Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 505. Аксельрод Меер Моисеевич (Meer Akselrod) (1902-1970).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Меер Моисеевич Аксельрод — известный советский художник, график, живописец, член общества «4 искусства», автор цикла «Немецкая оккупация», сделанного в годы Великой Отечественной войны.

Меер Аксельрод родился в местечке Молодечно Виленской губернии Российской империи. В 1913 году поступил в знаменитую школу Юделя Моисеевича Пэна (1854—1937). Посещал вечерний класс рисовальной школы В.Н. Перельмана. С 1921 по 1928 год учился во ВХУТЕМАСе.

Преподавал в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932). Был членом общества «4 искусства», вступил в Московский Союз художников в 1932 году. Начиная с 1931 года попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом, хотя еще в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Многие картины Меера Аксельрода посвящены сюжетам из жизни российских евреев. В 1944 году в Алма-Ате состоялась персональная выставка Аксельрода. После войны участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, там было экспонировано около 250 картин художника.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Особенностью Аксельрода можно считать то, что он не подпал под влияние никаких «-измов». Художник не разделял ни концепцию кубизма, ни экспрессионизма, ни супрематизма, а как это было в духе времени, как модно!..Под идеологию социализма он тоже не подходил. А дело все в том, что Аксельрод всю жизнь разделял только одну концепцию — свою. Не случайно Арсений Тарковский сказал о нем, что это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком» (Ната Гольдина, искусствовед).
«Улица в Переславле-Залесском», 1960-е годы, картон, темпера, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Увидев на выставке, состоявшейся в 1966 году в Москве, более двухсот пятидесяти работ Меера Аксельрода, Г. Рошаль сказал: «Горе обжигало его. Много картин пришлось мне видеть, говорящих об этих трагических и страшных лагерях…
И многие, как в кинофильмах, так и в картинах, тщательно выписывая униженность людей, иногда забывают о прекрасном в людях даже в минуту их вынужденного падения. Люди картин Аксельрода человечны, красивы, очень красивы прощальной красотой предсмертной боли и муки…».
«Серия «Немецкая окупация» Расстрел», 1944 год, бумага, гуашь, 82 Х 73 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Меер Моисеевич Аксельрод родился 5 [18] июля 1902 года в небольшом местечке Молодечно Виленской губернии Российской империи, где по переписи 1897 года из 2393 жителей было 1165 евреев. Родители будущего художника занимались кустарным промыслом и мелкой торговлей, мечтая, чтобы и их сын продолжил семейное дело. Когда пришло время, Меер начал посещать традиционный хедер — базовую начальную школу в традиционной еврейской ашкеназской системе образования.
«Мисхор», 1934 год, бумага, гуашь, 54,5 х 39 см., Пост. от Р. Р. Рубина в 1986 году. Историко-краеведческий и художественный музей, Тула.

В одиннадцать лет увлекся рисованием и в 1913 году поступил в знаменитую школу Юделя Моисеевича Пэна (1854—1937) — прекрасного педагога и видного деятеля «Еврейского ренессанса» в искусстве начала ХХ века, прославившегося, в том числе, и своими звездными учениками: Марком Шагалом (1887—1985) и Ильей Мазелем (1890—1967).
«Жёлтые горы», 1960-е годы, картон, темпера, Ярославский художественный музей.

С началом Первой Мировой войны началось изгнание властями евреев из прифронтовой полосы из опасения того, что из-за сходства языков они станут сотрудничать с немцами. Родители Меера вынужденно переехали в Тамбов, где мальчик стал регулярно посещать вечерний класс рисовальной школы В.Н. Перельмана (1892—1967). Трудные это были времена. В окрестностях Тамбова безнаказанно хозяйничали бандиты. Четырнадцатилетний Меер регулярно работал с холстом на природе. Однажды он писал пейзаж на опушке леса. Внезапно за спиной вырос человек с ружьем: «Ты что тут делаешь?» — «Рисую», — растерянно ответил подросток. Этот простодушный ответ поверг бандита в такое замешательство, что он не тронул перепуганного парнишку. Воспоминания об этом времени впоследствии легли в основу цикла художника «Война. Беженцы», созданного им в 1920-е годы.
«Пейзаж с церковью», 1960 год, картон, темпера, частное собрание.

С 1918 года Меер жил в Минске, поскольку в Молодечно вернуться не представлялось возможным — город стал заграницей, отойдя Польше. Зарабатывал на жизнь рекламными плакатами для кинотеатров, в 1919 году окончил реальное училище. В 1919 году после завершения обучения Аксельрод ушел добровольцем в Красную Армию, работал чертежником в Управлении связи Западного фронта в Минске, позже в Смоленске. Здесь он продолжил художественное образование, регулярно посещая по вечерам изостудию Пролеткульта, руководимую Владимиром Штранихом (1888—1981).
«Весна», 1960-е годы, картон, темпера, частное собрание.

