Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 507. Шегаль Григорий Михайлович (Grigory Shegal) (1889-1956).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Григорий Михайлович Шегаль — известный советский живописец, педагог, член-корреспондент Академии художеств СССР (1954).

Григорий Шегаль родился в Козельске Козельского уезда Калужской губернии Российской империи. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1912—1916) у Аркадия Рылова, Николая Рериха, а также в Академии художеств (1916—1918) у Гуго Залемана и в московском ВХУТЕМАСе (1922—1925) у Александра Шевченко.

В 1918 году уехал в Тулу, где руководил организованной им рабочей изостудией Пролеткульта и техникумом. Преподавал в Московском художественном институте (1937—1941) и ВГИКе (1945—1956). Работал в области историко-революционного и бытового жанров, писал пейзажи, натюрморты и портреты, исполненные в тонкой, высветленной колористической гамме. Принимал участие в деятельности художественных объединений «Московские живописцы», «Общество московских художников», АХРР. Участник выставки «Бубновый валет» (1924).

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, Тульском художественном музее, в других музеях России, а также в многочисленных частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

В 1919 году, когда семнадцатилетний Порфирий Крылов и его товарищи решили создать изостудию при Патронном заводе в Туле, именно Шегаля пригласили они стать своим руководителем. В книге Кукрыниксов «Втроем» Порфирий Крылов позднее с большой теплотой вспоминал своего учителя: «Григорий Михайлович Шегаль был всегда бодр, сосредоточен, обладал большим педагогическим даром, был честным и принципиальным художником. Я лично многим обязан Григорию Михайловичу. В течение ряда лет нашего с ним общения он был для меня наглядным примером трудолюбия и любви к живописи».
«Погожий вечер», 1947 год, фанера, масло, 22 х 30 см., Национальный музей «Киевская картинная галерея».

Григорий Михайлович Шегаль родился в 25 апреля (7 мая) 1889 года в небольшом городке Козельск Козельского уезда Калужской губернии Российской империи в простой рабочей семье. Сразу после его рождения сгорела в чахотке мама Григория, и он остался с отцом. Спустя некоторое время ушел из жизни и отец, оставив Григория круглым сиротой, заботы о котором взяли на себя родные мальчика. Жизнь складывалась тяжело, и будущий художник рано вынужден был сам начать зарабатывать себе на жизнь.
«Самарканд», 1952 год, холст, масло, частное собрание.

Единственной отдушиной его в жизни в те годы было увлечение рисованием, которое Григорий полюбил с раннего детства. Перерисовал все висевшие в доме олеографические портреты. Уже тогда, когда он жил «в мальчиках» у гравера, ночами, после утомительной дневной работы на хозяина, с увлечением копировал на меди портреты писателей из приложений к журналу «Нива». Свое первое жалование, пять рублей в месяц, когда его из «мальчиков» наконец-то возвели в подмастерья, юный художник целиком отдал студенту-репетитору, как и большую часть последующих, за то, что молодой наставник помогал ему подготовиться к сдаче экзаменов на получение аттестата зрелости. Без него дорога в столицу за желанным специальным художественным образованием талантливому юноше, мечтавшему стать художником, была закрыта.
«Зимнее окно», 1934 год, холст, масло, 86 х 66 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

В 1912 году с аттестатом зрелости за пазухой Григорий Шегаль отправился в далекий столичный Петербург, где поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств (Рисовальная школа для вольноприходящих, Школа на Бирже) — художественное учебное заведение, работавшее в Петербурге в 1839—1917 годах. Основной задачей школы было художественно-промышленное образование, но не менее важной была общехудожественная подготовка. Начальное художественное образование Шегаль получал у замечательных педагогов школы художников Аркадия Рылова (1870—1939) и Николая Рериха (1874—1947).
«Юный Киров над телом Кононова после расстрела Томской демонстрации в 1905 году», 1940-1949, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

После четырех лет обучения Шегаль успешно окончил школу в 1916 году и поступил в Высшее художественное училище при столичной Императорской Академии художеств. Занимался в мастерской Гуго Залемана (1859—1919), а позже Ивана Билибина (1872—1942). Отучившись менее двух лет, в 1918 году Григорий Шегаль покинул стены Академии, полностью разочаровавшись в качестве академического образования. Вот, что он писал впоследствии о занятиях в Академии того времени: «В Академии общий состав профессуры был, за исключением Кардовского и двух-трех других, исключительно сер… В Академию ринулось и много других, так называемых «левых» горе-теоретиков от искусства, демагогов и конструктивистов, доведших Академию до полного развала…».
«Зимние сумерки», 1941 год, холст, масло, 77 х 115 см., Тульский музей изобразительных искусств.

