Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 535. Гринберг Владимир Ариевич (Vladimir Grinberg) (1896-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Ариевич Гринберг — известный советский живописец, график и педагог. Член Ленинградского Союза советских художников.

Владимир Гринберг родился в Ростове-на-Дону. Первые уроки живописи и рисунка Гринберг получил у художника А. М. Волочинкова. С 1915 по 1917 год жил в Петрограде и занимался в художественной школе княгини М. Д. Гагариной («Новая художественная мастерская»), где в эти годы преподавали М. В. Добужинский, А. Е. Яковлев, О. Э. Браз.

В 1917—1922 годах занимался преподавательской работой в собственной частной студии в Ростове-на-Дону, оформлял город к праздникам. Писал пейзажи, портреты, обращался к бытовому жанру, занимался книжной и журнальной графикой. Работал в технике масляной живописи, акварели, рисунка углем и сангиной. Преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1926—1927), Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1930—1941). Непродолжительное время преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1932—1933). С начала 1930-х годов в творчестве Гринберга одно из главных мест занимал пейзаж. Работая в этом жанре, художник активно использовал приемы народного искусства.

Рассказ об этом известном художнике и талантливом педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

1946 год. Посмертная персональная выставка В.А. Григнберга, вечер воспоминаний. Искусствовед Н.Н.Пунин: «Перед нами законченный мастер, с громадным диапазоном!.. Я не склонен так просто согласиться с тем, что я переоцениваю Гринберга. Нет! Все недооценивают Гринберга, а я когда-нибудь окажусь прав. Пройдет какое-то количество лет, и все скажут, что это мы получили от него, что ему обязаны этим, этим и этим, что в его творчестве есть что-то специфическое и очень драгоценное для нашей культуры, на что можно по-настоящему опереться».

Возможно, несколько пафосно, но ведь он оказался прав…

Владимир Ариевич Гринберг родился 9 февраля 1896 года в Ростове-на-Дону в семье таганрогского мещанина Ария Пинхусовича Гринберга и его любимой супруги Цирель (Марии) Абрамовны. Владимир был желанным и долгожданным ребенком в семье, рос окружённый любовью и заботой близких. Рисовать начал рано, чем очень удивил и обрадовал родителей, решивших увлечение сына всячески развивать.
«Ночь. Площадь Воровского (Исаакиевская)», 1936 год, холст, масло. 50,5 × 68,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1904—1914 годах, учась в ростовском Коммерческом училище, Владимир одновременно посещал занятия в местной художественной студии А.М.Волочинкова (1870—1936), выпускника Одесского художественного училища, художника-пейзажиста и талантливого педагога. Его художественная студия пользовалась популярностью в те годы в Ростове-на-Дону, в ней могли учиться все желающие вне зависимости от возраста и художественной подготовки. Опытный педагог быстро оценил природное дарование своего юного ученика, много занимался с ним персонально и настоял на его участии в 4-й весенней выставке Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств в Ростове-на-Дону, где работы юного художника вызвали большой интерес у посетителей. О талантливом юноше даже написали местные газеты.

Творческие успехи и «признание» помогли Владимиру Гринбергу окончательно определиться с выбором профессии — он решил связать свою жизнь с искусством, став профессиональным художником. И это, несмотря на то, что в 1914 году он с отличием окончил Коммерческое училище, будучи удостоенным за достигнутые успехи в учебе звания почетного гражданина, кандидата коммерции и награжденным золотой медалью. Признанный коммерсант видел себя только в искусстве. А раз так, то надо было ехать учиться, и в 1915 году Владимир отправился в столицу покорять художественный Олимп.
«Улица Желябова. Зимний вечер», 1935 год, холст, масло, 53,7 × 71 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ему удалось успешно сдать вступительные экзамены в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, однако он не был принят в Училище из-за превышения в тот год процентной нормы для учащихся евреев. Пришлось ему временно отступить от своей цели и стать студентом петроградского Политехнического института императора Петра Великого, где его иудейское происхождение не было препятствием для получения высшего образования. Занятия в Политехе Гринберг совмещал с учебой в художественной школе княгини М. Д. Гагариной («Новая художественная мастерская»), где его педагогами были Мстислав Валерианович Добужинский (1875—1957), который преподавал композицию, будучи гением новой сценографии, Осип Эммануилович Браз (1872—1936), преподававший основы живописи и мирискусники-неоклассицисты Александр Евгеньевич Яковлев (1887—1938) и Василий Иванович Шухаев (1887—1973), являвшиеся непререкаемыми авторитетами для учеников.

