Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 508. Ряжский Георгий Георгиевич (George Ryazhsky) (1895-1952).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Георгий Георгиевич Ряжский — известный советский живописец, педагог, профессор. Секретарь Президиума Академии Художеств СССР.

Георгий Ряжский родился в селе Игнатьево Московской губернии Российской империи. В 1910—1915 годах обучался в рисовальных классах Пречистенских вечерних курсов у Н. Н. Комаровского; в студии М. В. Леблана, Р. А. Бакланова, М. М. Северова, брал уроки в мастерской Анны Голубкиной (1917). В 1918—1920 годах учился в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе — у Казимира Малевича.

В 1919—1920 годах работал в Самаре в политотделах Красной армии и местного Пролеткульта. Преподавал на заочных курсах рисования. В 1924 году вступил в Ассоциацию художников революционной России и вскоре стал одним из ведущих художников АХРРа. С 1929 по 1931 год преподавал во ВХУТЕИНе, работал в Училище памяти 1905 года, с 1934 года — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В 1937 году работы Георгия Ряжского «Делегатка» и «Председательница» были удостоены большой золотой медали на Международной выставке в Париже.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Ростовском музее изобразительных искусств, в собраниях других крупных музеев России, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Когда талантливый художник пишет портреты своих современников, в них отражаются не только характеры людей, но и само время. Именно так, я считаю, произошло со многими работами замечательного советского живописца Георгия Ряжского — автора широко известных картин «Председательница» и «Делегатка», за которые он в 1938 году на Международной выставке в Париже был удостоен Большой золотой медали.И ныне две эти знаменитые картины поочередно выставляются в Третьяковской галерее» (Ю. Людковский, искусствовед).
«Председательница», 1928 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва..

Отечественное изобразительное искусство первой половины XX века отмечено расцветом батальной и формированием сюжетно-тематической картины. Всестороннее распространение в этот период получили портретный жанр и жанр натюрморта. Заметный вклад в развитие портрета внес один из наиболее ярких представителей соцреализма Георгий Георгиевич Ряжский, которого искусствоведы называют классиком советского социалистического реализма. Художнику неизменно удавалось находить для своей галереи портретов образы типичных для того времени женщин-работниц, женщин-общественниц, рожденных Великим Октябрем для управления молодым государством рабочих и крестьян и строительства нового справедливого общества. Он показывал их такими, какими они были в повседневной жизни: строгими и сосредоточенными, волевыми и целеустремленными, простыми и возвышенно романтическими, не знающими усталости и отдыха в борьбе за свое светлое будущее.
«Перед сменой. Бригада Стаханова», 1937 год, холст, масло, 149 х 184 см., Екатнеринбургский музей изобразительных искусств.

Георгий Георгиевич Ряжский родился 31 января (12 февраля) 1895 года в небольшом селе Игнатьево Московской губернии Российской империи в простой крестьянской семье. Глава семьи сначала был картузником, но позже переехал в город, где устроился работать швейцаром в местное отделение коммерческого банка, что позволяло не только содержать семью, но и впоследствии пристроить сына на работу в банковский архив. О детских годах Георгия достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что рисовать он начал рано, удивив и друзей, и родителей, не имевших к искусству практически никакого отношения, и что после окончания начальной школы начал работать в банковском архиве.
«Изба», 1943 год, холст, масло, 38,5 х 64 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Работая в городе, Георгий не забывал и о своем детском увлечении — рисовании, посвящая ему все свое свободное время. Первым наставником юного художника стал московский художник Николай Николаевич Комаровский (1860—1917), выпускник МУЖВЗ, не снискавший особой славы, как профессиональный живописец (удостоился характеристики Валентина Серова: «любитель, но не пошлый»), но зато получивший признание как талантливый и опытный педагог. В 1910 году вечерами по субботам и воскресеньям Ряжский регулярно посещал класс рисования на Московских «Пречистенских рабочих курсах», там преподавал Комаровский, у которого при курсах была собственная художественная мастерская. Среди московских художников в те годы «Пречистенские рабочие курсы» назывались народной Академией художеств, поскольку давали возможность юношам и девушкам из простого народа приобщиться к искусству.
«Портрет чувашки», 1932 год, холст, масло, 66 х 53 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1912 году от Комаровского Георгий Ряжский перешел заниматься к известному в те годы в московской среде художнику Михаилу Варфоломеевичу Леблану (1875—1940), выпускнику МУЖВЗ, ученику Валентина Серова (1865—1911), Константина Коровина (1861—1939), Апполинария Васнецова (1856—1933) и … Анри Матисса (1869—1954). Также педагогами Ряжского в этот период выступили Николай Бакланов (1881—1959) и Михаил Северов (1880—1942). Начавшаяся Первая мировая война внесла серьезные коррективы в устоявшуюся повседневную жизнь героя нашего повествования. Обучение пришлось прервать, поскольку в 1914 году Георгий Ряжский был призван в ряды царской армии и направлен в действующую армию, где последующие три с лишним года тянул тяжелую солдатскую лямку. Запасной полк, Юго-западный фронт, эвакуация по болезни и демобилизация в ноябре 1917 года — такова хронология последующих событий, героем которых стал молодой художник. Уже после Октябрьского переворота Ряжский вернулся в Москву и продолжил обучение в мастерской у скульптора Анны Голубкиной (1864—1927). В 1918—1920 годах учился в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе — у Казимира Малевича (1879—1935).
«Рабфаковка», 1925 год, холст, масло, 53.3 х 44 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Ряжского увлекли идеи революции, и в 1919—1920 годах он увлеченно работал в Самаре в политотделе Красной армии и в рядах местного Пролеткульта. В Самаре, которая незадолго до этого была освобождена частями Красной армии от белочехов и народной армии Комуча, он познакомился с молодым художником Самуилом Адливанкиным (1897—1966), командированным Наркомпросом в город на Волге уполномоченным по организации Высших художественным мастерских. Молодые люди приглянулись друг другу. Их многое объединяло. Оба были молодыми, талантливыми, увлекающимися модным в то время авангардом. Адливанкин был учеником Владимира Татлина, а Ряжский — Голубкиной и Малевича. Некоторое время спустя у них нашлись единомышленники — художники Александр Глускер(1899—1969) и Михаил Перуцкий(1892—1959).
«Женский портрет», 1934 год, холст, масло, 71 х 60 см., Белгородский государственный художественный музей.

