Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 499. Лабас Александр Аркадьевич (Alexander Labas) (1900-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Аркадьевич Лабас — известный советский художник, педагог, член группы ОСТ, представитель русского авангарда 1920-х — 1930-х годов.

Александр Лабас родился в Смоленске. В 6 лет начал заниматься живописью в частной студии художника В. Мушкетова. В 1912 году Александр поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Параллельно занимался в студии Ф. Рерберга, затем в студии И. Машкова. С 1918 года обучался в Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС) сначала в мастерской Ф. Малявина, а затем в мастерской П. Кончаловского.

С 1924 года по приглашению В. Фаворского преподавал во ВХУТЕМАСе. В 1920-х — 1930-х годах занимался оформлением спектаклей в Театре Революции, Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Государственном Еврейском театре (ГОСЕТ). Делал панорамы и диорамы для Советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.), для Главного павильона ВСХВ. С 1935 года работал большей частью как театральный художник.

Рассказ об этом известном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Прожив долгую и заметную жизнь в отечественном искусстве, Александр Лабас никогда не изменял своему таланту, не соглашался на компромиссы, творил, постоянно экспериментировал в поисках новых форм выражения своих чувств. Он работал до последнего дня, виртуозно и самозабвенно. Он жил и творил в полной уверенности, что через пятьдесят и, даже, сто лет его работы «зазвучат в полную силу». Неиссякаемый интерес к творчеству Лабаса сегодня подтверждает правоту и уверенность художника» (А. Алексеева, искусствовед).
«Луганск. На заводе», 1935 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Александр Аркадьевич Лабас родился 3 марта 1900 года в Смоленске в еврейской семье. Родители Александра били образованными и культурными людьми. Отец всю жизнь работал в различных издательствах, а мама увлекалась музыкой, занималась акварелью на любительском уровне, вела домашнее хозяйство и воспитывала двух сыновей: старшего – Абрама и младшего — Александра.
«Октябрь в Петрограде», 1930 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Семейные корни по отцовской линии уходили в Литву. Об этом может свидетельствовать фамилия Лабас. Дед Александра — Гирш и бабушка Лея-Рони проживали в Витебске. Это была ортодоксальная еврейская семья, в которой свято соблюдались установленные традиции и обычаи. Они не передались их сыну, Аркадию Лабасу, который никаких религиозных обычаев и правил в свой семье уже не соблюдал, и всячески приветствовал исключительно светский образ жизни, в чем его поддерживала и супруга.
«Москва вечером», 1950-е годы, картон, масло, Собрание О.Бескиной-Лабас.

В 1902 году она скоропостижно скончалась, и все заботы, связанные с воспитанием сыновей, легли на плечи главы семейства. Сама духовная атмосфера в доме способствовала возникновению у детей интереса к искусству. Отец был увлечен литературой, в свободное время сам писал, играл на скрипке, немного рисовал: Лабас вспоминал его наброски — фантастических крылатых зверей. И природа не обошла вниманием мальчиков, наделив их большими талантами: старшего – в музыке, а младшего – в живописи. Аркадий Лабас всеми силами старался развивать эти таланты в своих сыновьях.
«Приезд Ленина в Петроград.Из серии «Октябрь», 1930 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1906 году Александр начал брать уроки живописи в известной в те годы в Смоленске частной художественной студии Виталия Ильича Мушкетова (1877—1924) — выпускника МУЖВЗи большого энтузиаста своего дела. Опытный педагог быстро оценил природное дарование своего молодого ученика, много занимался с ним дополнительно, фактически став первым учителем будущего художника. Он же посоветовал отцу Александра непременно продолжить художественное образование мальчика на более высоком профессиональном уровне.
«В порту. Из серии «Ялта», 1961 год, холст на картоне, масло, 48,5 × 70 см., частное собрание

В 1910 году семья Лабас переехала в Ригу, где Александр начал обучение в Рижской Александровской гимназии, одной из старейших городских гимназий, открытой еще в 1868 году. Параллельно с этим Александр продолжил получение художественного образования, на этот раз в известной «Рижской школе рисования и живописи Вениамина Блюма». Основателем школы и ее ведущим преподавателем был известный художник и педагог Вениамин Иосилевич Блюм (1861—1921), стремившийся распространить в своей школе традиции русской живописи, противопоставляя их укоренившимся в те годы в Латвии традициям немецкой живописи. Годы обучения Лабаса в школе пришлись на период заката школы, когда она начала терять своих учеников (с 1909 года), проигрывая в популярности «рижской городской художественной школе».
«Город на юге», 1931 год, бумага, акварель, 44,2 × 31,7 см., Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