Обучение в мастерской проходило по системе Кардовского — Яковлева, которая фактически являлась переработкой принципов Антона Ашбе (1862—1905). Именно Яковлев оказал сильное влияние на творчество молодого Гринберга, работы которого, выполненные углем и сангиной, в полной мере свидетельствовали о глубоком погружении автора в процесс изучения потретируемого. Работы Гринберга экспонировались на выставке объединения «Мир искусства» 1917 года.
«Слава Рындзюн», 1917 год, бумага, уголь, 32,5 х 25,4 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Владимир Гринберг жил в столице с 1915 по 1917 год. С началом революционных волнений в Петрограде вернулся в Ростов-на-Дону, где его и застали октябрьские события в столице. Октябрьский переворот Владимир Ариевич встретил настороженно — пугала будущая неопределенность, да и ломка традиций и устоев тоже не добавляли оптимизма. Лозунги победившего пролетариата были непонятны художнику, старавшемуся быть в стороне от политики.
«Натюрморт со шляпами», 1918 год, бумага, тушь, 23,2 х 39,3 см., Музей-квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

Чтобы как-то сводить концы с концами художник организовал в родном городе художественную студию, куда принимал учиться всех желающих. При этом и оставаться в стороне от происходившего вокруг он тоже не мог. Занимался оформлением города к различным революционным праздникам, в 1921 году был приглашен на работу художником в Политпросвет Северо-Кавказского военного округа. Стране нужны были новые революционные кумиры, и Гринберг выполнил в эти годы ряд живописных портретов членов Реввоенсовета Южного округа — К. Е. Ворошилова, С. М. Буденного, А. С. Бубнова и других видных большевиков.
«Михаил Васильевич Фрунзе на коне», 1927 год, холст, масло, 197,5 х 173,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1922 году Владимир Гринберг вернулся в Петроград. В городе были сосредоточены многочисленные музейные фонды, хранившие настоящие шедевры — желаемый объект для изучения любого художника. Художник изучал работы голландских художников XVII века в Эрмитаже. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. С одинаковым успехом писал пейзажи, портреты, нередко обращался к бытовому жанру, занимался книжной и журнальной графикой. Работал в технике масляной живописи, акварели, рисунка углем и сангиной. Посещал художественную студию Дома искусств.

В конце 1920-х годов основным художественным жанром в творчестве Гринберга стал натюрморт. Умышленно ограничивая себя в цветовой палитре, художник смог добиться большего раскрепощения в работе, отойти от излишней академичности и чрезмерной графичности в своей живописи. Работая с простыми вещами из повседневного обихода, Владимир Ариевич добивался создания на холсте искомой формы с помощью свободного и широкого красочного мазка. По мнению специалистов именно создание знаменитых гринберовских натюрмортов вкупе с особым интересом к народному искусству способствовали формированию его как живописца с большой буквы.
«Натюрморт», 1930 год, холст, масло, частное собрание.

Много времени Гринберг посвящал работе в жанре книжной иллюстрации.
Он создал иллюстрации к книгам «Американские рассказы» О`Генри (1925, не издана), «Китайский мальчик» Ф. Брет-Гарта (М.-Л., 1927), «Гимназисты» (М.-Л., 1927), «Детство Тёмы» (М.-Л., 1920-е) Н. Г. Гарина-Михайловского, «Арест Яши Ансона» Я. Страуян (М.-Л., 1928) и другим. Гринберг сотрудничал с журналами «Ёж» и «Чиж». Был членом и экспонентом художественных объединений «Шестнадцать» (1924), АХР (с 1928). В 1929 году вошел в состав «Общества живописцев». Владимир Ариевич участвовал в выставках советского искусства в США (1924—1925, передвижная), Японии (1926—1927, передвижная), Париже (1929), XIV международной художественной выставке в Венеции (1927). В 1933 году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников.

