Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 531. Русаков Александр Исаакович (Alexander Rusakov) (1898-1952).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Исаакович Русаков — известный советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников, один из художников ленинградской школы живописи.

Александр Русаков родился в городе Севске Орловской губернии Российской империи. Учился у художника Игнатьева М. И., затем в частной художественной школе Званцевой Е. Н. у Добужинского М. В., Бакста Л. С., Петрова-Водкина К. С. В 1918—1924 годах продолжил обучение в ПГСХУМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, занимался у Дубовского Н. Н., Кардовского Д. Н., Браза О. Э.

С 1932 Александр Русаков являлся членом Ленинградского Союза советских художников. Участвовал в различных художественных выставках с середины 1920-х годов, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Работал в технике масляной и темперной живописи. В своем творчестве отдавал предпочтение жанру городского пейзажа. Автор графических и живописных серий с видами Ленинграда и его окрестностей.

Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях Саратова, Перми, Пскова, Одессы, Брянска, в частных собраниях России, Украины, Германии, Франции, Великобритании, Израиля и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Его искусство кажется стихийным и полностью основанным на природном живописном даре. Русаков не строит свои пейзажи согласно отрефлексированному методу, он их творит с детской непосредственностью и в огромных количествах. Он ежедневно сосредоточенно работает и сделанного не обсуждает. Благодаря этой самозамкнутости и преобладанию исключительно живописного дара, в целом малосвойственного ленинградским пейзажистам, которые никогда не опирались только на стихийную живописность, искусство Александра Русакова занимает обособленное положение» (А. И. Струкова, искусствовед).
«Зима. Стрелка Васильевского острова», 1950 год, картон, темпера, 49 × 70 см., Томский областной художественный музей.

Александр Исаакович Русаков родился 29 марта 1898 года в небольшом древнем городке Севске Орловской губернии, располагавшемся на живописных берегах реки Сев — притока Неруссы, первое упоминание о котором относится еще к 1146 году. В древние времена наряду с Новгородом-Северским, Путивлем и Рыльском он входил в состав исторической Северщины. Здесь, на окраине городка, в уютном доме за невысоким забором жила дружная еврейская семья местного земского врача Исаака Абрамовича Русакова и его супруги Софии Осиповны (Ошеровны) Перской, уроженцев города Глухова. Известно, что дед будущего живописца по материнской линии — Ошер Абрамович Перский, владел единственным фотоателье в Глухове.

В 1900 году семья Русаковых переехала на постоянное жительство в столицу, и именно с городом на берегах Невы суждено было связать свою судьбу талантливому юноше из провинции. А рисовать он начал рано, чем сильно удивил своих родителей, не имевших никакого отношения ни к искусству вообще, ни к живописи в частности. Тем не менее, обратив внимание на увлечение сына, родители мальчика постарались это увлечение развить, благодаря чему Александр на первых порах учился у известного русского художника-жанриста, выпускника МУЖВЗ Михаила Ивановича Игнатьева (1870—1934), а позже в частной художественной школе ученицы И.Е. Репина (1844—1930) Елизаветы Николаевны Званцевой (1864—1921). В школе Званцевой его педагогами суждено было стать Мстиславу Валериановичу Добужинскому (1875—1957), Леону Самойловичу Баксту (1866—1924) и Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину (1878—1939). Они научили юного живописца художественному осмыслению увиденного, а в школе он получил начальное художественное образование.
«Зима в парке имени Ленина», 1950–1952 годы, бумага на фанере, темпера, 39,8 × 52,7 см., Саратовский государственный художественныйм музей им. А. Н. Радищева

Окончание гимназического обучения Русакова в 1917 году в Петрограде совпало с началом революционных событий в столице, к которым молодой человек отнесся очень настороженно. Он поставил себе целью стать профессиональным художником, готовился к поступлению в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, и на все, что не имело к этому отношения, старался не обращать внимания. Он не ходил на митинги и собрания революционной молодежи, не участвовал в водовороте революционного хаоса, его пугала полная неопределенность будущей жизни, вытекавшая из того, что принес революционный переворот.

