Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 548. Воинов Всеволод Владимирович (Vsevolod Voinov) (1880-1945).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Всеволод Владимирович Воинов — известный русский советский живописец, график, театральный художник педагог и искусствовед.

Всеволод Воинов родился в Санкт-Петербурге. В начале 1900-х годов учился в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1910-х годах брал уроки живописи у В. И. Денисова. Занимался станковой и прикладной графикой, книжной иллюстрацией, экслибрисом. Обращался к техникам линогравюры, ксилографии, офорта, литографии.

С 1906 года работал как театральный декоратор. Сотрудничал с театрами Музыкальной драмы и театром В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Состоял членом объединений «Художественно-артистическая ассоциация» (1912), «Община художников» (1912—1929), «Мир искусства» (1922, 1924).
В 1910—1922 годах являлся сотрудником отдела гравюр и рисунков Эрмитажа, управляющим его делами в 1917—1921 годах. В 1922—1932 годах был хранителем, а затем заведующим отделом рисунка и гравюры Русского музея.Преподавал на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНАа (1922—1924), в Ленинградском хореографическом училище (1924—1926), Ленинградском художественно-промышленном техникуме(1932—1934), Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств (1933—1937), Лентехфильме (1937—1939).

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в других музеях нашей страны, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Всеволод Владимирович никогда не был музейным человеком. У него не было той самозабвенной и жертвенной преданности музею, которая была свойственна большинству его ближайших помощников. Чтобы разлучить их с музеем, понадобились чрезвычайные обстоятельства. А Всеволод Владимирович хотел свободы и стремился к самостоятельному творчеству. Он тяготился музейной службой и сам, по доброй воле, покинул ее при первой возможности. Для музея это было большой утратой» (В. Н. Петров, искусствовед).
«Женщина и амур», 1917 год, холст, масло, 70,6 х 89,6 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Всеволод Владимирович Воинов родился 13 марта 1880 года в Санкт-Петербурге в многодетной хорошо обеспеченной семье Владимира Михайловича Воинова (1849—1911), потомственного дворянина, будущего статского советника и управляющего делами Великого князя Павла Александровича, и его супруги Екатерины Никифоровны, урожденной Хрусталевой. Всеволод был старшим ребенком в семье Воиновых. Имел казачьи корни. Владимир Михайлович происходил родом из донских казаков станицы Усть-Быстрянской, всего в жизни добился своими силами и очень гордился этим. Учился на архитектурном факультете Петербургского технологического института, участвовал в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, где за проявленное мужество и героизм был награжден Георгиевским крестом и получил первый офицерский чин — хорунжего, позже был выделен генералом Скобелевым, став его адъютантом.
«Деревенская улица», 28.VII.1928 год, бумага, тушь, кисть, Пермская государственная художественная галерея.

После окончания войны уже в столице служил по железнодорожному ведомству, познакомился со своей будущей женой Екатериной Никифоровной Хрусталевой. В 1881 году перешел на работу в Министерство Императорского Двора. В 1889 году, находясь в чине коллежского секретаря, благодаря счастливому случаю попал на службу к Великой княгине Александре Георгиевне, а в 1903 году, уже будучи статским советником, стал управляющим делами Великого князя Павла Александровича. Стремительный взлет карьеры главы семьи обеспечивал спокойную жизнь и большие финансовые перспективы для членов семьи, позволявшие иметь хороший дом в столице, летнюю дачу в пригороде и широкие возможности по обучению детей. В семье была большая коллекция исторических ценностей и различных художественных предметов, включавшая картины русских мастеров и гравюры, страстным собирателем которых был глава семьи. Все это вызывало живой интерес первенца и, возможно, послужило причиной его раннего увлечения рисованием.
«Аллегория», 1918 год, бумага, тушь, карандаш, 40 х 42 см., Аукционный дом MacDougall’s,Лондон, 2010 г.

В семье Воиновых вообще приветствовалось любое проявление творчества. Екатерина Никифоровна, имевшая абсолютный музыкальный слух и неплохие вокальные способности, самолично обучала детей музыке, а для занятий рисованием юному Всеволоду домой приглашали профессионального художника, который и посоветовал родителям обратить особое внимание на природные художественные способности сына. После окончания гимназии Всеволод сразу хотел поступать в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, но категорическое возражение отца, считавшего обязательным для своих детей
получение классического образования, вынудило его изменить свое решение и поступить на естественно-математический факультет Петербургского университета, который он успешно закончил в 1904 году. При этом, обучаясь в университете, Всеволод продолжал заниматься любимым рисованием, с 1902 года посещая занятия в Рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1910-х годах Воинов брал частные уроки у известного художника-символиста Василия Денисова (1862—1921).
«Скач коня», 1915 год, холст, темпера, 98,2 х 156,7 см.,Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

