Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 537. Почтенный Алексей Петрович (Alexey Pochtenny) (1895-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Алексей Петрович Почтенный — известный российский советский живописец и график, член-учредитель Ленинградского Союза советских художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.

Алексей Почтенный родился в Харькове. Посещал частную художественную студию Е. А. Агафонова, выпускника Петербургской Академии художеств. В 1922 году в Петрограде поступил во ВХУТЕМАС. Занимался в живописной мастерской А. Е. Карева. В 1926 году окончил институт, представив дипломную работу — картину «Прачка».

Один из членов-учредителей Ленинградского Союза советских художников (1932). Являлся членом общества «Круг художников» (1928—1932), участвовал в его выставках. Один из ведущих мастеров ленинградской пейзажной школы. Автор пейзажей, натюрмортов, жанровых и историко-революционных композиций, занимался станковой и монументальной живописью, графикой, оформительской работой и проектированием интерьеров. После начала Великой Отечественной войны оставался в Ленинграде.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Алексей Петрович Почтенный родился 14 августа 1895 года на окраине Харькова в многодетной семье харьковского сапожника Петра Семеновича Почтенного и его жены Аглаи Никифоровны, в девичестве Молоковой. Жила семья небогато, но и не бедствовала. Глава семьи целыми днями пропадал в своей сапожной будке, находившейся неподалеку от дома на ближайшем перекрестке, а его жена работала прачкой, отчего постоянно ходила с ошпаренными красными руками, стеснительно пряча их под фартук. Возможно, именно она стала прообразом героини дипломной работы Алексея в художественном институте.
«Осенний пейзаж», 1930-е годы, холст, масло, 45 × 52,7 см., Пермская картинная галерея.

Дети, фактически предоставленные целыми днями сами себе, сильно не озорничали, рано приобщались к труду, стараясь не быть обузой для родителей, что в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Старшие помогали отцу по сапожному делу или разносили по домам клиентов заказы, а младшие, в числе которых был и Алексей, целыми днями гоняли по пыльным окраинам города летом или заснеженным улочкам зимой. Ходили ещё удить рыбу на берега реки Харьков, тоже внося свой посильный вклад в семейной котел. Сказать, что в те годы формировался художественный вкус будущего живописца, наверное, будет явным преувеличением, но то, что художественные воспоминания того времени Алексей сохранил на всю жизнь — абсолютная правда.
«Вид на Исаакиевский собор», 1932 год, холст, масло, 53 × 70 см., Государственный Русский музей.

Он рано начал рисовать, чем немало удивил и друзей, и родителей. Использовал для этого любой подручный материал. Перерисовывал картинки, которые ему подарил один из заказчиков отца. Отец, видя серьезность увлечения сына, купил ему альбом и краски, что мать не одобрила, считая рисование пустой тратой времени. Однако, когда рисунки сына стали привлекать внимание своей красотой и техническим мастерством, сдалась и отвела за руку Алексея, учившегося в те годы в реальном училище, в известную в те годы в Харькове частную художественную студию художника Евгения Андреевича Агафонова (1879—1955).
«Манежная площадь», 1928 год, холст, масло, 62 х 71,5 см.,, Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Выпускник Императорской Академии художеств, талантливый педагог и большой энтузиаст своего дела, Агафонов быстро оценил природное дарование своего молодого ученика, много времени посвятил занятиям с ним и настойчиво советовал родителям Алексея продолжить его художественной обучение уже на более высоком уровне. Сразу после окончания реального училища — не сложилось. В 1914 году, в начале Первой Мировой войны, Алексей Почтенный был призван в армию. Прошел тяжелый путь артиллериста. Участвовал в боевых действиях в Карпатах. За храбрость и мужество четырежды был награжден Георгиевским крестом всех степеней.
«Стрелка Васильевского острова», 1930 год, холст, масло, 54 х 70 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

