Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 509. Ведерников Александр Семёнович (Alexander Vedernikov) (1898-1975).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Семенович Ведерников — известный советский художник, живописец, график, представитель ленинградской школы живописи.

Александр Ведерников родился в селе Городец Нижегородской губернии Российской империи. В 1921—1923 годах учился в Нижегородском художественном техникуме у А. Куприна и А. Фонвизина. В 1924 году поступил на живописное отделение ленинградского ВХУТЕИНа. Учился у О. И. Браза, А. Е. Карева. В 1927 году Ведерников оставил учебу в институте, получив справку об окончании четырех курсов живописного факультета, и лишь спустя почти тридцать лет в 1954 году защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА имени И. Е. Репина с присвоением звания художника-графика.

С 1928 года Ведерников участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, натюрморты и интерьеры. Работал в технике акварели, масляной живописи, печатной графики. В 1936—1937 годах преподавал на архитектурном факультете ЛИЖСА ВАХ в должности доцента. В период с 1936 по 1960 год с перерывами преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. В послевоенный период работал преимущественно в технике акварели и тиражной графики. В 1950—1970 годы много работал в области станковой литографии.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, в собраниях других крупных музеев России, а также в многочисленных частных собраниях продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Ведерников — пейзажист-лирик, но лирика его не сентиментальна, а мужественна и проста. В эту гармонию тонких, слегка задумчивых пейзажей, с мягкими цветовыми отношениями, врывается другая линия творчества Ведерникова — его декоративные красочные натюрморты. Построенные на смелых контрастах цвета, они несут в себе то яркое радостное восприятие жизни, которое роднит их с русским народным искусством. Ведерников — художник большого живописного дарования, он хорошо чувствует и умеет передать зрителю поэзию красок, поэзию, без которой художественное произведение не может существовать. Колорит у Ведерникова обычно строится на декоративных сочетаниях. Рисунок свободен, энергичен и прост» (А. Павлинская, искусствовед).
«Осенний Ленинград», 1938 год, холст, масло, 70 х 90 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Александр Семенович Ведерников родился 23 ноября 1898 года в большом волостном селе Городец Балахнинского уезда Нижегородской губернии Российской империи в многодетной старообрядческой семье купцов-пароходчиков. Мама Александра была из бедной семьи кустарей-кожевенников, а его дед по материнской линии был известным иконописцем, писавшем иконы в особом «староверском» стиле. В семье Ведерниковых было четверо детей, живших в большом родительском доме, сохранившимся до наших дней.
«Псков. Пейзаж с церковью», 1939 год, бумага, акварель, 33 х 42 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Детство Александра прошло в Городце, располагавшемся на берегу Волги, которую будущий художник любил всем сердцем. По рассказам сестры Александра, он любил проводить время у реки, любуясь ее спокойным течением и особой торжественной величавостью, любил он и родное село, подолгу пропадая в базарные дни в шумных торговых рядах, где шла бойкая торговля прядильными донцами, украшенными знаменитой городецкой росписью. При этом, главным, что его привлекало, была вызывавшая живой мальчишеский интерес работа местных маляров, расписывавших домашний инструмент и кухонную утварь. Любовь к русскому народному искусству, зародившаяся у Александра в детстве, осталась у него на всю жизнь.
«На Васильевском острове», 1960-е годы, бумага, акварель, частное собрание.

В 1907 году мальчика отдали учиться в местную старообрядческую школу, где он и увлекся рисованием. В 1912 году начал обучение в частном реальном училище Милова в Нижнем Новгороде. Учителя рисования, работавшие в училище, Владимир Инюшкин (1960—1918) и Михаил Милов (1872—1924) сразу обратили внимание на талантливого ученика, оценив его природное дарование, много занимались с ним индивидуальнои посодействовали приему талантливого подростка в местную частную художественную студию, где он мог бесплатно заниматься живописью по воскресеньям. Пять лет продолжалось обучение Александра в реальном училище, которое он окончил в 1917 году.
«На реке», 1950-е годы, бумага, литография, частное собрание.

