Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 506. Ульянов Николай Павлович (Nikolay Ulyanov) (1875-1949).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Павлович Ульянов — известный русский и советский живописец, график, художник театра и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).

Николай Ульянов родился в Ельце Орловской губернии Российской империи. Окончив Елецкую церковно-приходскую школу, учился в иконописной мастерской на Первой Мещанской улице, позже в МУЖВЗ (1889—1901).

В 1901—1903 годах выполнял обязанности помощника в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Преподавал в Мясницком казенном училище (с 1901), в школе художника Е.Н. Званцевой (1901—1906), в собственных классах живописи и рисования для начинающих (1901—1907), в Строгановском училище (1915—1918), в Первых государственных свободных художественных мастерских (1919—1920), во ВХУТЕМАС (1920—1921), в Пречистенском практическом институте (1919—1921), в школе для одаренных детей в Больших Вяземах под Москвой (1920—1921), в МГХИ (с 1943). В 1942—1943 годах преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, находившемся в эвакуации (Самарканд). В 1943—1945 годах руководил портретным отделением Московского художественного института. Художник исполнил запоминающиеся портреты известных деятелей литературы и искусства.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Радищевском музее, Каракалпакском государственном музее искусств, Художественном музее Алтайского края в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского, в многочисленных частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«В истории отечественного искусства фигура Николая Павловича Ульянова незаслуженно находится в тени. Он никогда не примыкал ни к каким художественным группировкам и всегда старался держаться в стороне от новаторских путей в живописи. Его дар — дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли он всегда и соответствовал с неизменным достоинством» (Н.А. Арефьева, искусствовед).
«Автопортрет с парикмахером», 1919 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Николай Павлович Ульянов родился 1 мая 1875 года в небольшом городке Елец Орловской губернии Российской империи в семье скромного уездного фельдшера. Отец его был из крепостных крестьян. Мама занималась художественным плетением кружев на дому, вела нехитрое домашнее хозяйство, большую часть времени уделяя воспитанию сына. Достоверных сведений о детских годах Николая Ульянова не сохранилось. Известно лишь, что они прошли в Ельце, где он обучался в местной церковно-приходской школе, и что Николай рано начал рисовать, демонстрируя зрелое не по годам мастерство.
«Чистые пруды», 1900 год, картон, масло, 62 х 79,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Отец, желавший, чтобы сын пошел по его стопам, не одобрял увлечения Николая, считая это пустой тратой времени и занятием, не способным в будущем накормить ни Николая, ни его будущую семью, но, отдавая дань настойчивому желанию сына заниматься живописью и ничем другим, в конце концов, сдался и в 1887 году после окончания Николаем церковно-приходской школы повез талантливого отрока учиться в Москву.
«Лето. Курск», 1930-е годы, картон, масло, 33,5 х 47 см., частное собрание.

Как выяснилось, обучение требовало средств и немалых по тем временам, которых в небольшом семейном бюджете Ульяновых не было. Выходом явилось ученичество в иконописной мастерской на Первой Мещанской улице в Москве, куда глава семьи и пристроил учеником Николая.
«Улица Москвы», 1910-е годы, картон, масло, 74 x 100 см., Самарский областной художественный музей.

Трудно сказать, как сложилась бы дальнейшая судьба героя нашего повествования, не случись у него встреча с земляком, художником-реалистом Василием Никитичем Мешковым (1867—1946). Возможно, Николай Ульянов прославился бы на ниве иконописи, а может, что более вероятно, пропал бы в безвестности, как многие талантливые молодые художники, вынужденные зарабатывать на хлеб насущный нелюбимым делом (а к иконописи, по утверждению самого Николая Ульянова, у него душа совсем не лежала).
«Вечер. Медресе Улугбека». 1943 год, холст, масло, 54 x 64 см., Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.

Машков же, сам в свое время прошедший школу подмастерья иконописца, поговорив с юным земляком и посмотрев его работы, разглядел в нем талант и решил ему помочь. Он забрал мальчика из иконописной мастерской и в течение года готовил его к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, знакомя с основами профессионального мастерства.
«В пролетке», 1910-е годы, картон, масло, частное собрание.

