Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 533. Уткин Пётр Саввич (Peter Utkin) (1877-1934).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Пётр Саввич Уткин — известный российский и советский художник-символист и педагог.

Пётр Уткин родился в Тамбове. Получил начальное художественное образование в саратовской студии Общества любителей изящных искусств, а позже в Боголюбовской рисовальной школе. В 1897 году поступил в МУЖВЗ, где учился до 1907 года у И. И. Левитана, В. А. Серова, К А. Коровина.

Являлся организатором и участником выставок «Алая роза» (1904, Саратов) и «Голубая роза» (1907, Москва). На творчество художника оказал большое влияние Виктор Борисов-Мусатов. Фантастические пейзажи Уткина, нередко выдержанные в излюбленных символистами сине-лиловых тонах, причудливая живопись, напоминающая морозные узоры на стекле, создали художнику репутацию самого последовательного символиста. В 1918 году Петр Уткин поселился в Саратове, преподавал в Рисовальном училище им. А. П. Боголюбова, в студии Пролеткульта, занимался оформительскими работами и писал пейзажи.

Рассказ об этом талантливом художнике и прекрасном педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России и за ее пределами, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Зная Петра Саввича на протяжении более чем 30-ти лет, я не помню момента… срыва в нем… озаренного мироощущения. И в своих работах он оставил это изящное, в лучшем смысле этого слова, деликатное чувство любви и всеприемлемости мира» (К. С. Петров-Водкин).
«Окрестности Саратова (Пруд)», 1925 год, холст, масло 57,6 х 53,4 см., Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

Творчество этого художника, пережившее практически полное забвение в 1940-1960-е годы, сегодня мало известно широкому зрителю. И не в последнюю очередь потому, что его творческому наследию суждено было перенести две большие утраты: значительная часть произведений художника погибла во время пожара в столице в 1914 году, а еще большая их часть была утрачена весной 1942 года при попытке вывезти архив и произведения художника из блокадного Ленинграда, во время яростной бомбежки немецкой авиацией ледовой «дороги жизни» через Ладогу. Его творчеству еще предстоит быть осмысленным потомками в полной мере и, прежде всего, вследствие яркой живописной индивидуальности этого замечательного художника — Петра Уткина.
«Утро. Чигирь», 1900 год, холст, масло, 54,5 х 68,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Пётр Саввич Уткин родился 9 октября 1877 года в древнем городе Тамбове в многодетной семье железнодорожника Саввы Корниловича Уткина, служившего начальником городской железнодорожной станции и его супруги Ольги Варфоломеевны, в девичестве Колобовой, происходившей из семьи известных в Сызрани торговцев зерном. В 1878 году главу семейства перевели по службе начальником станции Разбойщина, а спустя несколько месяцев в Саратов. Семья в полном составе последовала за ним.
«Сумерки», 1901 год, холст, масло 49,5 х 69 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Через несколько лет Савва Корнилович оставил семью, найдя счастье на стороне, и Ольга Варфоломеевна осталась одна с тремя сыновьями на руках. Наступили трудные времена. Несмотря на некоторую помощь бывшего супруга, семья с трудом сводила концы с концами. Дети с малых лет помогали матери, которая подрабатывала вышиванием. Детство Петра прошло в Саратове, этот город он читал своей родиной. Весной, летом и осенью юноша вместе со сверстниками проводил на волжских берегах или в окрестных лесах. С нетерпением ожидая вскрытие реки после зимней спячки, он уже ранней весной с утра до позднего вечера проводил все свободное время на природе, любуясь удивительными красотами окрестных пейзажей, мощью и величием главной русской реки-кормилицы. Возможно, именно здесь зарождались в воображении юноши узоры его будущих рисунков и акварелей.

