Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 528. Браз Осип Эммануилович (Osip Braz) (1873-1936).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Осип Эммануилович Браз— известный художник-живописец и график.

Осип Браз родился в Одессе. В 1889 году поступил в Одесскую художественную школу, где его педагогом был К. Костанди. После ее успешного окончания в 1890 году, в 1891—1894 годах, обучался в школе Шимона Халлоши в Мюнхене и в Мюнхенской академии художеств. После возвращения в Россию в 1895 году обучался в мастерской И.Е. Репина в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств.

Участвовал в работе художественных объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников», а с 1918 по 1924 год являлся заведующим отдела голландской живописи Эрмитажа. В 1924 году Осип Браз был арестован по ряду ложных обвинений в государственном шпионаже и хищении исторических полотен с целью последующей их продажи за границу. С 1924 по 1926 год находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения. В 1926 году, по ходатайству ленинградских деятелей искусства, заключение в Соловках заменили Осипу Бразуна высылку в Великий Новгород, а в 1928 году ему разрешили переехать к семье в Германию.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ имени А.С. Пушкина, других художественных музеях России и дальнего зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Многим из нас знаком знаменитый и, пожалуй, единственный прижизненный портрет Антона Павловича Чехова, находящийся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. При этом далеко не многие знают автора этого шедевра, заслуженно вошедшего в славную когорту выдающихся отечественных живописцев, прославивших русскую культуру, но при этом незаслуженно забытых на родине. И это, к большому сожалению, не такая уж большая редкость в наши дни…
«Портрет А.П.Чехова», 1898 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Некоторые скажут, что причины, по которым имя нашего выдающегося соотечественника, непревзойденного мастера портретного жанра, академика и коллекционера Осипа Эммануиловича Браза затерялось в трагическом переплетении человеческих судеб и исторических событий первой половины ХХ столетия на одной шестой территории планеты Земля, вполне объективны — революционные преобразования, слом привычных устоев и традиций, военное лихолетье. Многие тогда пропадали в безвестности… Но в том то и дело, что героя нашей публикации к этим многим отнести никак нельзя, в первую очередь за его удивительный талант и за то наследие, что он оставил нам — своим потомкам.

Сочетавший в своем творчестве реализм с элементами модерна и импрессионизма, блестящий художник-портретист начала ХХ века и признанный коллекционер, Осип Браз был тонким знатоком и искушенным ценителем прекрасного. При этом, художник в полной мере испытал на себе все превратности судьбы, пройдя нелегкий путь от оглушительного успеха и широкого творческого признания на родине до ареста по ложному обвинению, заключения на Соловках, ссылки, вынужденной эмиграции и старательного вымарывания в советское время его имени из истории русского и советского искусства, что, к счастью, не удалось сделать полностью.
«Натюрморт», не позднее 1936 года, холст, масло, частное собрание.

Осип Эммануилович Браз родился 22 января 1873 года в славном городе у моря — Одессе. Рисовать начал рано, демонстрируя при этом большие способности. После окончания в 1889 году 2-й Одесской мужской гимназии поступил в Одесскую художественную школу, где его педагогом был Кириак Константинович Костанди (1852—1921), много сделавший для развития художественного таланта своего юного ученика. После окончания художественной школы с большой бронзовой медалью в 1890 году, в 1891—1894 годах учился в художественной школе Шимона Холлоши (1857—1918) в Мюнхене и в Мюнхенской академии художеств, одной из старейших и известнейших художественных школ Германии у Франца фон Штука (1863—1928).

В 1894 году Браз переехал в Париж, где быстро зарекомендовал себя и получил право выставить свои работы на выставке известных художников «Champde Mars». После этого переехал в Голландию, где в Амстердаме и Гааге посвятил себя изучению современного западноевропейского искусства, а также отдельно творчества старых голландских мастеров. Постоянно работая над своей техникой, художник постепенно упростил композиционное построение своих работ, уделяя при этом большое внимание декоративной выразительности и цветовой гамме.

