Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 503. Истомин Константин Николаевич (Konstantin Istomin) (1886-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Николаевич Истомин — известный советский художник, живописец, художник-авангардист, педагог, член обществ «Маковец», «Четыре искусства», АХРР.

Константин Истомин родился в Курске. В Харькове, учась в гимназии, посещал художественную школу. В 1905 году после участия в революционных событиях эмигрировал в Германию. В Мюнхене обучался в школе живописи венгерского живописца Шимона Холлоши. В 1909 году вернулся в Россию и поступил на искусствоведческое отделение МГУ.

В 1921 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения Истомин занимался организацией художественного рабфака. В 1920-е годы был профессором сначала Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС, позже Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН), а затем, после реорганизации ВХУТЕИНа, — Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В период с 1930 по 1939 год преподавал в Московском полиграфическом институте. Занимаясь педагогической деятельностью, в эти годы активно участвовал в выставках общества «Четыре искусства», создал большое количество работ: пейзажей, натюрмортов, портретов, жанровых картин.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Живопись Истомина не отличается большим жанровым разнообразием, хотя слово «жанр» тут несколько неуместно, он вообще не решает каких бы то ни было жанровых — в академическом понимании — проблем. Его поиски лежат в области преобразования зримой натуры в форму на плоскости холста или бумаги, а натура морфологически делится на пейзажи, интерьеры с фигурами и просто фигуры, часто обнаженные» (А. Толстова, искусствовед).
«Жатва», 1924 год, картон, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Константин Истомин, обладая уникальным собственным стилем, оставался незаслуженно забытым на протяжении многих десятилетий. Он писал натюрморты и пейзажи, бытовые сцены, эскизы костюмов и декораций для театральных постановок, очень серьезно относясь к каждой своей работе и тщательно продумывая все детали — от поиска основного цвета и тональности до расстановки предметов. Его картины, всегда цельные, завершенные и эмоциональные никогда не запрещали, они просто не были популярны. К счастью, время меняет наше отношение ко многому, что нас окружает, и сегодня творчество этого замечательного художника вновь становится доступным и востребованным.
«Улица в Нальчике», 1927 год, холст, масло, 67 х 79 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Константин Николаевич Истомин родился 26 декабря 1886 года в Курске, в дворянской семье Николая Владимировича Истомина, офицера армейской пехоты, подпоручика 67-го резервного пехотного батальона и его супруги Елизаветы Ивановны (урожденной Недригайловой).
На фото его родители — Николай Владимирович Истомин, дворянин, подпоручик 67-го резервного пехотного батальона, мать — Елизавета Ивановна (урожд. Недригайлова).

В Курске он начал ходить в гимназию, однако в 1901 году его отца перевели служить во Владивосток, куда семья переехала к новому месту службы главы семейства. Там, учась в гимназии, Константин увлекся рисованием и стал посещать местную художественную школу. Познакомился с искусством Китая и Японии, при этом особенное впечатление на него произвели красочные гравюры и лубки со своеобразными сюжетами.
«Портрет Лидии», начало 30-х годов, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1904 году, незадолго до начала войны с Японией, Истомина-старшего перевели служить в Харьков, где его сын смог окончить гимназию. Не забывал Константин и о своем детском увлечении, продолжая заниматься живописью в местной художественной школе. Революционные события 1905 года захватили и 18-летнего Константина, который принимал в них активное участие на стороне рабочих, за что был арестован полицией и угодил в тюрьму.
«Лена с кошкой», начало 30-х годов, холст, масло, частное собрание.

