Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 510. Татлин Владимир Евграфович (Vladimir Tatlin) (1885-1953).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Евграфович Татлин — известный советский живописец, график, дизайнер и художник театра. Один из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальник конструктивизма.

Владимир Татлин родился в Москве. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». С 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище.

В 1910-х годах участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи». В 1927—1930 годах — профессор ВХУТЕМАСа в Москве. Знаменит своей живописью и контррельефами, которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо. Работы Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, в собраниях других крупных музеев России, а также в многочисленных частных собраниях продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Владимир Татлин был художником совершенно уникального диапазона. Он отвергал иерархическое деление искусства на низшие и высшие виды, считая самые разные сферы жизни и жизнедеятельности открытыми для приложения творческого труда художника. Татлин предложил новые пути синтеза методов и средств живописи, скульптуры и архитектуры, сначала монтируя объемные формы на плоскости традиционной прямоугольной «картины», затем — вынеся их в реальное пространство, в итоге создав комплексные произведения новой проектной архитектуры» (Э. Кубенский, искусствовед).
«Портрет художника», 1912 год, картон, темпера, 104 х 88 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

На протяжении всего своего творческого пути Владимир Татлин был мастером художественного эксперимента. Он искренне восхищался творчеством Пабло Пикассо, создавал авангардные работы в разных стилях и искал необычные ходы для оформления спектаклей. Сконструировав в 1920 году памятник Третьему интернационалу — знаменитую башню Татлина, художник фактически создал визитную карточку архитектуры эпохи конструктивизма.
«К открытию навигации» 1910-1912 годы, бумага, акварель, частное собрание.

Владимир Евграфович Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в семье потомственного орловского дворянина Евграфа Никифоровича Татлина и Надежды Николаевны Татлиной (урожденной Барт). Глава семьи работал инженером-технологом на московской железной дороге, а его супруга, культурная и широко образованная женщина близкая народовольцам, была известной в литературных кругах Москвы поэтессой, занималась домом и воспитанием детей, коих в семье было трое. Дом Татлиных, находившийся в районе Петровского парка, всегда был полон гостей, поскольку семья была радушной и хлебосольной.
«Крестьянка», 1911 год, картон, темпера, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1889 году Надежда Николаевна скоропостижно скончалась от тяжелой простуды, и воспитание детей легло на плечи главы семьи. В 1896 году он повторно женился, и семья в полном составе переехала к его новому месту работы в Харьков, где Евграф Никифорович занял должность директора-распорядителя местной шерстомойной фабрики. Новая должность требовала много сил и времени, практически не оставляя его на детей, воспитанием которых теперь занималась мачеха, отношения с которой у Владимира не заладились с самого начала. Единственной отдушиной для него в эти годы являлось рисование, которым он увлекся еще в семилетнем возрасте, демонстрируя определённый навык и умение.
«Листья ландышей в кувшине», 1910 год, бумага, акварель, Тверская областная картинная галерея.

В 1996 году Владимир Татлин начал обучение в Харьковском реальном училище, где не только не забыл свое детское увлечение, а наоборот, стал уделять ему еще больше времени. Тут стоит отметить, что юному таланту повезло в жизни, поскольку учителем рисования в училище оказался замечательный украинский художник академического направления, выпускник Императорской Академии художеств и ученик самого Карла Брюллова (1899—1952) Дмитрий Иванович Бесперчий (1825—1913), который быстро оценил природное дарование своего нового ученика и много времени посвятил дополнительным занятиям с ним.
«Цветы пижмы», 1908-1909 годы, бумага, акварель, частное собрание.

