Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 549. Рождественский Василий Васильевич (Vasily Rozhdestvensky) (1884-1963).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Васильевич Рождественский — известный русский советский живописец, график, педагог.

Василий Рождественский родился в Туле. Базовые навыки рисунка приобрел в Тульском духовном училище. В 1900 году Рождественский переехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В МУЖВЗ Рождественский учился с 1900 по 1911 год, не считая паузы в период 1905—1906 годов. Учился у В. А. Серова, К. А. Коровина, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака.

В годы учебы сблизился с П. П. Кончаловским, И. И. Машковым, А. В. Куприным, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком; в 1910 году вместе с ними организовал объединение «Бубновый валет» (1910—1917, 1927).
Жил в Москве. Прошел через увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом; в 1920-е годы обратился к реалистической манере. С 1907 года — участник выставок. Экспонировал свои работы на выставках общества «Леонардо да Винчи», Московского товарищества художников, «Мира искусства» (1917, 1922), общества «Московские живописцы» (1925). Член и экспонент Общества московских художников (1928), АХРР — АХР (1926, 1928). Преподавал в 1-й и 2-й Государственных свободных художественных мастерских (1918—1920). Выступил инициатором создания и руководителем (до 1922) Государственных свободных художественных мастерских в Удомле Тверской губернии.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском областном художественном музее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе, в других музеях нашей страны и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я помню, как мы с Фальком были на последней выставке картин художника Рождественского на Кузнецком Мосту, и Фальк сказал мне: «Какой чистый и серьезный художник Василий Васильевич». Рождественский и Фальк называли друг друга на «ты», но такой нежной дружбы, как у Фалька с Куприным, у них не было. Наоборот, они часто спорили. Фальк иногда заходил к Рождественским, тот показывал ему свои натюрморты и пейзажи, которые он писал из окна. Но я не помню, чтобы Василий Васильевич заходил к нам смотреть работы Фалька, хотя он любил пожурить мужа за его «урбанизм» и «французистость» призывая его обратиться «лицом к русской глубинке» (Ангелина Щекин-Кротова, супруга Р. Фалька).
«Северная деревня», 1930 год, холст, масло, 64,5 х 83.8 см., Костромской государственных объединённый художественный музея.

В начале ХХ века в культурной жизни России произошло несколько событий, определивших пути дальнейшего развития отечественного искусства. Одним из таких событий, несомненно, стало появление в художественной жизни России русского авангарда. Появились и новые художественные объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет», а их участники приступили к поискам новых художественных форм и живописных приемов. Сегодня, обращаясь к истории отечественного искусства и вспоминая знаменитое общество «Бубновый валет», мы неизменно упоминаем в этой связи фамилии наиболее популярных художников тех лет, имевших непосредственное к нему отношение: Роберта Фалька (1886—1958), Аристарха Лентулова (1882—1943), Илью Машкова (1881—1944), Петра Кончаловского (1876—1956) и Александра Куприна (1880—1960), часто забывая при этом еще одно имя — Василия Рождественского, долгое время остававшегося в тени своих более известных современников, возможно, из-за его измены авангарду в конце 1920-х и переходу к реализму, чего многие поклонники ему так и не простили.
«Северная деревня», 1932 год, холст, масло, 64.5 x 84.5 см., Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

И это несправедливо, тем более, что на рубеже 1920-х — 1930-х годов творчество Василия Васильевича Рождественского было широко известно не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами, а его работы экспонировались не только в молодой советской республике, но и по всему миру на выставках советского изобразительного искусства. И лишь злополучное Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года полностью изменило ситуацию. Окончательное разрушение всех независимых творческих союзов и замена их новыми едиными союзами, которые полностью контролировались государством, нанесло чудовищный вред развитию отечественного искусства, его широкому разнообразию и вариативности, фактически вычеркнув из творческого художественного оборота многие фамилии, обладатели которых не вписывались со своим произведениями в жестко очерченные рамки нового пролетарского искусства. К счастью, все в этой жизни рано или поздно меняется, и «забытые» имена вновь получают возможность занять свое заслуженное место в истории.
«Начало осени. Лиственница» 1930-е годы, холст, масло, 83.5 х 64 см., Вологодская областная картинная галерея.

