Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 502. Рерберг Фёдор Иванович (Fyodor Rerberg) (1865-1938).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Фёдор Иванович Рерберг — известный русский художник и педагог, выпускник Императорской Академии художеств, ученик П.П. Чистякова и В.И. Якоби.

Фёдор Рерберг родился в Москве. В 1881 году брал частные уроки рисования у В. С. Розанова. В 1885—1892 годах учился в Императорской Академии художеств сначала на архитектурном, затем — на живописном отделении у П. П. Чистякова, П. М. Шамшина, Б. П. Виллевальде, К. Б. Венига, В. П. Верещагина, В. И. Якоби. Пользовался советами И. Е. Репина. В 1886 и 1887 годах за рисунок и этюд награждался серебряными медалями. В 1892 году получил звание неклассного (свободного) художника.

Автор пейзажей, портретов, картин на жанровые сюжеты. Много работал в технике акварели. С 1891 года давал частные уроки, в 1906 открыл частное училище, где помимо занятий по рисунку и живописи, читал лекции по истории искусства; преподавал в нем до 1931 года (в 1929 году Училище Ф. И. Рерберга было преобразовано в Государственные курсы живописи и рисунка Бауманского отдела Народного образования). Преподавал в техникуме ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств), Московском текстильном институте, на Курсах академического рисунка «Всекохудожника» (1930-е годы); профессор. Участвовал в организации 1-го Пролетарского музея (1918).

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Фёдор Иванович Рерберг был хороший художник и чудесный человек: в высокой степени культурный, благовоспитанный, добрый, бескорыстный, до фанатизма преданный искусству и умевший передать любовь к искусству своим ученикам. Воспитанник Императорской Академии художеств, он в искусстве был «импрессионистом», хорошим искренним импрессионистом» (И. Клюн. Мой путь в искусстве).
«Овраг», 1930-е годы, холст, масло. 50,5 х 63,5 см. Антикварная торговля А. Витт и Д. Леонтьев, Москва.

Фёдор Иванович Рерберг родился 21 июня (3 июля) 1865 года в Москве в семье известного инженера, действительного статского советника, управляющего Московско-Нижегородской железной дорогой Ивана Фёдоровича Рерберга (1831—1917), оставившего след в истории железных дорог проектированием Московско-Казанской железной дороги. Рерберги были известной фамилией в России. Шведы по национальности, предки Фёдора Ивановича несколькими поколениями верой и правдой служили России.
«Волжский пейзаж», 1897 год, холст, наклееный на картон, масло, 15,5 х 20 см., Аукционный дом «Литфонд» Москва, 2018 год.

Его прадед был блестящим корабельным мастером, дед преподавал в Институте инженеров путей сообщения, брат был выдающимся архитектором, автором зданий Киевского вокзала и Центрального телеграфа в Москве.
«Крымский пейзаж с фигурами», 1920-1930-е годы, холст, масло, 25 х 35 см., Аукцион Auctionshaus Bergmann, Германия.

В семье поощрялись любые проявления творчества, поэтому, когда маленький Фёдор увлекся рисованием, проявляя при этом определенное, вызывавшее удивление мастерство, родители сделали все возможное, чтобы это мастерство развить и пригласили для занятий с юным талантом профессионального художника В.С. Розанова (1850—1910), выпускника МУЖВЗ. В 1882 году после окончания гимназии Фёдор Рерберг отправился в столицу для получения художественного образования.
«Флоренция», 1917 год, бумага, акварель, гуашь, 44,5 x 65,5 см., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

В Санкт-Петербурге он поступил на архитектурный факультет Императорской Академии художеств, однако вскоре перевелся на живописный, где его педагогами в разные периоды обучения были Павел Петрович Чистяков (1832—1919), Петр Михайлович Шамшин (1811—1895), Богдан Павлович Виллевальде (1819—1903), Карл Богданович Вениг (1830—1908), Василий Петрович Верещагин (1835—1909), Валерий Иванович Якоби (1834—1902). Неоднократно пользовался и советами Ильи Репина (1844—1930).
«Катание на лодках по Волге (Boating on the Volga)», 1916 год, холст, масло, 78 х 100 см., Аукцион Bonham’s, Лондон, 2011 год.

