Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 547. Анисфельд Борис Израилевич (Boris Anisfeld) (1878-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Борис Израилевич Анисфельд — известный российский и американский художник, сценограф.

Борис Анисфельд родился в местечке Бельцы Бессарабской губернии Российской империи. В 1895—1900 годах учился в Одесской рисовальной школе у Г. А. Ладыженского и К. К. Костанди.
В 1901—1909 годах Анисфельд учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. Обучался в классе батальной живописи профессора П. О. Ковалевского, позже в мастерской И.Е. Репина и мастерской Д. Н. Кардовского.

С 1901 года — член объединения «Мир искусства», участвовал также в выставках «Союза русских художников». В 1906 году работы Анисфельда были отобраны С. П. Дягилевым для выставки «Мира искусства». В Париже в рамках «Осеннего салона» одним из семи русских художников, выбранных действительными членами парижского Салона, стал Борис Анисфельд. В 1917 году он получил приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка с предложением устроить выставку, и осенью 1917 года семья Анисфельдов покинула Россию. С 1918 года художник обосновался в Нью-Йорке. Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен Опера», а с 1921 года с Чикагской оперой, оформлял множество спектаклей, балетов, опер. В 1928 году переехал в Чикаго, где вплоть до 1957 года преподавал в местном Художественном институте.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, других музеях нашей страны и дальнего зарубежья, а также в частных собраниях в России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

«В луже краски, местами кровавой, местами золотой, стоял на огромном холсте Анисфельд, какой «шлепал» в этой распутице, подливая что-то из горшков. Как на безумца, на художника смотрели все декораторы-специалисты и смеялись над Дягилевым, пригласившим «такого юродивого». Но когда краски высохли, совершенно неожиданно декорация оказалась мастерски исполненной, с тонами необычайной глубины», —
вспоминал А. Бенуа о работе Анисфельда над декорациями к опере «Борис Годунов».
«Плывущий корабль», 1914 год, пастель, акварель, гуашь, картон, 67,5 х 83,5 см., Государственный Русский музей.

Ему, как художнику, благоволила судьба. Его имя было на слуху в России начала века, а работа художником-декоратором в знаменитой дягилевской антрепризе ввела в круг звезд легендарных «Русских сезонов». Он не голодал и о репрессиях на родине в первые годы после Октябрьского переворота и в страшные годы большого террора узнавал с чужих слов. Превратившись в 1920-х годах, по словам Игоря Грабаря, в одного из наиболее известных художников Америки, с усмешкой и даже некоторым интересом наблюдал из-за океана за руководством искусством в молодом государстве победившего пролетариата по другую сторону океана. И даже когда его живопись художника-декоратора уже перестала поспевать за новыми модными тенденциями в современном искусстве, постепенно теряя свою актуальность и своих почитателей, судьба вновь не лишила его своего покровительства, предоставив возможность проявить себя на ниве педагогики. Борис Анисфельд – еще одно имя, прославившее отечественное искусство за океаном, но старательно и незаслуженно забытое на родине.
«Зимний пейзаж», 1914 год, холст, масло, 79,5 х 59,6 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Борис Израилевич (Бер Срулевич) Анисфельд родился 14 октября 1878 года в местечке Бельцы Бессарабской губернии Российской империи в весьма обеспеченной еврейской семье управляющего имением Срула Рувиновича Анисфельда и его жены Гитли Ициковны. Борис был долгожданным и желанным ребенком в семье, рос в любви и заботе со стороны близких. С раннего детства увлекался музыкой, занимаясь с приглашенными педагогами, делал успехи на радость родителям, которые, как и в большинстве еврейских семей хотели видеть своего сына скрипачом, а если повезет, то и виртуозом. Он окончил Бельцкое уездное училище с вполне средними оценками, при этом, совершенно не выделяясь по рисованию. И вообще, достоверных сведений о каком бы то ни было детском или юношеском увлечении Бориса изобразительным искусством не сохранилось, что, впрочем, не помешало ему без особых проблем поступить в 1895 году в Одесскую рисовальную школу, преобразованную ко времени ее окончания Анисфельдом в «Художественное училище Общества изящных искусств в Одессе».

