Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 550. Стерлигов Владимир Васильевич (Vladimir Sterligov) (1904-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Васильевич Стерлигов — известный советский художник, живописец, станковый и книжный график.

Владимир Стерлигов родился в Варшаве. Учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922—1925 годах учился на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, в 1923—1925 годах учился живописи и рисунку в частных студиях. Осенью 1925 года начал работать в ГИНХУКе у К. С. Малевича, изучая кубизм и супрематизм.

В 1929 году Стерлигов вошел в «группу живописно-пластического реализма», оставаясь близким этим художникам в течение всей жизни. В 1929 году начал работать в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж». В 1932 году вступил в Союз Художников. В октябре 1932 года участвовал в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Русском музее. С 1934 по 1938 год отбывал наказание по 58 статье в Карагандинском ИТЛ. Фронтовик. В 1942 году был демобилизован из армии по инвалидности. В последующие годы Владимир Стерлигов занимался вопросами развития изобразительного искусства. В 1963—1966 годах вместе с друзьями создал Старопетергофскую школу, получившую это названиепотому, что встречи и выставки художников проходили в Старом Петергофе.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства, в других музеях нашей страны и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Стерлигов… был вождь направления, отводивший немалые роли идеям, формулировкам программ… один из крупных представителей ленинградской школы 20 века. Особенность ленинградской живописной школы 20 века — почти иконная (чуть аскетичная) светимость цвета… мрак и свет проницают друг друга, подобно тому, как они соотносятся и в человеческом мире» (Б. В. Эндер, художник).
«О возвышенном», 1968 год, холст, масло, 85 х 100 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Он был, вероятно, последним художником классического русского авангарда и, являясь учеником великого Казимира Малевича, сумел преобразовать его знаменитый супрематизм, создав при этом собственную пластическую систему. Он изобретал новые миры. «Земная ось скрипнула и повернулась, — говорил Он, — и все стало новым — земля и небо. При этом способ связи между двумя мирами — объективным и субъективным — развивается и видоизменяется в искусстве, науке, духовно-нравственной и религиозной жизни и стремится к совершенству». Способ «касания» их в искусстве и есть прибавочный элемент, открытый Малевичем, полагавшим, что, история искусства — это рождение и смерть прибавочных элементов, в каждой смерти — новой рождение. Новым же прибавочным элементом в Его системе стала кривая — составная часть двух сфер, связанных касанием. Его имя — Владимир Стерлигов, и о нем дальнейшее повествование.

Владимир Васильевич Стерлигов родился 18 марта 1904 года в Варшаве в семье дворянина Василия Николаевича Стерлигова (1873—1932), профессора Университета, преподававшего историю и его супруги Софии Яковлевны Стерлиговой, урожденной Чубаровской (1880—1915), учительницы местной гимназии. Владимир был долгожданным и желанным ребенком в семье, рос окруженный любовью и заботой близких ему людей. Вскоре после его рождения Стерлиговы переехали жить в Москву, поселившись на Воздвиженке в Ваганьковском переулке. Детство Владимира прошло в Москве, лишь летом он с матерью регулярно выезжал в имение отца в село Остро-Пластиково в Рязанской губернии.
«Розовое море», 1962 год, холст, масло, 102,5 х 120 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Когда подошло время, Владимир был отдан в платный детский сад при частной гимназии в Большом Власьевском переулке популярного в то время в Москве педагога Марии Хрисановны Свентицкой. Свентицкая была известна своей передовой методикой, именовавшейся системой «разумного свободного воспитания», основанной на комплексе мероприятий, направленных на освобождение ребенка от насилия над детской природой и всестороннего развития его самостоятельности и активности. Методика, отводя в системе воспитательной работы большое место руководящей роли воспитателя, предусматривала в то же время создание в детском саду условий, при которых ребенок чувствовал бы себя как дома — просто, свободно, легко и весело, что способствовало его полноценному творческому физическому и психологическому развитию. Позже Владимир учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой, где и увлекся рисованием, демонстрируя при этом определенные успехи. С 1921 по 1923 год он проходил службу в Красном Воздушном флоте, а после демобилизации с 1923 по 1925 год учился на литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, параллельно изучая живопись и рисунок в частных студиях.

В 1925 году в жизни Владимира Стерлигова произошли два знаменательных события: он женился на Лидии Ивановне Мейснер и летом по приглашению ученицы Каземира Малевича (1879—1935) художницы-авангардистки Веры Ермолаевой (1893—1937) переехал в Ленинград для продолжения занятий живописью в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК) под руководством самого Малевича. Его отдел занимался в те годы изучением и анализом живописных систем импрессионизма, сезаннизма, кубизма, футуризма и супрематизма. Это было удивительное время, когда при государственном финансировании в стенах исследовательского института происходило изучение мировой культуры сквозь призму научного подхода. Уже в институте произошло знакомство Стерлигова с М. В. Матюшиным (1861—1934), П. Н. Филоновым (1883—1941), Н. Н. Пунин (1888—1953), В. Е. Татлин (1885—1953), Н. М. Суетиным (1897—1954), руководившими другими отделами в этом же институте.
«Лисий нос. Композиция №2», 1962 год, холст, масло, 59 х 42,2 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