В 1895 году уже сформировавшимся художником Осип Браз вернулся в Россию и в столице поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в мастерскую И. Е. Репина (1844—1930). Существуют разные предположения биографов, относительно истинной цели этого поступка… По всей вероятности, художнику в первую очередь требовался диплом об окончании высшего учебного заведения, а не педагогические наставления заслуженного мэтра, поскольку без диплома, по существовавшим в то время законам, ему, лицу еврейского происхождения, проживание в столице было запрещено. В те годы даже всеми уважаемого Леона Бакста (1866—1924), кавалера ордена Почетного легиона и почти состоявшегося русского академика, вынудили покинуть столицу империи после того, как он после развода с женой вернулся из лютеранства в иудейство.

Для справки: Лицам еврейского происхождения, согласно указу Екатерины II от 1791 года о территории черты оседлости в России, жить в столице, как и во многих других районах империи, запрещалось. Оговоренная черта оседлости охватывала пункты городского типа, так называемые «местечки» (на селе проживание запрещалось) большей части Царства Польского, Литвы, Бессарабии, части Витебской губернии, а также части современной Украины. Однако, с середины 1850-х годов правом проживания в столице империи постепенно начали наделяться евреи — купцы 1-й гильдии, евреи-ремесленники, а затем и все евреи, имевшие высшее образование.
«К вечеру (Пруд)», 1900 год, холст, масло, Самарский областной художественный музей.

С середины 1890-х годов Осип Браз начал участвовать в различных художественных выставках. В мастерской Репина состоялось его знакомство с молодыми художниками, будущими участниками художественного объединения «Мир искусства», в выставках которого Браз тоже, начиная с 1900 года, стал принимать активное участие. Постепенно выработав некий шаблонный тип салонного портрета, в большей степени женского, Браз стал пользоваться большой популярностью среди представителей столичной аристократии. Заказы следовали один за другим, и вскоре заказать у художника портрет стало очень престижно. Браз был виртуозным рисовальщиком, хорошо изучившим традиции русского психологического портрета. Характеристика А.Бенуа (1870—1960), окрестившего модного портретиста «мирискусственником», как нельзя лучше говорит об Осипе Бразе этих лет: «Ему, получившему европейское образование и хорошо знавшему классическую живопись, уже нечему было учиться в Академии, у Репина нужно было лишь получить звание».
«Портрет Елизаветы Михайловны Мартыновой», 1896 год, холст, масло, 191.2 x 83 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1896 году Осипу Бразу была вручена престижная в те годы премия Московского общества любителей художеств. В том же году за серию выполненных им портретов (Д. Н. Кардовского, Ф. Э. Рушица и Е. М. Мартыновой), ему, в обход существовавших тогда академических правил, согласно которым для получения диплома Академии художеств и звания классного художника претенденту необходимо было исполнить специальную конкурсную картину, был вручен долгожданный диплом и присвоено звание классного художника 1-й степени. К слову, выполненные портреты были высоко оценены тогдашней критикой, а портрет Мартыновой приобрел для своей коллекции П. М. Третьяков (1832—1898), позже заказавший Бразу еще два портрета: В. Ф. Комиссаржевской и А. П. Чехова. С большим удовольствием писал художник своих товарищей по цеху. В конце XIX — начале XX века Осип Браз подарил отечественному искусству целую серию портретов выдающихся русских художников, являвшихся его современниками: Л. О. Пастернака (1862—1945), А. П. Соколова (1829—1913), К. А. Сомова (1869—1939), К. К. Первухина (1863—1915), И. Я. Гинцбурга (1859—1939) и других.
«Портрет художника А.П.Соколова», 1898 год, холст, масло, 100 x 81 см, Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.