Педагогами молодого художника в Школе выступили КириакКонстантинович Костанди (1852—1921) и Геннадий Александрович Ладыженский (1852—1916), открывшие дверь в профессию многим известным живописцам. Годы обучения пролетели незаметно и в 1900 году Борис Анисфельд успешно окончил ОХУ в числе лучших, по первому разряду, дававшему право на поступление в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в столице без вступительных экзаменов. В 1901 году Анисфельд был принят в ВХУ и определен в класс батальной живописи профессора П. О. Ковалевского (1843—1903), известного также мастерским исполнением изображений лошадей. После смерти Павла Осиповича Анисфельд перешел в класс к Илье Ефимовичу Репину (1844—1930), а позже в класс блестящего рисовальщика Дмитрия Николаевича Кардовского (1899—1943).
«Магическое озеро», 1914 год, масло на бумаге, наклееной на картон, 69,5 х 80 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Стоит заметить, что первые академические работы Бориса Анисфельда были исполнены под влиянием Кардовского, с четкой проработкой формы и воспроизведением натуры. При этом, молодой студент очень критически относился к академизму обучения в ВХУ и Художественный Совет ИАХ дважды отвергал его дипломную работу поскольку «приверженность к новой живописи» Академией тех лет совсем не одобрялась, и звание художника ему было присвоено только 23 ноября 1909 года за картину «Адам и Ева», благодаря личному вмешательству президента ИАХ Великой княгини Марии Павловны и не без содействия преподавателей Кардовского и Матэ.

В 1901 году Анисфельд вместе с Леоном Бакстом (1866—1924), Николаем Рерихом (1874—1947), Мстиславом Добужинским (1875—1957) и Константином Сомовым (1869—1939) вошел в объединение «Мир искусства», члены которого открыто противопоставляли модерн и символизм идеям передвижников. Элементы мистики присутствовали и в самом процессе работы Анисфельда над своими произведениями: долгое время художник писал свои картины исключительно при свечах, считая, что лишь таким способом можно передать мистические оттенки цвета. В 1904 году в жизни художника произошло радостное событие — он женился на дочери псковского купца Фриде Глезерман, в 1908 году у них родилась дочь Морелла.
«Автопортрет», 1910 год, холст, масло, 65,5 х 48 см., Пермская государственная художественная галерея.

В 1905 году художник увлёкся графикой, сотрудничая со многими популярными в те годы столичными журналами: «Адская почта», «Жупел», «Леший», «Сатирикон», «Зритель», «Золотое руно». Знаменательным оказался для художника 1906 год— работы Анисфельда были отобраны Сергеем Дягилевым для выставки «Мира искусства», они благосклонно принимаются критикой. Положительные отзывы поступают и от мэтров: М. В. Нестерова и других. Работы художника попали и в число отобранных для участия в «Осеннем салоне» в Париже. Дягилев устроил в рамках Салона знаменитую «Выставку русского искусства», и по ее итогам одним из семи русских художников, выбранных действительными членами парижского Салона, стал тогда еще студент Императорской Академии художеств Борис Анисфельд. Это был уже настоящий успех, ибо полученное почетное звание позволяло в будущем раз в году, без конкурса, выставляться на этом престижном показе.Успех в Париже повысил интерес к его творчеству и на родине, сделав работы художника популярными и востребованными у коллекционеров: Третьяковская галерея приобрела его натюрморт «Цветы», его картинами стали интересоваться даже члены Императорской семьи.

В 1908 году Сергей Дягилев пригласил Бориса Анисфельдав «Русский балет», сначала исполнять декорации в мастерской А. Я. Головина по эскизам Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа и других мастеров. Затем художник уже самостоятельно оформил балеты: «Подводное царство» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1911, «Русский балет» С. П. Дягилева), «Жизель» по эскизам самого Бенуа, «Исламей» М. А. Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М. М. Фокин), «Прелюдии» Ф. Листа и «Семь дочерей Горного Короля» А. А. Спендиарова (1912—1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), «Египетские ночи» А. С. Аренского (1913—1914, антреприза М. М. Фокина в Берлине и Стокгольме), «Видение розы» на музыку К. М. Вебера и «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена (1914, антреприза В. Ф. Нижинского в Лондоне) и ряд других спектаклей.
«Летний вечер. Меланхолия», между 1910 и 1911 годом, холст, масло, 754 х 101 см., Пермская государственная художественная галерея.

В театральном искусстве Борис Анисфельд сумел найти наиболее органичный для себя способ самовыражения, возможно, поэтому и в живописи художник постоянно стремился к особой, ирреальной звучности цвета. В 1911 году Дягилев попросил его оформить балет «Садко», справедливо полагая, что именно он сможет воплотить в жизнь все его творческие замыслы. Постановка балета в Париже имела оглушительный успех, критики называли Анисфельда «настоящим магом», превознося его за «шелестящие локоны морских водорослей, дали синих, светящихся и сказочных волн». Размах творческой мысли художника был настолько широк, что Дягилев посчитал анисфельдовское оформление «Садко» «чересчур вульгарным» и, возобновив постановку в 1916 году, он заменил его декорациями, исполненными по эскизам Натальи Гончаровой. Сотрудничество Анисфельда и Дягилева прервала разразившаяся в Европе Первая Мировая война. Знаменитый театральный постановщик остался во Франции, а Борис Анисфельд вернулся в Россию и вновь занялся живописью, выполнив библейский цикл («Ревекка», «Исход», «Саломея») и создавая пейзажи, натюрморты и портреты. Выполняя срочный заказ, он принялся за монументальную роспись строящейся виллы на Каменном острове в Петрограде.
«Коррида в Сан-Себастьяне», 1912 год, холст, масло, 59,5 х 72, 5 см., частное собрание.