Три года продолжалась учеба в училище, но уже в 1899 году 14-летний Владимир из-за постоянных конфликтов с мачехой убежал из отцовского дома и, добравшись до Одессы, устроился юнгой на торгово-пассажирский пароход, совершавший регулярные переходы по Черному морю по маршруту Одесса–Варна–Стамбул–Ризе–Батум и обратно. Последующие рассказы Татлина о своей «счастливой» юности с легкостью могли бы послужить основой для приключенческого фильма. Он освоил множество различных ремесел, писал иконы в артели, работал в театре помощником декоратора, хорошо играл на самодельной бандуре, знал много украинских песен и былин, был прекрасным рассказчиком.
«Гвоздика», 1908-1909 годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1902 году желание стать художником заставило Владимира вернуться в Москву, где он поступил по конкурсу в 1 класс общеобразовательного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). При этом никаких авторитетов в среде педагогов для него в эти годы не существовало, даже известных русских живописцев Константина Коровина (1861—1939)и Валентина Серова (1865—1911) он не желал таковыми признавать. Результат такой самонадеянности не заставил себя долго ждать — уже в апреле 1903 года его отчислили из Училища «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и ходатайство отца о восстановлении сына в училище принято не было. Владимиру пришлось «не солоно хлебавши» возвращаться в отцовский дом в Харьков.
«Огород», 1908-1909 годы, бумага, акварель, Самарский областной художественный музей.

В 1904 году после смерти отца Владимир отправился в Одессу, где поступил в Одесское морское училище, в рамках обучения в котором совершил свое второе в жизни плавание, но теперь уже на учебном парусном судне «Великая княжна Мария Николаевна». Свой опыт морских путешествий художник позже воплотил в акварельных композициях «Флотские формы», «Рыбное дело», а на автопортрете перед зрителями предстал матросом шхуны «Стерегущий». «В промежутках между художественным училищем и училищем живописи, ваяния и зодчества я направлялся в дальнее плавание для заработка, а также это давало мне возможность видеть корабли, море, разные иные земли, людей, рыб и птиц, за чем я уже тогда зорко наблюдал, и это наталкивало меня на разные мысли, которые в дальнейшем я осуществлял»— писал впоследствии Владимир Татлин.
Матрос (Автопортрет), 1911 — 1912 годы, темпера, холст, 71,5 x 71,5 см., Государственный Русский музей

Спустя год Владимир покинул стены Одесского училища и в сентябре 1905-го поступил в Пензенское художественное училище им. Н. Селиверстова— одно из лучших художественных училищ того времени в царской России, руководимое академиком живописи Константином Апполоновичем Савицким (1844—1905), где до 1910 года прошел полный курс обучения. По окончании училища Владимир Татлин получил диплом художника, имевшего право преподавать рисование, черчение и чистописание.
«Лежащая натурщица». 1912 год, холст, масло, 106.0 х 142.0 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В течение всего периода своего обучения во время ежегодных каникул Таллин постоянно посещал Москву и Петербург, где устанавливал контакты с популярными в то время у молодежи студиями и познакомился с лидером авангардной молодежи Михаилом Ларионовым (1881—1964), чье творчество оказало серьезное влияние на стиль начинающего художника в картинах «Натурщица», «Лежащая натурщица», «Огород». На своих полотнах он особенно выделял пространственную композицию и цвет. В конце 1909 года молодой художник дебютировал со своими работами на третьем салоне журнала «Золотое руно» в Москве, а лето 1910 года провел в Тирасполе, где вместе с Ларионовым занимался живописью.
«Натурщица», 1910 год, холст, масло, частное собрание.

