Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 501. Ноаковский Станислав Владиславович (Stanislav Noakovsky) (1867-1928).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Станислав Владиславович Ноаковский — известный русский и польский архитектор и график, академик Императорской Академии художеств.

Станислав Ноаковский родился в небольшом городке Нешава, Александрувского повята, Куявско-Поморского воеводства Польши. После обучения в реальном училище в городе Влоцлавеке изучал архитектуру в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Получил медали Академии художеств: малая серебряная (1890), большая серебряная (1891), малая золотая (1893) за программу «Гостиница для приезжающих в столице». В 1894 году получил звание классного художника 1-й степени. В 1896 был командирован на три года в качестве пенсионера Академии художеств во Францию, Германию и Италию.

С 1899 года Ноаковский преподавал курс истории искусства и вел класс композиции в Строгановском Центральном училище технического рисования в Москве. С 1906 года — профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В 1918 году эмигрировал в Польшу, где занял должность декана и профессора архитектурного отделения Политехнического института в Варшаве. В 1976 году в Варшаве прошла ретроспективная выставка графики художника.

Рассказ об этом известном графике, архитекторе и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Станислав Владиславович Ноаковский — академик архитектуры, читал историю искусств. В жизни он был вял и флегматичен, ходил медленно, говорил тихо. Таким он выходил из учительской и плавно нес свое грузное тело в класс. Но когда он брал мел и подходил к доске, то, как бы перерождался. Голос звучал уверено: «Французская готика — это горизонталь, немецкая — вертикаль», — и рука его с неимоверной быстротой рисовала Нотр-Дам и рядом Кельнский собор. Это было гораздо убедительнее, чем картинки «волшебного фонаря». В течение 10-15 минут вся огромная доска покрывалась рисунками, и какими! Это были подлинные произведения искусства» (В. Комарденков. Дни минувшие).
«Монастырские стены», 1910-е годы, картон, акварель, 9 х 13,5 см., частное собрание.

Выходец из среды польской интеллигенции, Станислав Ноаковский закончил архитектурное отделение Академии художеств в Санкт-Петербурге, но зодчим-практиком так и не стал. Вместе с тем при жизни его творческая судьба была счастливой — он имел возможность работать в той области, которую полюбил еще в детстве и которую избрал для себя в качестве профессии. При этом он остался в истории искусства не столько как автор реально осуществленных проектов (хотя были и такие), а скорее как архитектор-художник — творец вымышленных архитектурных пейзажей и интерьеров. Это в большей степени фантазии художника на тему архитектуры прошлого, исполненные темпераментно и легко в технике мгновенного наброска. Они и составляют творческое наследие выдающегося художника и архитектора, которое хоть и весьма своеобразно, но по оценкам большинства специалистов — просто уникально!
«Въездные ворота монастыря», 1915 год, бумага на картоне, акварель, тушь, перо, графитный карандаш. 32 х 49 см., Национальный музей, Варшава.

Станислав Владиславович Ноаковский родился 21 марта 1867 года в небольшом городке с большим историческим прошлым Нешаве, Александрувского повята, Куявско-Поморского воеводства Польши в многодетной семье нотариуса Владислава Эдварда Ноаковского (1827—1879) и его супруги Элеоноры, урожденной Сандомерской (1839—1910). Имел брата Владислава, сестер Зофью и Стефанию. Глава семьи был известным в городе нотариусом. Он был хорошо образован, прекрасно рисовал (рисование входило как обязательный элемент в дворянское воспитание) и, помимо государственной службы, занимался литературными переводами. Мама Станислава тоже была культурной и широко образованной женщиной, увлекалась музыкой и имела неплохие вокальные данные.
«Надвратная церковь», 1915 год, бумага, тушь, кисть, акварель, 24,3 × 13,5 см., частное собрание.