С 1906 года Всеволод Воинов сотрудничал с несколькими столичными театрами, в качестве художника-декоратора: работал в театре В.Ф. Комиссаржевской, а затем в Театре музыкальной драмы. Этот год стал вообще очень знаменательным в жизни художника — он познакомился с приятной молодой учительницей Ксенией Иннокентьевной Даниловой. Молодые как-то сразу приглянулись друг другу, и на поступившее предложение создать семью, Ксения Иннокентьевна без особых раздумий ответила согласием. Вскоре в семье появилось двое детей: Вадим (1907 г.р.) и Тамара (1909 г.р.). В 1910 году Всеволод Воинов поступил на службу в канцелярию Императорского Эрмитажа, и как служащий Эрмитажа получил большую шестикомнатную квартиру в доме 14 по Захарьевской (Каляева) улице.
«Гиацинты», 1912 год, картон, темпера, гуашь, 82,7 х 105 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Семья не мешала творчеству художника. В 1912 году он стал членом объединения «Художественно-артистическая ассоциация», в этом же году, примкнул к «Общине художников» (1912—1929), также Всеволод Владимирович входил в «Мир искусства» (1922, 1924), «Шестнадцать» (1922—1927), являлся членом Всероссийского общества поощрения художеств (1928—1929), где возглавлял секцию граверов. События Октябрьского переворота в столице Воинов встретил резко негативно, лично призвав на собрании служащих Эрмитажак решительному бойкоту новой власти. Его поддержали, приняв резолюцию, в которой говорилось: «…присоединиться… к мерам бойкота представителей захватчиков власти с целью не дать им возможности укрепиться… не признавать власти представителей захватчиков и продолжать исполнение всей текущей работы…».
«Пейзаж в Юкки», 1924 год, бумага, карандаш, 35,5 х 50 см., частное собрание.

Шло время. Последующие события показали, что новая власть выступает за сохранение культурного наследия страны и намерена оберегать культурные ценности. Это изменило отношение Воинова, как и многих его товарищей по цеху, к представителям молодой советской республики. Воинов, как и Александр Бенуа (1870—1960) и Федор Нотгафт (1896—1942), принял решение сотрудничать с «большевиками». Вскоре он был назначен управляющим делами Эрмитажа. В начале 1919 года, когда в Петрограде свирепствовал голод, и супруга с детьми покинула заснеженный город на Неве. Воинов вместе с сотрудником Эрмитажа и членом «Мира искусства» С. Яремичем (1869—1939), выехал в командировку в Москву с целью изучения состояния эвакуированных туда в годы мировой войны экспонатов музея. Это было время творческого возмужания Воинова, становления его и как превосходного графика, и как талантливого искусствоведа. В Эрмитаже и позднее в Русском музее Воинов познакомился с художниками объединения «Мир искусства» Александром Бенуа, Дмитрием Митрохиным, Степаном Яремичем и другими замечательными мастерами. Здесь же произошло его знакомство, позже переросшее в большую творческую дружбу, и с Борисом Кустодиевым (1878—1927).
«Сбор картофеля», 1939 год, офорт, сухая игла, Государственный Русский музнй, Санкт-Петербург.

В начале 1923 года Всеволод Воинов перешел из Эрмитажа в Русский музей, сменив Д.И. Митрохина на посту заведующего отдела рисунков и гравюры. Обладая поистине энциклопедическими знаниями, он быстро вошел в число ведущих сотрудников бывшего «Русского музея императора Александра III».
Высокий, худощавый, с порывистыми жестами и стремительной походкой, с быстрой, почти всегда шутливой речью, часто переходившей в скороговорку, Всеволод Владимирович решительно отличался от всех остальных руководящих сотрудников Русского музея. В 1932 году он стал членом Ленинградского Союза художников. Как сотруднику музея ему была предоставлена шестикомнатная квартира во флигеле Бенуа.
«Москва. Зимний пейзаж», 30.Х.1926 год, бумага, тушь, кисть, 54 х 42,8 см., Собрание Романа Бабичева.

Наряду с основной «музейной» деятельностью, Воинов много времени уделял педагогике, передавая молодым художникам свои уникальные энциклопедические знания по истории и технике гравюры. Он преподавал на полиграфическом факультете ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа (1922—1924), в Ленинградском хореографическом училище (1924—1926), Ленинградском художественно-промышленном техникуме(1932—1934), Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств (1933—1937), Лентехфильме (1937—1939). Его перу принадлежат ряд монографий и статей в петроградских и ленинградских иллюстрированных журналах, посвященных мастерам современного русского искусства (совместная с В. Дмитриевым монография о Борисе Григорьеве; совместная с М. Кузминым монография о Д. Митрохине).
«Вид на реку», 1933 год, бумага, акварель, 41 х 54,5 см., Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 год.

