Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 532. Первухин Константин Константинович (Konstantin Pervukhin) (1863-1915).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Константинович Первухин — замечательный пейзажный живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок, один из учредителей Союза русских художников.

Константин Первухин родился в Харькове. Первоначальное художественное образование получил в харьковском реальном училище у Д. И. Безперчего, по окончании которого с 1884 по 1885 год учился в харьковской рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой. С 1885 года в Санкт-Петербургебрал частные уроки у И. Е. Репина, а с 1886 по1887 год являлся вольнослушателем Императорской Академии художеств (мастерская адъюнкт-профессора Академии П. П. Чистякова).

С 1887 года являлся экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок, в члены которого был принят 2 марта 1899 года. С 1902 по 1912 год преподавал рисунок в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище в Москве. В качестве иллюстратора сотрудничал с журналами «Ежегодник императорских театров», «Живописное обозрение стран света», «Всемирная иллюстрация», «Новь».

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в художественных и краеведческих музеях России, а также в многочисленных частных собраниях России, Украины, Германии, Франции, Великобритании, Израиля и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Его прелестные произведения, к сожалению, имели значительно меньший успех, чем тот, какой они заслуживали» (Аполлинарий Васнецов).
«Осень на исходе», 1887 год, холст, масло, 43 х 51 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Так случилось, что конец 1880-х годов в отечественном искусстве оказался всецело связан с появлением новых тенденций в русской реалистической живописи. Это, прежде всего, чуткое лирическое и эмоциональное восприятие окружавшей действительности, а также мастерское живописное воплощение этого восприятия на различном авторском материале. Изображая природу, художники старались поймать и перенести на холст мельчайшие оттенки пейзажного настроения, постоянно совершенствуя при этом доступные живописные средства. При этом за фамилиями выдающихся мастеров пейзажного жанра И.И. Левитана, К.А.Коровина, В.А. Серова нередко оказывались в тени художники более скромного природного дарования, также вносившие посильный вклад в развитие отечественного реалистического пейзажа. Именно о таком художнике наше сегодняшнее повествование.

Константин Константинович Первухин родился 2 июня 1863 года в Харькове в многодетной семье скромного уездного чиновника межевой канцелярии, титулярного советника Первухина Константина Павловича и его законной супруги Марии Андреевны. Титулярный советник в те годы — гражданский чин IX класса. Само слово «титулярный» означало «номинальный: с одной стороны это был уже не секретарь, а с другой — еще и не полноправный советник. Гражданский чин соответствовал армейскому чину капитана пехоты, штабс-ротмистра кавалерии, казачьего подъесаула и лейтенанта военного флота России. Титулярные советники являлись самым многочисленным классом в России, с 1845 года автоматически получали личное дворянство с чином, при этом титул по наследству детям передать не могли.
«Голубое утро. Венеция», около 1914 -го года, доска, масло, Национальный художественный музей республики Беларусь.

Семья жила небогато. Годового жалования в 600 рублей с трудом хватало на то, чтобы содержать семью. Константин Павлович исполнял обязанности уездного землемера, отвечал за изготовление чертежей и планов земельных участков, часто бывал в разъездах, связанных с работой и все обязанности по воспитанию детей лежали на плечах Марии Андреевны Первухиной, которая старалась дать детям достойное образование и сформировать у них хороший художественный вкус. В семье всячески поддерживались любые проявления творчества, и поэтому, когда в реальном училище Константин увлекся рисованием, а учителем рисования у него был ученик самого Карла Брюллова(1799—1852) Дмитрий Безперчий (1825—1913), родители очень обрадовались этому. По совету наставника по окончании реального училища с 1884 по 1885 год Константин Первухин посещал единственную в то время в Харькове рисовальную школу Марии Дмитриевны Раевской-Ивановой (1840—1912) — первой в России женщины, которой Императорская Академия художеств присвоила звание художника. В школе практиковались занятия на свежем воздухе, и возможно, именно тогда у будущего мастера возник интерес к жанру пейзажа.