События Октябрьского переворота встретил в действующей армии. Стал свидетелем ее полного разложения. После демобилизации вернулся в родной Харьков, где устроился работать конторским служащим. Вдоволь накушавшись военной романтики, в революционных событиях на Украине участия умышленно не принимал. Несмотря на классовую близость, лозунги победившего пролетариата не разделял. В 1922 году приехал в Петроград для продолжения учебы. Без особых проблем поступил во ВХУТЕМАС. Когда подошло время, для продолжения обучения выбрал художественную мастерскую Алексея Еремеевича Карева (1879—1942), по которой в 1926 году и окончил институт, представив художественному совету свою дипломную работу — картину «Прачка» и эскиз «1925 год. Протест против убийства Богинского».
«Прачка», 1926 год, (дипломная работа), холст, масло, Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

После окончания института остался жить и работать в городе на Неве. Ища себя в живописи, пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые и историко-революционные композиции, занимался станковой и монументальной живописью, графикой, оформительской работой и проектированием интерьеров. В 1928 году был приглашен в члены-экспоненты творческого объединения «Круг художников», участвовал в его выставках. После распада объединения в 1932 году стал одним из членов-учредителей Ленинградского Областного Союза советских художников.
Кабаре «Республика». Эскиз. 1920-е годы, бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, тушь, кисть. 28,5×30 см., частное собрание.

В 1935 году Алексей Петрович принял участие в Первой выставке ленинградских художников в Государственном Русском музее, а в конце 1930-х годов исполнил четыре живописных плафона-панно на историко-революционную темудля главного зрительного зала Дворца культуры работников связи в Ленинграде: «1905 год. Кровавое воскресенье», «Выступление Ленина с броневика у Финляндского вокзала», «Смольный. Костры Октября», «Штурм Зимнего».
«Натюрморт. Цветы», 1935 год, холст, масло, 75 х 55 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Творческое наследие Алексея Петровича Почтенного обширно и многообразно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Тучкова набережная» (1929), «Легкоатлетические соревнования», «Лыжники», «Красный дом», «Дворцовая набережная» (начало 1930-х), «Роща в Велебицах» (1933), «Сквер у Фондовой биржи», «Набережная у Адмиралтейства» (обе 1934), «В Гатчинском парке. Орловская роща» (1935), «Мариенбургская дача» (1938), «Стрелка Васильевского острова» (1930-е), «Натюрморт. Три рыбы»(1940), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Тучкова набережная», 1928 год, холст, масло, 53 х 70 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

22 июня 1941 года Алексей Петрович встретил в Ленинграде. Вместе со всеми жителями участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, занимался маскировочными работами. Сотрудничал с «Окнами ТАСС». Блокадный Ленинград не покинул, от эвакуации отказался.
Лишь в начале февраля первой, самой суровой блокадной зимы тяжелобольного художника по льду замерзшей Ладоги вывезли из блокадного Ленинграда, однако 23 февраля 1942 года по дороге в эвакуацию он скончался. Место захоронения художника осталось неизвестно.
«Легкоатлетические соревнования», начало 1930-х годов, холст, масло, 145 х 125 см., частное собрание.

Сегодня произведения Алексея Петровича Почтенного хранятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга, в других музеях и частных собраниях в России и за ее пределами.
«Пионерский лагерь», начало 1930-х годов, холст, масло, 61,5 × 71,5 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и с блокаду Ленинграда. — СПб, Петрополис, 2010.

2. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. — Санкт Петербург: «Первоцвет», 2007.

3. Подвиг века (1941—1945). Составитель Н. Паперная. Л., 1969.

4. Связь времен. 1932—1997. Художники — члены Санкт-Петербургского Союза художников России. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: ЦВЗ «Манеж», 1997.

5. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2007.

6. Объединение «Круг художников». 1926—1932//Сост. О. Шихирева. Каталог. ГРМ. СПб, 2007.
«В Гатчинском парке», начало 1930-х годов, холст, масло, 54 х 71 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.