К счастью, молодому государству для создания новой пролетарской культуры очень скоро потребовались профессионалы, возобновился прием в учебные заведения художественного профиля в Москве и Петрограде. В 1918 году Александр Русаков переступил порог заветного здания на Университетской набережной, 17, став студентом последовательно менявшего свои названия ПГСХУМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Он занимался у Николая Никаноровича Дубовского (1859—1918), Дмитрия Николаевича Кардовского (1866—1943), Осипа Эммануиловича Браза (1873—1936), много сделавших для раскрытия художественного таланта молодого художника и формирования его художественного и эстетического вкуса.
«Зимний пейзаж», 1950 год, картон, темпера. 40,7 × 54,7 см., Брянский художественный музей.

В 1924 году Русаков успешно окончил художественный институт и остался жить и работать в городе на Неве. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках, как в области станковой живописи, так и в области графики (масло, акварель, тушь, цветные карандаши). При этом уже первые работы молодого художника продемонстрировали его большой талант колориста. Большое влияние на художника оказала живопись современной французской школы: Поля Сезанна (1839—1906), Анри Матисса (1869—1954), Альбера Марке (1875—1947).

В эти годы в поисках собственного стиля Русаков работал в жанре тематической картины, смело экспериментируя с крупноформатными холстами с фигурами в полный рост:«Женщина с коляской», 1927; «Монтер», 1928, но дальше экспериментов дело не пошло. Очень скоро основным художественным жанром в его творчестве стал пейзаж. В 1920— 1930-х годах все летние месяцы он ежегодно проводил в окрестностях Сестрорецка под Ленинградом, проникновенно работая над графическими и живописными сериями пригородов города на Неве.

Александр Русаков являлся членом и экспонентом объединений «Община художников» (1925—1927), а в 1926 году стал членом-учредителем творческого общества «Круг художников» (1926—1932), членами которого на первых порах были его сокурсники по институту. Позже его ряды пополнила талантливая творческая молодежь города на Неве тех лет : Алексей Пахомов (1900—1973), Мария Федоричева (1895—1971), Михаил Вербов (1896—1996), Лев Британишский (1897—1971), Давид Загоскин (1900—1942), Алексей Почтенный (1895—1942), Александр Ведерников (1898—1975), Владимир Малагис (1902—1974) и многие другие. В 1929 году ряды общества покинула часть художников:А.Н. Самохвалов, Л.Р. Британишский, С.А. Чугунов, М.Ф. Вербов, Д.Е.Загоскин, но Русакова это не смутило, он участвовал в трех его выставках в Государственном Русском музее (в 1927, 1928 и 1929 годах) и в Картинной галерее в Киеве (в 1930 году). После 1930 года выставочная деятельность общества внезапно прекратилась.
«Волейбол во дворе», 1930-е годы, холст, масло, 80 × 101,5 см., Пермская государственная художественная галерея.

Весной 1938 года вышло постановление политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, предусматривался роспуск существовавших на тот момент литературных и художественных объединений и образование единых творческих союзов. Большинство членов «Круга художников», в том числе и Александр Русаков, вошли тогда в образованный 2 августа 1932 года Ленинградский Союз советских художников.

Начиная с 1925 года Александр Исаакович являлся участником многочисленных художественных выставок. Участвовал в выставке «Современные ленинградские художественные группировки» (1928—1929), в Первой общегородской выставке изобразительных искусств (1930) в Ленинграде, выставке «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932—1934), выставке советского искусства в Берлине (1930), отчетных выставках ЛОССХ—ЛССХ (1937—1941, 1943, 1946, 1952) и других, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

Русаков принадлежал к числу ведущих представителей ленинградской школы, сформировавшейся в конце 1920 —начале 1930-х годов.Так сложилось, что отличительной особенностью пейзажей, написанных мастерами ленинградской школы, являлось то, что большинство из них было написано художниками не с натуры, а по воспоминанию, а также то, что писали художники, как правило, один и тот же постоянно повторяющийся мотив — обычно, вид из окна.Так было и в случае с Александром Русаковым: основными мотивами его картин были пейзажи, выполненные из окна мастерской (на углу Большого Проспекта), а в 1920—30-х годах — виды ЦПКиО на Островах, Сестрорецка.
«Дискоболка», 1930 год, холст, масло, 104 × 68,5 см., частное собрание.