После получения диплома Браз остался жить и работать в столице, занимался также графикой, литографией, офортом. Участвовал в многочисленных выставках. С 1900 года участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства», одновременно являясь членом его комитета и казначеем. В 1903—1910 годах являлся членом Союза Русских художников, участвуя в выставках Товарищества южно-русских художников (1893—1917), Московского общества любителей художеств (1896—1899), а также в выставке «36-ти художников» в Москве. Уже после Октябрьского переворота в 1919 году участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств, в 1921 году — в 1-й выставке картин Общины художников, а также в Выставке художников Императорской Академии художеств Петрограда в Париже (1921, галерея Magellan) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). Примечательно, что в 1922 году на выставке «Мир искусства» его натюрмортам был отведен целый отдельный зал.
«Натюрморт с белой салфеткой», 1922 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Активную творческую деятельность, а количество заказов от состоятельной столичной публики превышало реальные физические возможности художника, и они были расписаны на многие месяцы вперед, Осип Браз совмещал с педагогической деятельностью. В 1900—1905 годах он давал частные уроки в своей художественной студии на Мойке, а в 1902—1904 годах — в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Одной из наиболее известных учениц художника была Зинаида Серебрякова (1884—1967), с большой теплотой вспоминавшая впоследствии своего педагога и один из его предметов «Копирование картин Эрмитажа», позволявший ученикам познакомиться с различными художественными приемами, колоритом и тайнами композиции старых мастеров. А еще Браз был страстным коллекционером, обладавшим обширным собранием работ голландских художников XVII века, а также коллекцией бронзы эпохи Ренессанса. Вполне возможно, именно она и стала причиной будущих трагических событий в жизни художника. Уж больно она была хороша по отзывам тех, кто ее видел, а зависть всегда была движущей силой негодяев всех мастей…

В 1907 году Осип Браз уехал во Францию. Четырехлетнее отсутствие в России никак не отразилось на его популярности, но зато несколько изменило его живописную манеру, ставшую более свободной с насыщенным колоритом. В 1914 году художник был избран академиком Императорской Академии художеств. События Первой мировой войны и последовавшие за ней две революции в России не могли оставить художника равнодушным. Трагическая неопределенность, неуверенность в завтрашнем дне мешали творчеству Браса. Октябрьский переворот семья художника встретила настороженно: революционные патрули в столице, выстрелы на ночных улицах и отсутствие продовольствия в торговых лавках не внушали оптимизма.
«Портрет жены», 1907 год, холст, масло, 98 x 107 см., Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Единственным спасением в этой тревожной обстановке была работа, и Осип Браз продолжал творить. Он продолжил портретную серию своих современников-художников, написав П. И. Нерадовского (1875—1962), М. В. Добужинского (1875—1957), И. А. Фомина (1872—1936), К. А. Сомова (1869—1939) и других. Начал работу над большим циклом натюрмортов: «Натюрморт с медной ступкой» (1920, ГРМ), «Натюрморт с голубым кувшином» (1921, ГРМ), «Натюрморт с белой салфеткой» (1922, ГРМ). Новые власти учли тот факт, что художник с 1916 года состоял в комиссии по реставрации полотен из собрания Эрмитажа, и в 1918 году назначили его ученым хранителем и заведующим отдела голландской живописи Эрмитажа.
В 1920-х годах Браз продолжил преподавательскую деятельность в стенах ВХУТЕИНа.

Все изменилось в жизни Осипа Эммануиловича Браза и его семьи ранним утром 4 июня 1924 года, когда по ложному обвинению «в скупке картин и художественных ценностей, неофициальной экспертизе по закупке картин для вывоза их за границу и в передаче секретных сведений об экономическом и политическом положении СССР английскому представителю» художник был арестован и после проведенного следствия, по постановлению Коллегии ОГПУ от 16 марта 1925 года, заключен в Соловецкий лагерь особого назначения СЛОН на три долгих года. Вся коллекция живописи и скульптуры, собранная художником, была конфискована и вывезена в Эрмитаж под предлогом национализации. Ее дальнейшая судьба осталась неизвестной…
«Ленинград», 1925 год, холст, масло, 68.5 x 78.5 см., Калужский областной художественный музей.

На Соловках Браза поместили в особую роту, он получил работу, связанную с архитектурой. Позже за какую-то незначительную провинность его вновь осудили и направили на тяжелые штрафные работы в порту, но затем, после неожиданного «помилования» со стороны лагерной администрации поместили в 10-ю конторскую роту. В его обязанности входило ежедневно делать зарисовки соловецкого лагеря, в частности сцены из жизни заключенных и наброски видов исторических церквей и монастыря.
«Вид на Соловецкий монастырь. Соловки», 1925 год, бумага, акварель, 24 х 35 см., Государственный музей истории религии. Данный пейзаж висел в лагерном музее, где его видели многие заключенные, среди них такие выдающиеся люди, как искусствовед Александр Анисимов и будущий академик Дмитрий Лихачев.

