Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 512. Мочальский Дмитрий Константинович (Dmitry Mochalsky) (1908-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Дмитрий Константинович Мочальский — известный советский, российский художник-живописец, график, педагог. Народный художник СССР (1980).

Дмитрий Мочальский родился в Санкт-Петербурге. В 1925—1929 годах учился в Московском государственном техникуме изобразительных искусств памяти восстания 1905 года и в студии К. П. Чемко у Д. Н. Кардовского. В 1929—1936 году учился в ЛИЖСА у К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова, В.Н. Мешкова, Н.Э. Радлова.

С 1937 года и до конца жизни преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. Руководил персональной мастерской. В период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов и в послевоенные годы написал ряд картин, посвященных советским солдатам и партизанам. Наиболее известной и существенной частью творчества Мочальского была его целинная эпопея. С 1954 года он работал над сериями лирических жанровых сцен, посвященных труду и быту советской молодежи на целинных землях «Люди целины». В 1961—1963 годах возглавлял МОСХ.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в собраниях других крупных музеев России, а также в многочисленных частных собраниях продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Дмитрий Мочальский — это целая эпоха в жизни его студентов. Каждый человек, каждая история, каждая картина остро переживались им как пластическое событие. Он был убежден, что человек становится художником, когда впервые осознает острую необходимость нарисовать поразившее его зрительное впечатление» (Ольга Булгакова, художник).
«После демонстрации. Они видели Сталина», 1949 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Дмитрий Константинович Мочальский родился 2 (15) февраля 1908 года в Санкт-Петербурге в семье военного. Его детские годы прошли в столице, где он стал свидетелемдвух революций в восставшем Петрограде. Рисовать начал рано, отдавая этому увлечению предпочтение перед всеми остальными. Родители увлечению сына не препятствовали, наоборот, стараясь его всячески развить. В начале 1920-х годов семья Мочальских переехала в Москву, где Дмитрий после окончания школы в 1925 году поступил в Московский государственный техникум изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. В это же время в студии художника Ксаверия Павловича Чемко (1896—1942) брал уроки у известного педагога Дмитрия Николаевича Кардовского (1866—1943).
«Получение писем», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Дмитрию Мочальскому везло по жизни с педагогами. Графическому искусству он учился у Андрея Дмитриевича Гончарова (1903—1979), совершенствовался в композиции у Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964), основы пространственных соотношений изучал у Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878—1939). В 1929 году после успешного окончания техникума покинул столицу и уже в Ленинграде поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского высшего художественно-технического института, переступив порог легендарного здания на Университетской набережной, 17. Педагогами Мочальского в разные годы его обучения в ЛВХТИ – ЛИЖСА выступили Василий Никитич Мешков (1867—1946), Николай Эрнестович Радлов (1889—1942), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин и Николай Михайлович Чернышев (1885—1973).
«Затянувшееся объяснение» 1957, холст, масло, частное собрание.

При этом, принципы русского пленэризма с особенным акцентированным вниманием к бытовому жанру, которые он почерпнул у Александра Ивановича Савинова (1881—1942), впоследствии легли в основу его индивидуального художественного стиля. Как писал в автобиографии сам художник: «Мне в жизни повезло с учителями, пробудившими во мне творческие порывы, привившими мне любовь к искусству». Однако, не все складывалось гладко в период его учебы в Ленинграде: за «непролетарское» происхождение он был даже исключен из института, но позже восстановлен.
«Сборы на демонстрацию», 1955 год, холст, масло, Коллекция Пермской государственной художественной галереи.

В 1936 году Дмитрий Мочальский успешно окончил ЛИЖСА с присвоением квалификации художника живописи и уже на следующий год был приглашен преподавателем в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова. В 1935 году под руководством знаменитого художника Игоря Эммануиловича Грабаря (1871—1960) на основе Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и Московского училища живописи ваяния и зодчества в столице открылся Московский художественный институт. В институте удалось собрать многих наиболее известных художников своего времени. Среди них были ученики Константина Коровина (1861—1939) и Валентина Серова (1865—1911): Александр Осмеркин (1892—1953), Александр Матвеев (1878—1960), Аристарх Лентулов (1882—1943), Василий Почиталов (1902—1973), Сергей Герасимов (1881—1963), Александр Дейнека (1899—1969), Аркадий Пластов (1893—1972), Вера Фаворская (1896—1977), Константин Истомин (1886—1942) и многие другие, обладавшие большим творческим и педагогическим опытом.
«Красный уголок», 1970 год, холст, масло, 60,5 х 87,5 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Грабарь настойчиво подыскивал для института мастеров Петербургской традиции рисунка, в целях обогащения Московской школы живописи — «укрепления школы рисунка». По рекомендации профессора
М.Д.Бернштейна в 1937 году в Москву в числе других молодых художников был приглашен и Дмитрий Мочальский, и уже в 1938 году Грабарь характеризовал его в служебной записке как одного из лучших рисовальщиков союза ССР, успевшего за короткое время работы в институте дать высокие показатели. В 1950 году Дмитрий Константинович стал в МГХИ имени В. И. Сурикова профессором, а с 1958 года руководил в институте персональной творческой мастерской.
«Берлин. Рейхстаг», 1945 год, картон, масло, 18,5 х 24,7 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В годы войны Дмитрий Мочальский остался в столице, продолжая преподавать в институте. Неоднократно выезжал он в расположение действующей армии, делая зарисовки сражавшихся бойцов и командиров Красной армии. После начала войны многие студенты и преподаватели МГХИ ушли на фронт. Занятия начались 1 октября 1941 года. В институте оставались 47 студентов и 18 преподавателей.
«Зоя», 1947 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Несмотря на военное положение, все работали много и самоотверженно. В мастерских наглядным пособием служили превосходные рисунки преподавателя этого класса Дмитрия Мочальского, которые он делал на полях работ студентов углем или карандашом. Многие студенты приносили свои рисунки прямо с линии фронта, куда выезжал и их педагог. В годы войны и в послевоенное время Мочальский написал ряд полотен, посвященных великой победе и героизму советского народа в Великой Отечественной войне. В послевоенные годы выполнил ряд картин, посвященных советским солдатам и партизанам.
«Капитан Черепенко», 1943 год, картон, масло, 26 х 19 см., Вологодская областная картинная галерея.

