Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 530. Пакулин Вячеслав Владимирович (Vyacheslav Pakulin) (1900-1951).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Вячеслав Владимирович Пакулин — известный российский советский живописец и график, член Ленинградского Союза художников, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.

Вячеслав Пакулин родился в Рыбинске Ярославской губернии Российской империи. В 1916 году в столице поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Учился у А. Е. Карева и В. В. Лебедева. Зимой 1918 года после годичного отсутствия вернулся в Петроград и продолжил учебу, но уже на Высших курсах декоративно-прикладного искусства им. барона А. Л. Штиглица. В 1922—1925 годах учился в ленинградском ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе у А. Е. Карева и А. И. Савинова.

Уже с 1918 года Вячеслав Пакулин работал театральным художником-сценографом. В годы учебы попал под влияние В. Татлина и К. Малевича. Участник выставок с 1922 года. В 1926 году основал собственное художественное объединение «Круг художников». В период Великой Отечественной войны Вячеслав Пакулин оставался в блокадном Ленинграде. В этот период времени художник часто писал виды разрушенных бомбардировками улиц Ленинграда.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Украины, Италии, Германии, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Искусству блокадного Ленинграда посвящено немало проникновенных страниц, но, наверное, должно пройти еще столько же времени, чтобы мы могли сказать, что знаем все или почти все об этом уникальном явлении в истории изобразительного искусства. И здесь нельзя не вспомнить о художнике Вячеславе Владимировиче Пакулине — личности без всякого преувеличения легендарной, хотя и известной, к сожалению, далеко не каждому петербуржцу». (Ольга ШИХИРЕВА, искусствовед).
«Патруль. Из серии «Ленинград в дни блокады»», 1942 год, бумага, гуашь, 36,6 х 46,4 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В свое время этого художника знала вся страна, но не в лицо, а со спины — по документальным кадрам суровой блокадной кинохроники: закутанный человек с мольбертом на Невском проспекте непобежденного блокадного Ленинграда лютой зимой 1942 года. Имя этого человека было — Вячеслав Пакулин, замечательный живописец и отважный ленинградец, под арт — обстрелами и налетами вражеской авиации, написавший в суровые блокадные дни свои выдающиеся произведения, ставшие гимном непобежденному городу и его личным актом сопротивления блокаде, ненавистному врагу на подступах к городу, холоду и голоду.

Вячеслав Владимирович Пакулин родился 15 марта 1900 года в древнем городе Рыбинске в семье служащего местного отделения железной дороги. Детские и юношеские годы будущего живописца прошли в родном городе, раскинувшем свои улицы на месте живописного слияния Волги, Шексны и Черёмухи. Крупнейший до Октябрьского переворота центр торговли зерном в Российской империи, заметный перегрузочный узел Мариинской водной системы, именовавшийся в простонародье «столицей бурлаков», Рыбинск одновременно был и одним из главных культурных центров региона, где работал театр, несколько музеев и картинных галерей. В городе часто устраивались художественные выставки, привлекавшие большое внимание горожан.
«Ленинградский пейзаж. Львиный мостик», 1945-1947 годы, холст, масло, 86 х 115,5 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Одна из таких выставок оказала ошеломляющее воздействие и на юного посетителя Славу Пакулина, неожиданным образом открывшего для себя новый таинственный мир изобразительного искусства, и твердо решившего для себя научиться «так рисовать, как в жизни бывает». Достоверно неизвестно, учился ли у кого-либо искусству рисования юный художник в родном Рыбинске, но в 1916 году он приехал в столицу и с первой попытки поступил в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Поступил, как «мещанин Новгородской губернии Боровичскаго уезда Опеченского посада», что соответствовало на тот момент социальному статусу его опекунов, взявших на себя заботы о юноше после смерти его родителей.
«Гатчинский дворец», конец 1930-х годов, холст, масло, 103 х 75,5 см., Музей истории искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков.