В 1912 году, желая дать сыновьям достойное образование, Аркадий Лабас перевез семью в Москву, где Александр поступил в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище. Там он учился у Дмитрия Анфимовича Щербиновского (1867—1926), Федора Федоровича Федоровского (1883—1955) и Станислава Владимировича Ноаковского (1867—1928). Замечательные художники и блестящие преподаватели научили талантливого студента свободно и уверенно справляться в дальнейшем с любыми композиционными и перспективными задачами, которые всегда в его будущих работах будут представлены сложно и необычно. Параллельно с этим Александр Лабас посещал занятия в студии известного русского живописца, одного из основателей и руководителей московского Товарищества художников, известного акварелиста Федора Ивановича Рерберга (1865—1938), а позже и в студии Ильи Ивановича Машкова (1881—1944).
«В лесу летом», 1926 год, бумага, акварель, 31,2 × 21,6 см., Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

Октябрьский переворот Александр Лабас встретил восторженно. Ему были понятны лозунги и чаяния победившего пролетариата. В 1918 году на базе Императорского Строгановского училища были созданы 1-е Государственные свободные художественные мастерские (СВОМАС), а на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества — 2-е Свободные мастерские, которые впоследствии в 1920 году путем слияния друг с другом были преобразованы во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1918 году Александр Лабас продолжил свое обучение в Государственных мастерских в мастерской Филиппа Андреевича Малявина (1869-1940).
«Штурман», 1936 год, бумага, темпера, белила, 44,5 × 31,4 см., частное собрание.

Желая находиться в гуще событий Гражданской войны, Александр Лабас в 1919 году ушел на фронт, став художником 3-й Армии Восточного фронта. Возможно, сыграл свою роль революционный романтизм, свойственный большей части молодежи тех лет, а может, это было сделано под влиянием старшего брата Абрама, ранее также ушедшего на фронт. К слову сказать, на фронтах Гражданской войны Абрам был тяжело ранен в руку, и о карьере музыканта пришлось забыть. Вместо этого он сделал блестящую военную карьеру, которая трагически оборвалась в 1937 году. Комбриг, заместитель начальника штаба Киевского военного округа Абрам Лабас был обвинен по делу Тухачевского, осужден и расстрелян.
«В кабине аэроплана», 1928 год, холст, масло, 78 х 92 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1921 году после демобилизации Александр Лабас некоторое время преподавал в Государственных художественных мастерских Екатеринбурга, а затем вернулся в Москву и продолжил обучение во ВХУТЕМАСе. Учился у Петра Кончаловского (1876—1956), Константина Истомина (1886—1942), Василия Кандинского (1866—1944), Казимира Малевича (1879—1935), Аристарха Лентулова (1882—1943). В начале 20-х годов был близок группе художников «Метод» («Проекционисты»), в которую входили Сергей Лучишкин (1902—1989), Соломон Никритин (1898—1965), Климент Редько (1897—1956), Александр Тышлер (1898—1980) и другие. Вместе с художниками этой группы участвовал абстрактными композициями на выставке в МЖК.
«Первый советский дирижабль». 1931 год, холст, масло, 76 х 102 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1924 году начался период преподавательской деятельности Александра Лабаса. По приглашению тогдашнего ректора ВХУТЕМАСа Владимира Андреевича Фаворского (1886—1964) начал преподавать живопись и цветоведение с профессором Константином Истоминым, живопись на графическом факультете с Николаем Купреяновым (1894—1933) и рисунок с Львом Бруни (1894—1946). Совместно с Надеждой Удальцовой (1886—1961) преподавал живопись на текстильном факультете. В 1929 году Лабас покинул стены учебного заведения, уволившись из ВХУТЕМАС после ухода Фаворского с должности ректора Института.
«Натурщица перед зеркалом», 1947 год, холст, масло, 46 × 37,8 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1920-х — 1930-х годах Александр Аркадьевич с успехом работал в качестве театрального художника. Занимался оформлением спектаклей в Театре Революции, Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Государственном Еврейском театре (ГОСЕТ), в Белорусском ГОСЕТ. Делал панорамы и диорамы для Советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.), для Главного павильона ВСХВ (1938—1941 г.г.). В 1935—1936 годах Александр Лабас был обвинен в формализме. С этого времени его работы перестали приобретать музеи, их не принимали на выставки. Работать он вынужден был главным образом как театральный художник.
«Москва», 1932 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