Молодые художники вместе создавали абстрактные конструкции для советских праздников, приуроченных к третьей годовщине установления советской власти. Но убежденность в непреодолимой силе авангарда поколебалась, когда им поступил заказ сделать тематические росписи о революции 1905 года и Парижской Коммуне. Художники смогли быстро осознать, что абстракция не способна предавать всех тем и сюжетов, и в тот момент у них зародилась идея о «Новом Обществе Живописцев» —«НОЖе». Главными инициаторами создания общества выступили Георгий Ряжский и Самуил Адливанкин.
«Портрет жены художника», 1920-е годы, холст, масло, 108 х 79 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан , Казань.

В 1921 году Ряжский вместе с друзьями покинул Самару по причине начинавшегося на Волге голода. В этом же году в Москве, они организовали группу «НОЖ» и в 1922 году провели выставку, ставшую заметным событием в художественной жизни столицы. Практически в канун выставки к группе присоединились художники Николай Попов (1890—1958) и Амшей Нюренберг (1887—1979). «НОЖ»у, состоявшему на момент открытия выставки из шести членов, были свойственны тенденции освобождения от механистического восприятия современной западноевропейской художественной культуры и поиска новых «народных» начал советской живописи. Однако, недостаточное знание жизни и слабый опыт организаторской работы не позволили тогда группе талантливой молодежи стать на правильный и четкий путь реализма. Реакция на выставку в Москве оказалась негативной, и планы везти ее в Петроград пришлось изменить. Общество после этого быстро прекратило свое существование и распалось, а сам Ряжский навсегда расстался с авангардом, превратившись в художника социалистического реализма.
«Домны в Днепропетровске», 1931 год, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

В 1924 году Григорий Ряжский вступил в Ассоциацию художников революционной России, вскоре став одним из ведущих художников АХРРа. Основателями и идейными вдохновителями создания АХРР стали реалисты старшего поколения Сергей Малютин (1859—1937), Петр Шухмин (1894—1955) и другие, позже в Ассоциацию вошли художники среднего и младшего поколения, среди которых оказался и Георгий Ряжский. АХРР являлась последовательницей и продолжательницей традиций передвижничества, но главной задачей художники считали развитие и пополнение тем и жанров реалистического искусства, вдохновляемого идеями революции. Основным методом достижения этой цели являлось обращение к современности тех лет, к жизни рабочего класса, крестьян и самое главное – к их труду.
«Батя», 1942 год, холст, масло, Белгородский художественный музей.