Вячеславу повезло с педагогами в Училище. В разные годы он учился у Алексея Еремеевича Карева (1879—1942), Владимира Васильевича Лебедева (1891—1967), Иосифа Соломоновича Школьника (1883—1926), Яна Владиславовича Гурецкого (1876—1938). Пакулину нравилось учиться в Училище, а педагогам импонировал этот старательный и усидчивый провинциал, отличавшийся не только большим природным дарованием, но и удивительной работоспособностью, достойной уважения. Октябрьский переворот Пакулин встретил настороженно. Несмотря на то, что ему были классово близки лозунги победившего пролетариата, пугала полная будущая неопределенность и показная жестокость на улицах столицы.

В декабре 1917 года Пакулин вернулся на родину в Рыбинск. Занятия в Училище были временно приостановлены, а голодная и холодная зима в столице была причиной того, что многие покидали тогда сердце революции. В Рыбинске Пакулин работал делопроизводителем. Работа не требовала особой квалификации, но позволяла хоть как-то сводить концы с концами. О творчестве на время пришлось забыть. В Петроград художник вернулся в конце 1918 году и продолжил обучение на прошедших реформирование Высших курсах декоративно-прикладного искусства имени барона А. Л. Штиглица. В это же время пробовал свои силы как театральный художник, одновременно посещая курсы сценических постановок В. Э. Мейерхольда. В наши дни несколько театральных работ Пакулина хранятся в собрании Театрального музея в Санкт-Петербурге. Художник участвовал в оформлении массовых праздников, посвященных Октябрю.
«Кисловодск», 1930 год, холст, масло., 21 х 29 см., Галеев Галерея, Москва.

В начале 1922 года произошло слияние Высших курсов декоративно-прикладного искусства имени барона А. Л. Штиглица, Петроградских свободных художественно-учебных мастерских (на базе бывшей Академии художеств) и Рисовальной школы Общества Поощрения художеств в новое учебное заведение — Высшее художественно-техническое учебное заведение (ВХТУЗ). В августе того же года ВХТУЗ был преобразован в Петроградские высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в сентябре они получили новое название — Петроградский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), полноправным студентом которого и стал Вячеслав Пакулин. В 1925 году он успешно окончил художественный институт на Университетской набережной, 17, представив на защиту дипломную картину «Смена» («Героический реализм»), позже отмеченную известным советским искусствоведом Николаем Пуниным (1888—1953).
«Смена (Героический реализм)», 1925 год, холст, масло. Дипломная работа. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После окончания института Пакулин остался жить и работать в Ленинграде. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работая в различных техниках. Еще учась в институте, попал под влияние Владимира Татлина (1885—1953) и Казимира Малевича (1879—1935), часто бывая в Музее художественной культуры в бывшем доме семьи Мятлевых на Исаакиевской площади, 9. В 1922 году он принял участие в знаменитой выставке в МХК «Обзор новейших течений», организованной Татлиным. Работы, показанные Пакулиным на выставке: «Объемы и плоскости» (1922), «Формальное разрешений фактуры» (1920), «Белый натюрморт» и «Синий пейзаж» (начало 1920-х годов), были замечены, но получили противоречивые отзывы.
«Матрос с девушкой», 1920-е годы, холст, масло , 108 х 73 см. Государственный художественный музей Югры, Ханты-Мансийск.