Дмитрий Мочальский зарекомендовал себя как талантливый педагог, всегда бережно относившийся к молодым художникам. Заведомо ориентируясь на личностную манеру, художник воспитал целое поколение художников-шестидесятников. Мочальский был одним из тех педагогов, кто воспитал поколение художников «сурового стиля», многие яркие представители которого учились у него. Среди его учеников много наших современников — живописцев, ставших классиками: Н. А. Андронов, М. А. Бирштейн, О. В. Булгакова, А. А. Жабский, Е. И. Зверьков, В. А. Игошев, Б. Н. Неменский, П. П. Оссовский, В. Ф. Стожаров, А. П. и С. П. Ткачевы, А. Тутунов, Н. П. Федосов и многие другие.
«Сталинградский фронт. Донской фронт. Минёр», 1943 год, картон, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Наряду с педагогической деятельностью Дмитрий Константинович много времени уделял творчеству. Так получилось, что свою тему художник обрел уже в зрелом возрасте, отправившись в середине 1950-х в степи Казахстана вместе с покорителями целины. Сама жизнь подсказала художнику тему, захватившую его целиком и как нельзя больше соответствовавшую характеру его таланта, — тему освоения целинных земель. На целину в Казахстан Мочальский приехал впервые в июле 1954 года, вслед за первыми новоселами. Попав случайно на попутной машине в зерносовхоз «Целинный» Кокчетавской области Рузаевского района, там и остался работать. Первые месяцы жизни на целине были особенно интересны для художника. «Жизнь была как на ладони. Люди, характеры, помыслы и дела — все на виду», — говорил впоследствии Дмитрий Константинович.
«Новоселы.Из палатки в новый дом», 1957 год, холст, масло, Оренбургский музей изобразительго искусства.

Жизнь целины настолько захватила его, что после первой поездки он регулярно в течение ряда лет выезжал туда для работы. Совхоз «Целинный» стал опорным пунктом, откуда художник отправлялся в соседние совхозы и на полевые станы трактористов; недаром жители «Целинного» по праву считали его «старожилом» своего края. Такие постоянные поездки в одно и то же место позволили художнику более глубоко изучить жизнь целинников, подметить происходящие в ней изменения. Дмитрий Константинович был дружен со многими семьями целинников, и это часто помогало ему в работе. Каждая новая поездка на целину — это новые наблюдения и новые замыслы, рожденные теми огромными переменами, которые происходили на глазах у художника.
«Ухажёры», 1956 год, холст, масло, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва.

За это время были созданы десятки ставших широко известными картин, сотни этюдов. Они ярко раскрывали жизнь целинников, те разительные перемены, которые происходили в этом далеком и суровом крае. Созданные на протяжении ряда лет картины о целине впоследствии были объединены в цикле «Люди целинных земель». Каждая из картин серии —это короткий рассказ о людях, и, несмотря на то что ни одна из них не является обобщенным сюжетно-тематическим полотном, собранные воедино эти картины-новеллы раскрывают перед нами своеобразие жизни целинного края. Многие из этих работ выполнены в эскизной, теплой цветовой гамме и прекрасно передают бескрайние пространства, вечерний свет и степной воздух. В них Мочальский с большой теплотой и вниманием отразил быт рабочих — целинников, его творчество этого периода отличает тонкий лиризм, художник старался всячески избегать героики и пафоса в трактовке образов своих персонажей, находя в них трогательные черты.
«На Ишиме», 1968 год, картон, масло, Пермская художественная галерея.