При этом была в творчестве Александра Русакова и важная отличительная особенность. По словам искусствоведа и историка искусств Ольги Ройтенберг (1923—2001): «Он не был связан с живой авангардной традицией, представленной фигурами Малевича, Филонова или Матюшина. Но и не стремился вписаться в дружные ряды рисующих тематические картины — вроде уборки урожая колхозниками, приветствий пионерами вождя. Впрочем, нетематические «картины» типа наглядных пособий, картин и прочей радости оформителей он тоже не писал. Его интересовала живопись. И в ней он продолжал традицию французских постимпрессионистов».

Великую Отечественную войну Александр Исаакович встретил в Ленинграде. В конце июня 1941 года вместе с группой художников выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно. Вместе со всеми участвовал в создании оборонительных укреплений на подступах к городу. Не покидал город и в тяжелые блокадные месяцы, пережив все ужасы и лишения этого времени. Написал цикл пейзажей блокадного города, несомненно, лучшие его произведения, выезжал с художниками на передовую, делая зарисовки и создавая портреты героев, оборонявших город. Обратившись к темпере в своем творчестве после войны, уже в начале 1950-х годов создал несколько серий удивительных по эстетической глубине и выразительности пейзажей родного города, достигнув при этом исключительной ясности и точности изобразительного языка.
«Завод», 1930 год, холст, масло, 130 × 151 см, частное собрание.

Творческое наследие Александра Русаковавелико и разнообразно. При этом особого внимания заслуживают его произведения «Портрет Недокучаева» (1924), «Карповка» (1926), «Женщина с коляской» (1927), «Монтёр» (1928), «Осенний пейзаж» (1930), «Пейзаж. Лето» (1934), «Опушка леса», «Пейзаж», «На берегу» (1935), «Город зимой. Вид из окна» (1938), «Большой проспект Петроградской стороны» (1938), «Зимний вечер» (1938), «На пристани в ЦПКО» (1940), «Блокадный интерьер» (1942), «Блокадный пейзаж» (1943), «Большой проспект. Блокада» (1943), «Городской пейзаж» (1945), «Ленинград. Большой проспект на Петроградской стороне» (1947), «Ленинградский пейзаж» (1947), «Невский проспект» (1952), наглядно демонстрирующиетворческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Невский проспект», 1952 год, картон, темпера, 41,6 × 53,4 см., частное собрание.

Александр Исаакович Русаков скончался 20 сентября 1952 года в Ленинграде на 55-м году жизни. Был похоронен на Серафимовском кладбище. Персональные выставки произведений художника прошли в Ленинграде уже после смерти художника: в 1957 году в ЛОСХе, в 1984 году в Доме писателя им. В. Маяковского и в 1998 году в музее А. А. Ахматовой. В 2007 году произведения художника экспонировались в рамках большой ретроспективной выставки «Круг художников» в Петербурге.

Сегодня произведения Александра Русакова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, Одесском художественном музее, в музеях Перми, Пскова, Брянска, в многочисленных частных собраниях в России, Украине, Германии, Франции, Великобритании, Израиля и других странах, а также в собрании наследников художника.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., 1976, т. 2.

2. Шихирева О.Н. К истории объединения «Круг художников»-«Советское искусствознание, 1982», вып.1 Москва.1983(с приложением архивных материалов).

3. Шихирева О.Н.Мы органичны с революцией. ОБМОХУ и «Круг художников»—журнал «Творчество», 1989, №6.

4. Александр Русаков. М., Скорпион, 2008.

5. А. И. Струкова. Ленинградская пейзажная школа. 1930-е — первая половина 1940-х. М.: «Галарт», 2011.

6. Герман М. Ю. Александр Русаков. — М: Советский художник, 1989.

7. Александр Русаков. 1898—1952. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: «Серебряный век», 1998.
«Город зимой. Вид из окна», 1938 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.