Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 534. Лапшин Николай Фёдорович (Nikolai Lapshin) (1891-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Фёдорович Лапшин — известный русский и советский живописец, график, педагог, книжный иллюстратор, автор статей по вопросам искусства.

Николай Лапшин родился в Санкт-Петербурге. Художественное образование получал в начальной школе ЦУТР барона Штиглица (1900), в Политехническом институте (1909), в рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Билибина, А. Рылова, в частных студиях Я. Ционглинского и М.Бернштейна.

Первая выставка, в которой Лапшин принял участие, — «Мишень» (1913). Являлся членом многих творческих объединений. В 1920-е годы выступал как художественный критик. Преподавал в Художественно-технических мастерских (1920—1922), в Ленинградском строительном техникуме (1931—1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства (1923), на графическом (1929—1941) и на архитектурном факультетах ВХУТЕМАС—ЛИЖСА—ВАХ (с 1933). Кроме книжной и станковой графики Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах. В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда.

Рассказ об этом известном художнике и талантливом педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Все, что он делал, он делал «а-ля прима», в один заход без доработок, без поправок и изменений. В этом заключался тот метод, к которому Лапшин стремился, который считал единственно верным… Каждая работа выполнялась на основе строгой концептуальной формулы, к нахождению которой в каждом случае и сводился весь творческий процесс. Реализация же этой формулы предполагала неизменную технику, которая, в общем-то, была достаточно проста и элементарна и почти исключала неудачи»(В.А. Власов, художник).
«Площадь Урицкого», 1939 год, бумага, акварель, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Так уж получилось, что в последние годы обстоятельства смерти этого человека и события им предшествовавшие, зачастую оказывались почему-то намного интереснее для широкой публики его творческой биографии и отдельных подробностей его жизни. Конечно, трагическая смерть художника Николая Федоровича Лапшина и его супруги в блокадном Ленинграде служит еще одним напоминанием для потомков о беспримерном героизме защитников города на Неве в годы блокады. Однако, и вся творческая жизнь этого замечательного живописца с его сдержанной, часто сомневающейся и не спешащей с выводами художественной позицией, достойна того, чтобы о ней ещё раз вспомнить. Это он написал в апреле 1941 года в предвоенном Ленинграде:«Необходимо иметь отношение к искусству, интерес к нему, только тогда висящая на стене бумага с чем-то нарисованным на ней вызывает субъективное переживание и отсюда и оценку… А искусство может дать только то, что может и часто не то, что хочется критику». Не правда ли – в точку?..
«Солнечный день», 1939 год, холст, масло, 58 х 67 см., Галеев Галерея, Москва.

Николай Федорович Лапшин родился 10 февраля 1891 года в Санкт-Петербурге в богатой семье купца второй гильдии Федора Васильевича Лапшина и его супруги Марии Николаевны. Интересно, что долгое время Николай Федорович в анкетах и иных документах указывал иную дату своего появления на свет — 15 января 1888 года, возможно, желая скрыть свою принадлежность к купеческому сословию. Лишь изыскания последних лет (недавно обнаруженное свидетельство о рождении и крещении) позволили установить истину. Рисовать маленький Николай начал рано, чему в немалой степени способствовало увлечение живописью на любительском уровне Марии Николаевны.
«На стрелке Васильевского острова (Ростральная колонна)», 1939 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Он любил наблюдать за увлеченной работой матери: «Мать моя копировала маслом какие-то картинки, рисовала фарфор /…/ Но это меня поразило больше не зрительно, а по обонянию: так чудно пахли эссенции и масла, которыми мать разводила и масляные, и фарфоровые краски». Постепенно начал рисовать сам, демонстрируя при этом определенный навык и умение».
«На реке Луга», 1939 год, бумага, акварель, 31,6 х 41,3 см., Аукцион СОВКОМ, Москва, 2009 г.