В 1889 году Николай Ульянов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где первым его педагогом стал Николай Николаевич Ге (1831—1894), предсказавший своему талантливому ученику будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х годах «Пушкинской серией» и полотном «Лористон в ставке Кутузова»). Среди педагогов Ульянова по МУЖВЗ в течение всего периода его обучения (1899—1900) были также такие крупные художники-реалисты, как Константин Аполлонович Савицкий (1844—1905), Николай Васильевич Неврев (1830—1904), Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) и, конечно же, Валентин Александрович Серов (1865—1911), оказавший на него особенно большое воздействие и ставший его большим другом.
«Портрет И.Кнабе», 1909 год, бумага, тушь, кисть, 39,1 х 42,9 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

За период своей учебы в МУЖВЗ Николай Ульянов был удостоен четырех малых серебряных медалей за свои ученические задания (рисунок, живописный этюд и так далее). В 1900 году за картину «Чистые пруды» Ульянов был награжден большой серебряной медалью и получил звание неклассного художника. После окончания общих классов училища в 1901—1903 годах Николай Павлович выполнял обязанности помощника в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. В 1901—1907 годах преподавал в частных школах Е. Н. Званцевой и А. А. Хотяинцевой.
«В мастерской В.А. Серова. Окно», 1900 год, картон, масло, 74 х 57 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва..

В 1907 году Николай Ульянов отправился в путешествие по Италии, в 1909 году — по Франции, в 1912 году — на стипендию фонда Е. Д. Поленовой побывал в Германии и Италии.
«Оркестр», 1921 год, холст, масло, 48 х 101 см. Тульский областной художественный музей.

С 1902 года по 1912 год (с перерывами) Николай Ульянов участвовал в выставках Московского товарищества художников, в 1907 году экспонировал работы на выставке «Венос» («Стефанос»). В 1908 году принял участие в портретной выставке в Таврическом дворце (Петербург). В январе 1909 года участвовал в выставке, устроенной журналом «Золотое руно», в 1911 году участвовал во Всемирной выставке в Риме, в 1911—1923 годах был участником выставок Союза русских художников, в 1923, 1925 годах — выставок Ассоциации художников революционной России. В 1926 году в Государственной Академии художественных наук состоялась его персональная выставка, приуроченная к 30-летию творческой деятельности. В 1929 году в Доме ученых прошла его выставка рисунков и акварелей.
«Крестный ход», 1924 год, холст, масло, 66,1 x 90,2 см., Галерея АВА Анатолия Беккермана, Нью-Йорк.

В середине 1900-х годов Ульянов увлекся театром. В 1905 году он стал одним из энтузиастов Студии на Поварской. Ему принадлежали идеи декораций к спектаклю «Шлюк и Яу» и эскизы к «Продавцу солнца» (репетиции которого, впрочем, так и не начались). Для 3-й картины в пьесе Гауптмана, действие которой, по совету Станиславского, было соотнесено с «веком пудры», Ульянов придумал преувеличенные кринолины и парики, напоминавшие фантастические облачные башни. Семь принцесс в этих кринолинах сидели в семи беседках-трельяжах, сквозь которые сверкало небо в облаках-барашках; сетка на кринолинах повторяла рисунок трельяжей. Семь принцесс вышивали золотую ленту, мягко провисавшую между беседками, объединяя всю картину.
«Сценография», 1910-е годы, картон, масло 32.70 х 45.70 см, частное собрание.

В это же время состоялось его знакомство и с Мейерхольдом, о котором Ульянов сохранил самые яркие впечатления (ему принадлежит знаменитый портрет Мейерхольда в костюме Пьеро). Они вновь встретились лишь в 1928 году («Горе уму», костюмы). Станиславский же сразу после ликвидации Студии на Поварской привлек художника к дальнейшему сотрудничеству. Ульянов, который был участником выставки исторического портрета в Таврическом дворце (1905), помогал К. С. Станиславскому в постановке «Горя от ума» (костюмы).
«В.Э. Мейерхольд в роли Пьеро (Балаганчик)», 1908 год, холст, масло, Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург.

В 1915—1918 годах Николай Павлович преподавал рисунок в Строгановском художественно-промышленном училище, в 1919—1920 годах — в Первых Государственных свободных художественных мастерских, в 1920—1921 годах — в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСе), Пречистенском практическом институте на отделении изобразительного искусства, школе одаренных детей в Больших Вяземах. В 1917 году Ульянов стал одним из основателей Профессионального союза художников-живописцев Москвы. Он был членом объединений «Союз русских художников» (1911), «Мир искусства» (1913), «Четыре искусства» (1925).
«На берегу», 1910-е годы, картон, масло, частное собрание.

