Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 500. Тутеволь Клавдия Александровна (Claudia Tutevol) (1917-1990).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Клавдия Александровна Тутеволь — известный советский художник-живописец, педагог, профессор МГХИ им. В. И. Сурикова, Заслуженный художник РСФСР (1975).

Клавдия Тутеволь родилась в городке Борзна, Борзнянского уезда, Черниговской губернии, Российской империи. В 1938 году окончила Иркутское областное художественное училище изобразительных искусств, в настоящее время — Иркутское художественное училище им. И. Л. Копылова. В 1948 году Клавдия Александровна с отличием закончила МГХИ им. В. И. Сурикова, где обучалась у А. В. Лентулова, Н. П. Ульянова и А. А. Дейнеки.

В 1948 году она была принята в члены Союза художников СССР. С 1948 года работала в качестве художника-монументалиста в художественных экспертных мастерских строительства Дворца Советов. С 1965 по1967 годы преподавала рисунок в Строгановском училище. С 1967 года Тутеволь работала в МГХИ им. В. И. Сурикова в качестве профессора и руководителя мастерской монументальной живописи.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Клавдия Александровна Тутеволь родилась 23 октября 1917 года в городе Борзна, Борзнянского уезда, Черниговской губернии, Российской империи в семье управляющего имением одного из местных помещиков. Тутеволь – это русифицированная французская фамилия. Детство провела на Украине. Рано увлеклась рисованием, демонстрируя большое природное дарование. После вынужденного переезда родителей в начале 1930-х годов, когда они оказались ссыльнопоселенцами, сосланными под Иркутск из Припяти, здесь, в городе на берегах Ангары окончила школу и поступила в Восточно-Сибирский краевой педагогический техникум по изобразительным искусствам — изопедагогический техникум ( в наши дни — Иркутское художественное училище им. И. Л. Копылова).
«Женский портрет в красной шляпке», 1950 год, холст на картоне, масло, 35 x 30 см., Вологодская областная картинная галерея.

В 1938 году Клавдия Тутеволь успешно окончила Иркутское областное художественное училище изобразительных искусств, в которое был преобразован в период ее обучения изопедагогический техникум, представив экзаменационной комиссии свою дипломную работу — горельеф (скульптурное изображение на плоскости) на здании по улице Канадзавы (Канадзава — город-побратим Иркутска), дом 3.
Клавдия Тутеволь Мозаика на фасаде Дома Союзов в Караганде.

Комиссия высоко оценила работу выпускницы, а познакомившиеся с ней столичные преподаватели, приехавшие в тот год на выпускные экзамены в училище, пригласили Тутеволь в столицу для продолжения образования.
«Девушка с красным бантом», 1942 год, холст, масло, 65 x 55 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Клавдия серьезно отнеслась к поступившему приглашению и сразу после защиты диплома в училище отправилась в столицу, где поступила на первый курс одного из ведущих художественных ВУЗов страны – Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. На долгие десять лет растянулось обучение Клавдии Тутеволь в институте, поскольку начавшаяся война помешала завершить его в срок. Клавдии нравилось учиться в институте, а педагогам нравилась эта спокойная по характеру и талантливая от природы студентка, без особых усилий осваивавшая далеко не простой академический курс.
«Амариллисы», 1970-е годы, холст, масло, 90 x 70 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

К началу войны в институте сложился очень сильный педагогический коллектив. В нем действовали четыре индивидуальных станковых мастерских: Сергея Герасимова (1881—1963), Бориса Иогансона (1893—1973), которая впоследствии перешла к Григорию Шегалю (1889—1956), Георгия Ряжского (1895—1952) и Игоря Грабаря (1871—1960). Первые два года обучения были отведены на освоение основ изоискусства. Специальность начинали преподавать с третьего года на живописном факультете по соответствующим направлениям. Клавдии Тутеволь довелось учиться у таких замечательных педагогов, как Аристарх Васильевич Лентулов (1882—1943), Николай Павлович Ульянов (1875—1949) и Александр Александрович Дейнека (1899—1969), у которого она была любимой ученицей.
«Ветеран шахтёрского труда», 1949 год, холст, масло; 71 х 50 см., Сальский художественный музей имени В.К.Нечитайло.

Великая Отечественная война, сорвавшая со своих мест всех и вся, не пощадила и МГХИ. Но тяготы этой суровой поры не помешали творческой и научной работе преподавателей и студентов, которая не прерывалась даже когда Москва оказалась прифронтовым городом. Работать приходилось в экстремальных условиях. Институт жил жизнью военного времени: педагоги и студенты уходили на фронт и в ополчение, отправлялись на строительство оборонительных укреплений и работали в противопожарных дружинах столицы — на Кировской, в Балтийском поселке, в здании МГХПУ (Художественно-промышленное училище). Фронт остро нуждался в агитплакатах и боевых листках.
«Траур», 1941 год, холст, масло, 38 х 47 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Клавдия Тутеволь с первых дней войны вместе с остальными студентами и преподавателями института откликнулась на нужды времени. Уже в июле в Москве была налажена работа по выпуску плакатов и боевых листков на оборонную тему. Она вошла в бригаду, состоявшую из студентов, аспирантов и преподавателей, которую возглавили заслуженный деятель искусств Дмитрий Стахиевич Моор (1883—1946), профессор Александр Александрович Дейнека и профессор Глеб Тимофеевич Горощенко (1899—1974). Боевые листки предназначались не только для улиц, их рассматривали и в бомбоубежищах, на предприятиях, в госпиталях и штабах МПВО.
12 октября 1941 года вышло правительственное постановление об эвакуации института из Москвы в Ташкент и Самарканд.
«Узбечка», между 1941 и 1943 годом, картон, масло, 42 х 24 см., Самаркандский художественный музей.

