Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 513. Токарев Владимир Фёдорович (Vladimir Tokarev) (1918-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Фёдорович Токарев — известный советский живописец, член Ленинградского Союза художников.

Владимир Токарев родился в городе Александровск-Грушевский, Область Войска Донского (ныне Шахты, Ростовская область). В 1939—1948 годах учился в Ростовском художественном училище (с перерывом в 1941—1945). Фронтовик. В 1948—1954 годах учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который окончил по мастерской Юрия Непринцева с присвоением квалификации художника живописи.

Участвовал в выставках с 1954 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты. В 1955 году был принят в члены Ленинградского Союза художников. В 1958—1961 работал художественным руководителем в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина. В 1989—1992 годах работы Владимира Токарева с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи «L’ Ecole de Leningrad» во Франции.

Рассказ об этом известном художнике, работы которого хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Калининградского художественного музея, других музеев страны,а также в частных коллекциях в России и за ее пределами продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Владимир Фёдорович Токарев родился 10 февраля 1918 года в небольшом городке Александровск-Грушевский, через три года переименованном в Шахты, в бедной крестьянской семье. Вскоре после его рождения семья в поисках лучшей доли в полном составе переехала в Ростов-на-Дону, где глава семьи, наконец-то, смог найти постоянную работу, позволявшую эту семью содержать.
«Весенние цветы», 1964 год, картон, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.

О детских годах Владимира достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, демонстрируя при этом определенный навык и мастерство, чем немало удивил друзей и родителей, не имевших ни к искусству вообще, ни к живописи в частности, практически никакого отношения. Тем не менее, увлечению сына родители Владимира препятствий не чинили, считая, что оно пройдет так же, как и все его остальные детские увлечения. Но жизнь показала, что они сильно ошибались… В 1939 году Владимир Токарев, твердо решивший к этому времени стать профессиональным художником, поступил в Ростовское художественное училище, еще не зная, что обучение растянется на долгих девять лет.
«Наташенька», 1959 год, картон, масло, 24 х 30 см., Приморская государственная картинная галерея, Владивосток.

Виной этому послужила война, начало которой Владимир встретил в родном городе. В числе первых он отправился в военкомат и уже в августе был призван в ряды Красной армии. В конце 1941 года с отступающими частями попал в окружение, затем был немецкий плен и с 1942 года по 1945 год — концентрационный лагерь в далекой Норвегии. Токареву повезло в лагере: он не только выжил, но и все это время занимался любимым искусством. Немец, начальник лагеря, который сам увлекался искусством и был до войны профессиональным живописцем, узнав, что русский заключенный являлся художником, стал поощрять его занятия живописью, снабжая бумагой, карандашами и самопишущей ручкой, и даже отпускал его рисовать за пределы лагеря.
«Весенняя сказка», 1975 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1945 году Владимир Токарев был освобожден из лагеря, прошел проверку и реабилитацию и вернулся в Ростов-на-Дону, где с 1946 года продолжил обучение в Ростовском художественном училище имени М.Б. Грекова у Александра Михайловича Черных (1895—1964) — замечательного советского художника и педагога, пейзажиста и портретиста, автора сюжетно-тематических композиций. Черных оценил природное дарование своего ученика, много занимался с ним индивидуально и настоятельно рекомендовал продолжить свое художественное образование на более высоком профессиональном уровне. Токарев на долгие годы сохранил самые теплые воспоминания о своем первом учителе и до самой его смерти поддерживал с ним регулярные контакты. В 1948 году Токарев с отличием окончил Училище. Вместе с Владимиром его окончила еще одна выпускница — Александра Феликсовна Дрейлинг, которая вскоре стала его женой.
«Портрет А. Ф. Токаревой (Дрейлинг)», 1967 год, холст, масло, частное собрание.

В том же 1948 году Владимир Токарев поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, переступив порог знаменитого здания — храма трех основных искусств на Университетской набережной, 17. Занимался Токарев у замечательных педагогов Репинки первых послевоенных лет: Генриха Васильевича Павловского (1907—1973), Михаила Ивановича Авилова (1882—1954) и Юрия Михайловича Непринцева (1909—1996). Владимиру нравилось учиться в Репинке, а педагогам нравился этот спокойный и исключительно трудолюбивый студент, уверенно осваивавший далеко не простой академический курс.
«Грибы», 1963 год, картон, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

На третьем году обучения, когда пришло время выбора творческой мастерской наставника для продолжения обучения, Токарев без колебаний выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, графика и педагога Юрия Михайловича Непринцева. В 1954 году Токарев успешно окончил институт, представив художественному совету свою дипломную работу — картину «Вода идет». Картина получила на защите высший балл у членов совета, принеся автору заслуженный диплом об окончании художественного института и квалификацию художника живописи.
«Серый», 1966 год, картон, масло, 12,5 х 18,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

После окончания института Владимир Токарев остался жить и работать в городе на Неве, ставшим для него второй родиной. В поисках собственного стиля художник пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, натюрморты. В 1955 году Токарев был принят в члены Ленинградского Союза художников. Помимо станковой живописи Владимир Фёдорович работал в графических техниках акварели, гуаши, угля и карандаша.
В 1958—1961 годах художник работал художественным руководителем в Доме творчества «Академическая дача» им. И. Е. Репина.
«Весна», 1972 год, холст, масло, собрание Сальского музея имени В. К. Нечитайло.