Летом Пётр с удовольствием проводил свободное время на живописных берегах левого притока Волги — реки Саратовки, где особенно хороша и удачлива была рыбалка, дававшая серьезное подспорье к домашнему столу.
Упоительная красота здешних мест не могла оставить равнодушным впечатлительного юношу, и он начал делать первые робкие зарисовки того, что видел вогруг, а близкое и постоянное общение с природой развивало у него обостренную наблюдательность и формировало тонкий художественный вкус. Петру, как и его братьям, пришлось рано приобщиться к труду, по мере сил помогая семье, но это никоим образом не смогло помешать его увлечению рисованием, которому он отдавал все свое свободное время, тем более, что и окружающая городская обстановка этому всецело способствовала.
«Опушка леса», 1905 год, холст, масло, 52 х 71 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Общеизвестно, что Саратов в 1890-х годах стал заметным культурным центром всего Среднего и Нижнего Поволжья: в 1885 году здесь был торжественно открыт первый в царской России провинциальный Художественный музей им. А. Н. Радищева, при котором было организовано рисовальное училище под патронажем Саратовского общества любителей изящных искусств. Занятия в нем посещали многие известные в будущем художники и скульпторы: Виктор Борисов-Мусатов (1870—1905), Павел Кузнецов (1878—1968), Александр Матвеев (1878—1960) и другие. В 1892 году переступил порог училища и Петр Уткин, прозанимавшийся в нем в течение двух лет.

Ему повезло с педагогами. В Училище в эти годы преподавали Гектор Павлович Баракки (1852—1915) — замечательный художник и педагог итальянского происхождения и Василий Васильевич Коновалов (1863—1908) — ученик самого Павла Петровича Чистякова (1832—1919), у которого учились Василий Суриков (1848—1916), Валентин Серов (1865—1911), Илья Репин (1844—1930) и многие другие. Строгие и взыскательные педагоги с большой любовью относились к своим ученикам, давая им начальное художественное образование, знакомя их с основами художественного мастерства и таинствами профессии художника. Впоследствии Уткин часто вспоминал своих первых учителей, и всегда эти воспоминания были наполнены теплотой и благодарностью.
«Лунное», 1906 год, холст, темпера, 46 х 44 см., Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро, Москва.

В конце 1890-х годов состоялась встреча Петра Уткина с вернувшимся из Парижа Виктором Борисовым-Мусатовым. Это знакомство сыграло большую роль в дальнейшей творческой судьбе молодого художника. Увлеченность искусством старшего товарища по цеху настолько сильно повлияла на юношу, что он не только стал искренним поклонником таланта своего знаменитого земляка, но и в дальнейшем последовательно продолжал в своем творчестве мусатовские традиции.

После двух лет обучения в саратовском Училище, в 1897 году Уткин переехал в Москву, где поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами в МУЖВЗ были И. И. Левитан (1860—1900), А.Е. Архипов (1862—1930), Н.А. Касаткин (1859—1930), Л.О. Пастернак (1862—1945), В.А. Серов (1865—1911), К.А. Коровин (1862—1939). Произведения, созданные молодым художником в период его обучения в МУЖВЗ, сильно отличались от полотен его товарищей по учебе. Целиком оторванные от повседневной окружающей жизни, они олицетворяли особый, сугубо лирически-эмоциональный внутренний мир художника. В своих полотнах «Любители бури», «Сон», «Торжество в небе» Уткин главное внимание уделял самой живописной фактуре, сосредоточенно работая над структурной организованностью мазка и формированием цветового пятна.
«Любители бури», 1908 год, [олст, темпера. 76.5 x 81 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Годы обучения Уткина в МУЖВЗ — это годы его экспериментов и исканий себя в профессии, пора формирования новых эстетических принципов. В 1902 году Пётр Уткин вместе с Кузьмой Петровым-Водкиным (1878—1939) и Павлом Кузнецовым (1878—1968) получили заказ от саратовской епархии на роспись церкви Казанской Божьей матери. Нетрудно представить себе, насколько важна была для художников эта монументально-декоративная работа, позволявшая реально испытать свои силы в условиях полного отсутствия каких бы то ни было ограничений банальной плоскостью холста.

