Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 529. Карев Алексей Еремеевич (Alexey Karev) (1879-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Алексей Еремеевич Карев— известный российский советский живописец, график и педагог, член Ленинградского Союза советских художников.

Алексей Карев родился в селе Шиловка Сердобского уезда Саратовской губернии Российской империи. Основам художественного мастерства учился в иконописной мастерской в Саратове (1895), в мастерской художника Ф. М. Корнеева (1896), в Боголюбовском Рисовальном училище у В. В. Коновалова (1897—1898), в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова у К. А. Савицкого (1898—1901) и в Киевской частной художественной школе (1901—1902).

Принимал участие в выставках общества «Золотое руно» (1908—1909), художественного объединения «Мир искусств» (1917—1924), «Четыре искусства» (1926—1932), Ленинградского Союза советских художников (с 1932). Работал в жанрах пейзажа (преимущественно ленинградского), натюрморта, портрета. После Октябрьского переворота занимался педагогической работой и реорганизацией художественного образования. Преподавал в Саратовских свободных художественных мастерских (1920—1921), в Центральном училище технического рисования в Петрограде (1921—1922), во ВХУТЕИНе — ЛИЖСА ВАХ (1922—1941), в Ленинградской средней художественной школе (1936—1937).

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях России, Армении, Украины, Италии, Германии, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Цвет строит форму, дает ей жизнь, но и линия, объем, как в классической живописи, могут быть эмоционально выразительными» (А.Е.Карев).
«Натюрморт с балалайкой. (Натюрморт. Кувшин с цветами и футляр балалайки)», 1915 год, картон, темпера, 69 x 70 см., Национальная галерея Армении, Ереван.

Ленинградская пейзажная школа… Много ли мы знаем сегодня о ней? Кто были те художники, составлявшие цвет ленинградского искусства в 1930 — 1940-е годы и заложившие основы и традиции ленинградского пейзажа? Их объединяло родство пейзажного творчества и трагическая судьба большинства из них. На них повлияло творчество великих французов Марке, Дюфи, Боннара и Вюйара. А еще, по словам известного искусствоведа Льва Молчанова, их «иногда шутя, а иногда и с оттенком некоторого недоброжелательства называли «ленинградскими парижанами, или «маркистами» (от Марке). Они не обижались и не протестовали». Многие из них не пережили страшную блокаду и похоронены в братской могиле на кладбище «Остров Декабристов» в Санкт-Петербурге. К их числу относится и Алексей Карев — живописец, график и педагог, герой нашего повествования.

Алексей Еремеевич Карев (Карёв) родился 24 марта 1879 года в деревне Шиловка Сердобольского уезда Саратовской губернии Российской империи в простой крестьянской семье. Достоверных сведений о родителях Алексея, к сожалению, не сохранилось, за исключением того, что дед мальчика по материнской линии профессионально занимался иконописью, зарабатывая этим на жизнь и был известен и уважаем в округе. Он первым обратил внимание на природное дарование внука, который рано начал рисовать на всем, что попадалось под руки.
«Нева», 1934 год, картон, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1895 году Алексей начал обучение художественному ремеслу в иконописной мастерской в Саратове, а годом позже в мастерской известного саратовского художника Федора Максимовича Корнеева (1896—1940-е), вольнослушателя Императорской Академии художеств и выпускника частной академии Филиппо Коларосси в Париже. На следующий год Карев поступил в Боголюбовское рисовальное училище, где его учителем был Василий Васильевич Коновалов (1864—1908), выпускник Императорской Академии художеств, замечательный педагог и энтузиаст своего дела. В Училище состоялось знакомство молодого студента с талантливой местной молодежью: П. В. Кузнецовым, А. Т. Матвеевым, П. С. Уткиным, принявшим его в свой круг, а дружбу с Б. М. Миловидовым и А. И. Савиновым он сохранил на всю жизнь. Художественная жизнь в провинциальном Саратове в эти годы находилась на подъеме, и не в последнюю очередь благодаря усилиям знаменитого саратовского художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870—1905), устраивавшего в городе выставки и читавшего в Училище лекции.

