Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 515. Верейский Георгий Семёнович (George Vereysky) (1886-1962).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Георгий Семенович Верейский— известный советский график, живописец и педагог. Народный художник РСФСР (1962). Один из представителей ленинградской пейзажной школы.

Георгий Верейский родился в городе Проскуров Подольской губернии Российской империи (ныне Хмельницкий, Украина). В юности занимался на юридических факультетах Харьковского и Санкт-Петербургского Императорских университетов. Первоначальное художественное образование получил в Харькове в частной школе Е. Е. Шрейдера. С 1911 года Верейский в учебных целях посещал Новую художественную мастерскую в Санкт-Петербурге. С 1913 по 1916 год Верейский частным образом учился у Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева, Анны Остроумовой-Лебедевой и Евгения Лансере.

С 1915 года Георгий Верейский состоял в художественных объединениях «Мир искусства» и «Боевой карандаш». Вел активную преподавательскую деятельность: с 1918 года в Высшем институте фотографии и фототехники, с 1918 по 1919 год в Центральном Училище Технического Рисования, с 1921 по 1923 год в Петроградском ВХУТЕМАСе. С 1933 года Георгий Верейский на постоянной основе работал в Экспериментальной мастерской литографии Ленинградского союза художников.

Рассказ об этом художнике и известном педагоге, работы которого хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, других музеев нашей страны, а также в частных коллекциях в России и за рубежом продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Георгий Семёнович Верейский родился 18 июля 1886 года в небольшом городке Проскуров Подольской губернии Российской империи в семье успешного предпринимателя. В 1895 родители мальчика переехали в Харьков, где Георгий начал обучение в местной гимназии и познакомился с основами художественного мастерства в частной художественной школе Егора Егоровича Шрейдера (1844—1922), популярного в Харькове художника, получившего блестящее европейское образование и одного из лучших в городе педагогов.
«В саду Русского музея», 1925 год, бумага, тушь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Верейский посещал школу Шрейдера с 1901 и по 1905 годы. Главным, на что обращали внимание в художественной школе, была работа с натурой. При этом все задания, все постановки в школе сводились к ее осмыслению и освоению. Натура — это все. Это выглядело провинциально старомодно на фоне разнообразных новейших авангардных тенденций в европейском искусстве. Но именно это представление об искусстве навсегда стало основой и главной характерной особенностью творчества Георгия Верейского.
«Ленинградский пейзаж», 1930-е годы, холст, масло, 61 х 65 см., частное собрание.

Обучавшийся в штутгартской, мюнхенской и петербургской академиях, Шрейдер отдавал особое предпочтение творениям барбизонцев, а из русских художников выделял Репина (1844—1930), Васильева (1850—1873) и Левитана (1860—1900). Особого внимания заслуживает тот факт, что сам Егор Шрейдер родился в Чугуеве, как и Илья Репин. В Харькове, крупнейшем городе юга Российской империи, в те годы бурная провинциальная культурная жизнь била ключом: было два музея изобразительных искусств, ежегодно устраивались коллективные и персональные выставки, среди которых были выставки Верещагина (1842—1904), Айвазовского (1817—1900), Борисова-Мусатова (1870—1905).
«Памятник И.А.Крылову», 1930-е годы, бумага, тушь, перо, 18 х 26,8 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вихри первой русской революции 1905 года не обошли стороной и Георгия Верейского. За участие в стачках на стороне рабочих Георгий был задержан и некоторое время находился под арестом, но неожиданно был выпущен на поруки и от греха подальше покинул пределы империи, скрывшись в эмиграции и побывав в 1906—1907 годах в Австрии, Германии и Италии.
«Пойма реки», 1930 год, бумага, акварель, частное собрание.

По возвращению в 1907 году он поступил на юридический факультет Харьковского университета, затем продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете, который успешно окончил в 1912 году. Все эти годы Верейский не переставал заниматься любимым рисованием, начав в 1912 году активное сотрудничество с журналами «Театр и искусство», «Голос жизни», где регулярно публиковал портреты, шаржи и театральные зарисовки. Постепенно завоевывал популярность и как портретист.
«Зимой на террасе», 1925 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В период 1913—1916 годов в Петербурге—Петрограде Верейский посещал занятия в «Новой художественной мастерской» у Мстислава Добужинского (1875—1957), Бориса Кустодиева (1878—1927), Анны Остроумовой-Лебедевой (1871—1955), Евгения Лансере (1875—1946). В 1916—1918 годах Георгий Семенович был мобилизован и находился на военной службе, где тоже не забывал о любимом увлечении, используя каждую свободную минуту для фронтовых зарисовок. В 1918 году был демобилизован и вернулся в революционный Петроград.
«В городе», 1922 год, холст, масло, 75,5 х 79 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1918—1919 годах преподавал в Центральном Училище Технического Рисования (ЦУТР), а в 1921—1923 годах во ВХУТЕМАСе. Одновременно в 1918—1930 годах Георгий Семенович работал в отделении гравюр Государственного Эрмитажа. В 1920 году художник сделал ряд натурных портретных зарисовок В. И. Ленина на Конгрессе III Интернационала. В 1920—1930-е годы занимался живописью, главным образом в жанре городского пейзажа. С 1933 года работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. Позднее участвовал в работе объединения «Боевой карандаш».
«И. Орбели в дни блокады Ленинграда», 1942 год, бумага, итальянский карандаш, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Признанный мастер графического портрета и пейзажа (литография, офорт, рисунок), мастер станковой графики, отличавшийся в своем творчестве точностью характеристики модели, подчеркнутой твердостью рисунка. Верейский являлся представителем «тихого искусства». Он неизменно подчеркивал в своих образах не какие-то идеологические сверхзадачи, а момент внутреннего духовного созерцания, внутреннее духовное состояние своих моделей. Придерживаясь строгой консервативно-романтической стилистики — с элементами строгого классицизма в гармонически-уравновешенных, спокойных композициях, Верейский работал в различных техниках. Был он и виртуозом литографии и офорта, предпочитая черно-белые, но богатые оттенками тональные гаммы.
«Портрет артиста И.В. Ершова», 1940 год, бумага, итальянский карандаш, частное собрание.