В 1910-х годах Татлин участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. В 1911 году вернулся в Москву и поселился у своего дяди Н. Татлина, став одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи». В ноябретого же 1911 года года он оформил постановку народной драмы «Царь Максемьян» в московском «Литературно-художественном кружке». В 1912 году в составе кружка «Ослиный хвост» участвовал в одноименной выставке и в третьей выставке «Союза молодежи», а также принял участие в иллюстрировании литографированной футуристической книги «Мирсконца». После разрыва с Ларионовым летом 1912 года организовал собственную мастерскую на Остоженке, 37 (дом сохранился до наших дней), где вместе с ним работали братья А. и В. Веснины, А. Моргунов (1884—1935), В. Ходасевич (1894—1970) и другие. Это было началом так называемого «аналитического искусства» (определение Татлина), задачей которого было «поставить глаз под контроль осязания».
«Продавец рыб», 1911 год, холст, масло, 99 x 77 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1914 году по приглашению художника Сергея Чехонина (1878—1936) Владимир Татлин в качестве «слепого» певца-бандуриста посетил кустарную выставку в Берлине и, пользуясь случаем, на несколько дней отправился в Париж, где нанес нежданный визит самому Пабло Пикассо (1881—1973). Эта встреча позднее обросла легендами, но для Татлина она стала эпохальной. О том, как Татлин попал в дом знаменитого мастера, доподлинно неизвестно. Существует предположение, что встречу помог организовать Марк Шагал. По другой версии, Татлин незаконно проник в дом Пикассо одним из поздних вечеров. Молодой художник застал Пикассо за работой и был настолько потрясен его техникой, что до конца дней считал его своим учителем. По возвращении в Россию после заграничной поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе — материал, объем и конструкция. Эти три понятия объединялись в одно художественное направление — конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле — контррельефом. В 1915 году на выставках «Трамвай В» и «1915 год» художник показал «Живописный рельеф 1915 года». Обе выставки и художественная ситуация последующих месяцев представляли первый период наибольшего влияния Татлина на художников русского авангарда.
«Натурщица», 1913 год, картон, темпера, ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Москва.

Февральская революция 1917 года застала Владимира Татлина в Петрограде, а Октябрьский переворот художник принял с восторгом. В эти дни в Москве Велимир Хлебников предложил Татлину войти в «Правительство Председателей Земного шара». В «революционном» 1917 году Татлин воспринимался неформальным главой всех «футуристов» в пластических искусствах. Он участвовал в организации «левого блока» деятелей искусства и в создании Профсоюза художников-живописцев, став председателем его «Левой федерации», а в ноябре был делегирован Профхудживом в Художественную секцию Моссовета.
«Сидящая обнаженная», 1913 год, картон, темпера, частное собрание.

В период 1919—1925 годов Владимир Татлин жил в Петрограде, работая в Музее художественной культуры, где заведовал отделом материальной культуры. Зимой 1919 года у него возник грандиозный замысел здания-памятника Октябрьской революции, а Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению поручил ему создать проект памятника Третьему интернационалу. В ноябре 1920 года модель «Памятника» впервые демонстрировалась в Москве в составе официальной выставки к VIII Съезду Советов. Презентацию проекта посетил сам В. И. Ленин. Внешне памятник напоминал башню. Несущую конструкцию архитектор вынес наружу, а функциональные помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу. Куб предназначался для проведения конференций съездов; цилиндр — для всемирного исполнительного комитета; пирамида — для будущих СМИ; в верхней полусфере — синематограф. Башня стала одним из важных символов нового искусства и визитной карточкой конструктивизма. Однако, руководителям молодого государства рабочих и крестьян идеи Татлина казались утопией и башню они не оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин назвал ее уродливой.
Модель башни Татлина во дволе Королевской Академии в Лондоне.

В 1923 году художник впервые задумался над еще одной своей грандиозной идеей—проектом аппарата «Летатлин». В следующем году Татлин получил официальное приглашение построить модель своего «Памятника III Интернационала» для советского раздела на Международной выставке декоративных искусств в Париже, которая была изготовлена им в кратчайшие сроки и открылась к обозрению уже к маю 1925 года. В 1925 году макет Татлина отправили на Всемирную выставку искусства в Париже. Башня произвела там настоящий фурор. В том же году конструкцию представили на первомайской демонстрации в Ленинграде. Осознание, что его башня так и останется макетом, разрушило все надежды архитектора. Он стал вспыльчивым и неуравновешенным: однажды сломал дверь в музей и с кулаками накинулся на Казимира Малевича. Свои идеи Татлин берег с маниакальной бдительностью: он забил окна мастерской фанерой и никого не впускал. В 1926 году в обстановке неразрешимого конфликта с Малевичем Татлин покинул Гинхук и переехал в Киев в качестве преподавателя по формально-технологическим дисциплинам в Киевском художественном институте, где позднее стал профессором. В этом же году, в атмосфере полусекретности, художник приступил к работе над будущим летательным аппаратом.
«Летатлин» 1929-1932 год, Музей современности, Стокгольм.