В начале 1930-х годов творческие приоритеты Гринберга изменились — он стал отдавать предпочтение жанру пейзажа. Пользуясь приемами народного искусства, художник часто пользовался в качестве материала черной клеенкой, работая по ней широкими, «малярными» мазками. Для его пейзажного творчества тех лет характерны темный колорит, контрастное письмо и особое построение композиции. Как и многие художники ленинградской пейзажной школы, Владимир Гринберг часто практиковал работу по памяти, ограничиваясь лишь небольшими набросками с натуры с обозначением на них цветов. Узнаваемым почерком художника стал лаконизм его живописного языка, спокойный цвет и строгая, нередко повторяющаяся композиция. В эти годы Гринберг писал преимущественно Конюшенный проезд, Волынский переулок, набережные Мойки и Зимней канавки. Все элементы изображения художник умышлено обобщал: здания, мосты, деревья, механизмы сведены у него к простым и незамысловатым формам.
«Ленинград. Нева», 1932 год, холст, масло. 41,5 х 51 см., Собрание Романа Бабичева, Москва.

Летом 1934 года Ленинград посетил кумир многих ленинградских маркистовтех лет -— Альбер Марке с женой. Именитый француз встречался с художниками — поклонниками своего творчества. По приглашению дирекции Государственного Эрмитажа В.А. Гринберг принимал участие во встрече с А. Марке и его женой М. Марке. Показывал супружеской чете Ленинград. Необходимо отметить, что «Ленинградские маркисты» никогда не объединялись в формальную группу, если не считать членства некоторых из них в объединении «Круг художников», существовавшем в 1926—1932 годах. После 1932 года они вступили в ЛОССХ и принимали участие в основных ленинградских выставках. К сожалению, в годы блокады судьба большинства из них сложилась трагично, погибли ведущие представители этого круга художников Н.Ф. Лапшин (1888—1942), В.А. Гринберг, А.Е. Карев (1879—1942), Н.А. Тырса (1887—1942), А.А Успенский (1892—1941).
Летом 1934 года Альбер Марке с женой посетил Ленинград, где встречался и с художниками — поклонниками своего творчества.

В 1934—1935 годах, работая в рамках предложенного художнику контракта, Гринберг создал большой тематический цикл ленинградских пейзажей («Новый Ленинград», «Социалистический Ленинград»). При этом он использовал особый метод создания произведений, существенно отличавшийся от традиционной работы с этюдником с натуры. Гринберг делал зарисовки в блокноте во время прогулок по городу и одновременно записывал цвет предметов, точнее, названия тех красок, которые необходимо смешать, чтобы получить нужный оттенок. И уже позже в спокойной обстановке мастерской он создавал заранее продуманное произведение. С таким методом работы связаны некоторые особенности его пейзажей. Ленинград на холстах художника получался не с фотографической точностью, а по его воспоминаниям, существовавшим только в его сознании. Написанные художником места в большинстве случаев известны, часто узнаваемы с первого взгляда, но сложно найти одну конкретную точку, с которой улица, площадь, набережная выглядели бы именно так.
«Школа на проспекте Стачек», 1934 год, холст, масло, 54 х 70 см., Собрание Романа Бабичева, Москва.

В 1930-е годы город менялся прямо на глазах, застраиваясь новыми зданиями. Изменился и вид из окна мастерской Гринберга на Дворцовой набережной: на противоположном берегу Невы, на углу Троицкой площади (тогда площади Революции) и Петровской набережной в 1933 году был построен дом-коммуна, названный Дом политкаторжан. Именно он стал «героем»многих произведений художника: «Дом политкаторжан» (1934), «Нева. Кировский мост» (1934), «Набережная Невы» (1935), «Велосипедисты на Неве» (1935).
«Велосипедисты на Неве», 1935 год, холст, масло, 67 х 81,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

При этом любимой моделью художника всегда оставалась красавица Нева. Гринберг жил на первом этаже в доме № 28 на Дворцовой набережной. Именно там, из окон квартиры № 1 открывался вид, который он писал бесконечно, в разное время суток и в разное время года. Художник постоянно применял излюбленную и проверенную композиционную схему с тремя параллельными планами: изображал парапет набережной, воду и силуэты зданий на другом берегу реки.
«Летний вечер на Неве», 1930-е годы, картон, масло, частное собрание.

