Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 517. Перельман Виктор Николаевич (Victor Perelman) (1892-1967).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Виктор Николаевич Перельман — известный советский художник и администратор, автор работ по теории и практике изобразительного искусства, один из учредителей АХРР и один из организаторов и руководителей Московского союза советских художников.

Виктор Перельман родился в Липецке. Своё художественное образование начал в Саратовском Боголюбовском рисовальном училище (1910—1912), продолжил в студии П. И. Келина в Москве (1913—1915). Поступив в 1915 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учился у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, К. А. Коровина, С.В. Малютина.

Писал портреты и жанровые картины. В 1918—1922 годах был на руководящей работе в Саратове, являясь представителем ИЗО Наркомпроса и ректором Саратовского Художественно-прикладного института. В 1922 году в Москве выступил одним из учредителей АХРР, являлся одним из первых действительных членов Ассоциации, занимал пост председателя. С 1923 года был участником многих стационарных и передвижных выставок.

Рассказ об этом талантливом художнике и известном администраторе, работы которого хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Центрального музея вооруженных сил РФ, Музея современной истории России, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за её пределами продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

“Время отбирает в творчестве каждого художника наиболее ценное и значительное. Несмотря на то, что Виктор Перельман много сил отдал общественной деятельности, увлеченно занимался журналистикой, может быть, даже вопреки всему этому он создал отличные по живописи вещи. Время отбирает среди его картин лучшие — те, что согреты живым человеческим чувством, наполнены правдой искусства, поэзией души и талантливой живописной красотой” (Г.А. Анисимов, искусствовед).
«Портрет жены с собакой», 1950-е годы, холст, масло, Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого

Виктор Николаевич Перельман родился 4 марта 1892 года в Липецке в многодетной семье мелкого предпринимателя. Глава семьи занимался мелкорозничной торговлей, а его жена вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. О детских и юношеских годах Виктора, которые прошли в Липецке, достоверных сведений не сохранилось. Известно лишь, что он рано увлёкся рисованием и в 1910 году переехал в Саратов, где поступил в местное художественное училище, основанное ещё в 1897 году как Боголюбовское рисовальное. Выбор училища определялся в первую очередь доступностью обучения в нём с финансовой точки зрения.
«Письмо соратникам», 1949 год, холст, масло, 142 х 170 см., Музей современой истории России.

С учащимися в училище в те годы занимались всего два преподавателя и плата за обучение составляла 1 рубль 50 копеек за полугодие, в то время как в Рисовальной школе при Обществе любителей изящных искусств стоимость обучения за полугодие достигала 16 рублей. Сроки обучения зависели от успехов обучающихся и не были определены. С 1906 года в училище открылись художественно-ремесленные мастерские, занятия в которых состояли в основном из практической работы. Также изучались необходимые художественные и общеобразовательные предметы. Два года продолжалось обучение Перельмана в училище, и в 1912 году после его успешного завершения Виктор по совету преподавателей отправился в Москву, где в течение последующих трёх лет обучался в Художественной школе Петра Ивановича Келина (1874-1946).
«Девушка на террасе», 1940 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Хотя мастерская Келина и не имела официального статуса учебного заведения, но была очень популярна в те годы в Москве, и многие ученики называли её художественной школой. В располагавшейся на последнем этаже многоэтажного здания в Тихвинском переулке мастерской, Пётр Иванович Келин давал частные уроки живописи и рисунка начинающим художникам и готовил их к поступлению Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Полученная подготовка в Липецком училище и Художественной школе Келина помогла Виктору Перельману в 1915 году без особых проблем пройти все вступительные испытания и поступить в МУЖВЗ. Его педагогами в училище выступили Абрам Ефимович Архипов (1862-1930), Николай Алексеевич Касаткин (1859-1930), Константин Алексеевич Коровин 1861-1939), Леонид Осипович Пастернак (1862-1945) и Сергей Васильевич Малютин (1859-1937).
«Пионерка», 1950-е годы, холст, масло, 55,3 х 37 см., Липецкий областной художественный музей.

Виктор Николаевич Перельман принадлежит к старшему поколению советских художников. Профессиональная школа, которую прошел Перельман, учась у замечательных педагогов МУЖВЗ, обладала особенностями, имевшими принципиальное значение для развития традиций русской демократической живописи конца XIX — начала XX века. К поискам выражения, к борьбе за правду и выразительность художественного языка Коровин, Архипов и Касаткин подходили как сторонники реалистического направления. Они были приверженцами колористической системы, лаконизма и обобщенности формы, проповедниками любовного и внимательного отношения к натуре. Виктор Перельман в начале своего творческого пути проявил себя последовательным учеником Коровина и больше всего работал над тем, чтобы добиться углубленности и эмоциональности образа, чтобы не потерять знаменитого коровинского «общего».
«Портрет рабочего Коломенского завода Изгородина», 1931 год, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

В 1918 году МУЖВЗ было преобразовано во Вторые государственные свободные художественные мастерские, но недавний студент Перельман к этому времени уже успешно окончил Училище и был направлен в Саратов представителем ИЗО Наркомпроса и ректором Саратовского Художественно-прикладного института. Участвовал в проекте Агитационной пропаганды. В 1922 году вернулся в Москву и стал одним из создателей Ассоциации художников революционной России (АХРР)— организации, сыгравшей в первый период своего существования положительную роль в формировании и становлении молодого советского изобразительного искусства. Перельман стал одним из первых действительных членов Ассоциации, продолжительное время занимая пост председателя. В Ассоциацию вступили такие замечательные мастера, как Архипов, Малютин, Кустодиев, Юон, Машков. Они внесли в Ассоциацию новые силы, принесли много бодрых, ярких, насыщенных густыми соками жизни произведений. Именно тогда работы Виктора Перельмана получили признание, они были показаны на тематических, всесоюзных выставках, и о них писал А. В. Луначарский.
«Герой Советского Союза Гринёв», 1930-е годы, холст, масло, 89 х 69 см., Липецкий областной художественный музей.