Сюжеты его произведений никогда не были случайными, наоборот, они всегда были типичны для обстановки тех лет. Об этом говорят сами названия его картин: «Новоселы», «Совхоз строится», «Заочники», «Сумерки в посёлке», «Ухажеры», «Палатка трактористов», «В бригаде стало уютнее». Отличительная черта и большое достоинство этих работ — простота и жизненность найденного решения. Большинство композиций воспринимается как взятые непосредственно из жизни сцены, и в этом их обаяние. Они требовали простых, но выразительных художественных средств и художник старался, чтобы композиция каждой картины была настолько естественной, чтобы не ощущалась ее «сочиненность». И это не случайно, поскольку, по словам самого Дмитрия Константиновича, именно естественностью композиции он всегда восхищался, рассматривая картины больших русских художников — В. Сурикова, И. Репина, А. Рябушкина, В. Максимова.
«Сумерки в посёлке», 1950-е годы, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина .

При этом естественность и простота свойственные его работам, никогда не давались художнику легко. Они требовали большой подготовительной работы, многочисленных жизненных наблюдений. Прежде чем художник понимал, что ему надо сказать, он долго вынашивал свой замысел, делал эскизы, наброски, этюды. За годы многократных поездок в этот край у Дмитрия Константиновича накопились сотни этюдов, набросков и рисунков. Просматривая их, видишь, как менялась жизнь на целине. Вот первые палатки на Ишиме, затем первые огороды, подсолнухи. Вот герои картины сажали первые тополя и яблони, а вот колхозные сады с утопающими в цвете высокими деревьями. В 1967 году Дмитрий Константинович Мочальский был удостоен Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина за картины «Новоселы», «Молодожены-целинники», «Красный уголок», «Подружки», «Заочники» из серии «Люди целины».
«Подружки», 1957 год, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

В своем творчестве Дмитрий Мочальский много времени уделял графике, будучи замечательным рисовальщиком. Очень интересны его портретные наброски и путевые зарисовки, сделанные в СССР, Западной Европе, Вьетнаме. Художник оставил после себя портретную галерею художников Георгия Нисского, Алексея Ткачева, Виктора Попкова, Таира Салахова. В 1973 году он стал действительным членом АХ СССР, будучи с 1968 года секретарем правления СХ СССР. Дмитрий Мочальский был первым беспартийным председателем Московского Союза художников,возглавлявшим его в период «хрущевской оттепели» с 1961 по 1963 год. События скандально известной выставки в Манеже «30 лет МОСХ», на открытии которой Никита Сергеевич Хрущев кричал возмущенно: «Что это за мазня такая?!», происходили при непосредственном участии художника — он показывал Хрущеву выставку. На него и обрушился весь этот скандал…
«Полдень», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Сегодня Дмитрий Константинович Мочальский является одним из самых узнаваемых мастеров лирического направления советских художников-жанристов, рассказчиком в классических традициях передвижников, автором многочисленных полотен, тематически выдержанных в канонах соцреализма. Его творческое наследие обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его произведения: «Возвращение с демонстрации» («Они видели Сталина») (1949), «Победа. Берлин. 9 мая 1945 года» (1947), цикл графических работ «Советские войска в Берлине» (1945), картины «Сборы на демонстрацию» (1955), «Красный уголок» (1964), «Выходной день», «Утро в совхозе. У конторы», «Заочники» (все 1967), «Четыре поколения» (1968), «В поле» (1969), «Скатерть-самобранка» (1970), «Репетиция в клубе» (1972), «Троица. Заочники» (1975), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«Заочники», 1967 год, холст, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

Дмитрий Константинович Мочальский скоропостижно скончался 20 декабря 1988 года в Москве, на своем рабочем месте, в деканате Суриковского института. Был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня произведения художника представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Института русского реалистического искусства,а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами.
«Вьетнамская школьница Шионг», 1957 год, картон, масло, 33 х 41 см., частное собрание.

В 2008 году в Суриковском институте в Москве прошла выставка работ Дмитрия Константиновича Мочальского, посвященная 100-летнему юбилею художника. Живописные работы нескольких поколений студентов мастерской профессора Мочальского и рисунки, эскизы, наброски самого мастера составили экспозицию из ста работ. В конце апреля 2009 года в залах Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу открылась экспозиция «Дмитрий Мочальский — романтик соцреализма», посвященная столетию со дня рождения художника. Среди картин, представленных зрителю, была и некогда известная по старым советским школьным учебникам картина «Возвращение с демонстрации (Они видели Сталина)», написанная художником в 1949 году.
«На целине. Девчата», 1961 год, картон, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Бодрова М., Мочальский Н. Дмитрий Мочальский «Романтик соцреализма»: каталог выставки. — Москва: ГТГ, 2009.

2. Мочальский Н.А. личный архив МочальскогоД.к. — Москва, 2019.

3. Мочальский Н.А. Дмитрий Мочальский. — Москва: Белый город, 2008.

4. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.

5. ГТГ, каталог работ Дмитрия Мочальского, 2009 М. Л. Бодрова, составители: Н. А. Мочальский, 2009.
«Троица. Заочники», 1978 год, картон, масло, 81 х 87 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.