В 1918 году недавний студент покинул революционный Петроград и уехал в Тулу, где в течение нескольких лет руководил созданной им рабочей изостудией Пролеткульта и техникумом ИЗО. В 1922 году продолжил свою учебу, на этот раз в московском ВХУТЕМАСе у Александра Шевченко (1883—1948). Здесь произошло знакомство молодого Шегаля с творчеством Сезанна, Хальса, Веласкеса, Шардена, Рембрандта. Их влияние, особенно Поля Сезанна, особенно чувствуется в работах молодого художника.
«Натурщица», 1923 год, холст, масло, 92 х 71 см., Вологодская картинная галерея.

После окончания ВХУТЕМАСа в 1925 году началась активная творческая работа Григория Шегаля в художественных объединениях: Ассоциации художников революционной России (АХРР), «Московских живописцах» и «Обществе московских художников». Ассоциация художников революционной России (АХРР) просуществовала в стране наиболее продолжительное время: она утратила свою актуальность только в 1932 году. Это объедение к концу 1920-х годов стало самой мощной художественной группировкой, потому что активно поддерживалось государством. Именно эта Ассоциация была предшественником и базой Союза художников СССР. Период работы в АХРР был особенно плодотворен для молодого художника.
«Пейзаж. Хомяково», 1921 год, холст на картоне, масло, 37 х 49 см., Тульский музей изобразительных искусств.

В 1929 году для Григория Шегаля открылись новые возможности: издательство ИЗОГИЗ предложило Шегалю наряду с другими молодыми художниками контракт. Определенная плановость заданий, впервые примененная и охватывавшая все наиболее яркое в жизни страны, сам договор, стимулировавший работоспособность художника, изображение индустриализации и коллективизации направили художников в самые отдаленные уголки нашей страны…
«Феодосия. Горная застройка», 1927 год, холст, масло, 54 х 65,5 см., Химкинская картинная галерея имени С.Н.Горшина.

Шегаль стал автором многих картин на бытовые темы. Ценителям изобразительного искусства он оставил работы, посвященные Средней Азии, которую он изъездил вдоль и поперек. В этой связи нельзя не отметить рисунки мастера «Татарка», «Старуха» и «Молодой киргиз», выполненные в 1931—1932 годах. Все три работы хранятся в настоящее время в коллекции Екатерины Матусевич в Москве. Остальные его картины находятся в других частных собраниях, а также в художественных музеях в разных городах России.
«Пасмурный вечер. Крым», 1938 год, холст, масло, 58,5 х 70 см., Белгородский государственный художественный музей.

В 1920—30-х годах художник активно занимался агитационно-массовым искусством, сотрудничал с издательством Молодая Гвардия. Он стал автором популярного в те годы рекламного плаката Книги пионеру и школьнику (1927), также известен его знаменитый плакат «Долой кухонное рабство!» (1931). В 1930-е годы Щегаль много ездил по стране, посещая стройки первых пятилеток и оставляя для потомков на холсте и картоне визуальное отражение событий, происходящих на этих грандиозных стройках. Он был в числе тех, кто стоял у истоков, тогда еще нового для нашего изобразительного искусства, жанра — индустриальный пейзаж.
Знаменитый плакат «Долой кухонное рабство!» (1931).

География творческих командировок художника в эти годы была необычайно широка. Он побывал в Златоусте и Карабаше, Новокузнецке и Соликамске, Турксибе, через всю Среднюю Азию проехал на Алтай. В этих поездках художник много работал — рисовал и писал этюды, на основе собранного материалы были созданы такие картины как «Уральский металлургический завод», многочисленные пейзажи Кузбасса и Соликамска (1929—1934).
«Рыбачья слободка», 1948 год, холст, масло, 62 х 75 см., Белгородский государственный художественный музей.