Маститый художник получал большое удовлетворение от общения с талантливой молодежью Училища, находившейся под влиянием его творчества и благодаря ему лучше понимавшей основы живописи и саму живописную культуру. После двух лет обучения, в 1898 году Карев поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Д. Селиверстова к Константину Аполлоновичу Савицкому (1844—1905), замечательному русскому жанровому живописцу, действительному члену Императорской Академии художеств. Как это ни покажется странным, но три года обучения в Пензенском училище дались для Карева нелегко и закончились скандалом. По словам искусствоведа Н.Н.Пунина учеба там «…вряд ли способствовала росту художника. Академические методы процветают в Пензе; Карев протестует и борется; дело кончается демонстративным уходом из школы художника и 34 его товарищей». В 1901 году Карев переехал в Киев, где два года учился в Киевской частной художественной школе.
«Дама в парке», 1910-е годы, холст, масло, 47,5 х 32 см., Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева.

В 1903 году молодой художник приехал в столицу с намерением продолжить свое обучение уже на более высоком уровне. Поступить в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, к сожалению, не удалось, и последующие четыре года он работал в Свободной товарищеской мастерской совместно с А.Т.Матвеевым (1878—1960), С.В.Чехониным (1878—1936), П.Ф.Смотрицким (1876—1934). Он нашел единомышленников среди представителей талантливой молодежи, имевшей отношение к Петербургской рисовальной школе княгини М.К.Тенишевой, открытой в столице в ноябре 1895 года.

Первое упоминание об участии Карева в художественной выставке относится в 1907 году, когда он совместно со своими старыми знакомыми по Саратову П. В. Кузнецовым и П.С. Уткиным участвовал в выставке «Венок». Являлся экспонентом выставок общества «Золотое руно» (1908—1909), художественного объединения «Мир искусств» (1917—1924), «Четыре искусства» (1926—1932), Ленинградского Союза советских художников (с 1932). Примечательно, что в 1923 году полотна Алексея Карева были представлены на культовом художественном мероприятии «Выставка картин петроградских художников всех направлений 1919—1923».
«Городской пейзаж. Васильевский остров», 1926 год, картон, масло, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

В 1912 году в столице Карев впервые открыл для себя творчество французских импрессионистов, в частности, Э. Мане, О. Ренуара и П. Сезанна на знаменитой выставке «100 лет французской живописи» в залах Большого Юсуповского дворца на Литейном. Новая живопись оказала большое влияние на творчество молодого художника. Возможно, именно это стало причиной того, что его раннее творчество, его творческие поиски и эксперименты были связаны с импрессионизмом и символизмом, деятельностью популярных в те годы в российской столице творческих объединений «Голубая роза» и, конечно, «Мир искусства», членом которого художник стал в 1911 году. При этом, знакомясь с новым, Карев никогда не отвергал традиционного старого в угоду сиюминутного успеха и дешевой популярности. Художник много времени посвящал творческим разработкам, являлся автором ряда теоретических работ, посвященных теории цвета. Являясь последовательным приверженцем обобщенности цвета, Карев в своих произведениях старательно избегал излишней декоративности композиций, чрезмерной пестроты и излишней яркости, отдавая предпочтение монохромности и строгости цветовых решений.