В 1927 году Вячеслав Пакулин был избран председателем объединения «Круг художников» (1926—1932), членами которого на первых порах были его сокурсники по институту. Позже его ряды пополнила талантливая творческая молодежь города на Неве тех лет: Алексей Пахомов (1900—1973), Мария Федоричева (1895—1971), Михаил Вербов (1896—1996), Лев Британишский (1897—1971), Давил Загоскин (1900—1942), Алексей Почтенный (1895—1942), Александр Ведерников (1898—1975), Владимир Малагис (1902—1974) и многие другие. Пакулин являлся одним из наиболее деятельных членов объединения, участвовал в трех его выставках в Государственном Русском музее в 1927, 1928 и 1929 годах и в Картинной галерее в Киеве в 1930 году.
«Женщина с ведрами», 1928 год, холст, масло, 187 x 151,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1932 году Вячеслав Пакулин был принят в члены Ленинградского Союза советских художников, одновременно став членом его правления. В эти годы Пакулин представил зрителям несколько своих масштабных полотен, созданных в духе и стилистике объединения «Круг художников»: «На току. Молотьба» (1935), «Турбокорпус завода «Электросила» (1932). Работы явились итогом его многочисленных поездок по стране и фактически завершили этап его творчества, связанный с деятельностью объединения, ликвидированного в 1932 году.
«Турбокорпус завода «Электросила»», 1932 год, холст, масло. 118 x 91 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В последующие годы творчество Вячеслава Пакулина неоднократно подвергалось жесткой критике со стороны товарищей по цеху. Часто не совсем объективная критика творчества художника тяжело воспринималась Вячеславом Владимировичем, все творческие успехи и заслуги которого остались в прошлом. В эти предвоенные годы своего творчества художник работал в основном в жанре пейзажа, пополнив ряды членов ленинградской школы пейзажной живописи: «Колхозное стадо» (1930-е годы), «Гатчинский парк» (1938), «Ранняя весна» (1940). Также работал над оформлением массовых праздников, фактически ничем творчески не выделяясь среди своих товарищей по цеху.
«Гатчинский парк», 1938 год, холст, масло, частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны Пакулин встретил в родном Ленинграде. В конце июня 1941 года вместе с группой художников выезжал на фронт для создания маскировки военных объектов в районе станции Дно. Вместе со всеми участвовал в создании оборонительных укреплений на подступах к городу. По окончании этих «командировок» неизменно возвращался в свою небольшую квартиру на Литейном проспекте, напротив Дома офицеров Красной Армии, где он жил вместе со своей женой, неизменным и преданным спутником по жизни, художницей Марией Александровной Федоричевой (1895—1971). Когда начались первые бомбежки города, супруги перебрались в подвальное помещение.

Художник очень боялся обстрелов и разрывов бомб, и тем удивительней кажется неожиданная перемена в его поведении, когда в город пришла первая, самая суровая блокадная зима. Регулярно, как на работу, выезжал он с этюдником на улицы осажденного города, невзирая на морозы, вражеские обстрелы и бомбежки. Словно и не было никакой войны, и смерть ежесекундно не подстерегала на каждом шагу. Зимой 1941—1942 годов Пакулин начал работу над серией своих городских пейзажей. Уже умерли от голода и дистрофии Владимир Ариевич Гринберг (1896—1942) и Алексей Еремеевич Карев (1879—1942), а Вячеслав Пакулин не сдавалсяи все ходил и ходил по пустому городу, едва волоча опухшие ноги, со своими неизменными санками с холстами и деревянной треногой.
«Набережная Невы. Корабли. Морозный день», 1942 год, холст, масло, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Многие ленинградские художники писали в своих воспоминаниях впоследствии, что зимой 1941—1942 года Ленинград был особенно красив: искрящийся инеем, неподвижный и почти безлюдный. И в это время рядом со своими неизменными санками с холстами стоял Пакулин в полный рост и старательно писал Ленинград. Осажденный Ленинград. Сражающийся Ленинград. Непобежденный Ленинград. Писал, не обращая внимание на взрывы, смерть и мороз. Это был его персональный ответ врагу, стоявшему у ворот города, это был его вклад во всеобщую победу. Таким он и вошел в кадры документальной кинохроники, посвященной сражающемуся городу и обошедшей всю страну, и люди, проходившие мимо или видевшие его на экранах, были благодарны этому удивительному человеку за такой пример мужества и стойкости.