Ноаковский родился в той части Польши, которая в конце ХVIII века была включена в состав Российской империи. Рисовать начал рано. В детстве и ранней юности он навсегда проникся любовью к польской готике и барокко, к провинциальным часовенкам и костелам — рисуя их, он вырабатывал первые профессиональные навыки. В 1877 году Станислав был отдан учиться в реальное училище во Влоцлавке с шестилетним сроком обучения. Училище располагалось в старинном городе, живописно раскинувшемся на берегу Вислы (в 180 км от Варшавы), где большое впечатление на него произвели тогда еще сохранявший свой первоначальный вид готический кафедральный собор, внутри которого до сих пор можно видеть надгробие Петра Бниньского (произведение Вита Ствоша), ренессансные саркофаги куявских епископов и старинный барочный алтарь времен Сигизмунда III. По словам самого художника, высказанным много лет спустя, именно благодаря Вроцлавку он и стал художником.
«Вид на фасад церкви в стиле рококо», 1918 год, бумага, тушь, акварель, карандаш, Художественный музей, Лодзь.

Станиславу очень повезло с педагогами в училище, в частности, с незаурядным учителем рисования — потомком французских эмигрантов Луи Бушаром (1853-1937), квалифицированным графиком и выдающийся автор статей об искусстве. Именно во Влоцлавке Станислав начал с увлечением профессионально рисовать исторические памятники, а также изучать генеалогию и геральдику, что очень пригодилось ему впоследствии. Реальное училище он заканчивал уже в Ловиче — еще одном старинном городке, являвшимся в течение нескольких столетий резиденцией гнезненских архиепископов. Там юный Ноаковский с увлечением и старанием рисовал старые надгробные плиты, барочные и готические костелы.
«Городок», 1914 год, бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш, 25,9 х 32,3 см., ГМИИ имени А.С. Пушкина, Москва.

В 1886 году после окончания училища и завершения процесса получения среднего образования Станислав решил продолжить обучение профессии архитектора, но во всей Польше того времени не было высшего учебного заведения, обучавшего этой профессии. Выручила Ноаковского его сестра Зофья, незадолго до этого вышедшая замуж за инженера, поляка, работавшего в России — она снабдила брата деньгами, и он отправился в Санкт-Петербург, чтобы поступать на архитектурное отделение Академии художеств.
«Въезд в древнерусский монастырь», 1915 год, картон, акварель, частное собрание.

В дальнейшем, молодость, проведенная в блистательной столице на берегах Невы, поразившей талантливого молодого человека своей монументальной и изысканной красотой, навсегда сроднила его с русской культурой. Незадолго до смерти, уже прожив активный и плодотворный десятилетний период в Варшаве, художник признавался в автобиографическом наброске: «Художественный мир России — это высокий стиль, считаю счастьем, что мне было дано узнать его размах и не свойственный нам масштаб. Без жизни в России я бы не был собой сегодняшним».
«Пейзаж с церковью», 1910 год, бумага, чернила, акварель, 24 × 21 см., частное собрание.

29 августа 1886 года Станислав Ноаковский был зачислен на архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В годы учебы жил на Васильевском острове, неподалеку от Академии художеств. На четвертом курсе для продолжения обучения Станислав выбрал мастерскую знаменитого русского архитектора периода эклектики, профессора ИАХ Леонтия Николаевича Бенуа (1856—1928). В период обучения в ИАХ Ноаковский часто поощрялся. В 1890 году он получил малую серебряную медаль за проект великокняжеского охотничьего дворца, в 1891 году — большую серебряную медаль за проект каменного Летнего театра на 500 мест, в 1893 году — малую золотую медаль за проект «Гостиница для приезжающих в столицу». 5 ноября 1894 года Станислав Ноаковский был выпущен из Академии художеств со званием классного художника 1-й степени и правом пенсионерской поездки за границу.
«Стена монастыря», 1917 год, картон, акварель, 25,5 х 21 см (лист), Национальный музей, Краков

