Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 516. Виллевальде Богдан Павлович (Bogdan Villevalde) (1819-1903).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Богдан Павлович Виллевальде — известный русский живописец, академик, заслуженный профессор батальной живописи, член Академического Совета Императорской Академии художеств.

Богдан Виллевальде родился в Павловске. Первым учителем живописи был датский художник Карл Юнгштедт, тесть Густава Фаберже. В 1838—1842 годах учился в Петербургской Академии художеств у Карла Брюллова, а затем у А. И. Зауервейда. Получив в 1842 году большую золотую медаль и звание художника за картину «Сражение при Фер-Шампенуазе», Виллевальде был командирован за границу для продолжения обучения.

Работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года; в 1844 году был вызван в Санкт-Петербург для окончания начатых Зауервейдом работ по истории борьбы с Наполеоном. В 1848 году получил звание профессора 2-й степени по батальной живописи и до 1894 года преподавал в Академии художеств. В 1859 году был удостоен звания профессора 1-й степени, а в 1888 году — заслуженного профессора. Виллевальде руководил батальным классом академии художеств вплоть до реформы ее в 1890-х годах. Картины Виллевальде экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867), в Вене (1873), в Антверпене (1885), в Берлине (1886).

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за рубежом продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Это был очень представительный и красивый старик, высокого роста, худощавый держался прямо, одет был по моде сороковых годов в бархатный пиджак, всегда был очень опрятен. Крахмальный воротник рубахи повязан черным атласным широким галстуком и штаны, как носили при Наполеоне III, со штрипками, на голове черный цилиндр. Николаевская шинель c большой пелериной серого цвета, а зимой такая же шинель на меху. Говорил с сильным немецким акцентом и не совсем правильно по-русски»(Н. С. Самокиш «О времени и о себе»).
«Рядовой лейб-гвардии Павловского полка» 1840-е годы, холст, масло, Государственный мемориальный музей имени А.В.Суворова, Санкт-Петербург.

Виллевальде Богдан Павлович — художник, баталист, крупный и наиболее типичный представитель того направления батальной живописи, которое господствовало в первой половине XIX века, со всеми его сильными и слабыми сторонами.
«Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице в 1805 году», 1884 год, холст, масло, 56 х 82 см.,
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Богдан (Готфвид) Павлович Виллевальде родился 12 января 1819 года в городе Павловске под Санкт-Петербургом в богатой дворянской семье с баварскими корнями. Рано увлекся рисованием, показывая зрелую для его возраста технику. Родители мальчика, в особенности мама, старались всячески способствовать развитию художественных способностей сына, наняв для него профессионального художника.
«Сражение при Париже 17 марта 1814 года», 1834 год, холст, масло, 98 x 147 см., Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

Основы художественного образования Богдан Виллевальде получил посещая уроки известного в те годы в столице художника-фотографа датского происхождения Карла Юнгштедта (1801—1861), тестя отца-основателя, в прямом смысле этого слова, самой знаменитой ювелирной фирмы всех времен и народов Густава Фаберже (1814—1893). Базовое же художественное образование талантливый Богдан получал уже в Императорской Академии художеств, куда он поступил в 1838 году, и где его педагогами выступили живописец-монументалист, представитель классицизма и романтизма Карл Павлович Брюллов (1799—1852) и профессор батальной живописи Императорской Академии художеств Александр Иванович Зауервейд (1773—1844).
«Здравствуй,любимая Франция», 1898 год, холст, масло, Национальный музей Грузии, Тбилиси.

Получив в 1842 году большую золотую медаль и звание художника за программу «Сражение при Фер-Шампенуазе» (Государственный Эрмитаж), Богдан Виллевальде был также премирован пенсионерской поездкой за границу за счет Академии для продолжения обучения. Работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 года, но в 1844 году после скоропостижной кончины своего бывшего наставника Зауервейда он был отозван в столицу для завершения начатых Зауервейдом работ по истории борьбы с Наполеоном.
«Вид Владикавказа», 1860 год, холст, масло, 112 x 165 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После возвращения в Санкт-Петербург Виллевальде получил звание академика и был приглашен на преподавательскую работу вначале в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а затем и в саму Императорскую Академию художеств, где в 1848 году получил звание профессора 2-й степени по батальной живописи, одновременно став руководителем класса батальной живописи. Преподавательская работа художника в Академии продолжалась до 1894 года, когда он вышел в отставку со службы, оставшись при этом членом Академического Совета Академии.
«Лейб-гвардии Конный полк в сражении при Фершампенуазе 13 марта 1814 года», 1891 год, холст, масло, Центральный музей Вооружённых Сил, Москва.

Обращаясь к творчеству живописца, необходимо отметить, что первоначально оно находилось под влиянием немецких мастеров, в особенности мюнхенского художника Петера Гесса(1792—1871), в духе которого была написана большая картина «Битва при Гиссгюбеле», и уже позже образцом для подражания молодого живописца стал общепризнанный «король баталистов» Орас Верне (1789—1863), но, правда, образцом недосягаемым в особой легкости кисти и непревзойденном французском изяществе. Капитальными трудами Виллевальде в этот первый период его творчества являются четыре громадных полотна из истории 1813—1814 годов, висящих в Александровском зале Зимнего дворца: «Кульм», «Лейпциг», «Фершампенуаз» и «Перед Парижем».
«Взятие Шумлы», 1860 год, холст, масло. 69 x 98 см., Калужский областной художественный музей

Впоследствии не раз возвращаясь к этой эпохе («Русские на Монмартре», «Лейб-гвардии Конный полк при Аустерлице»), Виллевальде писал и усмирение польского восстания 1831 года («Грохово», «Остроленка»), и венгерский поход 1849 года («Сдача Гергея под Вилагошем», «Сражение при Быстрице», «Вступление в Кронштадт» и другие), и Крымскую войну (три картины посвященные осаде Силистрии), и борьбу на Кавказе («Башкадыклар», «Под Карсом», «Шамиль на Гунибе», «Сдача Шамиля»).
«Бой под Лейпцигом в 1813 году», 1886 год, холст, масло, 72.8 x 107 см., Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств.