Василий Васильевич Рождественский родился 25 мая 1884 года в небольшом доме на уютной Старо-Павшинской улице (теперь ул. Мосина) в провинциальном городе Туле в семье протоиерея Василия Александровича Рождественского, настоятеля храма во имя иконы Божией Матери Боголюбской (Святых Великомучеников Флора и Лавра) и его супруги Марии Дмитриевны. Семья Рождественских была многодетной, а Василий был самым младшим, одиннадцатым ребенком в семье. Строгое домашнее воспитание предопределяло и дальнейшую судьбу каждого из детей. Будущее Василия родители связывали с церковью, считая, что юноша должен пойти по стопам своего отца и стать священником. Учиться Василий пошел в Тульское духовное училище, где приобрел первоначальные художественные навыки и серьезно увлекся рисованием, демонстрируя при этом определенные успехи. В 1897 году, выполняя волю отца, поступил в Тульскую духовную семинарию. Окончив четыре курса, принял решение не связывать себя со служением церкви, а развивать проявившиеся художественные способности.
«Белая ночь на море», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1900 году приехал в Москву и с первого раза поступил на общеобразовательное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, обучаясь у С. А. Коровина (1858—1908), С. В. Иванова (1864—1910), В. Н. Бакшеева (1862—1958), Н. А. Клодта (1865—1918). В 1904 году он перешел на художественное отделение МУЖВЗ, занимаясь у А. М. Корина (1892—1967), К. Н. Горского (1854—1943), Н. А. Касаткина (1859—1930), С. Д. Милорадовича (1951—1943), А. Е. Архипова (1862—1930), Л. О. Пастернака (1862—1945). В 1905 году после закрытия училища в связи с революционными событиями в Москве, Василий Рождественский вернулся в Тулу, где тоже было очень неспокойно. В 1905 году он встречался с Л. Н. Толстым в Ясной Поляне, В. В. Вересаевым в Туле. На родине он сблизился с местными революционерами, поддавшись на пропаганду, посещал революционные сходки, был быстро вычислен полицией и даже отправлен в местную тюрьму за участие в революционных выступлениях. После освобождения в 1906 году вернулся в Москву и продолжил обучение.
«Натюрморт. Трактирная посуда» 1909 год, холст, масло, собрание Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

В это время произошло его знакомство и сближение с коллегами по учебе в МУЖВЗ, будущими единомышленниками по «Бубновому валету» художниками П. П. Кончаловским, А.В.Куприным, Р.Р.Фальком, А. В. Лентуловым, И. И. Машковым, а также с М.Ф.Ларионовым (1881—1964).
Молодые художники вместе часто посещали особняк известного коллекционера Сергея Ивановича Щукина (1854—1936), знакомясь с лучшими предметами его знаменитой коллекции, к этому же времени относится и увлечение Рождественского творчеством Поля Сезанна и постимпрессионистов, картины которых видел в доме С.И.Щукина. В 1907 году Василий Рождественский начал выставляться, впервые приняв участие во Второй акварельной выставке Общества Леонардо да Винчи в Московском литературно-художественном кружке. Вскоре принял приглашение устроителей принять участие в выставке «Стефанос», организованной Д.Д.Бурлюком, М. Ф. Ларионовым и Г.Б.Якуловым.