В 1896 году недавний выпускник ИАХ воспользовался своим правом на предоставленное пенсионерство и выехал за пределы империи для совершенствования своего мастерства в Италии и Франции, а позже и в Германии и Швейцарии. В эти годы он создал один из своих немногочисленных воплощенных в жизнь проектов — часовню для хранения урны с сердцем Тадеуша Костюшко для Польского музея в Рапперсвиле (Швейцария). При этом дольше всего Ноаковский прожил в Париже, куда он попал в разгар «франко-русских симпатий». Для пенсионера из далекого Петербурга служители музеев открывали недоступные публике части дворцов в Версале, Компьени и Фонтенбло, где он смог досконально изучить особенности архитектурных стилей ХVIII—ХIХ веков и выполнил немало рисунков с натуры. В те годы области современной архитектуры и прикладного искусства в столице Франции входил в моду модерн, а в живописи это был период окончательного признания импрессионистов. Полученные яркие впечатления современности не могли пройти бесследно для начинающего художника, но основное внимание пытливого пенсионера все же было направлено на старую французскую архитектуру, от готики до ампира. Перед возвращением в Россию Ноаковский посетил Польшу, последовательно осмотрев Краков, Познань, Вильно и Варшаву.
«Загородный дом», 1910-е годы, бумага, акварель, тушь, частное собрание.

В 1898 году Ноаковский вернулся в Россию и сразу примкнул к кружку «Мир искусства», который по его собственному признанию чрезвычайно повлиял на его художественное развитие. В 1899 году в журнале «Мир искусства» были опубликованы две статьи Ноаковского. По возвращении в столицу Станислав поселился на Троицкой (ныне Рубинштейна) улице, 13. Работал на строительстве здания Международного коммерческого банка на Невском проспекте, 58 (архитекторы С.А. Бржозовский и С.И. Кербедз), затем на мебельной фабрике Г.В. Бюхтгера (Английский проспект, 8–10; здание не сохранилось). Часто бывал на дискуссионных собраниях на квартире у Сергея Дягилева (Литейный проспект, 45), где вырабатывались эстетические принципы группы «Мир искусства».
«Окраина села», 1910-е годы, бумага, тушь, кисть, 15,5×23,5 см., частное собрание.

В конце марта 1899 года Станислав Ноаковский переехал в Москву, где занял место хранителя Художественно-промышленного музея имени императора Александра II, основанного в 1868 году при Строгановском Центральном училище технического рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). Работал в этом учреждении до 1918 года, исполняя обязанности инспектора училища (в 1900—1907 годах), затем библиотекаря и преподавателя; в 1906 году был утвержден в звании профессора. В июле-августе 1900 года Ноаковский побывал в Париже на Всемирной выставке, где за достижения в области художественного образования был награжден серебряной медалью. С 1907 года преподавал архитектуру, позднее и историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1909 году читал лекции на Женских архитектурно-строительных курсах в Санкт -Петербурге. Был членом Общества архитекторов-художников, Нового общества художников, Общества преподавателей графических искусств (все — в столице), общества «Свободное искусство» (Москва), Московского товарищества художников, товарищем председателя Московского архитектурного общества, членом-корреспондентом Императорского Московского археологического института имени императора Николая II (1915). В 1914 был удостоен звания академика. С 1915 года — он уже действительный член Императорской Академии художеств.
«Деревянное зодчество», 1910-е годы, бумага, акварель, 51 × 36 см., частное собрание.