В 1917 году, в канун событий Октябрьского переворота в Петрограде, Борис Анисфельд покинул Россию. Получив перед этим приглашение Бруклинского музея Нью-Йорка с предложением устроить выставку, и заручившись разрешением комиссариата Академии художеств, семейство Анисфельдов покинуло Петроград и через Сибирь и Дальний Восток отправилось в Японию, а уже с 1918 года обосновалось в Нью-Йорке. Художник вывез с собой около 200 своих работ, и в 1918 году в Бруклинском музее состоялась первая персональная выставка художника, во многом благодаря известному американскому критику Кристиану Бринтону, большому поклоннику русского искусства и творчества Анисфельда в том числе. Эта выставка побывала более чем в двадцати американских городах и принесла художнику известность в США. И. Грабарь в 1924 году писал, что Анисфельд является «одним из наиболее известных художников в Америке».
«Белый веер», 1906 год, гувшь на бумаге, наклееной на картон, 53 х 68,5 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

В Америке Борис Израилевич активно сотрудничает с театром «Метрополитен Опера», а с 1921 года — и с Чикагской оперой, оформляет множество спектаклей, балетов, опер и прочего. Шло время, появлялись новые модные тенденции, и художник стал отставать от набиравшего силу конструктивизма. Пытаясь идти в ногу со временем, Анисфельд вплетал в свои работы конструктивистские элементы, но нередко за счет естественности своей же художественной манеры. Это было заметно и рано или поздно должно было привести к разрыву в отношениях с заказчиками. Так и случилось в 1928 году. Его последнее театральное произведение — эскизы к балету «Турандот» — было отвергнуто «Метрополитен-опера». Обиженный и разочарованный художник навсегда порвал с театром и в начале 1930-х годов переехал в Чикаго, где почти до самой смерти жил в апартаментах Когана — в доме с квартирами для художников в старой части Чикаго.
«Облака над Чёрным морем, Крым», около 1906 года, 125,7 х 142,2 см., Бруклинский музей, Нью-Йорк.

В 1933 году после самоубийства жены он переехал в штат Колорадо, где создал «Школу живописи Анисфельда». Его дочь — Мара Чатфилд-Тэйлор купила летний дом в Сентрал-Сити, где он в течение многих лет вплоть до 1965 проводил с учениками Летние школы живописи на пленэре. Зимние месяцы Борис Анисфельд проводил в Чикаго, где до 1957 года преподавал в Высшей школе при Чикагском институте искусств. Борис Анисфельд регулярно выставлялся в крупнейших выставочных залах США, собирая восторженную прессу. Последние крупные выставки: «Театральный дизайн Анисфельда» в Нью-Йорке в 1968 году и в Вашингтоне в 1971 году.
«Грезы», 1946 год, золст, масло, частное собрание.

Борис Израилевич Анисфельд умер 4 декабря 1973 года в Уотерфорде, штат Коннектикут, где и был похоронен на местном кладбище. После смерти художника его дочь передала большую часть работ отца в дар Публичной библиотеке Нью-Йорка. Сегодня работы Бориса Анисфельда украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Центрального театрального музея имени Бахрушина, музея Государственного Большого театра, Московского музея современного искусства, других художественных музеев нашей страны и дальнего зарубежья, а также многочисленные частные собрания по всему миру.
«Рождество», 1950-е годы, холст, масло, Музей современного искусства, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Агафонов Е. Коненков, Анисфельд, Сорин, Фешин и я в Америке; Ван Розен Роберт. Русские художники в Америке: (Итоги за 25 лет)// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1935.— 14 апреля (№ 8111).

2. Анненков Ю. Значение русских художников в искусстве сценического оформления спектаклей балета, оперы и драмы// Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1967.— 28 мая (№ 19802).

3. Бенуа А. Художественные письма // Речь. 1912. № 4.

4. Боулт Дж. Э. Художники русского театра.1880—1930. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. М., 1994.

5. Воинов Вс. Б. И. Анисфельд// Новая студия.— 1912.— № 3 (21 сентября).

6. Выставка Бориса Анисфельда в Чикаго // Новое русское слово.—Нью-Йорк, 1958.— 22 июня (№ 16430).

7. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 1 (Часть биографическая).
«Тюльпаны у окна», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.