В 1885 году Первухин отправился в столицу с твердым намерением продолжить свое обучение. Столица встретила молодого провинциала неласково, что было вполне объяснимо: молодой человек приехал без рекомендаций и без средств, да и со связями в художественной среде города как-то сразу не сложилось. Было неуемное желание полностью посвятить себя искусству, но, как показало будущее, для дальнейшего обучения этого оказалось мало, а путь к вершинам художественного мастерства оказался долог и тернист.
«Вид Крыма», 1914 год, холст, масло, 29 х 41,2 см., частное собрание.

Чтобы как-то свести концы с концами Первухин брался за любую работу, работал иллюстратором, давал частные уроки. Ему удалось сойтись с членами кружка молодых столичных художников, что позволило посещать занятия, на которых рисовали человеческую модель, а это позволяло готовиться к вступительным экзаменам в Императорскую Академию художеств. В это же время Молодой художник начал посещать рисовальные вечера у И.Е.Репина (1844—1930). Маститый педагог обратил внимание на своего молодого коллегу. Вот как вспоминал впоследствии об этой дружбе сам Первухин: «В это время я познакомился с Репиным и довольно близко с ним сошелся. Он принял во мне большое участие, и хотя я не назову себя его учеником, но его советы имели огромное значение в моей профессии».
«Венеция», 1900 год, холст на картоне, масло, 40 х 55 см., работа из собрания В.А. Дудакова. Работа экспонировалась на выставке В ЦДРИ в 1955 году.

Репин оценил молодого ученика, как превосходного рисовальщика. Первухину нравилось работать с пером, но в большей степени он отдавал предпочтение работе с красками — живопись была его стихией, а этюдам с натуры он отдавал предпочтение перед работой в мастерской. В 1886 году после успешной сдачи вступительного экзамена в Академию художеств Константин Первухин был зачислен ее вольнослушателем. Казалось, что цель достигнута, и все трудности остались в прошлом, но судьбе угодно было распорядиться иначе. С первых дней обучения Первухин столкнулся с проблемами в посещении занятий в Академии. Для того, чтобы жить в столице необходимы были средства, а процесс их заработка отнимал слишком много времени, практически не оставляя его для регулярного посещения занятий в мастерской адъюнкт-профессора Академии Павла Петровича Чистякова (1832—1919). В 1887 году Академию художеств пришлось оставить.

В феврале этого же 1887 года Константин Первухин впервые представил свои работы на очередной выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Выставленное им полотно «Зима» еще до официального открытия выставки было приобретено известным московским меценатом и коллекционером Павлом Михайловичем Третьяковым (1832—1898) для своей галереи. Это был несомненный успех, в буквальном смысле окрыливший молодого художника, принесший известность и открывший новые перспективы. Спустя два года, 2 марта 1899 года Константин Константинович Первухин был принят в члены Товарищества. Как отмечала в те годы критика, несомненными достоинствами художника являлись его особое внимание к многочисленным едва уловимым оттенкам пейзажа и настроения, мастерское умение видеть и передавать красоту и уверенная работа со световоздушными эффектами. Именно это и было оценено Третьяковым, впоследствии приобретшим у Первухина для своей коллекции еще и полотно «Осень на исходе» (1887).
«Зима», 1887 год, холст, масло, 63 х 106 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Первухин принимал участие практически во всех выставках Передвижников в течение последующих шести лет. Его полотна: «Вечер» (1888), «Дорога» (1889), «Под тучкой» (1890), «Вечер в Крыму» (1894) и другие неизменно вызывали живой интерес зрителей. Он также экспонировал свои произведения на выставках: периодических МОЛХ (1892, 1893), ИОРА (1895), «36-ти художников» (1901, 1902), СРХ (1903–1916), Всероссийской в Нижнем Новгороде (1896), Всемирной в Париже (1900), Международных в Мюнхене (1909) и Венеции (1914). При этом небольшие по размеру пейзажи художника в реалистической манере исполнения, в которых чувствовалось влияние Николая Никаноровича Дубовского (1859—1918) неизменно пользовались большим спросом у коллекционеров и простых любителей живописи тех лет.