Художник много и охотно экспонировал свои работы на различных художественных выставках: Первой государственной свободной выставке произведений искусств в 1919 году, выставке оригинальных рисунков петроградских книжных знаков в 1923 году, выставках «Гравюра СССР за 10 лет», «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» (обе 1927) в Москве, «Графическое искусство в СССР. 1917—1927», «Русская ксилография за 10 лет» (обе 1927), «Художественный экслибрис» (1928) в Ленинграде, «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932—1934), а также на многочисленных зарубежных выставках советского искусства:в Нью-Йорке, Сент-Луисе, Мемфисе, Новом Орлеане, Лос-Анджелесе, Портленде (1924—1925, передвижная экспозиция), Риге, Винтертуре (1929), Второй Международной выставке графического искусства во Флоренции (1927), XVI Международной выставке искусств в Венеции (1928), Художественно-кустарной выставке СССР в Нью-Йорке (1929) и других.
«Большие Юкки», 6.VII.1926 год, бумага, уголь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

На рубеже 1935—1936 годов Ленинградское областное товарищество художников организовало персональную выставку Всеволода Воинова, на которой художник представил 182 своих работы, относящиеся к 1921—1935 годам. В том же 1936 году Всеволод Владимирович серьезно увлекся офортом. Уже через два года, в 1938 году прошли две его персональные выставки в столице: в начале года в Музее изобразительных искусств открылась выставка «Наша родина в советской гравюре», а затем в мае — персональная выставка Воинова в офортной студии им. И.И. Нивинского. Работая в Русском музее, Всеволод Владимирович и сам был непосредственным организатором своих выставок: русской литографии в 1923 году и ксилографии в 1927году.
«Снопы», 1928 год, бумага, акварель, 38 х 48 см., Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2007 год.

Начало Великой Отечественной войны Всеволод Владимирович встретил в Ленинграде. Принимал участие в создании оборонительных рубежей на подступах к городу, позже ушел в ополчение, работая в штабе. С первых дней войны сын художника Вадим Воинов ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Поздней осенью 1941 года Воинов уехал с семьей в эвакуацию в Алма-Ату, где пробовал свои силы, как театральный художник и художник по костюмам для кино. В 1944 году Сергей Эйзенштейн пригласил его художником на съемки кинофильма «Иван Грозный» (1 серия) совместно с Л.И. Наумовой. Уже в 1944 году на дочь и внучку художника пришел вызов из Ленинграда. Сам художник вернулся в родной город лишь в августе 1945 года, больным, с подорванным здоровьем, слабым и постаревшим, но счастливым от возможности встретиться с любимым городом, его улицами, зданиями, мостами и красавицей Невой.
«Ефросинья и бояре», эскиз декорации к кинофильму «Иван Грозный» (2-я серия). Режиссер Сергей Эйзенштейн. 1944-1945 годы.

Правда, радость, как оказалось, получилась совсем недолгой… 12 ноября 1945 года Всеволод Владимирович Воинов скоропостижно скончался от обширного инфаркта. Художник был похоронен на Волковском кладбище Ленинграда. Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Астраханской государственной картинной галерее им. П.М. Догадина, Пермской государственной художественной галерее, Пушкинском доме Российской Академии наук, Академии художеств, других музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях.
Могила В.В. Воинова на Волковском православном кладбище в Ленинграде.

Обширный документальный архив Всеволода Воинова, переданный внучкой художника Еленой Александровной Зоммер, хранится в Отделе рукописей Государственного Русского Музея. Архив постоянно изучается исследователями русского искусства периода второй половины XIX — первой половины XX века, активно востребован искусствоведами. Здесь же можно познакомиться с уникальным обширным дневником художника, не без значения названным им «Материалами для художественных монографий», опубликованным лишь в небольших выдержках. Как говорится, все остается людям…
«Порошкино. Солнечное утро», 1926 год, бумага, акварель, 36 х 54 см. (лист), Аукционный дом «Город муз», Москва, 2018 год.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда// Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: В 2-х ч. LA (USA), 2010.

2. Бенуа А. Художественные письма// Речь. 1912. № 4.

3. Боулт Дж. Э. Художники русского театра. 1880—1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1994.

4. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников/ Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

5. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013 г. Том I А-К.

6. Сидоров А.А. Русская графика за годы революции. 1917—1922. М., 1923; Голлербах Э.Ф. Современная графика. М., 1938.

7. Читая дневник В.В. Воинова// Страницы истории отечественного искусства. ГРМ. Сб. ст. Вып. XIV. СПб, 2007.
«Осень в деревне», 1917 год, холст, масло, 39 х 58,5 см., Аукционный дом «Город муз», Москва, 2018 г.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.