Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 504. Купреянов Николай Николаевич (Nikolay Kupreyanov) (1894-1933).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Николаевич Купреянов — известный российский, советский художник-график, мастер рисунка, ксилографии и литографии, книжной графики, педагог.

Николай Купреянов родился во Влоцлавске Варшавской губернии, Царства Польского, Российской империи. Окончил Тенишевское училище (1912) и юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1916), совмещая это с учебой в мастерских Императорской Академии художеств под руководством Анны Остроумовой-Лебедевой. Одновременно занимался в частных студиях Д. Н. Кардовского (1912—1914) и К. С. Петрова-Водкина (1915—1916).

С 1917 года начал участвовать в художественных выставках. В 1918-м году Румянцевский музей приобрел несколько гравюр Купреянова. С 1918 года художник начал сотрудничать с издательствами. В сентябре 1921-го года был зачислен во ВХУТЕМАС «профессором и заведующим лабораторией шрифта», преподавал рисунок на литографском и фотомеханическом отделениях. Купреянов стал одним из ведущих мастеров в области гравюры на дереве. Создал новый жанр в истории изобразительного искусства — графический дневник художника. В середине 1920-х годов переключился на работу в станковом рисунке, снискав в этой области большую известность. Широко известен своими работами в книжной графике.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Николай Николаевич Купреянов работал в различных жанрах — он был и гравером, и иллюстратором, и мастером сатирического журнального рисунка, но главной сферой проявления его таланта стала станковая графика.Здесь он достиг наиболее значительных и оригинальных результатов. До этого,
добившись в гравюре на дереве значительных достижений, в середине 1920-х годов Купреянов переключился на работу в станковом рисунке, снискав в этой области большую известность. Художественный критик и искусствовед А. М. Эфрос в статье «Н. Купреянов и его дневники» (1937) назвал мастера «одним из самых больших наших рисовальщиков — может быть, самым одаренным».
«Дамский парикмахер», 1910-е годы, бумага, ксилография, частное собрание.

Николай Николаевич Купреянов родился 4 (16) июля 1894 года во Влоцлавске, Варшавской губернии, Царства Польского, Российской империи в потомственной дворянской семье. Отец Николая — Николай Николаевич Купреянов (1864—1925), в 1911—1917 годах состоял на должности сувалкского губернатора. Мама Николая — Мария Геннадиевна Купреянова, урожденная Мягкова (1866—1941), была культурной и широко образованной женщиной, увлекалась музыкой и неплохо рисовала акварелью на любительском уровне. Герой нашего повествования приходился троюродным племянником поэту Серебряного века Михаилу Кузмину (1872—1936) и внучатым племянником публицисту Николаю Константиновичу Михайловскому (1842—1904).
«Кормящая мать», 1920-е годы, бумага, тушь, акварель, частное собрание.

Николай был желанным и долгожданным ребенком в семье, рос в любви и заботе близких ему людей. Рисовать начал рано к большой радости родителей, стремившихся всячески развивать художественные способности талантливого юноши. В 1912 году окончил в столице Тенишевское училище — дореволюционное среднее учебное заведение Санкт-Петербурга. Училище было организовано на основе 3-классной общеобразовательной средней школы, основанной в 1898 году князем В. Н. Тенишевым, которая в 1900 году получила статус коммерческого училища. Первоначально училище размещалось в жилом доме на Загородном проспекте, а с 1900 года — в построенном для него, на выделенные Тенишевым средства, здании на Моховой улице.
«Портрет С.Н.К. (Сергей Николаевич Купреянов, дядя художника). Игрок», 1918 год, бумага, ксилография, 29,0 х 26,0 , Российская Государственная библиотека.