В 1906 году после неожиданного освобождения не стал более испытывать судьбу и покинул пределы царской России, направившись в Германию. В Мюнхене начал посещать художественную школу-студию известного в Европе венгерского живописца Шимона Холлоши (1857—1918), где познакомился с Владимиром Фаворским (1886—1964), тоже учившимся в это время у Холлоши.
«Шахтерка метростроя», 1937 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В историю искусства конца XIX — начала XX века Холлоши вообще вошел не только как интересный живописец, но и в еще большей степени как поистине выдающийся педагог. У него учились мастера из Германии, Польши, России, среди которых — Оскар Глац (1872—1958), Мстислав Добужинский (1875—1957), Зиновий Гржебин (1877—1929), Александр Августинович (1865—1944), Кузьма Петров-Водкин (1878—1939), Елена Бебутова (1892—1970), Константин Коровин (1861—1939), Николай Розенфельд (1886—1938). В отличие от Антона Ашбе (1862—1905), руководителя другой знаменитой частной мюнхенской школы-студии, Холлоши учил более рациональному, умозрительному подходу к анализу формы, прежде всего в рисунке головы и фигуры человека с натуры.
«Девушка из Карачая (Портрет Софьят Б.)», 1927 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петребург.

Весной 1909 года Истомин вернулся в Россию, а уже летом поступил на искусствоведческое отделение МГУ, как он впоследствии говорил, скорее желая отсрочить военную службу, чем ради знаний. Но учеба в МГУ привила ему настоящую культуру, оказала определяющее влияние на его художественные воззрения и позволила в 1912 году совершить увлекательное путешествие по Греции и Италии, где художник познакомился и на всю жизнь увлекся искусством античности и эпохи Возрождения.
«Зимний пейзаж. Московский переулок», 1926 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1913 году Истомин был призван в армию, попал в артиллерию. В ходе Первой мировой войны он командовал артиллерийской батареей, был контужен, лежал в госпитале. В 1917 году его избрали в полковой комитет, но вскоре демобилизовали. Октябрьский переворот и советскую власть принял безоговорочно и сразу, что совсем не удивительно — не мог не принять, атеист, марксист, еще студентом, в 1905-м, побывавший и на баррикадах, и в тюрьме за убеждения. Он переехал в Москву и в 1918 году устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, где занимался оформлением агитпоездов и изготовлением наглядной агитации к первым советским праздникам.
«Эсфирь», 1928 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

С марта 1919 года находился в рядах Красной Армии, однако, будучи раненым и переболев тифом, был демобилизован. В творческом плане гражданская война принесла художнику только разрозненные заметки, которые легли в основу графической серии к десятилетию Октября «Красная Армия в Донбассе». Остальные батальные рисунки Истомина, к сожалению, пропали. А на основе того, что удалось сберечь, Константин Николаевич выпустил к 1927 году на юбилей событий Октября 1917 года графическую серию «Красная Армия в Донбассе».
«Московский пейзаж», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1920 году Истомин непродолжительное время занимал дипломатическую должность, но потом его направили в распоряжение Народного комиссариата просвещения для организации художественного рабфака. С 1921 года и до конца жизни Истомин уже занимался преподавательской деятельностью. В 1920-е годы Константин Николаевич занимал должность профессора сначала Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС, позже Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН), а затем, после реорганизации ВХУТЕИНа, — Московского художественного института имени В. И. Сурикова. ВХУТЕМАС (и институты, возникшие на его руинах) был богат педагогическими талантами, но система в целом в те годы держалась на двух друзьях-однокашниках по мюнхенской школе Шимона Холлоши: Владимир Фаворский учил графике, Константин Истомин — живописи. В период с 1930 по 1939 год Истомин преподавал также в Московском полиграфическом институте.
«Мать и дитя», 1927 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Истомин никогда не был приспособленцем. Его, несмотря на дворянско-офицерское происхождение и откровенное «низкопоклонство перед Западом», не коснулись репрессии и не слишком сильно потрепали кампании по борьбе с формализмом, ему не надо было подлаживаться и унижаться, он и так регулярно ездил в творческие командировки, участвовал во множестве официальных, отчетных и тематических, выставок, работал на павильонах ВСХВ, иллюстрировал фурмановского «Чапаева».
«Женский портрет», 1922 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева.