Художник пробовал свои силы в разных художественных жанрах, одинаково успешно работая в различных техниках. Писал портреты, натюрморты, пейзажи, большей частью городские. С середины 1910-х годов предпочтениев своем творчестве начал отдавать пейзажному жанру, посвящая большую часть своих произведений столице. Именно ему принадлежит первенство в создании торжественного поэтически-монументального образа города белых ночей на берегах величественной Невы. Его полотна всегда узнаваемы. Они искренни, реалистичны и нередко написаны на одном дыхании, в одном творческом порыве. При этом мастера не особо интересовала архитектурная красота его любимого города, отдельные бытовые особенности его функционирования. Его город — это единый мощный живописный организм, живущий по своим законам и им самим выработанным правилам. После успешных для художника выставок «Золотого руна» потребовалось несколько долгих лет, чтобы критика вновь вспомнила о нем уже после «Выставки современной живописи» в Петрограде в 1916 году.
«Первомайская демонстрация», 1926 год, картон, масло, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

События Октябрьского переворота в столице Алексей Карев встретил с пониманием. Ему были классово близки лозунги победившего пролетариата, а открывавшиеся перспективы слома старого закостенелого и чуждого искусства и построения нового революционного во всех смыслах этого слова, захватывали дух. Художник с первых месяцев активно включился в построение новой культуры. Его совершенно не интересовали развернувшиеся в это время в творческих кругах внутри и около художественные споры о дальнейших путях развития современного искусства в стране. Будучи по характеру человеком дела, он не понимал и не хотел понимать этой пустой с его точки зрения говорильни на страницах пролетарских изданий, противопоставлял ей реальную работу, занимаясь преподаванием и реорганизацией художественного образования.

В 1918 году Карева назначили комиссаром ПГСХУМ в Петрограде. Наделенный особым мандатом, художник в течение двух лет работал в Отделе Изо Наркомпроса РСФСР. В 1919 году он был направлен в Саратов, где занимался реорганизацией Боголюбовского Рисовального училища и Свободных художественных мастерских, в которых в 1920—1921-х годах преподавал рисунок. В 1921 году Карев вернулся в Петроград и начал преподавать в Центральном училище технического рисования(1921—1922), во ВХУТЕИНе — ЛИЖСА ВАХ (1922—1941), попутно в Ленинградской средней художественной школе (1936—1937). При этом художник активно участвовал в оформлении массовых революционных праздников Петрограде в 1918 году и позже в Саратове в 1920—1921годах.
«Уголок сада», 1926 год, картон, масло, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

Творческое наследие Алексея Еремеевича Карева обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Купальщицы» (1910), «Натюрморт. Кувшин с цветами и футляр балалайки» (1915), «Цветы в зеленой вазе» (1916), «Девушка в голубом» (1923), «Андреевский рынок», «Вид на город из открытого окна» (1924), «Первомайская демонстрация» (1926), «Натюрморт с цветами на фоне драпировки» (1929),»Андрееувский рынок» (1932), «Нева» (1934), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца. Персональные выставки художника прошли в 1927 и 1981годах в Ленинграде.
«Андреевский рынок» 1932 год, картон, масло, частное собрание.

Начало Великой Отечественной войны Алексей Карев встретил в Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в возведении укреплений на подступах к городу. Продолжал преподавать, оставаясь в городе в первую, самую тяжелую блокадную зиму. Умер от голода 5 февраля 1942 года. Был похоронен в братской могиле на кладбище «Остров Декабристов» в Ленинграде.

Сегодня произведения Алексея Еремеевича Карева украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, музеев и частных собраний России, Армении, Украины, Италии, Германии, а также находятся в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Библиографический словарь. М., 1976, т. 2.

2. Карев А. Е. Каталог выставки. — Л., 1927.

3. Художники РСФСР за XV лет (1917—1933): Живопись, скульптура, плакат и карикатура: Каталог выставки. — М.: Всекохудожник, 1933.

4. Первая выставка ленинградских художников: Сб. статей. — М.: Изогиз, [1935].

5. Изобразительное искусство Ленинграда: Живопись, скульптура, графика, театрально-декорационное искусство, декоративно-прикладное искусство: Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976.

6. Алексей Еремеевич Карев, 1879—1942: Живопись, графика: Каталог выставки / [Вступ. статья и сост. О. Н. Шихиревой]. — Л.: Рус. музей, 1981.
«Городской пейзаж. Андреевский рынок», 1927 год, бумага, карандаш, 32,5 х 44 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.