В 1902 году начался новый этап в жизни Константина Первухина — этап его педагогической деятельности. Он был приглашен в Москву на должность преподавателя по классам так называемого академического рисования, то есть рисования с гипсовых слепков, антиков и натурщиков Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища.
Десять лет продолжалась преподавательская деятельность художника, а то обстоятельство, что самому Первухину не довелось близко познакомиться с какой-либо крупной художественной школой, и он не был выпускником Императорской Академии, выгодно отличало его методы преподавания.
«Венеция», 1900-е годы, дерево, масло, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.

В его преподавании не было классической рутины, присутствовавшей в преподавании других педагогов. Один из его учеников вспоминал о своем наставнике: «Первухин полагал, что преподаватель-художник должен постоянно учить и, главное, всесторонне развивать своих учеников, раскрывая перед ними все новые и новые, неведомые им горизонты… Он хотел, чтобы учащиеся прониклись не только красотой модели, но чтобы они знали, какого стиля, какой эпохи рисуемый антик, где он находился, какие мифы с ним связаны. Он указывал на чистоту линий, красоту светотени или колорита, на важность знания анатомии, перспективы, вообще всего того, что столь необходимо знать художнику».

В 1903 году Константин Константинович Первухин подписал вместе с А. М. Васнецовым (1856—1933), С. В. Ивановым (1864—1910), А. Е. Архиповым (1862—1930), С. А. Виноградовым (1869—1938), А. С. Степановым (1858—1923) и И. С. Остроуховым (1858—1929) заявление о выходе из Товарищества передвижных художественных выставок, став одним из учредителей Союза русских художников. Рисованные иллюстрации Константина Первухина в эти годы размещались в популярных журналах того времени «Ежегодник императорских театров», «Живописное обозрение стран света», «Всемирная иллюстрация» и «Новь». Константин Константинович был еще и заядлым фотографом. 27 октября 1910 года он был принят в члены Русского Фотографического общества в Москве.
Этюд «Зима», 1911 год, холст на картоне, масло, частное собрание.

В последние годы жизни художник много болел. Слабые легкие были причиной частых простудных заболеваний, постепенно перешедших в неизлечимый в те годы недуг — туберкулез. По совету врачей Константин Константинович много времени проводил в Италии. Особенно любил он Венецию. В одном из своих писем он писал: «Если день хороший — не в состоянии оторвать глаз от Венеции, часто иду кружным путем, чтобы напиться допьяна глазами красок и жизни, которая так живописна…» (Из письма К. К. Первухина. Осень, 1912.). Картины художника, посвященные солнечной Венеции, и сегодня поражают своей пленительной красотой.
В Италии художник работал не покладая рук, с утра до позднего вечера, словно предчувствуя свой скорый уход и понимая сколь много еще не высказано художественным языком. К 1912—1914 годам, относятся этюды живописца, украшающие в наши дни экспозицию Государственного Русского музея: «Паруса», «Площадь святого Марка», «Утро. Вид на Большой канал и церковь Санта Мария делла Салюте», «Золото утра» «Вечер в Венеции».
«Вечер в Венеции», 1900-е годы, доска, масло, 15 х 23 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Константин Константинович Первухин скончался морозным вечером 8 февраля 1915 года в Москве вдали от его любимой Венеции. Туберкулез победил, забрав художника на 52-м году жизни. Он не успел воплотить многое из того, что планировал, но даже того, что он нам оставил, вполне достаточно, чтобы оценить масштаб его творческого дарования и высочайший уровень художественного мастерства. Все остается… людям…
«Розовое облако. Осень в Италии». 1900-е годы, доска, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Первухин К. К. Автобиография // Известия Московского литературно-художественного кружка: журнал. — М., 1915. — Вып.10.

2. Ноаковский С. В. Первухин — педагог // Известия Московского литературно-художественного кружка: журнал. — М., 1917. — Вып. 17/18.

3. Васнецов А. М. Черемисские гусли. Кружок молодых художников — пейзажистов в Петербурге, рисовальные вечера у М. Н. Далькевича и И. Е. Репина // Известия Московского литературно-художественного кружка: журнал. — М., 1917. — Вып. 17/18

4. Астахов А. Ю. ПЕРВУХИН Константин Константинович // 1000 русских художников. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2008.
«Парусник», 1908 год, холст, масло, 27 х 18 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.