В 1926 году ГИНХУК вполне ожидаемо закрыли, и Стерлигов с коллегами по институту вслед за своим руководителем перешел сначала в Государственный институт истории искусств, а затем и в экспериментальную лабораторию при Государственном Русском музее. В этом же году состоялось знакомство Стерлигова с поэтами А. И. Введенским и Д. И. Хармсом, причем личная и творческая дружба с последним продолжалась вплоть до ареста поэта в августе 1941 года. Начиная с 1929 года художник активно сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж и с издательствами, работая в книжной и журнальной иллюстрации. В 1930 году началась педагогическая деятельность Владимира Васильевича, а в 1932 году он вступил в Союз Художников, получив возможность принять участие в масштабной выставке
«Художники РСФСР за 15 лет» в Русском музее.

Шло время. Постепенно вольница в искусстве первых десятилетий молодой республики победившего пролетариата сворачивалась, уступая место серьезным ограничениям в связи с неотвратимым ужесточением режима. В 1932 году вышло печально знаменитое постановление о перестройке художественных организаций, фактически упразднявшее любое личное мнение, отличное от официально принятого, и любой плюрализм в художественной области. Происходило навязывание жесткой централизованной политики партии в сфере искусства.
Пейзаж. «Мёбиусичная форма», 1970-е годы, бумага, масляная пастель, 25,5 × 30 см., частное собрание.

«В пространстве. Лента Мёбиуса», 1960-е годы, холст, масло, 17 × 23,2 см., частное собрание.

25 декабря 1934 года Владимир Стерлигов был арестован по надуманному обвинению, 27 марта 1935 года осужден согласно постановлению УНКВД по статье 58-10, 58-11и отправлен отбывать наказание в 1-е отделение 3-го отдела Карагандинского ИТЛ (Карлаг, поселок Долинка). По этому же обвинению в лагере вместе с ним отбывали срок художники В. М. Ермолаева и П. И. Соколов. Была арестована и супруга художника Лидия Мейснер-Эренберг, позже осужденная, сосланная и сгинувшая в том страшном лихолетье неизвестно где и неизвестно когда. Освободился Стерлигов досрочно в декабре 1938 года, встав на обязательный учет в Союзе художников Казахстана, в Караганде. В крупных городах жить ему по предписанию «минус шесть», фактически лишенному дома, было запрещено.
«Канава», 1969 год, бумага, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

В августе 1939 года художник переехал в Подмосковье (в Петушки), при этом, несмотря на запрет жить в Москве, постоянно бывал там, останавливаясь у друзей (Е. В. Сперанского, Е. В. Сафоновой). В 1940 году Стерлигов был привлечен к работе над панно на Сельскохозяйственной выставке в Москве. В 1941 году переехал в поселок Малая Вишера Новгородской области, где и встретил начало Великой Отечественной войны. Через месяц после ее начала был мобилизован Маловишерским РВК Новгородской области в 47-й запасной артиллерийский полк (рядовым 2-го запаса). Участвовал в боевых действиях в районе реки Сестры, где 12 января 1942 был контужен. Находился на длительном излечении в полевом госпитале и 15 апреля 1942 года был демобилизован по инвалидности. В июне 1942 года был эвакуирован из блокадного Ленинграда в Алма-Ату, где познакомился с художниками, эвакуированными из Москвы и Ленинграда: Д. Митрохиным, Б. Урманче, С. Калмыковым, П. Зальцманом, Ф. Бернштамом, Н. Харджиевым, Б. Кузиным, Н. Берковским, М. Аксельродом, Р.Великановой.
«За оградой», 1950 год, холст, масло, 45 × 55,5 см., MacDougall’s, Лондон. 30.11.2007.

Весь период нахождения в эвакуации Владимир Стерлигов принимал самое активное участие в художественной жизни казахской столицы: своими силами организовал студию в Союзе художников Казахстана, где занимался разработкой художественных проблем. Вместе с этим Владимир Васильевич преподавал историю и перспективу в местном художественном училище, вел литературные передачи на местном радио, изучал технику фресковой живописи и писал фреску на стенах Союза художников Казахстана. В 1943 году Стерлигов повторно женился на ленинградской художнице Т. Н. Глебовой. В ноябре 1945 года Владимиру Васильевичу не без труда удалось вернуться в Ленинград. В 1950-е годы художник увлекся реставрацией, близко сошелся с реставраторами и исследователями древнерусского искусства.
«Ангел», 1970 год, бумага, акварель, 12 х 15 см., Из собрания Л.Н. Глебовой, Петродворец (Петергоф).