Масштабность задач позволяла в полной мере проявить себя и заявить о своем мастерстве. К большому сожалению, художественные новации молодых художников не были в полной мере оценены заказчиками-священнослужителями. Трактовка художниками Священного писания и образы святых, выполненные ими в духе неопримитивизма, были смелыми и талантливыми поисками собственного места в новом направлении символизма, но были с возмущением отвергнуты служителями церкви, как явно кощунственные и уничтожены по решению суда.
«Цветы», 1916 год, холст, масло, 60 х 49 см., Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

К счастью, неудача была философски воспринята Петром Уткиным и не надломила его. Художник упорно продолжал искать свое место в искусстве. В 1904 году он занялся организацией выставки «Алая роза» в родном Саратове, объединившей произведения В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, П. Кузнецова и некоторых других московских и саратовских художников, идейно близких друг другу. Художники нового течения были объединены желанием донести свои идеи до широких масс, но не были поняты ни любителями живописи, ни местной прессой и критикой, удостоившись только резко отрицательных отзывов.

К счастью, все в этой жизни переменчиво. Шло время. За последующие три года в отечественном искусстве постепенно набирала силу вторая волна русского символизма, которая привела к тому, что Петр Уткин вместе со своими друзьями и идейными единомышленниками Павлом Кузнецовым и Александром Матвеевым принял участие в создании символистского художественного движения «Голубая роза». Участники движения ставили свой целью, используя возможности живописи, вырваться из оков окружавшей реальности и построить иной мир, совершенно отличающийся от существующего. Одноименная выставка, состоявшаяся в Москве в 1907 году, в отличие от своей предшественницы в Саратове, была более успешной, став значительным событием в русском искусстве начала ХХ века. Патронаж выставке оказал популярный и респектабельный в те годы журнал «Золотое Руно».
«Ночь. Стога», 1901 год, холст, масло, 51,5 х 70,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Участниками выставки выступили выпускники МУЖВЗ, среди которых выделялись художники-символисты Николай Кузнецов (1850—1929), Мартирос Сарьян (1880—1972), Николай Сапунов (1880—1912), Артур Фонвизин (1883—1973), Пётр Уткин, Александр Матвеев. Их творчество соприкасалось с творчеством поэтов-символистов Николая Минского (1855—1937), Константина Бальмонта (1867—1942), Александра Блока (1880—1921), Андрея Белого (1880—1934). Живопись участников движения была необычной и очень притягательной, создавая особый мир мечтаний, видений и едва приоткрытых тайн. Ее отличительными особенностями являлись ярко выраженное богатство цветовой палитры, орнаментализм, определенная камерность и декоративность мотивов. В дальнейшем все участники объединения пошли своими дорогами: кто-то отошел от символизма, а кто-то, как герой нашего повествования, сохранил ему верность на долгие годы творчества.
«В усадьбе Я. Е. Жуковского», 1912 год, холст, масло, 42,5 x 44 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После окончания МУЖВЗ в 1908—1914 годах Петр Саввич с семьей большую часть года проводил в Крыму, в имении Новый Кучук-Кой, лишь на зиму возвращаясь в Саратов. Владелец имения, состоявшего из роскошной виллы, паркового ансамбля и многочисленных хозяйственных построек, действительный статский советник, финансист и меценат Яков Евгеньевич Жуковский, был убежденный символист и приверженец модерна. Загоревшись идеей создания в своей крымской усадьбе единого целостного ансамбля виллы и парка, ознаменованного единством архитектурной, скульптурной и живописной составляющих, Жуковский пригласил для воплощения своей идеи в жизнь Павла Кузнецова, Петра Уткина и Александра Матвеева, из которых наибольшей поддержкой мецената пользовался Уткин. Ему была предоставлена персональная мастерская в
в Кучук-Кое, и Жуковский покупал большинство его произведений.
«Парк усадьбы Я.Жуковского в Кучук-Кое», 1915 год, холст, масло 41 х 42,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1914 году в жизни Уткина случилось большое несчастье. В Москве во время пожара на квартире друга художника, Константина Васильевича Кандаурова(1865—1930) — художника-декоратора Малого театра, пропали в огне многие полотна Петра Саввича. «Произведений, вероятно, штук 50 (половина всего того, что было написано мною за всю мою жизнь) сгорело во время пожара Малого театра в Москве, в квартире Кандаурова К. В. Я лишился произведений, которых уже не сделаешь…», — писал Уткин в мае 1914 года Я.Е. Жуковскому. К сожалению, это была не единственная утрата, связанная с творческим наследием художника. Большое количество его работ погибло в 1942 году уже после его смерти, при попытке вывезти их из блокадного Ленинграда во время бомбежки ледовой «дороги жизни» через Ладогу.
«Крымский этюд. Лунный», 1913 год, холст, масло, 41 x 46 см., Государственный Русский музей (Пост.: 1928 из собр. Я. Е. Жуковского (Ленинград)).