Уже в ранний период Николай Павлович проявил себя как тонкий рисовальщик и портретист, представитель модерна и неоклассики. В 1900-х годах Ульянов прошел через увлечение импрессионизмом и ретроспективизмом в духе художников объединения «Мир искусства». В дальнейшем используя опыт мастеров символизма, кубизма, футуризма и даже абстракционизма, вместе с тем восхищался классическим искусством, удерживаясь в русле картин традиционного типа. Все это привело к созданию собственной системы в живописи и рисунке, отмеченной необычайным разнообразием художественных приемов.
«Художник Н.Н. Ге за работой», 1895 год, картон, масло, 50,2 х 38,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1920-е годы Николай Ульянов оставил авангардные поиски, вновь вернувшись к стилистике модерна. В 1930—1940-е годы художник обратился к неоклассическим по духу образам истории и художественного творчества.
«Портрет Михаила Лермонтова», 1941 год, холст, масло, 113 х 139,5 см., Государственный литературный музей, Москва.

Широкую известность Николаю Ульянову принес портретный жанр, в котором он выступил как последователь своего учителя В. А. Серова. Ульянов был замечательным портретистом, написавшим запоминающиеся полотна, изображавшие известных деятелей театра, литературы, науки и искусства: А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, К. Д. Бальмонта, О. Л. Книппер-Чеховой, композитора А. Н. Скрябина, режиссера К. С. Станиславского, скульптора А. С. Голубкиной и других.
«Портрет поэта К.Д.Бальмонта», 1909 год, холст, масло, 71 x 51 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

При этом, необходимо отметить, что в наши дни Николай Павлович Ульянов известен, прежде всего, как автор «Пушкинианы» — рисунков и картин, посвященных великому русскому поэту. В его «Пушкиниане» нашли свое художественное отражение все этапы жизни поэта, от лицейского детства до трагической гибели: «Пушкин в садах Лицея» (1935), «Пушкин в рабочем кабинете» (1936), «А.С. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу» (1937), «Пушкин в Михайловском» (1949), «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу» (1936) и другие.
«А.С. Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу», 1937 год, холст, масло, 177 х 155 см., Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург.

По воспоминаниям художника Елены Плехан, Ульянов с 1916 года до конца жизни работал по пушкинской теме: «Гипсовая маска Пушкина висела над письменным столом Ульянова. Он любил говорить о Пушкине, его времени, фантазировал…».
«Пушкин в книжной лавке Смирдина», 1949 год, бумага, уголь, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы.

«Пушкин с женой», 1939 год, бумага, уголь, растушка, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы.

Николай Павлович приближался к работе над образом Пушкина долго и осторожно. Первые подходы художника к пушкинской теме относятся ещек 1906 году, когда, по словам художника, он сделал первые пробные наброски. Вот как вспоминал он об этом позднее: «Я помню этот день очень ясно — было холодно, шел дождь, и, как бы согреваясь теплом пушкинской темы, я стал набрасывать композицию». Потом был долгий перерыв в 10 лет, и новая попытка…».
«Пушкин на ярмарке у Святогорского монастыря», 1930-е годы, бумага, акварель, Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское», Пушкинские Горы.

Николай Павлович проявил себя и как талантливый иллюстратор сказок. В 1914 году в «Подарочной серии» издательства И. Кнобеля вышли «Аладин и волшебная лампа» и «Сказка о разноцветных рыбах» с его рисунками. «Сказка о разноцветных рыбах» характеризовалась рецензентами тех лет как «одна из самых прекрасных детских иллюстрированных книжек по живописности, простоте и красоте. Рисунки все прекрасно нарисованы, цельны, строги, близки к тексту. В них нет ничего лишнего».
«Аладин и волшебная лампа. Рисунки Н. Ульянова. М., издание И. Кнебель, 1914 (литография Ф.Г. Кейтель). 12 с. с ил. Тираж 5000 экз. В цв. издательской литографированной обложке. 29 х 22,3 см.