Октябрьский переворот Александр Ведерников встретил восторженно. Как и абсолютное большинство его сверстников из глубинки, сразу загорелся идеями нового времени, которые были просты и понятны даже для юноши из старообрядческой семьи. В 1919—1920 годах служил в рядах Красной Армии в запасном инженерном батальоне, оформлял спектакли и праздники в армейском клубе. В 1921—1923 годах учился в Нижегородском художественном техникуме у Александра Васильевича Куприна (1880—1960) и Артура Владимировича Фонвизина (1883—1973). После окончания техникума в 1924 году для продолжения профессионального образования уехал в город на Неве, где поступил на живописное отделение ленинградского ВХУТЕИНа.
«У Фондовой Биржи», 1948 год, бумага, акварель, 32 х 43 см., Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Учился у Осипа Эммануиловича Браза (1873—1936) и Алексея Еремеевича Карева (1879—1942). В 1927 году в знак протеста против деятельности ректора института Эдуарда Эдуардовича Эссена (1879—1931) прервал учебу в институте и покинул его стены, получив справку об окончании четырех курсов живописного факультета. Лишь спустя почти тридцать лет в 1954 году Ведерников защитил диплом на графическом факультете ЛИЖСА имени И. Е. Репина с присвоением звания художника-графика. Его дипломной работой стала серия акварелей «Пейзажи Ленинграда и Волги».
«Пароход у пристани Волга» 1958 год, бумага, автолитография, частное собрание.

После окончания учебы Ведерников остался жить и работать в Ленинграде, влюбившись в город белых ночей и разводных мостов с первой встречи. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал преимущественно пейзажи, а также натюрморты и интерьеры. Работал в технике акварели, масляной живописи, печатной графики. В период 1927—1933 годов работал учителем рисования в 216 средней школе для трудновоспитуемых детей в Ленинграде.
«У товарной пристани», 1959 гол, бумага, автолитография, 42 × 59,5 см., частное собрание.

Начиная с 1928 года участвовал в различных художественных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В этом же году вошел в объединение «Круг художников». В 1935 году принял участие в Первой выставке ленинградских художников в Русском музее, а позже и в других крупнейших довоенных выставках в Ленинграде.
«Город зимой», 1936 год, холст, масло, 62,5 х 73 см., Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник.

Жил художник в коммунальной квартире на 2-й линии Васильевского острова, д. 55 (после войны номер дома изменился на 61), кв. 13. Квартира находилась на 6 этаже. Окна выходили на набережную Малой Невы, вид из окна запечатлен на многочисленных пейзажах Ведерникова. С 1932 года, после образования ЛССХ, Ведерников стал членом Ленинградского Союза советских художников. Постепенно основным художественным жанром его творчества стал пейзаж, в основном ленинградский. При этом он преимущественно стал работать в графических техниках (карандашный рисунок, акварель, цветная литография).
«Стрелка Васильевского острова», 1953 год, бумага, литография цветная, 31,7 х 42 см.,частное собрание.

В ленинградских пейзажах художника этих лет заметно увлечение живописью Альбера Марке (1875—1947). Ведерников охотно обращался к изображению берегов Невы, водной поверхности, тумана. Это пейзажи очень близки работам других ленинградских художников Владимира Гринберга (1896—1942), Вячеслава Пакулина (1901—1951), Александра Русакова (1898—1952). Скромный мотив, подчеркнуто обыденное состояние города поэтизируются переживанием автора, создающего камерный лирический образ. Его пейзажи порта, берегов Невы, Невки, узких каналов с горбатыми мостиками стали появляться на выставках уже в конце 20-х годов и очень скоро завоевали признание и любовь зрителей.
«В порту», 1951 год., бумага, акварель, 36,5 х 50 см., частное собрание.

«У Петропавловской крепости», 1951 год, бумага, акварель, 32 х 44 см., частное собрание.

В течение всего своего творчества художник неотступно наблюдал за жизнью города. Его редко интересовали парадные пейзажи Ленинграда — прославленные ансамбли, величественные архитектурные памятники. Он удивительным образом умел и в самых будничных уголках города увидеть сдержанную красоту, простую и строгую, умел легко и непосредственно рассказать о ней людям. В его эстампах запечатлен неповторимый образ Невы с затуманенной далью берегов, большими просторами медленной воды и той особенной жизнью, которая свойственна реке.
«Тучкова набережная.(набережная Макарова)», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Привлекали Ведерникова и взморье с песчаными пляжами, белыми парусами яхт и зеленые массивы парков любимого города. При этом, иногда среди работ художника можно открыть для себя и легкий набросок людного вечернего проспекта с яркими огнями витрин, отраженными во влажном асфальте. Пейзажи мастера всегда узнаваемы. Иногда это синеющий вдали силуэт здания, иногда — часть гранитной набережной или хорошо знакомый городской мост, иногда спешащий по Неве буксир — и зритель сразу вспоминает знакомые, много раз виденные места. В своих работах Ведерников всегда избегал тщательно выписанных деталей и мелочных подробностей, делая язык своих работ предельно лаконичным и оставляя только то, что позволяло ему наполнить увиденный кусок жизни взволнованным поэтическим чувством.
«Тучков мост», 1946 год, бумага, акварель, 39 х 50,5 см., ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва.