События октябрьского переворота Пётр Саввич встретил с пониманием. Ему были близки и понятны лозунги победившего пролетариата, а последовавшая за революционными событиями в Петрограде реорганизация всех сторон общественной жизни молодой советской республики, заставили художника активно включиться в координацию и руководство в сфере преподавания и художественной жизни его родного Саратова. В мае 1918 года Отдел ИЗО Комиссариата народного просвещения поручил Уткину организовать при саратовском Совдепе коллегию изобразительных искусств, а позже ему было поручено руководство школами живописи и рисунка при саратовском Отделении искусств совета народного образования. Он был назначен и первым уполномоченным по делам местных Свободных государственных художественных мастерских, возникших на базе расформированного Боголюбовского рисовального училища.
«Натюрморт с белым кувшином», 1923 год, холст, масло 50 x 45,5 см., частное собрание.

В 1921—1923 году Пётр Саввич Уткин руководил студией изобразительных искусств саратовского Пролеткульта, являясь одновременно и членом комиссии экспертов, созданной при Радищевском музее. В 1922 году саратовский отдел Всерабиса присвоил ему звание заслуженного героя труда.
В середине 1920-х годов Пётр Саввич занялся активной преподавательской деятельностью, посвящая ей практически все время, зачастую в ущерб творчеству. Его мастерская всегда была полна учениками, часто переходившими к нему он других преподавателей. «К Петру Саввичу шла учиться всегда лирически настроенная молодежь — любители грустных саратовских волжских песен, нежных гамм. Мастерская его всегда утопала в голубых лирических «обстановках», аромате нежности, грусти и ласки» (Д.Загоскин).

В 1931 году после конфликта с руководством Саратовского техникума Пётр Уткин уволился и переехал жить в Ленинград, где по приглашению руководства Академии художеств стал профессором живописного отделения института живописи, скульптуры и архитектуры. Пётр Саввич Уткин умер в ночь с 17 на 18 октября 1934 года в Ленинграде. «В лице Петра Саввича Уткина советское изобразительное искусство потеряло одного из величайших мастеров живописи. Потеряло глубокого тонкого мастера пейзажа», — писал возглавлявший тогда Академию художеств И.И. Бродский (1883—1939).
«Затон. Волга» 1896 год, холст, масло, 19 х 28,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1940-1960-е годы творчество Петра Саввича Уткина оказалось практически в полном забвении. Лишь в начале 1980-х годов оно вернулось к широкому зрителю. В 1978 году была проведена выставка к столетнему юбилею Петра Саввича Уткина. И хотя она экспонировалась лишь в Саратове, в залах Радищевского музея, ее организаторы очень надеялись, что она будет куда более полной и представительной, и география ее расширится, захватив и столичные города. К большому сожалению, этого не случилось… Пока не случилось… Все еще впереди, и в этом нет никакого сомнения, потому что полотна этого художника сегодня украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, других художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленных частных собранийв России и за ее пределами.
«Цветы», 1925 год, картон, масло, 54 х 48 см., Пермская государственная художественная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Водонос Е. «Целостный талант и человек». — Годы и люди. Вып.3. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1988.

2. Русские художники XVIII—XX веков: свод. список художников/ Соловьев В. Д. — М.: Эксперт-клуб, 2005.

3. П.С.Уткин. — М.: Советский художник, 1982.

4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись первой половины ХХ века. М., 2009.

5. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 3.
«Дороги на море», 1910 год, холст, масло, 38 x 40 см., Государственный Русский музей (Пост.:1928 из собр. Я. Е. Жуковского (Ленинград)).

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.