Григорий Шегаль создавал обобщенные образы страны, уверенно шагающей в будущее, живущей новыми ритмами. Приметы новой жизни часто выступают и в жанровых композициях художника 1930-х годов. Во многих из них прослеживается тема социального возрождения отсталых прежде национальных окраин страны. Художник много работал над темой дружбы народов СССР. Работы «Казахи-фабзайчата», «Горская молодежь на призыве в РККА», «Новый товарищ», «На текстильной фабрике», и «Путь свободен» являются ярким примером его творческой деятельности в этой области.
«На текстильной фабрике», 1927 год, холст, масло, 89 х 98 см., Ивановский облпстной художественный музейф.

Не остался в стороне Григорий Михайлович Шегаль и от популярной в те годы историко-революционной темы. Он создал два произведения, позже ставшие широко известными в среде любителей искусства. В основе одной из этих работ лежит эпизод, который случился во время Гражданской войны. Картина «Расстрел колчаковцами железнодорожников в Кизиле в 1919 году» получилась очень эмоционально сильной. Другая его работа «Бегство Керенского из Гатчины в 1917 году» была специально написана для выставки «XX лет РККА и Военно-Морского Флота». На картине развертывается историческая драма — широко известный случай, имевший место в действительности, где Керенскому помогают переодеться в одежду медсестры для гарантии успеха побега.
«Расстрел колчаковцами железнодорожников в Кизеле в 1919 году», 1935 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В творческом наследии художника много интересных работ, выполненных до Великой Отечественной войны. Среди них крымские пейзажи «Серебряный день. Крым» (1940) и «Оливы утром» (1938), отличающиеся своеобразным изображением на холсте тонкостей игры цветовых и световых явлений в природе. В 1935 году Григорий Михайлович Шегаль провёл свою первую персональную выставку, где была представлена его масляная живопись.
«Оливы утром», 1938 год, холст, масло, 62 х 71 см., Тульский областной художественный музей.

Много времени Григорий Михайлович посвящал педагогической деятельности, проявив себя как чуткий и внимательный педагог; преподавал в Московском художественном институте (МГХИ, 1937—1941) и ВГИКе (1945—1956). Обобщая свой профессиональный опыт, профессор Григорий Шегаль опубликовал целый ряд статей по искусству, а также фундаментальную монографию «Колорит в живописи» (Москва, 1957). В 1940 году Григорий Михайлович Шегаль удостоился звания профессора живописи. Ему была предоставлена персональная творческая мастерская при Академии художеств СССР. Студенты и ученики мастера всегда с особой теплотой вспоминали его интересные лекции.
«Бегство Керенского из Гатчины», 1937-1938 годы, холст, масло, 217 x 259 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Начало войны художник встретил в столице, но уже осенью 1941 годы был эвакуирован в Среднюю Азию вместе с другими преподавателями и студентами Суриковского института. Иногда ему доводилось выезжать в прифронтовые районы, где все вокруг было разрушенным и искалеченным войной. Эти поездки оставили тяжелый след в душе Григория Михайловича. После них он еще больше стал ценить жизнь и любить родную землю. Его послевоенные работы, выполненные в традициях русского реалистического искусства, содержат в основном пейзажи природы средней полосы СССР.
«На эскалаторе. Московское метро», 1941-1943 год, холст, масло, 135 x 164 см., Новокузнецкий художественный музей.

Григорий Михайлович Шегаль скончался 6 июня в 1956 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище столицы. В наши дни произведения художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, Тульском художественном музее, Вологодской картинной галерее, в других музеях России, а также в многочисленных частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья.
«Майский дождь», 1945 год, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Лаврова О. И. Григорий Михайлович Шегаль — М.: Искусство, 1958
2 Ройтенберг О. Григорий Михайлович Шегаль — М.: Советский художник, 1959.
3. Шегаль Григорий Михайлович // Популярная художественная энциклопедия / Под ред. В. М. Полевого. — М.: Советская энциклопедия, 1986.
4. Разумовская С. В. Григорий Михайлович Шегаль. — М.: Искусство, 1963.
«Вождь, учитель, друг», 1937 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.