После Октябрьского переворота в августе 1918 году Станислав Ноаковский стал членом Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения, в том же году стал председателем Общества опеки над польскими памятниками (ранее Отдел опеки над памятниками при Комитете по делам попечительства над польскими беженцам). При этом, как только стало известно, что 10-11 ноября 1918 года германские войска оставили Варшаву, и Польша стала независимой страной, Ноаковский репатриировался на родину. По приезде в Варшаву он работал несколько месяцев в Министерстве искусств, затем начал преподавать историю искусств в Политехникуме и возглавил там же кафедру архитектуры, в дальнейшем был также профессором Академии художеств. Студенты обожали профессора и очень ценили его лекции. Петр Беганьски, один из его учеников, вспоминал: «Мы, молодые, пришедшие в архитектуру с намерением творить в самых современных и передовых формах архитектурного искусства, черпали в «школе Ноаковского» вдохновение для творческой деятельности, основанной на логике построения пространственной формы… Словом, на исторических примерах мы учились современному архитектурному образу мышления».
«Застройка монастыря с воротами и башней», 1915 год, доска, тушь, акварель, 28,6 х 35,9 см., Национальный музей, Варшава.

Станислав Ноаковский получил широкое признание благодаря своим публичным лекциям в разных городах Польши. В 1920-е годы состоялось международное признание творчества Ноаковского: в 1921 году состоялась большая выставка его работ, в 1922–25 годах он выставлялся в Париже, в 1927–28 годах выставлялся в Праге, Вене, Будапеште, опять в Лондоне и в Амстердаме. Среди немногих осуществленных им в Польше архитектурных работ — надгробный памятник русскому писателю Михаилу Петровичу Арцыбашеву, который был установлен в 1927 году на православном кладбище в варшавском районе Воля. В 1926 году Ноаковский получил награду председателя Совета министров Польши за свою большую художественную деятельность.
«Монастырь с четырьмя башнями», 1915 год, бумага, тушь, акварель, 28.4 х 35,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Станислав Ноаковский известен в большей степени как мастер архитектурных зарисовок. В них чувствуется особый подход к образам старинной русской архитектуры, раскрывающий перед зрителем новые, подчас неведомые черты давно знакомых памятников. Отличительной особенностью рисунков мастера является беглая и свободная манера исполнения — с четкими плавными линиями и мягкими свето-теневыми моделировками. Излюбленной техникой художника была работа тушью и сухой кистью с подцветкой акварелью, благодаря чему он добивался впечатления легкости и воздушности. Неоднократно варьировал в своем творчестве одни и те же мотивы.
«Ансамбль архитектуры барокко», 1916 год, бумага, тушь, акварель, частное собрание.

В сентябре 1928 года Станислав Ноаковский был приглашен читать свои знаменитые лекции в Брюссель, но 1 октября 1928 года он скоропостижно скончался и после торжественного отпевания был похоронен на кладбище Повонзки в семейном склепе в Варшаве. Скульптор Альфонс Карны, бывший студент профессора, выполнил его посмертную маску (ныне хранится в музее скульптора в Белостоке). Позже он выполнил несколько скульптурных портретов Ноаковского, в разных техниках. В 1934 году в доме в Нешаве, где жили Ноаковские, был открыт мемориальный музей; именем архитектора названы улицы в Варшаве (установлена памятная доска), Гданьске, Влоцлавеке. Сегодня произведения Станислава Ноаковского находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Польше находится около 1150 его работ (большинство — в Национальном музее в Варшаве), в России — около 700, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.
«Ведута», 1905 rод, бумага, карандаш, тушь, частное собрание.
.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Эттингер П. Ноаковский Станислав: Опыт характеристики. — М.: Светлана, 1922. — 24, [1] с.
2. Лебедев П. И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. Советское изобразительное искусство: Монографии и исследования. М.- Л.: Искусство, 1949.
3. Земцов С. М. Станислав Ноаковский: Альбом. — М.: Изобразительное искусство, 1980.
4. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая).
5. Семенова Н. Станислав Ноаковский // Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М., 1991.
6. Łoza S. Architekci i budowniczowie w Polsce. Warszawa, 1954.
7. Wallis М. Kraj lat dziecinnych Stanisława Noakowskiego. Warszawa, 1960.
«Московская застава», 1914 год, бумага, акварель, 25,5 х 36,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.