Два долгих года провела Клавдия Тутеволь вместе с институтом в эвакуации в Узбекистане. В сентябре 1942 года в Самаркандском историческом музее силами преподавателей и студентов МГХИ была организована выставка «Великая Отечественная война и героическое прошлое русского народа», в которой участвовали и работы талантливой студентки.
«Красный платок», 1942 год, холст, масло, 72 х 58 см., Самаркандский художественный музей.

Несколько созданных ею в этот период работ вошли в экспозицию Самаркандского художественного музея. Лишь в декабре 1943 года победы советского оружия на фронтах войны предоставили возможность начать реэвакуацию самаркандской группы студентов и преподавателей института. В начале 1944 года Клавдия Тутеволь вернулась в Москву и продолжила свое обучение.
«Крым. Козы. Крымский источник» , 1938 год, холст, масло, 29 х 40 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

В 1948 году Клавдия Александровна с отличием закончила МГХИ (мастерская профессора А. Дейнеки). На последних курсах, а также некоторое время по окончании института совместно с Дейнекой преподавала живопись и рисунок в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Стараниями того же Дейнеки, разглядевшего в своей ученице недюжинные педагогические способности, Тутеволь впоследствии было поручено вести персональный класс в Строгановском училище. Клавдия Александровна блестяще оправдала ожидания своего педагога, воспитав целую плеяду не только советских, на и зарубежных художников-монументалистов из таких стран как Греция, Кипр и Англия. Наиболее известными ее учениками стали А. Абзгильдин, И. Лубенников, М. Селищев, В. Харлов, Н. Чаругин.
«Приёмная комиссия в павильоне «Космос» на ВДНХ», 1958 год, холст на картоне, темпера, 35 х 49,5 см., Новокузнецкий художественный музей.

В этом же 1948 году Клавдия Тутеволь была принята в члены Союза художников СССР. С 1948 года она работала в качестве художника-монументалиста в художественных экспертных мастерских строительства Дворца Советов. Далее посвятила себя преимущественно декоративно-монументальному искусству и постоянно работала в Московском Комбинате декоративно-оформительского искусства (КДОИ). С 1965 по 1967 годы преподавала рисунок в Строгановском училище, а затем с 1967 года и до своей кончины в МГХИ имени В. И. Сурикова. У Клавдии Александровны Тутеволь была собственная художественная мастерская монументальной живописи при Академии художеств СССР.
«Военные на фоне Зимнего дворца. Эскиз праздничного оформления», 1960-е годы, холст, уголь, 100 х 66 см., частное собрание.

Она стала заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором, в 60-е годы в составе советской делегации деятелей искусств даже посетила Испанию по личному приглашению каудильо Франко. Франко в бытность свою военным атташе испанского посольства в Москве женился на балерине Большого театра и до конца жизни высоко ценил русское искусство.
Мозаика на фасаде Института физкультуры в Москве. 1973 год.

Клавдия Александровна Тутеволь была участником всех без исключения послевоенных всесоюзных выставок, участником Международной выставки в Брюсселе в 1958 году, Биеннале в Венеции в 1968 году, выставки, посвященной Международному Конгрессу Женщин, прошедшей в Хельсинки в 1969 году.
«У моря», 1970-е годы, бумага, смешанная техника, 55 х 49 см., Орловский музей изобразительных искусств.

В последние годы жизни Клавдия Александровна Тутеволь тяжело болела и практически не занималась творчеством. Она скончалась от тяжёлого онкологического заболевания 5 января 1990 года в Москве (некоторые источники ошибочно указывают годом её смерти 1980-й), где и была похоронена. Сегодня произведения художника украшают экспозиции многочисленных музеев России, а также находятся в частных собраниях в России, Англии, Франции, Германии, Италии, Финляндии и США.
«Цыганка», 1943 год, бумага, акварель, 54 х 38 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Буторина Е. И. Клавдия Тутеволь. — М.: Советский художник, 1992.
2. Елена Наумова Два горельефа — две судьбы. // Газета «Земля Иркутская», № 2(19), 2002 г.
3. Иван Лубенников: В 2 книгах. Книга 1. Работы в архитектуре. Живопись. М.: Артагентство, 2011. 368 с., ил., ISBN 978-5-91432-036-9. Книга 2. Книга для чтения. М.: Артагентство, 2011. 208 с., ил., ISBN 978-5-91432-037-6
4. Елена Курляндцева. Плеск цвета // Смена. — 1988, апрель. — № 1462.
5. Селищев М. Творчество: эмали, коллажи, объекты /Альбом/. — М.: Астрея, 2007. — 112 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903311-09-5.
6. Младковская А. Продолжение старой сказки // Архитектор. — 2004.
«Конькобежцы», 1950-е годы, бумага, темпера, 59 х 42 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.