В 1921 году Аксельрод начал преподавать в школах рисование, тогда же дебютируя своими 36 работами в первой групповой художественной выставке белорусских художников в Минске. Выставка для Меера прошла удачно, его работы были замечены и он получил рекомендательное письмо и направление в Московский ВХУТЕМАС от Давида Штеренберга (1881—1948) — видного советского художника и графика того времени, одного из основных представителей современного русского изобразительного искусства первой половины XX века.
«Гурзуф», 1960-е годы, картон, темпера, частное собрание.

С 1921 по 1928 год Аксельрод учился на графическом факультете ВХУТЕМАСа у Владимира Фаворского (1886—1964), Константина Истомина (1886—1942), Сергея Герасимова (1881—1963), Александра Родченко (1891—1956). Молодой художник вступил в общество «4 искусства», выставлялся на трех выставках этого общества в Москве и в Ленинграде вместе с плеядой блестящих мастеров того времени: Эль Лисицким (1890—1941), Павлом Кузнецовым (1878—1968), Мартиросом Сарьяном (1880—1972), Кузьмой Петровым-Водкиным (1878—1939), Константином Истоминым. Аксельрод выставлял работы из серии «Местечко», исполненные во время его ежегодных поездок в Белоруссию. Дарование молодого художника было высоко оценено ведущими художественными критиками того времени — А.Эфросом, А.Сидоровым, А.Федоровым-Давыдовым.
«Начальник Политотдела. Из серии Еврейский национальный район», 1936 год, бумага, акварель, гуашь, частное собрание.

После окончания художественного института Аксельрод остался на преподавательской работе в ВХУТЕИНе (Высшем художественно-техническом институте) и Текстильном институте (1928—1932). В эти годы его работы начали экспонироваться на крупных международных выставках в Швейцарии, Голландии, Франции, США. В 1932 году Меер Аксельрод был принят в члены МОСХ.
«Портрет художника Л.Я. Зевина», 1928 год, бумага, акварель, гуашь, частное собрание.

Необходимо отметить, что художественная манера Меера Аксельрода определилась довольно рано — где-то на самом «стыке» живописи и графики: рисунок кистью художник предпочитал карандашному, а гуашь и темперу — живописи маслом. Все последующее творчество художника было пронизано любовью к еврейскому народу, болью за его судьбу. Бедные еврейские местечки Белоруссии, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема и Исаака Бабеля, цикл композиций «Гетто» стали, в конце концов, визитной карточкой художника. Многие картины художника были посвящены сюжетам из жизни российских евреев, серия «Гетто» (1968—1969), серия «В степи» — по впечатлениям от поездки в сельскохозяйственную еврейскую коммуну в Крыму в 1930 — 1931 годах.
«Площадь у гостиницы Метрополь», 1945 год, картон, темпера, Самарский областной художественный музей.

Он всегда казался каким-то особенным, очень доверчивым художником. Каждый его пейзаж — всегда мягкий, лиричный. Характерным было отсутствие сюжета, но зато присутствие бытия. Практически полное отсутствие бытовых жанровых сценок с подробностями, с мелкой проработкой деталей. Аксельрод никогда не зацикливался на мелких бытовых мелочах — он всегда рассматривал шире. Любая сценка у него — не просто житейский мотив, а что-то вневременное. Фиксация не события, но его сути, явления. Цвет работал на образ, художник мыслил цветом, а не просто заполнял пространство между контурами. Старики, старухи, нищие, переселенцы, опять старики — образ бездомности, бесприютности витал надо всем.
«В поле», 1960-е годы, картон, темпера, Тверская областная картинная галерея.