В том же году Николай поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, который успешно окончил в 1916 году. Параллельно занимался рисунком и живописью в частных студиях Дмитрия Кардовского (1912—1914) и Кузьмы Петрова-Водкина (1915—1916). В 1915 году посещал занятия по технике гравюры на дереве у Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (1871—1955), благодаря которой произошло знакомство и последующее укрепление связей Купреянова с «Миром искусства», и серьезное воздействие на его творчество со стороны древнерусского искусства. Изучая старинные гравюры и лубок, он почувствовал силу и художественные возможности ксилографии. В первых работах молодого художника, датированных еще 1912 годом, чувствуется, что внимание художника было сосредоточено, прежде всего, на поисках выразительности главного, детали оставались как бы вне поля зрения. В художественном решении ощущалась некоторая условность, излишняя геометричность, которые объяснялись еще недостаточно свободной техникой гравирования.
«За чтением», 1926 год, бумага, литография, частное собрание.

Молодой художник много и напряженно работал, и формирование его художественной индивидуальности происходило быстро. Его гравюры, несмотря на некоторую скованность техники, стали самостоятельными уже к 1916 году. С этого времени в основе его работ лежали пейзажи родного Селища (Кострома), реже других городов, взволнованность и драматизм изображения которых отражали мироощущение молодого художника.Внем не могли не сказаться переживания, связанные с поисками своего пути в жизни и предчувствиями надвигающих перемен. В ксилографиях «Пейзаж с мельницей и коровой» (1916), «Битюг» (1916) Купреянов умышленно усиливал физическую мощь натуры, создавая образы большой силы и активности.
«Битюг (2-й вариант)», 1917 год, бумага, ксилография, 29,0 х 26,0 см., Российская Государственная библиотека.

В революционном 1917 году Куприянов был призван в армию. Служил в действующей армии вольноопределяющимся лейб-гвардии 1-го Мортирного артиллерийского дивизиона, участвовал в боевых действиях на Волыни и в Галиции. В том же году был принят в Константиновское артиллерийское училище, где до октябрьского переворота проходил курс ускоренной подготовки. Начиная с 1917 года начал участвовать в различных художественных выставках. В 1918-м году Румянцевский музей приобрел несколько гравюр Купреянова. С 1918 года начал сотрудничать с издательствами. Период 1917—1919 годов для гравера Куприянова выдался наиболее плодотворным.
«Мать художника», 1922 год, бумага, ксилография, Пермская художественная галерея.

При этом, эмоциональная сила и цельность ранних работ художника все еще сохранялись в его творчестве, однако, одновременно произошло смягчение присущей им экспрессивности. Содержание произведений художника постепенно становилось более широким и многогранным, а сам он стремился к большей конкретности в изображении. Именно гравюрными работами Купреянов вошел в конце 1910-х — начале 1920-х годов в отечественное искусство. Эта техника была тогда на подъеме, утверждалась не просто как одна из многих форм графики, но как созвучный времени резкий и сильный художественный язык. Купреянов активно использовал в своих гравюрах естественную выразительность черного цвета. Их плотная, весомая чернота, оттененная скупо отмеренными белыми штрихами, предстает округлой пластической формой.
«Броневик», 1918 год, бумага, ксилография, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1919-м году по приглашению отдела ИЗО Наркомпроса Николай Купреянов руководил графической мастерской в бывшей Школе Общества поощрения художеств; одновременно преподавал рисунок в Петроградском Высшем институте фотографии и фототехники. В том же году преподавал гравюру в Государственных трудовых учебных мастерских декоративных искусств (бывшее Училище технического рисования барона Штиглица).
Николай Купреянов стал основателем нового жанра в истории изобразительного искусства — графического дневника художника. Его каспийские «Дневники художника» вошли в историю отечественного изобразительного искусства в качестве классических произведений. Сегодня они хранятся в Отделе рисунка Гравюрного кабинета ГМИИ им. А. С. Пушкина. Многие зарисовки из этих дневников разошлись на репродукции в учебниках по рисунку.
«Натюрморт», 1920 год, бумага, ксилография, Российская Государственная библиотека.