Войны 1870-х годов также нашли себе отражение в живописи художника, хотя и сравнительно малое («Гравелот», «На Дунае в 1877 году», «Разъезд улан в Болгарии»). Его картины, внешне эффектные своими размерами и исполнением, прославляли победы русского оружия или были посвящены выдающимся событиям в современной художнику жизни — например, торжественному открытию памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде или коронации императора Александра II в Москве.
«Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году», 1864 год, холст, масло, 248 x 387 см., Нижегородский художественный музей.

Батальное творчество Виллевальде резко отличается от картин Туркестанской и Балканской серий В.В. Верещагина. Оно просто другое.
«Блюхер и казаки в Бауцене», 1885 год, холст, масло, 41.8 x 60.5 см., Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник.

Сам Виллевальде стремился сделать свои картины более реалистичными. Он часто выезжал на место боев бесконечной для России в XIX веке Кавказской войны, чтобы получить непосредственное впечатление от нее. Он охотно отходил от помпезноcти в своих работах в пользу изображения жанровых сцен военных походов, подчеркивания «разноплеменности» российской армии и нормальных бытовых отношений простых солдат и офицеров с местным населением. Художник, много путешествуя по местам событий, кропотливо собирал материал для своего творчества. Побывал в Венгрии, на Дунае, под Севастополем, на Кавказе в 1860 году. И даже в Малой Азии и на Дунае в последнюю русско-турецкую войну. Большинство его картин про 1812 год написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся документам.
«Атака лейб-гусар под Варшавой в 1831 году», 1872 год, холст, масло, 37 x 52 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1859 году Виллевальде был удостоен звания профессора 1-й степени, а в 1888 году — заслуженного профессора. Среди его учеников были: П. Н. Грузинский, К. Гурский, Н. А. Зауервейд, П. О. Ковалевский, А. И. Шарлемань, К. Н. Филиппов, Н. Г. Шильдер, В. И. Штернберг, А. Н. Попов, Н. С. Самокиш, В. В. Мазуровский, Ю. Бродовский и другие. Виллевальде руководил батальным классом академии художеств вплоть до ее реформы в 1890-х годах. Был действительным статским советником с 17 апреля 1870 года. Удостоился орденов Святой Анны 1-й степени (1879), Святого Станислава 1-й степени (1876), Святого Владимира 3-й степени (1873).
«Сражение при Грохове 13 декабря 1831 года», 1850-е годы, холст, масло, Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.

У художника в браке с Августой- Маргаритой, урожденной девицей Шооб, родилось два сына Александр и Павел (Павел-Карл-Константин), последовавших по стопам отца.
«Портрет генерал-фельдмаршала М. С. Воронцова», 1856 год, холст, масло, Госудаственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Полотна Виллевальде экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867), в Вене (1873), в Антверпене (1885), в Берлине (1886). В последний период своей деятельности художник вновь обратился к своей любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущественно изображениям военно-бытового характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллических сцен, как «Лейб-гусар и савояр», «Казаки на Рейне», «Казаки везле дома», «Не бойтесь, мы — казаки», «Они попали в плен» и так далее.
«Они попали в плен в 1814 году», 1885 год, холст, масло, 40.5 x 60.5 см., Таганрогская картинная галерея.

Особняком в творчестве Виллевальде стоят две картины написанные им в 1880-х годах по личным воспоминаниям, далекие от батального жанра, — «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1850 году» и «Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году». Как и два полотна, отражающие современные художнику события, — «Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году», а также «Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году», — эти работы интересны нам, прежде всего, как близкие к документу свидетельства эпохи.
«Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году», 1884 год,
жолст, масло, 112 х 81 см., Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Богдан Павлович Виллевальде скончался 24 марта 1903 года в Дрездене в возрасте 84 лет. Сегодня полотна художника украшают экспозиции Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, других музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России и за ее пределами.
«Эпизод из Заграничных походов русской армии 1813-1814. Офицеры гвардейской кавалерии в европейском городе», 1890-е годы, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кондаков С. Н. Виллевальде, Богданъ (Готфридъ) Павловичъ (Gottfried Willewalde) // Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академіи Художествъ. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг., 1914. — Т. II.

2. КондаковС. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764—1914. — СПб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2.

3. Академия художеств. История повседневности в воспоминаниях и изображениях современников. XIX — начало XX в. / Сост.: Е. Н. Литовченко, Л. С. Полякова. — СПб.: Историческая иллюстрация, 2013.

4. Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010.

5. Бардовская Л. Готфрид Виллевальде — живописец имперского официоза (рус.) // «Наше наследие»: журнал. — М.: ООО «Редакция журнала «Наше наследие», 2003.

6. Виллевальде Богдан Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
«Переправа через Березину. Бегство французов из России в 1812 году», 1891 год, холст, масло, Иркутский областной художественный музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.