Помимо творческой деятельности Ведерников много времени уделял педагогической работе. В 1936—1937 годах он непродолжительное время преподавал в ЛИЖСА ВАХ в должности доцента архитектурного факультета на кафедре рисунка и живописи вместе с Н.А. Тырсой и Н.Ф. Лапшиным, а в период с 1936 по 1960 годы с перерывами преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. Также в период 1937—1941 годов Ведерников работал преподавателем (ассистентом) в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (ЛИИКС) на кафедре рисунка и живописи. В конце 1930-х годов Александр Семенович вел занятия в студии живописи в ленинградском Доме архитектора вместе с Н.Ф. Лапшиным, В.А. Гринбергом, Т.В. Шишмаревой, В.А. Власовым, Н.А. Тырсой. В 1940 году в ЛССХ прошла первая персональная выставка произведений художника.
«Вид на море Горьковской ГЭС», 1956 год, бумага, автолитография, 47 × 62 см., частное собрание.

22 июня 1941 года художник встретил в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами участвовал в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу на Неве. Первую, самую тяжелую блокадную зиму провел в осажденном городе. 3 февраля 1942 года по льду замерзшей Ладоги был эвакуирован на Большую землю и далее в Городец, где в летние военные месяцы работал в колхозе, а также преподавал рисование и черчение в средней школе им. М. Горького. В 1945 году вернулся в Ленинграде, после этого каждое лето выезжая в Городец к сестре Т.С.Ганиной. Здесь он увлеченно работал над картинами «Городец-на-Волге», «Канал и шлюзы Горьковской ГЭС», «Горьковский мост через Волгу» и другие. Лирические, тонкие по колориту картины Ленинграда, пейзажи Волги у Городца, красочные декоративные натюрморты — все эти произведения художника неоднократно экспонировались на выставках России и за рубежом.
«Волга. Городецкая пристань» 1958, бумага, автолитография, Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В послевоенный период Ведерников работал преимущественно в технике акварели и тиражной графики. В 1945 году исполнил зарисовки разрушенных во время войны памятников русской архитектуры в Пскове, Царском Селе, Пулково. В 1950—1970 годы мастер много работал в области станковой литографии. Несмотря на свои многочисленные работы маслом и акварелью, Ведерников широко известен как мастер многоцветных станковых литографий.
«Набережная Тучкова», 1940-е годы, бумага, акварель, 44 х 31 см., частное собрание.

Значение автолитографии прежде всего в том, что художник сам создает печатную форму, рисуя непосредственно на камне. К тому же весь процесс печати происходит при его непосредственном участии. Поэтому оттиски сохраняют выразительность авторского почерка, тонкость, которые свойственны лишь подлинным произведениям искусства. Возможность тиражирования делает вещь доступной и позволяет знакомить с ней не только посетителей выставок, но и более широкий круг зрителей.
«Натурщица», 1960 год, бумага, литография цветная. 53 х 37,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Александр Семенович Ведерников скончался 21 января 1975 года в Ленинграде на 77-м году жизни. Был похоронен на Богословском кладбище города на Неве. Сегодня творческое наследие художника украшает экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, ГМИИ имени А.С. Пушкина, художественных и краеведческих музеев Петрозаводска, Пскова, Чебоксар, а также многочисленные частные коллекции в России, Финляндии, Германии, Великобритании, Франции и других странах.
«На реке», 1968 год, бумага, автолитография, Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Каталог первой выставки ленинградских художников. Автор вступ. статьи И. Гинзбург. Л.: Государственный Русский музей живописи, скульптуры и графики, 1935.
2. Гинзбург И. В. Первая выставка ленинградских художников // Каталог первой выставки ленинградских художников. Л., ГРМ, 1935.
3. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. Т.2. М.: Советский художник, 1967.
4. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л.: ЛССХ, 1948.
5. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
6. 1917-1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
7. Никифоровская И. Итоги большой творческой работы // Вечерний Ленинград. 1957, 10 октября.
«Набережная Макарова» 1961 год, бумага, автолитография, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.