Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 511. Яковлев Василий Николаевич (Vasily Yakovlev) (1893-1953).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Николаевич Яковлев — известный советский живописец, педагог, реставратор. Народный художник РСФСР (1943).

Василий Яковлев родился в Москве. С 1911 года учился на физико-математическом факультете МГУ, попутно посещая студию В. Н. Мешкова. В 1914—1917 годах учился в МУЖВЗ (у К. А. Коровина, А. Е. Архипова, С. В. Малютина).

Преподавал во ВХУТЕМАСе (1918—1922), в МАРХИ (1934—1936), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1948—1950). Являлся членом АХРР с 1922 года и действительным членом АХ СССР с 1947 года. В 1930-х годах по приглашению М. Горького жил в Сорренто. С 1926 по 1932 год работал художником-реставратором в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1930 года заведовал отделом реставрации. Картины В. Н. Яковлева выделяются особой широтой композиции и технической завершенностью.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в собраниях других крупных музеев России, а также в многочисленных частных собраниях продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Яковлев любит искусство с огромной, все пронизывающей силой. Его профессионализм эмоционален и напряженно искренен. В нем много неизжитого романтизма и есть, конечно, доля «пристрастий». Яковлева как большого мастера сохраняет то, что он «красивым» в первую очередь считает национальное и находит «прекрасное» в реальной действительности. Любовь художника определяется также и ненавистью. Яковлев ненавидит буржуазное искусство Запада с такой горячей силой, какая равна только его огромной и искренней любви к русской реалистической живописи. В этой двойственной силе — залог того, что В.Н. Яковлев останется полномерным и полноценным участником советского искусства и в будущем» (А.Н. Смирнов, искусствовед).
«Натюрморт с тыквой», 1940-е годы, холст, масло, 90 х 60 см., Тверская областная картинная галерея.

Василий Яковлев в семье советских художников занимает особое место исключительного, самобытного мастера. Известный советский художник-живописец, график, педагог, а также искусствовед, выдающийся реставратор и музейный работник, будучи последовательным приверженцем академической живописной школы, всячески стремился синтезировать в своем творчестве стиль «старых мастеров» с соцреалистическими установками.
«Фрукты на подносе», 1953 год, холст, масло, 60 × 80 см., частное собрание.

Василий Николаевич Яковлев родился 2 (14) января 1893 года на окраине Москвы в многодетной богатой купеческой семье, сохранявшей еще многое из того старого быта, с которым нас знакомят произведения русского драматурга Александра Николаевича Островского. В доме купцов Яковлевых всюду стояли цветы и пальмы, по углам горели разноцветные лампады и поблескивали в позолоченных и серебряных ризах иконы. После революции Яковлевых разорили. Дядя Василия Николаевича зарыл в лесу много золота и драгоценностей, а когда через несколько лет пришел его откапывать, то не нашел своего клада и повесился на ближайшем суку, забравшись на пенек. Василий был вторым по старшинству из четырех братьев, рос здоровым и крепким мальчиком. Рано увлекся рисованием.
«Весенняя охота», 1930-е годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Детство Василия прошло на окраинах Москвы. С ранних лет он любил подмосковную природу, всегда с особым щемящим чувством вспоминая подмосковные зимние и летние пейзажи. Природа одарила его прекрасной памятью, которая цепко хранила все детали вечерних прогулок на лыжах в зимние дни, поездок на лодке по маленькой речке, заросшей травой, в летние месяцы, а также груды какой-нибудь живности или снеди на телеге мясника или на прилавке торговца в ближайшей лавке. Его первое знакомство с искусством было связано с посещением Третьяковской галереи, с впечатлением от увиденных картин выдающихся русских живописцев. Позже посещения стали регулярными, а талантливый отрок по памяти и по изображениям в иллюстрированных журналах, которые выписывали родители, стал воспроизводить произведения искусства, которые поражали его воображение. Среди первых своих впечатлений он впоследствии часто вспоминал «Запорожцев» Ильи Репина.
«Старатели пишут письмо товарищу Сталину», 1937 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий легко прошел школу. В 1911 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Через год начал посещать художественную студию одного из наиболее уважаемых педагогов тогдашней Москвы Василия Никитича Мешкова (1868—1946), который годы спустя станет его тестем, поскольку дочка Мешкова, красивая голубоглазая и темпераментная блондинка Екатерина, станет женой Василия Яковлева. Яковлев, как и Рубенс, впоследствии часто писал жену обнаженной в постели с кроликами, кошками и маленькими собачками в руках. Портреты получались шикарные, но отдавали борделем… Прозанимавшись у Мешкова чуть больше года, в 1914 году Василий Николаевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами выступили Абрам Архипов (1862—1930), Константин Коровин (1861—1939) и Сергей Малютина (1859—1937).
«После завтрака», 1937 год, холст, масло, Башкирский государственныйхудожественный музей имени М.В. Hестерова, Уфа.

