-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Воспитанница Смольного института благородных девиц, она была прекрасно образована и увлекалась музыкой, обладая неплохими вокальными данными на любительском уровне. В доме Горских всегда были рады гостям, среди которых бывали не только военные, но и известные в городе гражданские лица, имевшие самое непосредственное отношение к искусству. Благодаря Александре Николаевне юный Константин рано увлекся рисованием и музыкой, демонстрируя одинаково хорошие успехи. Весной 1860 году в семье случилось несчастье — скоропостижно скончался от апоплексического удара глава семейства, и Александра Николаевна с сыном переехали жить в Ярославль к своим родственникам, где Константин пошел учиться в Ярославскую губернскую мужскую гимназию.
«Делёж добычи», 1890-е годы, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Скромная пенсия, назначенная после смерти генерала, изменила образ жизни семьи, но все время учебы в гимназии Константин не переставал заниматься рисунком. В 1872 году после окончания гимназии он отправился в Москву, где с первого раза поступил на художественное отделение Московского Училища живописи ваяния и зодчества. В течение последующих четырех лет Константин Горский обучался у прославленных педагогов МУЖВЗ тех лет: братьев Е. С. Сорокина (1821—1892) и П. С. Сорокина (1836—1886), И. М. Прянишникова (1840—1894) и В. Г. Перова (1833—1882). По уровню подготовки выпускников тех лет МУЖВЗ можно было считать высшим учебным заведением и приравнять к Императорской Академии художеств, но
фактически таковым оно не считалось, и многим выпускникам за дипломом о высшем образовании приходилось переезжать в столицу и проходить последние курсы в ИАХ. Не избежал этого и Константин Горский.
«Прусские переселенцы», 1915 год, холст, масло, частное собрание.

В 1876 году уже на берегах Невы он продолжил свое обучение в натурном классе Императорской Академии художеств, старательно стирая своими подошвами последующие пять лет плиты на входе в храм трех основных искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. За время обучения в ИАХ Горский был удостоен всех основных наград, вручавшихся студентам: малой и большой серебряных медалей в 1877 году, малой и большой серебряных медалей в 1879 году, малой золотой медали — за программу «Иаков узнает одежду сына своего Иосифа, проданного братьями в Египет» в 1880 году и большой золотой медали за картину «Св. Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву и отпускает с ним двух монахов» в выпускном 1881 году.
Выпускники, получавшие Большую золотую медаль (золотую медаль первого достоинства), получали в те годы звание классного художника 1-й степени и удостаивались права на пенсионерскую поездку за границу за счет средств Академии, в ходе которой изучали лучшие образцы зарубежной живописи и совершенствовали собственное мастерство, подготавливая проекты на получение звания академика.
«Концерт», 1900-е годы, бумага, масло, 23 х 26 см., частное собрание.

В 1882 году Константин Горский воспользовался своим правом на пенсионерство и отправился за границы, посетив Берлин, Дрезден, Мюнхен, Вену. Побывал художник также в Бельгии и Англии, представив в 1885 году на академическую выставку свое большое полотно «Третье испытание Кудеяра в верности Иоанну Грозному», созданное по мотивам романа Н. И. Костомарова «Кудеяр». В силу определенных обстоятельств Высший Совет Императорской Академии художеств не одобрил тогда сюжета картины и не допустил ее для участия в выставке. Художник продолжил работать в области исторической живописи, писал также пейзажи и интерьеры.
«Царевна-лягушка», 1900-е годы, картон, масло, 33 х 26 см., частное собрание.

В 1887 году Горский переехал в Париж, где последующие два года исполнял заказы членов императорской семьи, создавая исторические полотна «Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году» и «Внутренность французской кузницы». В 1889 году Горский вернулся в Россию и поселился в Москве, где ему была предложена должность преподавателя в МУЖВЗ. Кроме этого, Константин Николаевич преподавал в Строгановском художественно промышленном училище (1902—1943), в Московском высшем техническом училище (1896—1917), в Московском инженерно-строительном институте (МИСИ) (1930—1943). Ему нравилась преподавательская деятельность, которую он всегда считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, Горский сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. С 1907 года Константин Николаевич состоял членом Общества преподавателей графических искусств.
«Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году», 1887 год, холст, масло, 70 х 92 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Горский много и с большим удовольствием экспонировал свои работы. Он принимал участие в академических выставках 1885, 1887 и 1889годов, в выставках Санкт-Петербургского общества художников 1893 и 1894годов, Общества художников исторической живописи 1896 и 1898 годов, Товарищества южнорусских художников 1913 года, экспонировал свои произведения на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году и парижском Салоне в 1886 году. События Октябрьского переворота художник не принял, ему были глубоко чужды лозунги побелившего пролетариата, которые он не понимал и которых сторонился. Новое авангардное искусство молодой республики с его угловатыми формами и непонятной риторикой заслуженный мастер не принял. Каких-либо заметных работ в условиях нового времени художник не создал, полностью сосредоточившись на преподавательской работе, приносившей удовлетворение и средства для жизни.
«Зимний пейзаж», 1901 год, холст, масло, 53,2 х 80,5 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Константин Николаевич Горский скончался 8 февраля 1943 года в Москве. Сегодня его полотна украшают экспозиции Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, других ведущих художественных музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 1.

2. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников // Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

3. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009, т. 6, кн. 1.

4. Дмитриева Н. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. — М.: 1951.
«Розы у входа», 1900-е годы, дерево, масло, 26 × 21,7 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.