Художники АХРР массово посещали фабрики, заводы, деревни, знакомясь с работой советского народа, собирая нужный материал в больших городах и на окраине страны. Главный лозунг АХРР «Искусство – в массы!» говорил о том, что произведения должны быть понятны простому народу, соответствовать его интересам, показывать ему героев страны, обычных людей труда как он сам. Нахождение в Ассоциации способствовало дальнейшему быстрому и уверенному творческому развитию Ряжского. Участвуя в многочисленных выставках этой организации, он выступил со своей серией женских портретов, которая обратила на него внимание широкой советской общественности.
«Письмо», 1939 год, холст, масло, 100 х 79 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Ассоциация просуществовала целое десятилетие(1922—1932). В середине 20-х годов Георгий Ряжский, наконец, определился со своим стилем и начал писать женские портреты в присущей только ему манере. Они смотрелись нарисованными наспех, что, впрочем, было очень созвучно эпохе. Его коллега по творческому цеху Абрам Архипов с завистью пишет в это время о том, что портреты Ряжского «хоть и небрежные, но современные». Одной из его первых работ стала «Рабфаковка», написанная в 1926 году. Потом женские портреты пошли потоком: «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928), «Колхозница-бригадир» (1932).
«Колхозница-бригадир», 1932 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.

Настоящее испытание временем прошла картина Георгия Ряжского «Делегатка», написанная художником в 1927 году. Полотно оставалось среди самых узнаваемых, не взирая на годы, застой, перестройку и прочее. Оно прочно вошло в историю искусства и в наши дни занимает достойное место в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Сюжет более чем простой. С полотна на нас с чувством собственного достоинства смотрит независимая девушка, одетая по моде того времени. К слову, если обратиться к фотографиям, сделанным в 20-30-х годах, молодые женщины именно так и выглядели. А красная косынка на голове являлась непременным элементом гардероба молодых активисток. Так что Георгий Ряжский просто воплотил этот образ в живописи, исполнив желание наркома просвещения Анатолия Луначарского. Художника увлекал поиск женских образов, выражавших дух революционной советской эпохи, типические черты нового времени.
«Делегатка», 1927 год, холст, масло, 99 х 61 см., Государственная Третьяковская галерея.

В этой связи необходимо отметить, что отечественное искусство начала века славилось различными женскими образами: обаятельными, скромными, целеустремленными. Новаторство же Ряжского состояло в том, что именно он сумел с невероятной убедительностью и силой показать совершенно другой тип женщины, своей современницы способной к общественной и государственной деятельности, ставшей вровень с мужчиной. Художник стремился в своих работах рассказать зрителю о новых явлениях, которые появились в образе жизни советских людей и их сознании. Его портреты неизменно передавали особый созидательный дух эпохи, выявляя типичные черты героини нового общества.
«Подруги», 1947 год, холст, масло, частное собрание.

1928—1929 годы Георгий Ряжский провел в Италии и Германии (премия за картину «Делегатка»), где изучал классическое и современное западноевропейское искусство. В 1934 году участвовал в Международной выставке в Венеции. В 1937 году работы Ряжского «Делегатка» и «Председательница» были удостоены большой золотой медали на Международной выставке в Париже. Основной темой его творчества в эти годы стала советская женщина как активный строитель социализма: «Рабфаковка» (1925), «Печатница» (1925), «Делегатка» (1927), «Председательница» (1928), «Трактористка» и «Учительница» (1933), «Лыжница» (1933) и «Железнодорожница» (1939) — во всех этих картинах-портретах художник показывает характер советской женщины, ее активную роль в общественной жизни страны. Среди работ Ряжского, отражающих типичные и положительные стороны в жизни советской женщины, исключение представляет лишь портрет ехидной старухи, известный под метким названием «Ханжа» (1926).
«Ханжа» 1926, год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

С 1929 по 1931 год Георгий Ряжский преподавал во ВХУТЕИНе, работал в Училище памяти 1905 года, с 1934 года — в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, с 1940 года — профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Действительный член Академии художеств СССР (1949). Георгий Георгиевич Ряжский скончался 20 октября 1952 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище столицы.
«Летний день», 1939 год, холст, масло, 49,5 х 59 см., частное соброание.

«Летний пейзаж с домами», 1930-1940-е годы, холст, масло, 53,4 х 61,3 см., частное собрание.

Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Красноярском государственном художественном музее им. В. И. Сурикова, Ростовском музее изобразительных искусств, Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского, собраниях других крупных художественных и краеведческих музеев России, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и на за ее пределами.
«После трудового дня». Этюд. 1920-е годы, холст, масло, Белгородский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Щекотов Н. М. Г. Ряжский. (Советские художники) / под ред. Ос. М. Бескина. — Л.: Издательство ЛОСХ, 1935. — 116 с. — (Библиотека журнала «Искусство»). — 3300 экз.
2. Берман Б. З. О выставке Нового общества живописцев // Советское искусствознание 79. Вып. 1. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1980. — С. 197—215.
3. Воронина Е. А. Из истории художественной жизни Москвы. Новое общество живописцев // Искусствознание. Вып. 3—4/2014. — М.: ГИИ, 2014.
«Портрет работницы-печатницы», 1925 год, холст, масло, 48 x 39 см., Нижнетагильский краеведческий музей.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.