С раннего возраста Василию Яковлеву было свойственно чувство национальной гордости, резкое неприятие всего западного, того унизительного преклонения перед иностранщиной, каким были заражены буржуазно-эстетствующие круги дореволюционной интеллигенции. В этом отношении интересны и поучительны два эпизода его молодости, наглядно характеризующие жизненные установки.
«Битая дичь. (После удачной охоты)», 1952 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1912 году полусумасшедший фанатик в Третьяковской галерее изрезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный». Это событие получило в то время широкий отклик, вызвало много обсуждений. Воспользовались этим и так называемые «левые» художественные круги того времени. В Москве был организован публичный диспут, на котором представители поклонников французского искусства выступали с критикой картины Репина, чуть ли не с оправданием изрезавшего ее изувера. На диспут пришел и сам Илья Ефимович Репин. Его взволнованное выступление дало повод публике выразить свое сочувствие великому русскому художнику. В числе устроивших овацию Репину был и молодой Василий Яковлев. Оказавшись рядом с Репиным, повинуясь непреодолимому чувству, он поцеловал Репину руку.
«Спор об искусстве», 1946 год, холст, масло, 344 х 143 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Второй эпизод, связанный с художественной молодостью Василия Яковлева, касается совсем другого раздела московской художественной жизни дореволюционных лет. В те годы крайний формализм западной живописи, представленный именами Матисса и Пикассо, находил себе поклонников в числе московских меценатов Сергея Ивановича Щукина (1854—1936) и Ивана Абрамовича Морозова (1871—1921), собиравших картинные галереи, посещение которых становилось обязательным для многих молодых художников. Пришел в галерею Щукина и молодой Василий Яковлев, но — чтобы выступить с протестом. Он был, возможно, единственным посетителем галереи, цитадели формализма, который открыто заявил хозяину о своем резко отрицательном отношении к «новому» французскому искусству. Для этого нужно было много мужества: в те годы формализм считался «последним словом» искусства.
«Деревня Свистуха», 1947 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Учась в МУЖВЗ, Яковлев прилагал все силы к тому, чтобы не только повысить свое техническое мастерство, но и освоить те принципиальные приемы построения образа, которые казались ему необходимыми для большого и серьезного искусства. Настоящим событием в его художественной биографии явилось посещение им петербургского Эрмитажа в 1915 году. В Эрмитаже Яковлева более всего восхитила мужественная суровость старых мастеров, а его любимым художником сразу стал строгий и мрачный испанец Рибейра— самый «черный» из всех музейных мастеров. В последующие годы Яковлев потратил много сил и времени на изучение техники старых мастеров, постигал их секреты, старательно копировал их шедевры и в этом добился впечатляющих успехов. Постепенно занятия в МУЖВЗ начали тяготить молодого художника. Его разочарование было в первую очередь связано с тем, что он так и не сумел найти там той строгой, серьезной живописной школы, которой он жаждал, к которой стремился. Тем не менее, он блестяще окончил МУЖВЗ в 1916 году и, переехав в столицу, поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в котором проучился только год до Октябрьского переворота.
«Охотники», 1948 год, холст, масло, Пермская художественая галерея.