В 1970 году Владимир Фёдорович с женой и дочерью переехал на постоянное местожительства в построенный им дом-мастерскую в деревню Кишарино Калининской области, рядом с Академической дачей. Будучи художником большого живописного дарования, чье творчество повлияло на многих его современников, Владимир Фёдорович Токарев как художник и человек в жизни всегда был натурой цельной и самодостаточной. Он не выносил лжи, чинопочитания, не соблюдал дипломатии и говорил всегда то, что думал. Его жизнь всегда освещала страсть к искусству. В своей живописи Токарев не поднимал «высоких» тем, но проникновенная и глубокая лирика его искусства всегда находила живой отклик у современников, которых художник щедро одаривал искренними, тонкими и исключительно проникновенными работами.
«За дровами», 1965 год, картон, масло, 15 х 22 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Творческое наследие Владимира Фёдоровича Токарева обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают картины «Базар на Кубани», «Верный друг», «Девушка с вербой», «Казачка» (все 1959), «Грибы», «Ручей» (обе 1963), «Подснежники», «Майское утро», «Весенний этюд», «Натюрморт» (1970), «Портрет художника В. И. Викулова», «Портрет художника В. Гаврилова», «Портрет Сергея Васильевича» (все 1971), «Весна» (1972), «Художник Б. Березовский», «Художник Н. Тимков» (обе 1974), «Осенний пейзаж» (1980), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Осенний пейзаж», 1980 год, холст, масло, 60 x 90 см., частное собрание.

Владимир Токарев участвовал в выставках с 1954 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1980 году персональные выставки Владимира Токарева были показаны в Москве и Ленинграде. Позже в 1980—1981 годах передвижная персональная выставка художника прошла в Липецке, Туле, Белгороде, Орле, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Ульяновске, Смоленске, Самаре, Твери, Иваново, Калининграде, Петрозаводске, Архангельске, Вятке, Челябинске, Кургане, Тюмени, Омске, Новосибирске, Новокузнецке, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Хабаровске, Владивостоке, Находке, Элисте и Ижевске.
«Сбор картофеля», 1951 год, бумага, акварель, 14 х 25,5 см., Вологодская областная картинная галерея.

Почти все работы с этой передвижной выставки были приобретены музеями, и к художнику почти ничего не вернулось из его работ. Успех выставки был очевиден, но в центральной прессе — ни слова. Это было, безусловно, замалчивание таланта. Таланта яркого, мощного, преданного искусству человека. В 1989—1992 годах работы Владимира Токарева с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи «L’Ecole de Leningrad» во Франции. В 1996 году в городе Вышний Волочок прошла выставка произведений художника.
«Голова лошади»,1944 год, бумага, карандаш, 18.5 х 23.8 см., частное собрание.

Владимир Фёдорович Токарев скончался 25 августа 1988 года в Ленинграде на 71-м году жизни. Сегодня произведения мастера находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Калининградского художественного музея, Киевского музея русского искусства, Псковского художественного музея, Владивостокского музея современного искусства, Художественного музея в Ростове-на-Дону, других музеев страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Зимнее утро», 1970-е годы, картон, масло, 35 х 40 см., частное собрание.

Стараниями семьи художника, Александры Феликсовны Токаревой и дочери Наташи, небольшая часть творческих работ Владимира Токарева сохранилась в семейном собрании. Живописный и художественный уровень их говорит сам за себя.
«Чёрная лошадь», 1960 год, картон, масло, 49 х 69 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кривенко И. «Ленинград» (раздел живописи) // Художник. 1965, № 3.

2. Тамручи В. «Весенние цветы» // Художник. 1965, № 7.

3. Земская М. За правду жизни и большую мысль. К итогам осенней выставки ленинградских художников. // Смена, 1954, 18 декабря.

4. Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград, 1967, 17 октября.

5. Губарев А., Дмитренко А. В простом, казалось бы, мотиве … // Вечерний Ленинград, 1971, 5 января.

6. Арбузов Г. С мыслью о родине // Ленинградская правда, 1972, 10 октября.

7. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. — Paris: Drouot Richelieu, 16Juin 1989.
«Вера Астапова», 1973 год, холст, масло, 59 х 73 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.