В 1923 году Виктор Перельман участвовал в последней выставке передвижников. Написанный им в том же году портрет писателя Николая Ляшко — замечательное по обобщенности образа произведение. Тридцатилетний художник пользовался темной гаммой красок и в духе своих учителей с поразительной точностью разрешил в картине проблемы света, цвета и воздуха. В этом произведении чувствуется сила и убежденность подлинного художника.
«Портрет писателя Ляшко», 1923 год, холст, масло, Государственая Третьяковская галерея, Москва.

В 1924 году АХРР начала вести издательскую деятельность, которую сразу возглавил Виктор Перельман. Ассоциация издавала агитационные открытки и репродукции картин, пропагандировавшие социалистический идеал жизни и рассчитанные на массового малообразованного потребителя. В 1925 году Перельман создал прекрасный портрет корреспондента – «Рабкор». На картине показан труд рядового человека из пишущей братии, которому к строго обозначенному сроку нужно предоставить материал в пролетарское издание. О вопросах, волнующих общественность и самого журналиста, можно судить по «подсказкам» художника – заголовкам-лозунгам стенгазеты, висящей за спиной молодого человека.
«Рабкор», 1924 год, холст, масло, Музей современной истории России.

В 1927 году Перельман организовал ОХС («Объединение художников самоучек»). Был инициатором создания в 1930 году «Федерации объединения советских художников (ФОСХ, далее «Союз художников», входил в президиум). И был одним из организаторов и руководителей Московского Союза советских художников.
«Горы», 1960-е годы, картон, масло, 34,5 × 49 см., Новосибирский государственный художественный музей.

Виктор Николаевич Перельман пробовал свои силы в различных художественных жанрах, писал портреты пейзажи, натюрморты и жанровые картины. Значительное место в творчестве художника занимала индустриальная тема. Творчество Виктора Николаевича отличается особым вдумчивым, серьезным отношением художника к объекту изображения, поэтичностью и правдивостью целого ряда его картин. При этом особенно ярко дарование Виктора Перельмана проявилось в его пейзажах. Глядя на них, убеждаешься в том, что художник в своей живописи остался верен заветам старых мастеров, которые говорили, что картины должны заставлять зрителя любить, надеяться, трепетать, жить. Ему самым чудесным образом удавалось передавать на своих полотнах всю трепетность окружавшей его природы. Лиловое полыхание сирени, серебристый туман в Абрамцеве, серое зимнее утро в Подмосковье – красота и влюбленность в природу воплощены художником в его задушевных и эмоционально впечатляющих полотнах.
«Церковь в Литвинове. Памятник архитектуры начала 18-го века», 1960 год, холст, масло, частное собрание.

«Зимние сумерки», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Пейзажи Перельмана подкупают нежной влюбленностью художника в русскую природу. На его полотнах сразу узнаешь нашу родную землю, солнце, упавшее на прохладную влажную рощу молодых берез, белую кипень цветущих яблонь, разлившуюся по саду, вырвавшееся на волю золотое пламя орешника уже тронутое наступившей осенью, поникшую завязь шиповника, или разошедшуюся изумрудными пятнами озерную гладь.
«Летний пейзаж», 1927 год, картон, масло, 17×21 см., Калининградский областной историко-художественный музей.

А вот в своих жанровых произведениях таких, как «Синяя блуза», «Крестьянка-рабфаковка», Виктор Николаевич искренне и чистосердечно следовал требованиям времени. В таких работах в первую очередь привлекает найденный художником новый социальный типаж и большое чувство любви художника к людям.
«Синяя блуза (Частушки)», 1926 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

С 1923 года Виктор Перельман был участником основных, стационарных и передвижных выставок в стране и в ряде зарубежных, в том числе: «Художники РСФСР за 15 лет», Венецианской бьеннале 1930 года. Был участником выставок к пятилетию, десятилетию и пятнадцатилетию РККА (1923, 1928, 1933). Виктор Николаевич Перельман скончался осенью 1967 года в Москве. Был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русского музея, Центрального музее вооруженных сил РФ, Музее современной истории России , многих региональных художественных и краеведческих музеев, а также многочисленные частные собрания в России и за её пределами.
«Закон шторма», 1933 год, бумага, угольный карандаш, акварель, 33,2×46 см., Томский областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Гладкая, А. В. Художники : [Перельман Виктор Николаевич] / А. В. Гладкая, И. А. Жукова // Энциклопедия Саратовского края [в очерках, событиях, фактах, временах] / редкол.: А. И. Аврус [и др.]. — Саратов, 2002.

2. Перельман Виктор Николаевич // Художники Саратова и Саратовской губернии : биобиблиогр. указ. / авт.-сост.: И. А. Жукова, Ю. С. Рогожникова, О. Н. Червякова. — Саратов, 2010.

3. Энциклопедия советской живописи / О.В. Ченяк. — М. Терра, 2010 г.
«Зимнее утро», 1939 год, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.