В Академии Фёдор Рерберг познакомился и быстро подружился с Дмитрием Кипликом (1865—1942), впоследствии профессором и известным советским специалистом по технике и технологии живописи. В 1886 и 1887 годах за этюд и рисунок Рерберг награждался малыми серебряными медалями. В 1888 году успешно прошел полный курс академического обучения. Учеба в Академии оставила в памяти Рерберга противоречивые воспоминания.
«Горный пейзаж», 1895 год, холст, наклееный на картон, масло, 14 х 10 см., Аукционный дом «Русская эмаль», Москва, 2018 год.

С одной стороны он всегда с особой теплотой вспоминал своего педагога Павла Чистякова, с другой — тяготился академической рутиной, которую олицетворяли ректор старик Шамшин, Виллевальде, Вениг, Верещагин, Якоби ведущие в те годы профессора ИАХ. Эти взгляды полностью разделял и Киплик, считавший невозможным для себя работать над дипломной работой с полной верой в указания учителей. В конце концов, друзья покинули стены Академии в 1892 году, отказавшись от участия в конкурсе на большую золотую медаль, удовлетворившись лишь званием неклассного художника.
«На бульваре (On the Boulevard)», 1905 год, холст, масло, 26,5 x 34,2 см., Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2014 год.

После завершения обучения Фёдор Рерберг вернулся в Москву. Много путешествовал, побывав в Крыму, на Кавказе, совершив путешествие по Волге. Выезжал за границу империи, посетив Германию, Австрию, Францию, Италию. Весной 1892 года было создано Московское товарищество художников, которому Рерберг отдал много сил и внимания. Просуществовало товарищество до 1924 года. И хотя в его уставе декларировалась задача борьбы за свободное искусство в противовес передвижнической тенденциозности, история — выставочная практика МТХ — показала, что успех его заключался не в этой борьбе, а в развитии традиций критического реализма. Но МТХ не замыкался в классических формах искусства, стремясь подчеркнуть роль и значение декоративно-прикладного направления, экспонируемого на его выставках.
«Портрет девочки (W promieniach słońca)», 1903 год, холст, масло, 47 x 42,5 см., Аукцион Aukcja Dzieł Sztuki i Antyków, Польша, 2016 год.

Фёдор Иванович Рерберг работал в различных художественных жанрах, пробуя свои силы в разных техниках. Он был автором многочисленных пейзажей, портретов, картин на жанровые сюжеты. Много работал в технике акварели.
«Женский портрет», 1902 год, бумага, акварель, 31 х 39,6 см., Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 год.

Большое место в его повседневной деятельности занимала педагогическая деятельность. Рерберг был известным в Москве преподавателем искусства — начиная с 1891 года он регулярно давал частные уроки живописи и рисунка, а в 1906 году открыл собственную художественную школу —«Училище Фёдора Ивановича Рерберга». На первых порах помещением для занятий служили две большие комнаты, входившие в состав обширной квартиры Рерберга и его семьи. Мастерские были оборудованы подиумами, мольбертами, табуретками и большим числом гипсов.
«Пейзаж», 1903 год, холст, масло, 60 Х 40 см., Комиссионный магазин «Лефортово», Москва.

Студия Рерберга давала общее художественное образование, готовила к поступлению в Школу живописи, ваяния и зодчества или в Академию художеств. В студии не было каких-либо переходных ступеней или классов. Фёдор Иванович группировал своих учеников по успеваемости. Усвоил рисование с гипсов — переходи к живой голове, потом к одетой фигуре и к фигуре обнаженной. Занятия по рисунку шли в одни часы, по живописи — в другие.
«Песчаный берег», 1901 год, холст, масло, 23 x 28 см., частное собрание.

«.. Некоторые находили полученные здесь знания достаточными для дальнейшей самостоятельной работы в области искусства, что было справедливо. Многие вообще не собирались делать искусство своей профессией. Получив общие понятия по рисунку и живописи, они намеревались главным своим занятием избрать что-нибудь более основательное и стабильное. Состав учащихся определялся в значительной степени тем, что за учение надо было немало платить. Поэтому сюда приходили или дети состоятельных родителей, или те, кто уже сам неплохо зарабатывал…» (Е. Зернова. Воспоминания).
«Ярмарка», 1903 год, холст, масло. 80 х 107 см., Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Однозначно охарактеризовать педагогическую деятельность Фёдора Ивановича Рерберга нельзя. С одной стороны, художник рассматривал работу педагога как серьезный заработок, позволяющий содержать семью и заниматься творчеством, и временами он очень тяготился преподаванием. С другой стороны, добрый и мягкий человек, он был отличным методистом, прекрасным знатоком технологии живописных материалов. Понимая, что будущий художник — это растущая личность, неповторимая творческая индивидуальность, Рерберг относился каждому своему ученику, стараясь вместе навыками работы с художественными материалами, поощрять у учеников и «собственное видение». Учениками Рерберга были Казимир Малевич (1879—1935), Иван Клюн (1873—1943), Давид Бурлюк (1882—1967), Валентина Ходасевич (1894—1970).
«Лесная опушка», 1900-1910-е годы, холст, масло, Аукционный дом «Русская эмаль», Москва.