В 1929 году в жизни Меера Моисеевича произошло знаменательное событие — художник женился на Ривке Рубиной, впоследствии известной еврейской писательнице. В 1930-1931 годах он дважды посетил сельскохозяйственную коммуну «Войо Ново» (названа на эсперанто), основанную евреями, вернувшимися из Палестины, наблюдения и зарисовки в коммуне оказали сильное влияние на дальнейшее творчество художника. Начиная с 1931 года, Меер Аксельрод попал вместе с многими известными художниками под кампанию по борьбе с формализмом, хотя еще в 1934 году его картины выставлялись во Франции. Он активно порицался в советских газетах за пессимизм, набросочность, деформации, незаконченность, экспрессионизм и даже близость к Модильяни. Вынужден был перейти к иллюстрации книг и работе в театре. В частности, работал в белорусском ГОСЕТе (Государственном еврейском театре), иногда и в московском ГОСЕТе.
«Дом в Гурзуфе», 1960-е годы, карандаш, пастель, акварель, бумага, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Начало войны Меер Аксельрод встретил в столице. В конце 1941 года его семья была эвакуирована в Тамбов, а сам Меер Моисеевич остался в Москве, пытаясь узнать о судьбе арестованного брата, поэта Зелика Аксельрода, и ожидая призыва в армию. Великая Отечественная война принесла страшное обжигающее горе и неисчислимые страдания всему советскому народу вне зависимости от национальности.
«Серия «Немецкая окупация» На расстрел», 1944 год, бумага, гуашь, 36,5 Х 31 см., ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Горе пришло и в дом героя нашего повествования — меньше чем за два года он потерял младшего брата, писавшего на языке идиш поэта Зелика Аксельрода (1904—1941), друзей-художников: Якова Аптера (1899—1941), Льва Зевина (1903—1942), Арона Кравцова (1896—1942)… Если бы не нападение нацистской Германии на Советский Союз были бы живы трое друзей-художников, погибших на фронте в рядах народного ополчения. Неизвестно, как сложилась бы судьба брата, арестованного в Минске накануне войны органами НКВД, но расстреляного безо всякого приговора (даже сугубо формального) исключительно потому, что в связи с быстрым продвижением немецких войск к Минску тюрьму в авральном порядке ликвидировали.
«Изгнание евреев», 1950-е годы, бумага, акварель, карандаш, тушь, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Осенью 1941 года Меер Аксельрод был мобилизован, но вскоре после мобилизации был отозван Сергеем Эйзенштейном для работы в съемочной группе фильма «Иван Грозный» в Алма-Ате. По дороге туда художник забрал семью из Тамбова. Был в эвакуации в Алма-Ате в 1941—1943 годах, где оказывал поддержку еврейским беженцам из Польши. В 1944 году в Алма-Ате состоялась персональная выставка Меера Аксельрода.
«Серия «Немецкая окупация» Насильники», 1942 год, бумага, гуашь, 41 Х 61 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В годы войны Аксельрод создал уникальный по выразительности и объему цикл акварелей и гуашей «Немецкая оккупация». До конца 40-х годов, вплоть до закрытия издательства «Дер Эмес», он иллюстрировал книги еврейских писателей Шолом-Алейхема, И.Переца, Д.Бергельсона.
«Серия «Немецкая окупация» Повозка», 1942 год, бумага, гуашь, 28 Х 36 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Серия «Немецкая окупация» Зверства немцев», 1942 год, бумага, гуашь, 32 Х 44 см., Государственая Третьяковская галерея, Москва.

После войны Меер Моисеевич участвовал в групповой выставке в Москве на Кузнецком мосту в 1966 году, там было экспонировано около 250 картин. В 1968 году состоялась персональная выставка художника в Ростове-на-Дону. На склоне лет, в предпоследний год жизни, давно уже перебравшись в Москву, Аксельрод мысленно вернулся в город юности, создав серию работ «Воспоминания о старом Минске». Тогда же, во второй половине 1960-х, как бы подводя итог всему своему творческому пути, он работал над серией, именуемой в литературе о художнике «Гетто». Хотя название это едва ли точное. Четыре работы из этой серии: «Старики, женщины, дети», «В укрытии», «Дым» и «В женском лагере», созданные в 1969 году, воспроизведены в изданном в 1993 году в Иерусалиме альбоме художника.
«Хозяйственные строения», 1967 год, картон, темпера, 72 х 54,5 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Меер Моисеевич Аксельрод скончался от нераспознанного инфаркта 10 января 1970 года в одной из московских больниц. Художника похоронили на старой, еврейской части Востряковского кладбища в Москве. Ни одной прижизненной персональной выставки в Москве он так и не дождался. С 1972 года произведения Меера Моисеевича Аксельрода стали экспонировать по всему миру. Однако, ни одна из этих выставок не в состоянии была отразить с исчерпывающей полнотой творческое наследие художника.
«Медведь-гора», 1960-е годы, картон, темпера, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Посмертные персональные выставки художника прошли в Москве в 1972 году, Ленинграде в 1973 году, Москве в 1982 году. Кроме этого, выставки мастера прошли в 1990-х и 2000-х годах в Нью-Йорке, Лондоне, городах Германии и Израиля. Творчество Меера Аксельрода очень высоко ценил поэт Арсений Тарковский: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком… Вы видите совершенно наглядно, какие прекрасные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с подлинно святым упрямством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды».
«Берег. Сваи», 1960-е годы, картон, темпера, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

Сегодня произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, других художественных музеях России и дальнего зарубежья, а также в многочисленных частных собраниях по обе стороны океана.
«На консервном заводе», 1934 год, бумага, акварель, 44 х 55 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Elena Akselrod, tr. Amanda Calvert. Meer Akselrod. — Иерус.-Москва: Mesilot, 1993. — 248 с. — ISBN 965-222-514-2.
2. Georgy Fedorov. Meer Akselrod. — Moscow: Sovetskijkhudozhnik, 1982. — 134 с.
3. Ю. Герчук. Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. (Т. 1: Меер Аксельрод. Графика. ЗеликАксельрод. Стихи. Т. 2: Михаил Яхилевич. Живопись. Елена Аксельрод. Стихи.). — Иерус.-Москва: 2W-publishing, ГМИИ им. Пушкина, 2006.
4. Елена Аксельрод. Двор на Баррикадной. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. — Т. 1.
5. Общая тетрадь. Три поколения семьи Аксельрод. — М.: Мосты культуры/ Гешарим, 2006. — Т. 1.
6. Сафонов С. А., Чувилин И. А. Аксельрод Меер Моисеевич // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии.
7. Стерлигов В. В. О Меере Аксельроде // Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда / Издание подготовлено Еленой Спицыной. // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. / — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т . 1.
«Портрет жены в белой шляпе», 1967 год, картон, темпера, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.