В эти годы Стерлигов последовательно продолжал свои изыскания в области идей пластического пространства Малевича, переходя от прямой к кривой и противопоставляя квадрату Малевича свои купол и чашу, создал
собственную «чашно-купольную» пространственную систему. Развивая теорию своего учителя о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый прибавочный элемент искусства 1960-х годов — «прямо-кривую». По воспоминаниям самого художника, это случилось в воскресенье 17 апреля 1960 года на Крестовском острове, когда художник сделал рисунок, который назвал «Первая бабочка», положивший начало его дальнейшему интенсивному творческому подъему, продолжавшемуся вплоть до самой его кончины. Стерлигов сумел по-новомуувидеть пространство и осознать его свойства. Кривая, чаша, купол стали для него божественной основой символико-религиозной структуры Вселенной.
«Первая бабочка», 1969 год, холст, масло, 83 х 59 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Художник открыл новый «прибавочный элемент» в живописи, новую пластическую систему, связанную с природой, с ее Божественным творением. Его теория получила название теория «Чашно-купольного сознания». Чаша и купол, по мнению автора, последовательно находят свои отражения в структуре Вселенной, все формы в природе стремятся по кривой к чаше и куполу. Концепция Стерлигова стала одной из авангардных теоретических систем, генетически связанной и с супрематизмом, и с органической живописью Михаила Матюшина (1861—1934), при этом манифестом живописца стало его знаменитое полотно «Купол» (1960), где черный квадрат был вписан в купольную форму. Работа символизировала и установление новой системы Стерлигова, и прямую преемственность ее учению великого Малевича.
«Купол». 1960 год, бумага, коллаж, 65,9 × 51,2 см., Собрание А. Б. Стерлигова, Москва.

В 1963—1966 годах Стерлигов совместно со своими друзьями создал Старопетергофскую школу, название которой было выбрано по месту, где проходили встречи и выставки художников: Старый Петергоф. 1 линия, д. 11. В состав школы входили В. В. Стерлигов, Т. Н. Глебова (1900—1985), П. М. Кондратьев (до 1965), С. Н. Спицын (1923—2014), В. П. Волков(до 1965), искусствоведы Е. Ф. Ковтун и А. В. Повелихина. Они планомерно изучали теорию прибавочного элемента К. С. Малевича, «пять новейших систем в искусстве — импрессионизм, сезаннизм, кубизм, супрематизм, кроме футуризма», исследовали цвет. Сам Владимир Васильевич называл работу школы «невидимым институтом», фактически считая ее продолжением той научно-исследовательской работы, которая велась ГИНХУКе, правда, с непредвиденным более чем 30-и летним перерывом.

Владимир Васильевич Стерлигов ушел из жизни 1 ноября 1973 года в Петродворце, с 1988 года — Петергофе. Был похоронен на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе. На могиле художника в 1974 году был установлен памятник, созданный С.Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Владимира Стерлигова «Распятие».
Большой, тёмный, деревянный крест на фото в центре (слегка на заднем плане)- надгробный памятник на могиле художника Владимира Васильевича Стерлигова.

Персональные выставки работ Владимира Стерлигова при жизни художника проходили редко: однодневная выставка в ЛОСХ (1966), и две выставки, в НИИ архитектуры и в ГМИИ в Москве (1970). С 1957 года Владимир Васильевич регулярно проводил «квартирные» выставки у себя дома и у друзей. С июня 1971 года эти выставки проходили в мастерской Т. Н. Глебовой на ул. Ленина, д. 52, кв.43. Спустя более двадцати лет после смерти художника в Государственном Русском музее прошла первая по-настоящему масштабная ретроспектива его творчества («Дух дышит, где хочет», 1995). Следующая развернутая экспозиция работ Стерлигова была представлена уже в галерее «Элизиум» («И после квадрата я поставил чашу…», 2010) и сопровождалась каталогом с теоретическими размышлениями и письмами художника, статьей Г. Г. Поспелова и интервью А. В. Повелихиной.
«Распятие», 1973 год, бумага, тушь, 24 х17 см., Из собрания Л.Н. Глебовой, Петродворец (Петергоф).

Сегодня работы Владимира Васильевича Стерлигова украшают экспозициихудожественного музея Зиммерли (Нью-Брансуик, США), ГМИИ им. А. С.  Пушкина, Московского музея современного искусства, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и других музеев по всей России, а также находятся в многочисленных частных собраниях в нашей стране и далеко за ее пределами. Частыми и желанными гостями бывают они и на зарубежных художественных аукционах.
«Зимний пейзаж», 1950-е годы, холст, масло, 44,6 × 55 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. «И после квадрата я поставил чашу». Владимир Васильевич Стерлигов. 1904—1973. Каталог. Статьи. Письма. М., 2010.

2. В.В. Стерлигов. Каталог выставки к 110-летию со д.р. Невская куртина Петропавловской крепости. СПб, 2014.

3. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013. Том II Л-Я, Биографии.

4. В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920-1950-х. Составитель Ирина Карасик. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей (Palace Editions), 2000.

5. Мочалов Л. В. Пластическая система В. В. Стерлигова как симптом сакрализации культуры // Вопросы искусствознания. (М.), 1995. № 1 / 2.

6. Мочалов Л. В. Малевич и Стерлигов. Квадрат и купол // В круге Малевича: Каталог выставки / ГРМ. СПб., 2000.

7. Стерлигов В. В. Из записей. Публикация и комментарий Е. Спицыной. // Малевич о себе. Современники о Малевиче. В 2-х тт. — М.: RA, 2004. — Т. 2.
«Сад», 1950-е годы, холст, масло, 38 × 48 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.