Вернувшись в Москву, он организовал мастерскую в колокольне Новодевичьего монастыря специально для работы по изготовлению летательного аппарата-орнитоптера. В январе 1931 года вышло постановление Совнаркома РСФСР «О присвоении звания Заслуженного деятеля искусств профессору В. Е. Татлину». Он стал профессором Московского института силикатов и стройматериалов. Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведенные в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного. В период с 1929 по 1932 годы вместе с помощниками Татлин изготовил три экземпляра летательного аппарата. В мае в Итальянском дворике Музея изящных искусств (теперь — Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) проходила выставка, посвященная Летатлину. Начавшееся летное испытание не состоялось из-за поломки одного из аппаратов на земле. В газетах писали, что Татлин «ушел из искусства в технику».
Концептуальное произведение искусства «Летатлин», 1929-1932 год. Центральный музей Военно-воздушных сил РФ. Монино.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи. Молодое советское искусство пошло по пути соцреализма, и Татлин фактически остался не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», — позже писали о нем. В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф. В 1939—1940-х годах оформлял спектакли «Дело» в Центральном театре Красной Армии и «Кронштадт» для Театра им. Ленсовета, в 1941 году оформлял спектакль «Глубокая разведка» для МХАТ.
Град Антон. Шатёр и трон Максемьяна — Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» — 1911 год, Государственный Русский музей, С-Петербург.

После Великой Отечественной войны художник вернулся в столицу и в период с 1946 по 1949 годы занимался оформлением различных спектаклей в московских театрах. При этом, несмотря на активную творческую работу, а возможно, из-за зависти коллег, в 1948 году Татлин оказался в числе наиболее критикуемых «антинародных» деятелей театра. В ходе политической травли на официальном собрании деятелей театра художник выразил протест против критики в свой адрес, чем лишь усложнил свои и так не простые отношения с официальной властью и театральным сообществом.
Град Антон. Шатёр Максемьяна — Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» — 1911 Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

Владимир Евграфович Татлин скончался в Москве 31 мая 1953 года. Был кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища.
Владимир Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились многочисленные ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие Татлина стало одним из символов русского авангарда. Работы Владимира Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые восприняли их как подлинную революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»
«Рыбак», 1911 год, бумага, акварель, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Татлин В. Искусство в технику // Бригада художников. — 1932. — № 6.
2. Владимир Татлин: Органичность [предисл. Ю. Вайнгурт] // Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3.
3. Пунин Н. Памятник III Интернационала. — П.: Издание Отдела Изобразительных Искусств Н. К. П., 1920.
4. Жадова Л. А. В. Е. Татлин. Заслуженный художник РСФСР: [Каталог]. — М., 1977.
5. Владимир Татлин. Ретроспектива: [Каталог выставки] / Под общей редакцией А. Стригалёва и Ю. Хартена. — Köln: DuMont, 1993.
6. Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред. В. Ракитина и А. Сарабьянова; авт. вступ. ст. В. Ракитин; сост. И. Пунина, В. Ракитин, Л. Зыков; комм. А. Каминской, В. Ракитина. — М.: RA, 2001. — 128 с. — (Архив русского авангарда).
7. Стригалёв А. А. Владимир Евграфович Татлин // Мастера советской архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство, 1975.
Трон Царя Максемьяна — Эскиз декорации к спектаклю «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа» — 1911 год, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.