«Он ничуть не крепче любого из нас, — писал в своем военном дневнике известный художник Н.М.Быльев (1907—1986). — Один лишь нос его— румяный. А впалые щеки совсем зеленые. Замерзает, как и все мы. Влез в женино пальто — какая-то на нем пятнистая, под ягуара, меховушка. Шея раз десять замотана шарфом. На ногах дамские фетровые боты, заправленные в галоши. Но духом он поупрямее многих». За время блокады Вячеслав Пакулин написал несколько десятков пейзажей любимого города, красота которого открылась ему именно в суровое блокадное время: «Дом книги. Проспект 25 Октября» (1942), «У Адмиралтейства» (1941—1942), «Эрмитаж. Иорданский подъезд» (1942), «Проспект 25 Октября. Весна» (1943), «Демидов переулок» (1943), «Улица Пестеля» (1943), «Львиный мостик. Весна» (1943), «У Фонарного моста» (1944), «Фонтанка» (1944) и «Невский проспект в праздник 9 июля 1945 года» (1945).
«Невский в праздник 9 июля 1945 года», холст, масло, 75,5 х 101 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1944 году в Государственном Русском музее прошла знаменитая выставка пяти художников — Владимира Конашевича (1888—1963), Вячеслава Пакулина, Алексея Пахомова (1900—1973), Константина Рудакова (1891—1949) и Александра Стрекавина (1899—1980), на которой герой нашего повествования представил 28 своих пейзажей. В феврале же победного 1945 года все эти работы были представлены в Москве, наглядно продемонстрировав успехи и достижения художника и его причастность к лучшим традициям ленинградской пейзажной живописи.

В послевоенные годы, на волне развернувшейся в отечественном искусстве борьбе с формализмом, творчество Вячеслава Пакулина и его произведения были подвергнуты жесткой критике как «яркий пример формализма в живописи». Художнику пришлось пережить глубокое потрясение от тяжести незаслуженных обвинений, при этом в 1949 году часть его работ была уничтожена. Акт поистине варварского и чудовищного вандализма был осуществлен руками работников Художественного фонда ЛССХ.
«Фонтанка», 1944 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

От полученного потрясения Вячеслав Пакулин так и не смог оправиться. Вскоре он заболел и 18 сентября 1951 года скоропостижно скончался. Был похоронен на Большеохтинском кладбище Ленинграда. Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, областных и краеведческих музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России, Украине, Италии, Германии, Швеции, Финляндии и других странах.

С 9 декабря 2021года и по 7 марта 2022 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге пройдет персональная выставка живописца и графика, современника Малевича и Петрова-Водкина, друга и единомышленника Самохвалова и Пахомова, председателя ленинградского художественного объединения «Круг художников» Вячеслава Владимировича Пакулина. Как говорится — всех приглашаем!..
«Ленинград в дни Великой Отечественной войны и блокады. Мойка весной», 1942-1944 годы, холст, масло,
68,8 х 78,5 см., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., 1976, т. 2.

2. Шихирева О.Н. К истории объединения «Круг художников»—«Советское искусствознание, 1982», вып.1. Москва.1983(с приложением архивных материалов).

3. Шихирева О.Н.Мы органичны с революцией. ОБМОХУ и «Круг художников»—журнал«Творчество», 1989, №6.

4. Мусакова О.Н. К истории объединений «Круг художников». Вст. статья: Каталог живописи: Объединение «Круг художников» 1926—1932/Русский музей; Науч. рук. Е.Петрова; Авт.ст. Е.Евсеева, Н.Козырева, О.Мусакова. — СПб.: PalaceEditions,2007.

5. Мусакова О.Н.Видеть одухотворенно. Семья художников Пакулиных. СПб, 2005 . Выставка произведений семьи художников Пакулиных. ЦВЗ «Манеж». Статьи.

6. Мусакова, О.Н. Блокадная летопись Вячеслава Пакулина: Культурное наследие Российского государства. Вып.5. Часть 1: Сборник статей-СПб.:Вести,2010.

7. Шихирева О.Н. Блокадная летопись ВячеславаПакулина—журнал. «Антиквариат», 2004, №7.
«Арка Сената. Ленинград», 1944 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.