Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 536. Суков Владимир Всеволодович (Vladimir Sukov) (1866-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Всеволодович Суков — известный российский советский живописец, график и педагог. Художник ленинградской пейзажной школы.

Владимир Суков родился в небольшом селении Шах-Мурза под Старым Крымом. Систематического художественного образования Суков не получил, живописью начал заниматься уже будучи в достаточно зрелом возрасте, совмещая ее с конторской службой. Активно посещал музеи, интересовался импрессионистами. Находясь в Париже, брал уроки у К. А. Коровина, влияние которого оказалось ключевым в формировании Сукова как художника.

Работал в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта. Кроме станковой живописи занимался сценографией и оформительской работой. Был членом «Общины художников». Участвовал в выставках в Москве, Кисловодске, Баку, Кронштадте. Персональные выставки художника прошли в Ленинграде в 1927 и 1930 годах. С 1930 года принимал участие во всех крупных выставках художников Ленинграда.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Большие, пестрые, очень напряженные по цвету, несколько необычные по своей формальной структуре картины Владимира Сукова и его этюды /…/ представляют собой весьма своеобразное явление внутри ленинградской пейзажной школы. Открытый цвет, валерная живопись, густая или прозрачная «вязкость» фактуры с рельефным наложением мазков, условность формы, смелые эксперименты с пространственным построением картины или этюда…» (П. Н. Ефимов, искусствовед).
«Натюрморт с сосудами», 1930 год, холст, масло, 82 х 100 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Художник, о котором сегодня пойдет речь не был обласкан вниманием широкой публики при жизни. Возможно, это произошло из-за отсутствия у него систематического художественного образования, а может, причина кроется в том, что самостоятельную творческую деятельность он начал уже в достаточно зрелом возрасте. При этом его учителем в Париже был К. Коровин, а произведения регулярно покупались правительственными комиссиями на различных художественных выставках. К большому сожалению, трагическая гибель этого человека в блокадном Ленинградезимой 1942 года оборвала творческую жизнь этого талантливого художника, оставив ее историю недосказанной…
«Крымский пейзаж», 1900 год, холст, картон, масло, 20 х 30 см., частное собрание.

Владимир Всеволодович Суков родился 10 сентября 1866 года в местечке Шах-Мурза, что под Старым Крымом в обеспеченной дворянской семье подполковника корпуса лесничих — специального формирования вооруженных сил царской армии. О детских годах Владимира достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что начинал он обучение в Феодосийской мужской гимназии, а заканчивал в мужской гимназии города Бердянска, куда по службе был переведен глава семейства.
В 1869 году корпус лесничих перестал считаться армейской воинской частью и был подчинен Лесному департаменту Министерства государственных имуществ, одно из подразделений которого как раз и располагалось в Северном Приазовье на восточном берегу Бердянского залива.
«Вид Васильевского острова», 1930 год, картон, масло, 21,5 х 35 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Родители очень хотели, чтобы Владимир получил достойное образование, поэтому, хоть он и не демонстрировал в период своего гимназического обучения никаких особых талантов, после окончания гимназии и получения аттестата зрелости в 1884 году, для получения высшего образования, как полагалось в дворянских семьях, молодой человек отправился в столицу, где поступил на физико-математический факультет петербургского Университета. Четыре курса закончил Владимир в столичном университете, но дальше судьбе было угодно распорядиться совсем не так, как хотели его родители. В Петербурге Владимир угодил в самый центр студенческого движения, поскольку именно университетское студенчество было в центре студенческих волнений в крупных городах империи.
«Вечер», 1900 год, холст, картон, масло, 20 х 25 см., частное собрание.

Являясь наиболее активной частью прогрессивной интеллигенции, выступавшей за демократические преобразования в стране, студенчество часто устраивало различного рода беспорядки на улицах столицы, в которых нередко принимали участие и друзья Владимира по университету. Они пригласили и Владимира присоединиться к ним, и на третьем курсе он уже лично принимал участие в беспорядках, за что угодил на некоторое время в тюрьму. А после пламенной речи Сукова на похоронах художника И.Н.Крамского (1837—1877) в апреле 1877 года полиция взяла молодого оратора под негласный надзор, а годом позже добилась его исключения из университета.
«Летний Ленинград», 1935 год, холст, масло, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской был знаменем всей прогрессивной молодежи в те годы, и знакомство с его творчеством, особенно после знаменитого бунта выпускников Императорской Академии художеств в 1863 году против старых методов обучения, за реорганизацию и обновление, вызвало у Владимира Сукова неподдельный интерес и увлечение живописью. Желание стать свободным художником и посвятить себя искусству полностью изменили жизненные планы молодого человека. Он начал самостоятельно изучать живопись, регулярно посещал музеи и выставки, подолгу изучая понравившимися ему произведениями.