В 1908 году состоялось знакомство Василия Рождественского с Михаилом Александровичем Врубелем (1856—1910), творчество которого оказало на него большое влияние. Молодой художник даже навестил Врубеля в сумасшедшем доме и позже опубликовал в газете «Русское слово» призыв о помощи больному мастеру, который «нуждается в опеке <...>художественного мира и тех, кому дорого творчество Врубеля». В 1910 году незадолго до окончания МУЖВЗ, Василий Рождественский вместе с товарищами был исключен из Училища за нарушение дисциплины. Вскоре его призвали в армию, при этом статус добровольца позволял призывнику часто бывать в Москве и, в конце концов, окончить МУЖВЗ. В этом же году друзья и единомышленники по МУЖВЗ создали творческое объединение «Бубновый валет».
«Натюрморт с красным кувшином», 1918 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Через год Рождественский уволился из армии в звании прапорщика и по приглашению Петра Кончаловского, жившего в это время в Италии недалеко от Сиены, уехал к Средиземному морю, сменив весеннюю слякоть и отвратительную петербургскую погоду на тепло и солнце Средиземноморья.
За границей Рождественский много работал. Будучи очень разносторонним художником, пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, натюрморты, пейзажи, плакаты. Увлекался импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом. В 1914 году с началом Первой Мировой войны был мобилизован и отправился на фронт. События февральской революции и Октябрьского переворота в столице встретил в окопах.
«Подмосковный пейзаж» 1948 год, холст, масло, 102 х 76 см., Калужский областной художественный музей.

Уже начиная с 1918 года, Василий Рождественский активно участвовал в художественной жизни будущей столицы, став членом-учредителем Профессионального союза художников-живописцев нового искусства (Москва, 1918—1919). Он же вошел в объединения «Мир искусства» (1917—1924), «Московские живописцы» (1924—1925), Общество московских художников (1927—1932). Много выставляясь в стране, Василий Рождественский являлся экспонентом и многих арубежных выставок, в том числе, советского искусства в Берлине (1922, 1927, 1930), Японии (1926—1927), Вене (1927, 1930), Стокгольме (1927—1928, 1930) Праге, Осло, Копенгагене (1927—1928), Амстердаме, Риге, Нью-Йорке, Филадельфии, Бостоне, Детройте, Винтертуре (все — 1929), Данциге (1930), Цюрихе (1931), XIV, XVI и XVIII международных выставок искусств в Венеции (1924, 1928, 1932), современной живописи в Питтсбурге (1930).

В 1918 году Василий Рождественский был избран одним из руководителей живописного отделения 2-х Государственных свободных художественных мастерских, где проработал до их реорганизации осенью 1920 года (его ассистентом по мастерской был Н. И. Шестаков), в 1919 году Василий Васильевич был выбран в Совет мастерских. В 1920—1922 годах художник работал в Тверской губернии, где основал и был руководителем филиала Государственных свободных художественных мастерских в Удомле. Здесь
на даче-мастерской «Чайка»(Удомля, Тверская область), Рождественский вновь обратился к своим живописным изысканиям, проводя эксперименты в натюрмортах и развивая идеи Сезанна в пленэрных работах. Здесь, в Удомле были написаны лучшие работы мастера: пейзажи «Зима», «Весна» (частные собрания), «Тихое озеро» (ГТГ), и ряд натюрмортов: «Картофель», «Натюрморт с глиняным кувшином» (частные собрания), «Натюрморт с черной бутылкой» и «Натюрморт с зеленой бутылкой», а также «Автопортрет» и «Женский портрет» (все находятся в Государственной Третьяковской галерее).
«Натюрморт. Кувшин и огурцы» 1918 год, холст, масло, ГОсударственный Русский музей, Санкт-Петербуог.