Заметив увлечение сына, Мария Николаевна постаралась сделать все, чтобы это увлечение развить и привела его в начальную рисовальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица. Занятия в Школе юному таланту категорически не понравились. Практиковавшая там методика «рисования различных таблиц и тушевка» мало кого могли увлечь, особенно после опыта собственных пейзажных этюдов. Далее была учеба в петербургском 3-м реальном училище, где предмет рисование тоже не особенно вдохновлял «реалиста»: «И в реальном училище рисование я не любил, я не мог понять, для чего так долго и бессмысленно копировать неинтересные орнаменты и гипсы, и головы». Но зато в Училище состоялось знакомство Николая с Михаилом Ле-Дантю (1891—1917), в старших классах переросшее в настоящую дружбу. Михаил тоже увлекался живописью, и это совместное увлечение сблизило подростков.
«Буксир на Волге», 1940 год, бумага, акварель, 32 x 44,8 см., Галерея искусств КGallery, Санкт-Петербург.

В 1909 году после окончания реального училища Николай поступил на экономический факультет Политехнического института. Неправдой будет утверждение, что он интересовался экономикой и собирался заняться ею всерьез. Сделано это было скорее «для утешения отца», который не одобрял увлечение сына живописью, считая это пустой тратой времени и сил. Параллельно с учебой в Политехе в 1911—1915 годах Лапшин посещал занятия в школе Общества поощрения художеств, которые вели Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) и Аркадий Александрович Рылов (1870—1939), ходил на лекции в Археологический институт, изучая искусство Древнего Египта. Также уже по совету друга Ле-Дантю увлеченно занимался рисунком в частных художественных студиях: в 1911—1912годах — у Яна Францевича Ционглинского (1858—1913) и в 1913—1914 годах —у Михаила Давидовича Бернштейна (1875—1930). Последний особенно ценил своего молодого ученика, говоря: «Много у меня было хороших рисовальщиков, но никто так не рисовал, как Лапшин».
«Нева. Первый снег», 1934 год, холст, масло, 62,5 х 74 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Одним словом, молодой художник учился везде, где предоставлялась такая возможность и всему, что было ему интересно… Позже вспоминая эти годы, он всегда с некоторым разочарованием говорил:«…Какая масса времени потрачена совершенно зря. То ли от личных моих свойств — неуверенности в себе, то ли от отсутствия среды искусства и неумения создать эту среду. Не было хорошей школы, не было традиции, нужна была «переоценка ценностей». Именно так, достаточно самокритично характеризовал впоследствии художник ранние этапы своего творчества. Был ли он прав? Наверное, не нам судить…
«Мойка. Красный мост», 1939 год, бумага, акварель, частное собрание.

В 1913 году в Москве состоялось знакомство Николая Лапшина с Михаилом Ларионовым (1881—1964) и его женой Натальей Гончаровой (1881—1962), под влиянием которых он начал изучение русской иконописи и народного искусства. Именно Гончарова привлекла его к росписи декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок». В этом же году Лапшин, правда, под фамилией Лопатин, принял участие в выставках«Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1913).
«Памятник Николаю I на площади Воровского», 1939 год, бумага, акварель, белила.
31,5 х 42,7 см., частное собрание.

События начавшейся Первой Мировой войны и вступление в нее царской России не могли оставить Николая Лапшина, жившего в ритме своего времени, равнодушным. Под воздействием развернувшегося по всей стране ура-патриотизма в 1915 году он записался вольноопределяющимся в Кавказскую туземную дивизию. Воевал в Галиции, рисовал с натуры, был ранен в ногу и контужен. В 1916 году был эвакуирован в Петроград, переведен в Гренадерский полк в качестве художника-декоратора, где создавал декорации для передвижных спектаклей. Революционные события 1917 года встретил в нестроевом 171 запасном пехотном полку, в 1918 году был демобилизован и позже работал в издательском отделе Государственных свободных художественных мастерских в Петрограде. События октябрьского переворота встретил с пониманием, поскольку лозунги победившего пролетариата оказались ему близки. Возможно, именно в этом и кроется причина его желания скрыть свое купеческое происхождение. После революции занимался активной общественной деятельностью, являясь членом Союза деятелей искусств от объединения «Свобода и революция» (1917), входил в общество «Искусство и революция» (1917), участвовал в праздничном оформлении Петрограда к годовщинам Октябрьской революции.
«Мост через Фонтанку», 1939 год, бумага, акварель, Галерея искусств КGallery, Санкт-Петербург.