В первые годы после Октябрьского переворота руководящую роль в искусстве захватили формалисты. Василий Николаевич Яковлев, однако, нашел себе в преподавательской деятельности. В Московском училище живописи были сохранены некоторые кафедры за мастерами старшего поколения, в том числе за С.В. Малютиным. Яковлев был его ассистентом с 1918 года, а в 1919 году стал «главным мастером» Свободных Государственных художественных мастерских и оставался им в течение трех лет. Обладая незаурядным даром художника-преподавателя, он все внимание обращал на рисунок и умел добиваться от своих учеников превосходных результатов. В 1920—1922 годах художник преподавал и в Московском высшем техническом училище. Главная же его работа в те годы протекала над изучением старых мастеров. Изучив их картины до тонкости, он стал превосходным знатоком старой живописной техники. Это привело к тому, что Яковлев стал реставратором старых картин, с неоспоримым мастерством восстанавливая их, порой подлинно воскрешая. Эта работа принесла огромную пользу самому художнику, введя его в творческую лабораторию великих мастеров искусства.
«Портрет маршала Шапошникова», 1941 год, холст, масло, Музей Института русского реалистического искусства.

В период 1920—1922 годов Яковлев исполнил ряд работ для Музея земледелия при МОЗО, а в 1922 году одним из первых вступил в АХРР, сразу став ее активным членом. С 1924 по 1926 год Яковлев являлся художником-реставратором Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), работал в секции новой живописи. При его участии в секции была произведена реставрация известных произведений живописи, таких как «Мадонна с Младенцем», «Се человек» Яна Мостарта, картины Xарменсаван Рейна Рембрандта, Фраческо Гварди, Карло Дольчииз Музея изящных искусств. С 1926 и по 1932 год Василий Николаевич занимал должность хранителя-реставратора, заведовал реставрационной мастерской Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1927 году Яковлев был командирован Наркомпросом в Западную Европу для изучения организации реставрационного дела в Германии (Берлин, Дрезден) и Франции (Париж). В последующем как реставратор станковой масляной живописи он внес неоценимый практический и теоретический вклад в спасение и сохранение дореволюционной и советской живописи.
«Электрическая станция», 1922 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России.

Художник много путешествовал, побывав на берегах Баренцева моря и в гостях у рыбаков рыболовецких колхозов на Каспии. Выполнил целую серию замечательных картин в Киргизии и Хабаровске. Подмосковные пейзажи в его творчестве перемежались видами озера Иссык-куль. В 1927 году он побывал в Париже. В 1932 году по приглашению А. М. Горького Яковлев поехал в Италию к великому русскому писателю и с подлинной симпатией писал людей и пейзажи Средиземного моря, создав ряд выдающихся по мастерству картин, из которых выделяются виды Сорренто. В далекой солнечной Италии его в первую очередь интересовали простые трудящиеся люди: погонщики мулов, нищие и рыбаки, а любимыми темами были берег моря, рыбацкие лодки и ларьки с рыбой, которые прельщали больше, чем витрины магазинов. Во время своей поездки в Италию художник написал свой известный портрет А. М. Горького.
«Высадка рыбаков в Сорренто», 1932 год, холст, масло, 109 х 125 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

При всем разнообразии художественных жанров, в которых работал Яковлев, портретный жанр в его творчестве всегда занимал особое место. Если его ранним портретам были свойственны тональная резкость, чернота и сухость живописи, то в 1930-х годах в палитре художника появились звучные краски (портреты С. А. Головина, В. Г. Дуловой, М. М. Климова, К. С. Станиславского). Его портреты всегда подкупали особой правдивостью и портретным сходством, законченностью формы, но вместе с тем несли в себе некоторую салонность. Кроме станковой живописи Яковлев постоянно обращался к графике — выполнил несколько автопортретов и множество рисунков обнаженной натуры («Обнаженная со спины», 1928; «Обнаженная натурщица», 1941). В 1939 году Яковлев был приглашен на пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Успешное руководство бригадами художников принесло ему первую высокую правительственную награду — орден Ленина.
«Портрет Станиславского», 1936 год, дерево, масло, Пермская картинная галерея.

Высшей точки своего развития искусство Василия Яковлева достигло в годы Великой Отечественной войны. Он неоднократно выезжал на фронт, выполняя ответственные задания по написанию портретов. Яковлев написал ряд батальных картин, создал ряд героических портретов военных деятелей: «Герой Советского Союза В. Н. Яковлев» (1941), «Портрет Героя Советского Союза генерал-майора И. В. Панфилова» (1942), «Портрет А. М. Василевского», «Портрет К. К. Рокоссовского» (1944), несколько портретов маршала Г. К. Жукова (1945—1946), а также портрет И. В. Сталина, где он изображен в форме генералиссимуса Советского Союза (1945). Портрет маршала Г. К. Жукова на фоне пылающих берлинских руин (1945—1946, Музей блокады Ленинграда) вышел чересчур патетическим, как бы ущемляющим авторитет генералиссимуса, и был запрещен для показа. В 1943 году Василий Николаевич Яковлев получил высокое звание народного художника РСФСР.
«Портрет маршала Жукова», 1944 год, холст, масло, частное собрание.