В поисках новых творческих идей, пластических форм и тем для своих работ Василий Рождественский много путешествовал по стране. Он совершил творческие поездки в ее самые отдаленные уголки: в Крым (1923, 1924), в Среднюю Азию (1926, 1927, 1929), в Карелию (1928), Приуралье, Башкирию (1929), в Архангельскую область (1930—1939). Много работая, художник открывал для зрителей удивительную красоту древнего края русской земли. Особенно полюбил художник Беломорье, представляя на своих полотнах суровый край красочным, светозарным. Даже в осенних и зимних пейзажах ощущается приподнятое бодрое восприятие природы. При этом его северные работы ценны еще и тем, что в них воспроизведен облик некоторых ныне исчезнувших памятников деревянного зодчества. При этом художника в его длительных творческих командировках неизменно сопровождала его муза и верная жена Наталия. Рождественский ее обожал. Наталия Ивановна Михайлова была известным в стране фольклористом — она активно работала в фольклорной секции Союза писателей и собирала песни и стихи северных народов.
«Северная ночь», 1930-е годы, холст, масло., Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В 1923 году Рождественские посетили Крым. Полотна художника украсили живописные окрестности села Отузы и Нового Света, стройные тополя, рвущиеся ввысь, виноградники, раскинувшиеся в долине, богато освещенные южным солнцем. В его крымских натюрмортах отчетливо звучал татарский колорит с изобилием овощей и фруктов, дававший щедрый материал для варьирования гаммы и композиции. В 1926 году Рождественские отправились Среднюю Азию, которая восхитила и влюбила в себя художника с первой встречи. Впоследствии он еще дважды возвращался за образами и впечатлениями в эти диковинные края. В его живописи постепенно начинали происходить изменения, а наблюдения за удивительным колебанием раскаленного воздуха заставили его более тщательно подойти к исследованию световоздушной среды. Эта работа продолжилась и позже в 1930-е годы, когда уже Северный край стал объектом для создания серии удивительно тонких пейзажей с прозрачным вибрирующим воздухом и таким же изменчивым цветом.
«Березники. Химстрой», 1930-е годы, холст, масло, Тульский областной художественный музей.

В 1938 году неутомимый поиск исследователя привел Рождественского в небольшую приморскую деревеньку Лопшеньга, где находились в те годы крупные рыболовецкие колхозы, поставлявшие государству семгу, художник пробыл там все короткое северное лето и осень. Здесь он увлеченно работал над неповторимыми образами поморов, над описанием процесса ловли рыбы и северной природы («Рыбак-колхозник. Беломорье, село Лопшеньга» 1938, «Колхозная путина на Белом море. Лов семги» 1938—1948). От берегов Белого моря Рождественский с супругой направились на Алтай уже за новыми темами и впечатлениями. Эти поездки давали художнику богатый материал для дальнейшего творчества, постепенно уводя его живопись в сторону реалистической манеры письма.
«Беломорская путина. Колхозный лов сёмги», 1938-1948 годы, холст, масло. 193 х 263 см., Государственной музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

Начало войны художник встретил в Москве. И находясь в столице, и в эвакуации Рождественский не прекращал работать, создавая галерею портретов героев тыла. Им была создана и удивительная по исполнению серия графических портретов «Мастера народного творчества (1941—1945), которая экспонировалась на специальной выставке в Союзе советских писателей СССР (1945). Неоднократно выезжал художник и на фронт в действующую армию для написания портретов героических защитников родины.
«Рыбак-колхозник. Беломорье. Село Лапшеньга», 1938 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В послевоенные 1940—1950-е годы Василий Васильевич с супругой большей частью жил и работал в деревенской глубинке, практически не покидая Подмосковье. По характеру Рождественский слыл среди знавших его людей человеком замкнутым; быть может, с этим как-то связана его особая любовь к животным. Возможно, именно поэтому Петр Кончаловский написал портрет друга в «обществе» собак. Дома у Рождественских жили коты, которым, по рассказам соседей, строгий хозяин категорически запрещал ловить мышей. Василий Васильевич Рождественский умер 20 мая 1963 года в Москве. Был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Могила художника Василия Васильевича Рожднственского на Ваганьковском кладбище Москвы (36 уч.)

Сегодня произведения мастера находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Тульском областном художественном музее, Каракалпакском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе и других художественных и краеведческих музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. «Рисунок и акварель в России. XX век»//Альманах. Вып. 209.СПб. Palace-Editions-Graficart, 2008.

2. Н.Третьяков. В.В.Рождественский. М., 1956.

3. Василий Васильевич Рождественский. Записки художника. М., 1963.

4. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: В 2-х ч. LA (USA), 2010.

5. Рождественский // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

6. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников / Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

7. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013. Том 2.
«Азия. Женщина в парандже», 1926 год, холст, масло, Смоленская художественная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.