В 1919 году Лапшин с его больной ногой записался в Красную Армию. Проходил службу в Воздухоплавательном парке во 2-м отделе по квартирному довольствию войск, затем в ЦУСНАБе (Центральном Управлении Снабжения Главлескома) в качестве агента и заведующего иногородним транспортом. В конце 1919 года в связи с прошлой контузией Лапшин был комиссован и вернулся в Петроград, где в 1920—1921 годах заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса. В 1921—1923 годах работал помощником директора Музея художественной Культуры, на базе которого в 1923—1926 годах был создан ГИНХУК — Государственный институт Художественной культуры, руководимый К. С. Малевичем (1879—1935).
«Ленинград. Проспект Двадцать Пятого Октября у здания Думы», 1939 год, бумага, акварель, 32 х 45 см., Собрание И.И. Галеева, Москва.

Поскольку дореволюционных работ в творческом наследии Николая Лапшина практически не сохранилось, можно с полным основанием утверждать, что основной этап творчества художника начался с начала 1920-х годов. В эти годы сформировалась его авангардистская манера, начало которой было положено во время его сближения с художниками авангарда, а окончательное становление произошло после того как он некоторое время поработал в ГИНХУКе под руководством Каземира Малевича. В 1924 году Лапшин был направлен в командировку за границу, посетив Ревель, Ригу, Берлин, Прагу, Загреб.
Осип Мандельштам. Шары. Рисунки Николая Лапшина. Государственное издательство,
Ленинград, 1926 г. Обложка.

1925 год является годом начала работы Николая Лапшина в жанре книжной иллюстрации и началом самого значительного этапа его творческой биографии. В 1925 году вышла первая книжка, сделанная Лапшиным — «Наша кухня» Николая Чуковского с конструктивистской обложкой, затем из следующей книги, созданной в соавторстве с писателем М. Ильиным (И.Я. Маршак), возник знаменитый на всю страну творческий тандем. Художником были сформированы и претворены в жизнь новые принципы оформления книг — скромные и строго функциональные. Именно в области иллюстрации детской книги Лапшин нашел свое истинное призвание, а главным его занятием отныне стала книжная графика. C 1928 по 1935 год Лапшин был художественным редактором журнала «Ёж». Работал также в журналах «Жизнь искусства», «Робинзон» и другие. Николай Лапшин претворил в жизнь идею иллюстрирования «познавательных» (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, заявив тем самым о том, что и авторы текста, и авторы иллюстраций в равной степени являются двумя авторами одной книги. Всего Н. Ф. Лапшиным за период его творческой деятельности было проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.
М. Ильин. Солнце на столе. Рисунки Николая Лапшина. Государственное издательство, Ленинград, 1926 г. Обложка.

Николай Федорович иллюстрировал книги при помощи крохотных рисунков-ремарок, отличавшихся лаконизмом и острой выразительностью. Наиболее известная книга, вышедшая в свет с иллюстрациями Лапшина и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США«Путешествия Марко Поло», Нью-Йорк, 1932. «Я не мог поверить своему счастью, — писал Лапшин, — ведь я делал рисунки для себя, а они понравились далеко за океаном, в Америке, неизвестным людям. Я не мог поверить, что я получил первую премию в Нью-Йорке».Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах. Занимался преподавательской деятельностью: преподавал в Художественно-технических мастерских (1920—1922), в Ленинградском строительном техникуме (1931—1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства (1923), на графическом (1929—1941) и на архитектурном факультете ВХУТЕМАС — ЛИЖСА ВАХ (с 1933).
«Деревья на пригорке», 1939 год, холст, масло, 56 х 65 см., Галеев Галерея, Москва.

В станковой графике Лапшина наиболее значительны акварели, исполненные художником в промежутке между 1936 и 1941 годом. В последние годы жизни художник увлеченно писал виды родного Ленинграда. Среди наиболее известных работ — «Первый снег» (1934, ГРМ), «Переход через Неву» (1935, ГРМ). Николай Федорович постоянно писал пейзажи из окна своей квартиры № 32 на набережной Мойки, 64.
«Переход через Неву», 1935 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

По словам известного искусствоведа Л. В. Мочалова : «…общими характеристиками для Н. Ф. Лапшина и других художников ленинградской школы считаются простота исполнения; широта живописного приема; принципиальное использование «быстрого письма»; обязательное сохранение плоскости картины; ограничение в цвете; значимость силуэта; использование прозрачных, серебристых, и мягких тональных гамм и размытых контуров предметов; стремлении работать внутри определенных границ или «канонов».
«Вид с парохода на Волхов», 1940 год, бумага, акварель, белила, 29,8 х 39,5 см., Частное собрание.