В последующем Рерберг преподавал в техникуме ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств), Московском текстильном институте, на Курсах академического рисунка «Всекохудожника» (1930-е годы). В 1917—1918 годах работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете, состоял членом Художественного совета Государственного Исторического музея.
«Женщина за прялкой», 1890-1900-е годы, холст, масло, 40 х 45,3 см., Арг-галерея Nostalgie, Владивосток.

Рерберг участвовал в организации 1-го Пролетарского музея (1918); заведовал художественной частью Музея труда (с 1920). С 1927 года состоял консультантом завода художественных красок «Красный художник».
«Композитор Александр Тихонович Гречанинов», 1890-е годы, холст, масло, Государственный исторический музей, Москва.

Фёдор Иванович выпустил несколько справочных изданий по живописи методики преподавания живописи: «Краски и другие художественные современные материалы» (1905); «Художник: к выбору профессии» (1906); «Краткий курс лекций по истории искусств»; «Художник о красках» (1932); «Как научиться писать маслом», «Как научиться писать акварелью», в соавторстве —«Живописные краски и их производство» и другие.
«Портрет Е.М. Горбуновой, друга и постоянной спутницы жизни Ф.И. Шаляпина, выдающейся балерины ХIХ века», 1916 год, картон, акварель, темпера, 58,5 х 45 см., частное собрание.

В дальнейшем, несмотря на его интересные исследования и работы, Рерберг был практически забыт как художник. Его персональные выставки прошли в лишь в 1963—1964 годах. О нем как о художнике и педагоге в 1989 году был издан сборник воспоминаний его учеников. О Рерберге-технологе же если и знают кто-либо сегодня, то считанные единицы специалистов.
«Крестьянка», 1901 год, бумага, цветные карандаши, 38 х 29 см., частное собрание.

С 1889 года Фёдор Рерберг был участником различных выставок. Являлся член объединения «Московский салон», членом и экспонентом Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников (1893—1924, с перерывами; член-учредитель и член Правления). Участвовал в выставках ТПХВ (1891—1903), Всемирных выставках в Сент-Луисе и Нью-Йорке (1904—1905), Риме (1911), выставках «Художники Москвы — жертвам войны» (1914—1915), экспозиции картин русских художников (старой и новой школ, 1915), 4-й государственной выставке картин (1919) в Москве, 1-й государственной передвижной выставке картин (1925; Москва, Саратов, Царицын, Казань, Нижний Новгород) и других. Провел персональную выставку в Москве (1910).
«Девушка с ведрами», 1901 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств им. Невзоровых, Семипалатинск, Казахстан.

Федор Иванович Рерберг скончался 28 сентября 1938 года в возрасте 73 лет. Был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище столицы. Сегодня произведения художника находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других, а также в многочисленных частных собраниях в нашей стране и за рубежом.
«Натурщик», 1891 год, холст, масло, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Машковцева А. О Федоре Ивановиче Рерберге // Ф.И. Рерберг. Сборник воспоминаний. Л.: Художник РСФСР, 1986.
2. Мямлин И. Г., Миролюбова А. А. Ф. Рерберг: сборник воспоминаний. — Л.: Художник РСФСР, 1986.
3. Залесская Е. Л., Черемухин Г. А. Инженер Божьей милостью М.: Изобразительное искусство, 1980.
4. Федоров-Давыдов А. А. Очерк о художнике Ф. И. Рерберге // Фёдор Иванович Рерберг : [каталог 1-й государственной передвижной выставке картин ]. Казань, 1929.
5. Аранович Д. Фёдор Рерберг // Жизнь искусства. 1928. № 40.
Козырева К. А. Фёдор Рерберг Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып.4. СПб, 2013.
6. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая).
«Дочь художника в костюме 1840-х годов», 1916 год, бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, 88,5 х 62,5 см., Антикварный салон «Меандр-Антик», Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.