Конторская работа, которой он теперь вынужден был заниматься, чтобы себя прокормить, была скучна и неинтересна, и лишь занятия живописью, которой он посвящал теперь все свободное время, были для него отдушиной. Увлеченность искусством не отпускала, он много писал, пробуя свои силы в различных художественных жанрах, особенности которых самостоятельно кропотливо изучал. Постепенно формировался его вкус, четко обозначая пристрастия. Ему были близки французские импрессионисты, но сказывалось отсутствие базовой «школы» в обучении. Чтобы хоть как-то восполнить этот пробел, он четырежды по два месяца в году (больше просто не позволяло его финансовое положение) жил за границей в ведущих культурных центрах Европы, посещал выставки современного искусства, изучал работы мастеров в музеях.

По его собственным словам, французские художники-импрессионисты Клод Моне (1840—1926), Эдуард Мане (1832—1883), Пьер Огюст Ренуар (1841—1919) и Винсент Ван-Гог (1853—1990) стали его невольными учителями, сами того не зная, а его поздние произведения «Лодки у Летнего сада», «Макс Гельц», «У причала» явились ярким тому подтверждением. Суков посетил Францию, Италию, Англию, Бельгию, Нидерланды, жадно впитывая в себя все новые тенденции в искусстве. В Париже ему довелось брать уроки у К. А. Коровина (1861—1939), оказавшего наиболее сильное влияние на формирование Сукова-художника.
«Натюрморт. Сосуды с цветами», 2-я пол. 1920-х годов, холст, масло, 100.2 х 125см., частное собрание.

Вращение в кругах культурной интеллигенции столицы позволило молодому художнику в начале 1900-х годов сблизиться с артистической средой: он начал писать недурственные стихи, познакомился с Сергеем Есениным, но, послушавшись его совета, полностью сосредоточился на живописи. Общение с Осипом Бразом (1873—1936), Иваном Мясоедовым (1881—1953), Степаном Колесниковым (1879—1955) и Борисом Анисфельдом (1878—1973), их критические замечания и дружеские советы существенным образом обогатили его техническую подготовку и понимание основ структурной композиции.

В 1904 году Владимир Суков был призван в армию, но участия в боевых действиях русско-японской войны не принимал. После демобилизации вернулся в столицу и позже посетил Италию и Францию. Продолжал писать пейзажи, портреты и натюрморты. Кроме станковой живописи работал в области сценографии и занимался оформительской работой. Был членом «Общины художников». События Октябрьского переворота встретил с настороженностью. Лозунги победившего пролетариата оказались ему классово чужды, хотя он и не пытался уехать за границу.
«Набережная Мойки», 1920-е годы, холст, масло, 68,5 × 90,5 см., частное собрание.

В 1921 году Владимир Суков начал выставляться, впервые участвуя в Третьей периодической выставке «Общины художников». В 1932 года был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в многочисленных выставках в различных городах Советского Союза: в Москве, Кисловодске, Баку, Кронштадте. Его персональные выставки прошли в Ленинграде в 1927 и 1930 годах. С 1930 года принимал участие во всех крупных выставках художников Ленинграда демонстрируя свои произведения вместе с ведущими художниками города на Неве. «Почти каждый раз у меня приобретались вещи правительственными комиссиями», — вспоминал впоследствии художник. — «Они позже экспонировались в 1930 году в Москве на специально организованных выставках приобретений за 1927—1928и 1928—1929 годы, к которым были изданы обстоятельные каталоги».
«Вечереет», 1900 год, холст, картон, масло, 20 х 30 см., частное собрание.

Много времени Владимир Суков уделял преподавательской деятельности, считая ее для художника не менее значимой, чем творчество. В 1923—1930 годах Владимир Всеволодович преподавал в СЦВОСА ЛООНО, в 1930—1931 в ФЗУ им. Мюнценберга. С 1932 по 1933 года он — доцент живописного факультета ИЖСА, в 1933—1934 годах преподавал там же на подготовительных курсах. Великую Отечественную войну художник встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в «Окнах ТАСС». Блокадный Ленинград не покинул, от эвакуации отказался.
«Лодки у Летнего сада», 1930 год, холст, масло, 107 х 133 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Владимир Всеволодович Суков умер от голода в Ленинграде в своей квартире № 11,в доме № 32 на улице Маяковского в феврале 1942 года. Точная дата смерти художника не известна, как и место его захоронения.
К большому сожалению, в блокаду погибли и многие работы художника. Сегодня его произведения хранятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга, в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева, в других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Ефимов П. Городской пейзаж ленинградских художников 1930-х —1940-х годов // Советская живопись, 79. М.: 1981.

2. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб: НП-Принт, 2007.

3. Галеева В. Суков Владимир Всеволодович // Страницы памяти. Справочно-мемориальный сборник. Художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинград. СПб.: 2010.

4. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
«Закат в поле», 1916 гол, картон, масло, 28 х 40,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.