Сам же Николай Федорович так характеризовал свой метод: «… чем свободнее метод, тем живее картина. Чем меньше движения кисти — тем свежее живопись. Материал не только средство передачи натуры, а воссоздание восприятия натуры в живописном материале. Отсюда, далеко не сразу, я сделал выводы». Лапшин является ключевой фигурой Ленинградской школы живописи, объединявшей в 1930 — годах группу художников, творчество которых имело ряд общих черт: цветовая сдержанность, акварельная прозрачность и углубленная работа с тоном.
«Площадь перед входом в Александро-Невскую лавру в Ленинграде», 1939 год, бумага, акварель, 31,7 х 44 см., Аукцион СОВКОМ, Москва, 2009 год.

В конце 1930-х годов после перенесенного тяжелого простудного заболевания, Николай Федорович в результате осложнений стал быстро терять зрение. Весной 1941 года он лечился в санатории Зачеренье, где исполнил несколько пейзажей акварелью. В апреле произошло расстройство речи, паралич правой руки и лица. В мае произошел тромбоз сосудов мозга и частичная утрата зрения. Дальнейшая художественная работа стала невозможна. Невозможность писать стала серьезным ударом для художника. Его спасла литература — он стал надиктовывать жене главы своих воспоминаний.
«Мойка осенью», 1939 год, бумага, акварель, частное собрание.

22 июня 1941 года Николай Федорович встретил в Ленинграде. Остался в родном городе. Работал, как позволяло здоровье. Первая, самая суровая блокадная зима оказалась для него роковой. 29 января 1942 года от голода умерла жена художника В.В. Спехина, а менее чем через месяц, 24 февраля 1942 года ушел из жизни в своей квартире на Мойке и сам художник. Он умер от голода, всего нескольких дней не дожив до запланированной эвакуации по замерзшему ладожскому льду на Большую землю. Где находится его могила осталось неизвестным. Большую часть работ удалось сохранить друзьям живописца, но часть произведений была все же безвозвратно утрачена. В последние месяцы жизни Лапшин написал воспоминания, изданные только в 2005 году.
«Деревня Вяз», 1939 год, холст, масло, 56 х 66 см., Галеев Галерея, Москва.

Как это часто бывает, после смерти художника практически забыли. В послевоенные годы книги с его иллюстрациями почти не издавались — пришли новые люди со своими новыми идеями, да и кумиры начали меняться… Сегодня работы Николая Федоровича Лапшина находятся в экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, многих региональных и краеведческих музеев нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях. При этомв нашей стране было всего три выставки его работ: в 1956-м, 1989-м и 2005-м годах, а его имя сегодня известно лишь узкому кругу специалистов. Ужасно несправедливо! Как говорится, нас еще ждут большие открытия!..
«Пейзаж с рекой», 1939 год, бумага, акварель, 28 х 36 см., Аукцион СОВКОМ, Москва, 2007 год.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Николай Лапшин. 1891—1942. Монография. Составитель И. Галеев. Тексты: И. Галеев, А. Струкова, Л. Мочалов, Ю. Русаков. Издательство «Скорпион», «Арт-Диваж», Москва, 2005 г.

2. Сурис Б. Д. Николай Федорович Лапшин // Страницы памяти : справочно-мемориальный сборник: художники Ленинградского Союза советских художников, погибшие в годы Великой Отечественной войны и в блокаду Ленинграда, 1941—1945 / Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Союз художников, Центральный выставочный зал в Санкт-Петербурге; составители: Ю. В. Басов, Л. С. Конова, главный редактор, автор примечаний Л. С. Конова. — СПб.: Петрополис, 2010

3. Сурис Б. Н. Ф. Лапшин: Сто лет со дня рождения // Памятные книжные даты. 1988. — М.: Книга, 1988

4. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва, Издательство ClobalExpert&ServiceTeam, 2013 г. Том II
«Поле», 1939 год, холст, масло, 55 х 65 см., Галеев Галерея, Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.