Много времени Владимир Гринберг посвящал преподавательской работе, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. Он преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1926—1927), Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1930—1941). Непродолжительное время преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1932—1933), потеряв место преподавателя после того, как приказом Наркомпроса был уволен из института «за формализм», наряду с П.В. Суриковым, Л.Т. Чупятовым, В.В. Пакулиным, В.В. Суковым, П.К. Голубятниковым, А.Д. Зайцевым, В.А. Оболенским, М.Ф. Листопадом…

Творческое наследие Владимира Гринберга обширно и разнообразно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Автопортрет» (1919), «Ленинград. Набережная Невы», «Портрет АтыРысс» (1922), «Романтический пейзаж» (1924), «Портрет М. Фрунзе» (1927), «Волынский переулок», «Зимняя канавка» (обе 1932), «Улица в Замоскворечье», «Гладильщица» (обе 1933), «Лесной проспект», «Парк культуры и отдыха», «Школа на проспекте Стачек» (все 1934), «Велосипедисты на Неве», «Нева. Туман», «Ленинградский пейзаж» (все 1935), «Ночь. Площадь Воровского», «Автопортрет» (обе 1936), «Портрет жены В. Е. Гринберг», «Нева. Закат» (обе 1937), «Автопортрет» (1940), «На Стрелке» (1941), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Парк на Елагином острове». 1934 год, холст, масло, частное собрание.

22 июня 1941 года Владимир Гринберг встретил в Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве оборонительных сооружений на подступах к городу, занимался маскировочными работами. Сотрудничал в «Окнах ТАСС», был участником «Первой выставки работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны», открытой 2 января 1942 года в Малом зале Ленинградского Союза советских художников.

Владимир Ариевич Гринберг умер от голода 29 февраля 1942 года в возрасте сорока пяти лет. Был похоронен на Большеохтинском кладбище Ленинграда.
Художник умер, но оставил нам свой особый, неповторимый и, вто же время, столь узнаваемый облик родного Ленинграда. Молодой художник, студент Ф.И.Смирнов, так описывал свои впечатления от встречи с Ленинградом во время увольнения из армии в 1942 году: «Улицы города пусты, но пейзаж для меня не мертв — я чувствую дыхание, язык города, то похожий на «голос» Остроумовой-Лебедевой, то Добужинского, то Яремича или Гринберга».

К счастью, творческое наследие художника после его смерти не пропало. Большую роль в его сохранении сыграла жена художника, Вера Евгеньевна. Когда в июле 1942 года она уехала в эвакуацию, полотна мастера остались в опечатанной квартире. После снятия блокады Вера Евгеньевна, беспокоясь засохранность работ мужа, постаралась как можно раньше вернуться в город, что ей, несмотря на многочисленные препоны, удалось. Она приехала в Ленинград вместе с группой строителей, направлявшихся для восстановления разрушенного города. В тот же день, когда Вера Евгеньевна вернулась, квартиру Гринбергов самовольно вскрыли, но она успела спасти от гибели все картины Владимира Ариевича.
«Зима. Пешеходы», 1933 год, холст, масло, 48,5 х 61,5 см., Собрание Романа Бабичева, Москва.

Ретроспективные выставки произведений Владимира Гринберга состоялись в Ленинграде — Санкт-Петербурге (1946, 1976, 1982, 1987, 1996), Ростове-на-Дону (1996), Барнауле (2002), Москве (2008). Сегодня произведения художника находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Владимир Ариевич Гринберг: Выставка произведений: Каталог / Авт. ст. Л. В. Мочалов; сост. кат. Г. А. Гринберг, Ц. А. Тер-Оганьян; ред. Г. С. Арбузов. — Л.: Художник РСФСР, 1976.

2. Живопись 20-30-х годов. Авт.-сост. Муратов А. М. — СПб: Художник РСФСР, 1991.

3. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века. Каталог. А—В. Т. 8.. СПб, Palace Editions. 1997.

4. Филиппова И. И. Н. Н. Пунин о В. А. Гринберге / Война и художественная культура. Сб. докладов. — Курск: Из-во Курск. гос. пед. ун-та, 2000.

5. Владимир Гринберг (1896—1942). Художник Ленинграда. Автор статьи: Струкова А., М.: Скорпион, 2008.

6. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том I А-К.
«Волынский переулок», 1932 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.