При этом долгие годы Истомин был известен лишь своей успешной преподавательской деятельностью. Студенты отзывались о нем как о спокойном, обаятельном, отзывчивом учителе. Он был отличным педагогом, нередко помогал бедным студентам с материалами, выручал в сложных жизненных ситуациях. Именно благодаря своим студентам спустя многие годы Истомин, наконец, стал известным. Широкой публике картины Константина Истомина открылись лишь в 1961 году, когда стараниями бывших студентов была проведена персональная выставка мастера.
«Крыши», 1922 год, холст, масло, Собрание Татьяны и Сергея Литвиных.

В 1920-х годах Истомин много экспонировал свои пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые картины. В эти годы он был уже вполне зрелым художником. Вступив в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и исповедуя принципы соцреализма, он, однако, стремился сочетать традиции искусства передвижников с выразительной пластикой, типичной для европейского искусства. Для себя он избрал стиль живописи эмоций и цвета. В эти годы Константин Николаевич Истомин участвовал на выставках общества «Четыре искусства».
«Пейзаж с мостом», 1920-е годы, холст, масло, галерея «Ковчег», Москва.

Одно из своих самых известных полотен — «Вузовки», приобретенное при жизни автора Третьяковской галереей, Константин Истомин создал в 1933 году. Другие заметные картины художника — «Женский портрет» 1922 года и «Утро», законченная им в 1928 году, первая из них находится в Саратовском государственном художественном музее, а вторая — в Русском музее Санкт-Петербурга. Истомин много времени посвящал иллюстрированию книг, ярко проявил себя и в качестве театрального художника, создав эскизы декораций и костюмов к ряду спектаклей; писал теоретические работы и учебные программы.
«Вузовки», 1933 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Начало войны Константин Николаевич встретил в столице, а уже осенью 1941 вместе со всем Московским художественным институтом имени В. И. Сурикова, профессором которого являлся, эвакуировался в Самарканд. Умер Константин Николаевич Истомин 28 августа 1942 года в Самарканде, где и был похоронен.
«Букет на красном», 1910-е годы, холст, масло, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, Махачкала.

После смерти его надолго забыли, мастерскую очистили — работы вынесли на помойку. Их спасли случайные люди, а затем уже друзья и ученики. Позже руководство отдало холсты Истомина из мастерских ВХУТЕМАСа студентам под запись, пришлось спасать и их. Благодаря ученику-подвижнику, Леониду Казенину, удалось сохранить многое из творческого наследия Истомина, не имевшего родственников и никаким официальным творческо-педагогическим организациям посмертно не интересного.
«Дочь рыбака», 1924 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Первую персональную выставку Константина Николаевича Истомина организовал в Москве в 1961 году его ученик И. В. Савицкий, директор Каракалпакского художественного музея. Вторая выставка состоялась в 1975 году, а в 1985 в Москве был издан альбом репродукций с картин Истомина «Избранные произведения». После многих лет забвения картины Константина Истомина, наконец, начали приобретать популярность, появляясь и на мировых художественных аукционах. В 2019 году состоялись выставки в Государственной Третьяковской галерее («Константин Истомин. Цвет в окне») и в галерее «Ковчег» в Трубниковском переулке(«Константин Истомин. Море и Лидочка»).
«Девушка в голубом», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Сегодня работы Константина Истомина украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея, Курской картинной галере, других художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленных частных собраний в России и за ее пределами.
«Сидящая натурщица в голубом», конец 20-х годов, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Истомин, Константин Николаевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
2. Яблонская М.Н. Константин Николаевич Истомин // Советский художник. — Москва, 1972.
3. Гощанская О.А. Влияние немецкой и французской художественных школ на рисунок Константина Истомина. //Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 . Под ред. А.В.Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012.
4. Константин Истомин. Цвет в окне. — М.: Государственная Третьяковская галерея, 2019.
«Натюрморт», 1922 год, картон, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.