«Вид на Соловецкий монастырь. Соловки», 1925 год, бумага, акварель, 24 х 35 см., ГМИР, Санкт-Петербург.

Многие его работы забирались лагерным начальством, но некоторые были помещены в лагерный музей. Это были исключительно светлые, яркие и солнечные акварели, призванные создавать радостное настроение у заключенных и отвлекать их от тяжких дум. Также его многочисленные зарисовки предназначались для различных советских изданий, пропагандировавших спокойную и счастливую жизнь в тогдашних лагерях и тюрьмах. Согласно недавно открытым для широкого доступа документам, Осип Браз принимал активное участие в создании лагерного музея на Соловках и непродолжительное время даже исполнял обязанности его заведующего, но большей частью занимался зарисовкой памятников.
«Вид на Соловецкий монастырь. Соловки», 1925 год, бумага, акварель, 24 х 34, 4 см., ГМИР, Санкт-Петербург.

«Вид на Соловецкий монастырь. Соловки», 1925 год, бумага, акварель, 24 х 35 см., ГМИР, Санкт-Петербург.

В 1926 году, благодаря ходатайству ряда ленинградских художественных обществ и объединений, Осип Браз был освобожден из лагеря, и заключение ему заменили ссылкой в Великий Новгород, где художник занимался реставрацией памятников для местного губернского музея. Семья художника в это время находилась за границей. После ареста мужа его супруга Лола Ландсгоф, приемная дочь крупного немецкого предпринимателя и близкая подруга Любови Менделеевой-Блок, вместе с двумя сыновьями эмигрировала из России к своим родственникам в Германию. Из-за плохого питания у одного из мальчиков к этому моменту открылся туберкулез. Мальчика спасти не удалось даже усилиями немецких врачей. Вскоре коварная болезнь забрала жизнь и второго ребенка, до этого заразившегося от брата. Браз, освободившийся к тому времени и получивший разрешение на выезд из страны для воссоединения с семьей, едва успел с ним попрощаться. По просьбе жены художник решил на родину не возвращаться, и, в конце концов, был лишен советского гражданства.
«Натюрморт», 1936 год, холст, масло, частное собрание.

У него оставалась только его живопись, и именно она спасла его от необдуманного шага. После смерти сыновей Браз с супругой перебрались в Париж, где художник занимался творчеством и торговлей антиквариатом. Спустя два года у него состоялась большая выставка в галерее Владимира Гиршмана. Чуть позже — еще несколько выставок, и дела постепенно начали налаживаться, но смерть жены, также страдавшей тяжелой формой туберкулеза, окончательно подкосила художника. Художник потерял интерес к светской жизни и переехал жить на небольшой хутор Ле Лис, расположенный в лесу к северу от Парижа, на пути в Шантийи.

В этом живописном месте художник провел последний год своей жизни в полном одиночестве. Там он и умер 6 декабря 1936 года в возрасте 63 лет вдали от родной Одессы, любимого Черного моря и своих многочисленных столичных поклонников, которые к тому времени стали его уже забывать… Так, к сожалению, бывает, всё в этой жизни проходит…

Сегодня работы Осипа Эммануиловича Браза украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Одесского художественного музея, Пермской художественной галереи, Самарского художественного музея, художественных и краеведческих музеев Калуги, Петрозаводска, Новокузнецка, а также многочисленные частные собрания в России и за ее пределами.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1976, т. 1.

2. Лейкинд О., Махров К., Северюхин Д. Художники русского зарубежья. — СПб., 1999.

3. Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010.

4. Выставка картин (акварели, рисунки) академика О. Э. Браза: Каталог. Новгород, 1926.

5. Воинов В. Академик О. Э. Браз // Красная панорама. 1927. № 51. С. 8.

6. Бенуа А. Н. Браз // Последние новости. 1936. 28 дек. (№ 5727).

7. Александр Бенуа размышляет…: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968.
«Портрет графа Толстого Дмитрия Ивановича», 1901 год, холст, масло, 107 х 79 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.