При всем разнообразии художественных жанров, в которых пробовал свои силы Георгий Семенович, необходимо признать, что наиболее широкую известность и признание принесли художнику созданные им серии портретов русских художников, писателей, деятелей Советского государства, летчиков, рабочих, деятелей советской культуры.Среди них портреты В. И. Ленина, К. Е. Ворошилова, М. И. Калинина, К. А. Федина, И. А. Орбели, В. И. Курдова, Е. Е. Лансере, Е. А. Мравинского, Г. С. Улановой, С. Т. Конёнкова, Н. К. Черкасова, С. М. Юнович, серия портретов и композиций «Военно-воздушный флот СССР» (1936) и другие.
«Портрет А.Н.Толстого», 1944 год, бумага карандаш, 43 х 30 см., Литературный музей института русской литературы РАН, Санкт-Петербург.

Творческое наследие Георгия Верейского обширно и многогранно, при этом особого внимания в ряду произведений, созданных художником, заслуживают работы «Аллея» (1915), «Большой проспект Васильевского острова» (1917), «Андреевский рынок» (1920-е), «На Большом проспекте Васильевского острова» (нач. 1920-х), «Андреевский рынок в солнечный день» (вторая пол. 1920-х), Васильевский остров (1927), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Угол Каменного и Большого проспекта», 19827 год, бумага, тушь, кисть, 48,8 х 34,8 см., частное собрание.

В 1946 году Георгий Семёнович Верейский был удостоен Сталинской премии второй степени за серию портретов деятелей советской культуры. В том же году был награжден орденом Трудового Красного знамени и удостоен звания заслуженный деятель искусств РСФСР.
«Портрет Ю. Е. Кустодиевой», 1925 год, бумага, тушь, карандаш, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Портрет М. В. Добужинского», 1922 год, бумага, карандаш, Литературный музей института русской литературы РАН, Санкт-Петербург..

«А. П. Остроумова-Лебедева», 1922 год, бумага, карандаш, Литературный музей института русской литературы РАН, Санкт-Петербург.

Работы художника с неизменным успехом экспонировались на выставках в Нью-Йорке, Венеции, Лейпциге, Софии, Варшаве. Персональные выставки Верейского прошли в 1924, 1939, 1946, 1949, 1961, 1962, 1968 годах. В 1958 году он был награжден бронзовой медалью Всемирной выставки в Брюсселе. В 1962 году был удостоен звания народный художник РСФСР.
«В Большом театре», 1940 год, бумага, офорт, 15 х 13,5 см., частное собрание.

Георгий Семёнович Верейский скончался 18 декабря 1962 года в Ленинграде на семьдесят шестом году жизни. Был похоронен на Богословском кладбище.
Надгробие на могиле художника (скульптор Е. П. Линцбах, архитектор В. А. Петров) было создано и установлено в 1984 году.
Могила художника Верейского на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, других художественных и краеведческих музеев современной России, а также многочисленные частные собрания в нашей стране и за ее пределами.
«Деревья», 1929 год, бумага, тушь, перо, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Верейский Георгий Семенович (1886-1962) // Популярная художественная энциклопедия:Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. Кн. 1: А-М. – М., 1986.

2. Верейский Георгий Семенович (1886-1962) // Искусство стран и народов мира: краткая художественная энциклопедия. Т. 3: Молдав-
ская ССР-РСФСР. – М., 1971.

3. Верейский Георгий Семенович // Очерки истории советского искусства: архитектура, живопись, скульптура, графика. – М., 1980.

4. Корнилов П.Е. Верейский Георгий Семенович // Офорт в России XVII-XX веков: краткий очерк / П.Е. Корнилов. – М., 1953.

5. Нурок А.Ю. Георгий Семенович Верейский : [портрет Т.Н. Яблонской] // Мастера советской станковой графики / А.Ю. Нурок. – М.,1962.

6. Верейский Георгий Семенович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
«Плёс с видом на Волгу», 1926 год, бумага, акварель, 28 х 37 см., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.