Длительное занятие реставрацией наложило определенный отпечаток на личное творчество Василия Николаевича Яковлева. Он перенял у старых мастеров множество виртуозных приемов, писал свои произведения в темно-коричневой (музейной) колористической гамме. Четкая лепка объемов, выверенный, точный, но суховатый рисунок, исключительная материальная осязаемость предметов, приводили к неизбежному натурализму. Особенно сильные ассоциации со старыми мастерами вызывают его натюрморты. Эти помпезные, грандиозные постановки, включающие в себя сложные композиции из цветов, плодов и фруктов выглядят нарочитыми.В них художник добивался большого натурного сходства в передаче объемов и материальности предметов, эти качества доводил до иллюзии, тем самым иногда впадая в натурализм («Овощи» (1928), «Возвращение с охоты» (1948), «Глухари» (1949), «На кухне» (1940-е), «Натюрморт. Битая дичь. (После удачной охоты)» (1952), «Весенняя охота», «Натюрморт. Серебряный сервиз», «Натюрморт с тыквой», «Цветы у окна»).
«Овощи», 1927 год, холст, масло, ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва.

Василий Николаевич Яковлев и в послевоенные годы продолжал активно заниматься педагогической деятельностью, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (МГАХИ, 1948—1950). В 1952 году Василий Яковлев вместе с Павлом Соколовым-Скаля руководил реставрационными работами панорамы Франца Рубо«Оборона Севастополя», сильно поврежденной бомбардировками и артиллерийскими обстрелами. Она была спасена от полного уничтожения моряками-черноморцами и вывезена на эсминце «Ташкент» из осажденного города 25 июня 1942 года (удалось спасти 86 отдельных частей картины). Также Яковлев пробовал себя и как литератор, написав в 1930-е годы автобиографическую повесть «Фрол Скопин» (опубликована в его посмертной очерковой книге «Мое призвание», 1963); также «О живописи» (1951), «О великих русских художниках» (1952).
«Портрет Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова», 1942 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

С 1918 года Василий Николаевич начал активно участвовать в различных художественных выставках: выставка АХРР, «Этюды из жизни и быта РККА» (1921); выставка «Союза русских художников» (16,17-я, 1922—1923), Первая государственная выставка картин художественного объединения «Главнаука» (1924), Персональная выставка в ГМИИ (1928), Выставка русского искусства в Брюсселе (1928), Первая выставка общества «Союз советских художников» (1929–1931), выставка «Художники РСФСР за 15 лет» (1933, ГТГ); выставка «Индустрия соцреализма» (1937, ГТГ); выставка «20 лет РККА» (1938), Всесоюзная художественная выставка (1947), выставка «30 лет Советской армии» (1948), Всесоюзная художественная выставка (1952).
«Портрет К.К. Рокоссовского», 1944 год, холст, масло, 196 х 136 см., Курганский художественный музей.

Василий Николаевич Яковлев скончался 29 июня 1953 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы. Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Государственном изобразительном музее им. А. С. Пушкина, Музее современной истории России, Музее обороны и блокады Ленинграда, Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Тамбовской картинной галерее, других крупных музеях страны, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за ее пределами.
Могила художника Василия Яковлева на Новодевичьем кладбище Москвы.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. А. Сидоров. Василий Николаевич Яковлев. Массовая библиотека «Искусство». Гос. изд-во «Искусство», Москва, 1949.
2. В.Н. Яковлев. Моё призвание. — М., 1963.
3. В.Н. Яковлев. О живописи. — М.,1951.
4. Трофимов А. А. Василий Николаевич Яковлев // Мастера советского искусства о живописи. — М.: Искусство, 1973.
5. Батуева Е. Просили Бога дать Победу… // Газета «Трибуна», статья опубликована на сайте «Русская народная линия».
«Портрет А.М. Василевского», 1944 год, холст, масло, 196 х 136 см., Курганский художественный сузей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.