В 1920—1921 годах Купреянов работал в Костроме уполномоченным отдела ИЗО Наркомпроса по делам Костромских Государственных свободных художественных мастерских. Руководил графической мастерской, преподавал рисунок. Организовал в Костроме Музей Живописной культуры (1920). В 1921 году переехал в Москву. В сентябре 1921-го года был зачислен во ВХУТЕМАС «профессором и заведующим лабораторией шрифта». В 1922—1923 годах являлся профессором и заведующим лабораторией книги. В 1923—1924 годах работал преподавателем литографского отделения.
«Ай-Тодор», 1924 год, бумага, гуашь, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1924—1926 годах он был назначен заместителем заведующего литографским отделением; с мая 1926 года стал профессором по курсу литографии, заведующим литографским отделением. С 1926 года преподавал рисунок на литографском и фотомеханическом отделениях, а с 1928 года преподавал рисунок на Изоотделении Единого художественного рабфака (Рабфак Искусств).
«Чудо Николая Мирликийского», 1915 – 1916 годы, бумага, ксилография, 29,0 х 26,0 см., Российская Государственная библиотека.

Своеобразие московского периода творчества Купреянова — в развитии у него одновременно с производственной и так называемой домашней темы. Это были непринужденные натурные зарисовки из окружающего: каждодневность за семейным столом, домочадцы, читающие у лампы, дети, летняя жизнь в деревне или в провинциальном городке, фигуры животных или пейзаж невдалеке от дома.Вместе с А. Бруни, П. Митуричем и П. Львовым, переселившимися в 1924 году из Ленинграда, также с москвичами М. Родионовым и С. Герасимовым, Купреянов стал одним из самых значительных и ярких мастеров реалистического рисунка в Москве. Романтический, приподнятый, часто нарочито-экспрессивный язык его деревянных гравюр уступил место гибкой и плавной мягкости верных и точных линий, пропитанному светом и воздухом реальному пространству, естественной и свободной подвижности и текучести строго и экономно обобщенной формы.
«Мельница. Пейзаж с радугой», 1916 год, бумага, ксилография, 29,0 х26,0 см., Российская Государственная библиотека.

В 1924 году, достигнув значительных результатов в ксилографии, Купреянов неожиданно для всех резко порвал с техникой гравюры и обратился в своем творчестве к рисунку с натуры. Причина этого кроется в том, что художник, по всей вероятности, полностью исчерпал для себя возможности гравюры.
В 1921—1929 годах Купреянов ежегодно приезжал в усадьбу Селище Костромского уезда, принадлежавшую до 1917-го его предкам с материнской стороны (часть усадебного дома оставалась во владении семьи до конца 1930 года); делал зарисовки, которые к середине 1920-х привели к созданию обширных графических серий «Стада» и «Вечера в Селище», признанных позже шедеврами русской графики.
«Зима в Селище», 1924 год, тушь, картон, белила, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эти серии, датированные 1923—1929 годами, представляли начало нового этапа в творчестве художника. Мрачное, полное контрастов и внутреннего напряжения настроение просветляется нотой элегического строя. Рисунки, как правило, были выполнены черной акварелью или тушью, размывкой и сухой кистью. Иногда встречаются листы, исполненные цветной акварелью. Все они были сделаны с натуры в Селище под Костромой, где художник периодически жил с семьей в доме своего родственника. Множество листов варьируют два основных мотива: пасущиеся стада или вечерние интерьеры селищенского дома.
«Стадо», 1926 год, бумага, чёрная акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1925 году Николаю Николаевичу за гравюры на дереве была присуждена Золотая медаль на Международной выставке декоративных искусств в Париже. В том же 1925-м году он вступил в Общество станковистов (ОСТ).
В 1927-м году состоялась первая персональная выставка Николая Купреянова в картинной галерее Татарской АССР, издан каталог с вступительной статьей А. А. Федорова-Давыдова (Казань, 1927). На выставке было представлено более 220 произведений — гравюры, литографии и рисунки (1916—1927).
«На заводе «Серп и молот». Из серии «Завод». 1925-27 год, бумага, тушь, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В 1928-м году Н. Купреянов участвовал в Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции (Москва) сериями работ «Завод», «Морской транспорт» и «Железнодорожные пути» (1926—1927), где получил первую премию. В том же году по командировке Наркомпроса Купреянов вместе с художниками Петром Вильямсом (1902—1947) и Юрием Пименовым (1903—1977) посетили Германию и Италию.
«Красная лошадь», 1924 год, бумага тушь, красная акварель, графитовый карандаш, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