22 июня 1941 года Александр Лабас встретил в Москве. Летом и осенью первого года войны Александр Аркадьевич дежурил на крыше дома (Мясницкая, 21) во время ночных налетов на Москву. Возвращаясь рано утром после отбоя тревоги в мастерскую, он писал акварели, объединенные позже в серию «Москва и Подмосковье в дни войны». В конце 1941 года вместе с женой был эвакуирован в Ташкент. В Ташкенте Лабас создал акварельную серию «Ташкент», делал эскизы для панорамы «Великая Отечественная война». В Ташкенте прошла небольшая выставка графики художника. В 1942 году вернувшись в столицу, Александр Аркадьевич обнаружил, что лишился мастерской, квартиры тоже не было. Им с женой несколько лет пришлось жить в чужих мастерских, лишенных даже элементарных бытовых условий.
«На улице в Ташкенте.Из серии «Ташкент», 1942 год, картон, темпера, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.

Начиная с 1920-х годов Александр Лабас часто экспонировал свои произведения, при этом, будучи участником крупнейших зарубежных выставок, сам художник за границу никогда не выезжал. В 1966 году после долгого перерыва Александр Аркадьевич принял участие в групповой выставке пяти художников: Меера Аксельрод (1902—1970), Менделя Горшмана (1902—1972), Александра Лабаса, Алексея Тенеты (1899—1972), Гавриила Шульца (1903—1984). Впервые после долгого забвения о Лабасе появились статьи в прессе. Его произведения вновь увидели зрители. «Ранний Лабас прекрасен!» — написал в книге отзывов тогда Андрей Тарковский.
«На Москве реке». Из серии «Москва», 1932 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1976 году состоялась персональная выставка Александра Лабаса на Кузнецком мосту, 20. Значительное количество работ прямо с выставки было приобретено Третьяковской галереей, Русским музеем, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, другими советскими музеями. С этого времени работы Александра Аркадьевича Лабаса уже постоянно принимали участие в крупнейших выставках изобразительного искусства, таких как «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Великая утопия», «Русский авангард», «Россия в Нью-Йорке и Бильбао» и других.
Александр Аркадьевич Лабас на открытии персональной выставки. 1976 год.

Александр Аркадьевич Лабас скончался 30 августа 1983 года, внезапно, планируя на следующий день «с кистью в руках» писать свои любимые московские улицы и свою любимую тему — ДВИЖЕНИЕ. Художник был похоронен на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня Александр Лабас — один из наиболее востребованных художников нашей страны. Его работы украшают экспозиции крупнейших музеев нашей страны, а также частные собрания в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Желанными участниками они являются и на различных зарубежных аукционах современного искусства.
«В поездке. Серия «Авиация, движение», 1962 год, бумага, акварель, темпера, белила. 43 × 64,2 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Буторина Е. И. Александр Лабас. — М.: Советский художник, 1979.
2. Александр Лабас. К столетию мастера. Каталог выставки. ГМИИ им. А. С. Пушкина. 2000 (Составитель О.Бескина-Лабас)
3. Каталог выставки «Вторая половина жизни». Галерея «Ковчег». Москва, 2003. (Работы из коллекции сына художника Ю. А. Лабаса)
4. Александр Лабас. Воспоминания. Сост. О.Бескина-Лабас. Palace editions. 2004.
5. Семенова H. ЛАБАС. М.: Молодая Гвардия, 2013. (Серия ЖЗЛ) ISBN 978-5-235-03652-9
6. Александр Аркадьевич Лабас / сост. И. Е. Светлов. — М.: Инкомбук, 2006.
«На пути к Москве», 1961 год, холст на картоне, масло. 49 × 70 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.