Николай Ульянов получил заслуженное прижизненное признание, как автор исторических полотен. В победном 1945 году мастер закончил работу над одним из наиболее известных своих произведений «Лористон в ставке Кутузова» (1945; Государственная Третьяковская галерея). Картину «Лористон в ставке Кутузова» Ульянов создавал во время Великой Отечественной войны — приступил к работе в 1944 году, закончил — в 1945-ом. Полотно изображает встречу главнокомандующего русских войск с послом Наполеона генерал-адъютантом Лористоном в селе Тарутино 23 сентября (5 октября н.с.) 1812 года. На предложенный Наполеоном мир Кутузов ответил решительным отказом.
«Лористон в ставке Кутузова» 1944-1945 годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Писатель Валентин Пикуль в «Генерале на белом коне» так охарактеризовал полотно художника: «…картину — «Лористон в ставке Кутузова» — наш замечательный мастер живописи Н. П. Ульянов создал в тяжкие годы Великой Отечественной войны, когда враги вновь встревожили историческую тишину Бородинского поля. Его картина «Лористон в ставке Кутузова» служила грозным предупреждением захватчикам, которых в конечном счете ожидал такой же карающий позор и такое же беспощадное унижение, какие выпали на долю зарвавшегося Наполеона и его надменных приспешников…Очень хотелось мне сказать больше того, что я сказал. Но я, кажется, сказал самое главное, и этого пока достаточно». Для Кутузова художнику позировал народный артист СССР Михаил Михайлович Тарханов, для Лористона — артист и режиссер Театра им. К. С. Станиславского Павел Иванович Румянцев.
«Женский портрет», 1921 год, картон, масло, Пермская государственная художественная галерея.

Велико творческое наследие мастера, как театрального художника. Николай Павлович Ульянов развивал традиции живописного символизма в сценографии, сотрудничая с руководством МХАТа, Малого театра, Оперного театра имени К. С. Станиславского.
«Телефонный разговор. Всеволод Меерхольд», 1929 год, бумага, графитный карандаш, тушь, кисть, 28,5 х 25 см., частное собрание.

Присущее Ульянову соединение символистской знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни программе МХАТа, отсюда — длительное сотрудничество художника с К. С. Станиславским и другими театральными режиссерами — от «Драмы жизни» К. Гамсуна (1907)и «Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера (1918) до пьес М. А. Булгакова «Дни Турбиных» (1925—1926), «Кармен» Ж. Бизе (1935) и «Мольер» (1933—1936). В советское время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и графические циклы, 1935—1949) помогли художнику сохранить мастерство и культурную органику.
«Портрет художника С.И. Лобанова», 1922-1926 годы, бумага, графитный карандаш, 48,5 х 39,1 см., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Начало Великой Отечественной войны художник встретил в столице. Осенью 1941 года был эвакуирован в Нальчик, затем — в Тбилиси, с 1942 года Ульянов жил в Самарканде, преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, также находившемся в эвакуации. В конце 1943 года Ульянов возвратился в Москву.
«Парижская витрина», 1909-1911 годы, бумага, картон, масло, 50.5 x 73 см., частное собрание.

Николай Павлович кроме живописи проявил себя и как талантливый публицист, написав мемуары о Л. Н. Толстом, Н. Н. Ге, В. А. Серове, А. С. Голубкиной, В. Э. Мейерхольде, К. С. Станиславском, А. Н. Скрябине («Мои встречи»), а также автобиографические воспоминания. Он автор нескольких статей и эссе по теории искусства («Люди эпохи сумерек»). Он являлся Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1932), членом-корреспондентом Академии художеств СССР (1949), Лауреатом Сталинской премии третьей степени (1948) за картину «К. С. Станиславский за работой» (1947).
«Константин Сергеевич Станиславский за работой», 1947 год, холст, масло, 142 х 161 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Николай Павлович Ульянов скончался 5 мая 1949 года в Москве. Был похоронен на Введенском кладбище столицы. Сегодня полотна мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Пушкинском доме в Петербурге, Государственном музее А. С. Пушкина в Москве, Радищевском музее, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан имени И.В. Савицкого, в коллекции Художественного музея Алтайского края, Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского, а также в многочисленных частных собраниях в России и за ее пределами.
«Деревья в цвету», 1910-е годы, холст, масло, 27,5 x 36 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Лаврова О. И. Николай Павлович Ульянов. — М.: Искусство, 1953. — 56 с.: ил.— (Массовая б-ка).
2. Леняшин В. А. Николай Павлович Ульянов. — Л.: Художник РСФСР, 1976. — 46 с.: ил. — (Массовая б-ка).
3. Муратов П., Грифцов Б. Николай Павлович Ульянов. — М.; Л.: Госиздат, 1925.
4 Ройтенберг О. Николай Павлович Ульянов. — М.: Советский художник, 1953.
5 Издательство И. Н. Кнебель и художники детской книги. Из истории создания книг «Подарочной серии» [Текст]: приложение к факсимильному изданию / Сост. Л. И. Юниверг; Худ. О. В. Некрасова; Фот. С. М. Румянцев. — М.: Книга, 1989.
«Пушкин с женой в Петергофе», 1937 год, бумага, акварель, уголь, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.