В феврале 1929-го года Николай Купреянов попал под компанию борьбы с врагами нового социалистического строя. Художник «как бывший дворянин, крупный помещик, владевший имением свыше 1000 десятинземли и сын губернатора», был лишен избирательных прав, отчислен из ВХУТЕИНа (как именовался ВХУТЕМАС с 1927 года) и в марте 1929 года прекратил руководство литографским отделением полиграфического факультета.
«Пути. Из серии «Железнодорожные пути». 1925-27 год, бумага, тушь, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В марте 1930-го он был арестован ОГПУ по доносу о связях с белоэмигрантами и группой монархистов, две недели провел в заключении на Лубянке, но затем был неожиданно выпущен, как не являющийся «социально-опасным элементом».
«Волисполком», Рисунок для журнала «Крокодил» 1920-е годы, бумага, акварель, карандаш, 23.5 х 29 см., частное собрание.

В 1930—1931 годах Купреянов был в творческих командировках от Всекохудожника (Всероссийское кооперативное объединение «Художник») на рыбных промыслах Каспийского моря. Исполнил серии акварелей, вел графический дневник, один из двух томов которого был факсимильно издан посмертно. В 1932-м году был в командировке от Изогиза в деревне Казановка Московской области, в колхозе «Трудовик»; командирован на корабли Балтфлота, где работал над рисунками и акварелями (позднее исполнил ряд литографий на ту же тему) к выставке «15 лет РККА» (1933). В 1932—1933 годах, являясь доцентом Московского полиграфического института, преподавал рисунок.
«У порога», 1928 год, бумага, акварель, частное собрание.

В 1933 году в возрасте 39 лет Николай Николаевич Купреянов при не выясненных до конца обстоятельствах утонул, переплывая небольшую подмосковную речку Уча. «Это была смерть одного из самых больших наших рисовальщиков — может быть самого одаренного», — впоследствии скажет А.Эфрос. Последний рисунок художника «Материнство» был исполнен у него дома в Малом Знаменском всего за несколько дней до смерти. Художник был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
«Рыбы», 1930 год, бумага, акварель, белила, частное собрание.

«Девушка с гитарой», 1928 год, бумага, чёрная акварель, частное собрание.

Николай Купреянов прожил всего 39 лет, но сумел оставить после себя большое количество рисунков и гравюр, многие из которых хранятся в ведущих музеях России и за рубежом. Несмотря на короткую жизнь, Купреянов оказал значительное влияниена многих художников, оставил обширное графическое наследие, воспитал многих учеников впоследствии ставших известными советскими графиками. Графические произведения художника сегодня находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Вологодской картинной галерее, Государственном литературном музее, Институте русской литературы, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Музее Востока в Москве, Российской государственной библиотеке, Ярославском художественном музее, а также в многочисленных частных российских собраниях.
«Вечер.Козы в хлеву», 1927 год, бумага,чёрная акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Федоров-Давыдов А. А. Очерк о художнике Н. Н. Купреянове // Николай Николаевич Купреянов: [каталог выставки]. Казань, 1927.
2. Аранович Д. Николай Купреянов // Жизнь искусства. 1928. № 403.|Аранович Д. Николай Купреянов // Жизнь искусства. 1928. № 40.
3. Эфрос Абрам. О дневниках Н. Купреянова // Искусство. 1933. № 5.
4. Купреянов Н. Дневники художника. М. — Л.: Искусство, 1937. [послесл: С. Разумовская].
5. Чегодаев А. Д. Николай Николаевич Купреянов [Вступит. ст.] // Выставка произведений художников Л. А. Бруни, Н. Н. Купреянова, П. В. Митурича. Каталог. М., 1958.
6. Николай Николаевич Купреянов [Альбом. Вступит. ст. Г. Гурьевой.] М., 1959.
«Вечер. За работой», 1926 год, бумага, тушь, кисть, Государственная Третьяковская галерея, Москва\

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.