Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 497. Липгарт Эрнест Карлович (Ernest Lipgart) (1847-1932).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Эрнест Карлович Липгарт — известный русский художник и декоратор, работавший по заказам императорской и великокняжеских фамилий. Академик живописи Императорской Академии художеств (с 1893 года).

Эрнест Липгарт родился в небольшом городке Дерпт (ныне Тарту), Лифляндской губернии, Российской империи. Учился живописи во Флорентийской академии художеств у Франца фон Ленбаха и в Париже у Ж. Лефевра. От отца унаследовал глубокие знания в области истории искусства. Историю живописи изучал в музеях Германии, Испании, Англии и Италии.

Получив заказ от российского императора Александра III на две картины на сюжет о разумных и неразумных женах, в 1886 году привез их в Петербург и остался там навсегда. В 1886—1896 годах Эрнест Липгарт преподавал декоративную живопись в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. Был успешен и весьма популярен как декоратор и портретист. Его росписи сохранились во многих петербургских особняках: в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122 (три декоративных панно), в особняке Дервиза, в театре Юсуповского дворца и других. В 1906—1929 годах исполнял обязанности главного хранителя Картинной галереи Эрмитажа, в 1912 году составил каталог собрания картин. Сенсационной стала покупка в 1914 году «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи, принадлежавшей семье Бенуа. Оставил мемуары, в которых был представлен автопортрет самого Липгарта и представлена эпоха, в которой он жил.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Эрнест Карлович Липгарт воплощал в себе с редкой цельностью вполне законченную эпоху, которая так же отличается от наших дней, как культура от цивилизации» (В.Н.Лазарев, искусствовед).
«В мастерской художника», 1902 год, холст, масло, 75 х 89 см., частное собрание.

Эрнест Карлович Липгарт родился 26 августа 1847 года в небольшом городке Дерпт (ныне Тарту) Лифляндской губернии Российской империи в семье лифляндского дворянина барона Карла Эдуарда фон Липгарта, хорошо известного в 1860—1870-х годах в Европе своими широчайшими познаниями в области искусства итальянского Возрождения, и являвшегося также известным в Европе коллекционером. Как свидетельствовали родословные книги, барон Эрнст фон Липгарт происходил из древнего лифляндского рода, известного с XVII века, и по преданию ведущего свое происхождение от самого святого Лифарда, жившего в VI веке.
«Мужской портрет», 1907 год, холст, масло, 88,5 х 73 см., Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ.

Детство героя нашего повествования прошло в родовом имении Ратсхоф в Дерпте (ныне Тарту), где из поколения в поколение собиралась коллекция произведений искусства: «Я родился в настоящем музее, в доме, построенном в чистейшем стиле Людовика XVI одним из Липгартов, с такой роскошью, что он разорился на этой прихоти… Весь дом был наполнен слепками с произведений искусства греческого периода и итальянского Возрождения…» — вспоминал он впоследствии в своих мемуарах. Искусство в этой семье было культом, и нет ничего удивительного в том, что юный Эрнест рано к нему приобщился, благодаря своему детскому увлечению рисованием.
«Диана», начало 1900-х годов, дерево, масло, 40 х 32 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

До 1860 года Эрнст Липгарт жил в Дерпте, где брал уроки рисования у известного немецкого художника-живописца, портретиста Франца Крюгера (1797—1857), любимого художника российского императора Николая I. Крюгер высоко оценивал природные способности своего юного ученика и настоятельно рекомендовал отцу юного дарования продолжить его художественное образование. В 1860-62 годах Эрнст сопровождал своего отца в поездках по городам Германии и Северной Италии.
«Отправление на суд Париса», 1886 год, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко.

Эрнст был слабым и болезненным ребенком с рождения и в 1862 году семья Липгартов приняла решение переехать во Флоренцию, чтобы поправить слабое здоровье сына. Там Эрнст начал брать уроки у жившего в это время во Флоренции немецкого художника Франца фон Ленбаха (1836—1904), с которым впоследствии в течение двух лет путешествовал по Испании (1866—1868), исполняя копии с полотен Джорджоне, Веласкеса и Мурильо по заказу немецкого коллекционера графа А. фон Шака. Историю искусства Эрнст Липгарт изучал непосредственно в музеях Германии, Испании, Англии и Италии, что в дальнейшем очень помогло ему, когда он стал хранителем Эрмитажа.
«Явление Христа», 1894 год, холст, масло, 95 х 42 cм., Тартуский художественный музей.

Флоренция оказалась счастливым местом для семьи Липгартов, ибо именно здесь состоялось знакомство Карла Эдуарда Липгарта и великой княгини Марии Николаевны, в дальнейшем оказавшее большое влияние на дальнейшую судьбу Эрнеста. Отец и сын были постоянными участниками вечеров на вилле Кварто во Флоренции, бывали в летней резиденции Марии Николаевны Сергиевке, под Петергофом, гостили у нее в Лондоне.
«Портрет корнета лейб-гвардии Гусарского полка П.М. Раевского», 1913 год, холст, масло, 130 х 89 см Государственный Эрмитаж.

Благодаря консультациям Липгарта-старшего была собрана блестящая коллекция живописи княгини Марии Николаевны, которая в свою очередь оказывала покровительство Липгарту-младшему, следила за его успехами, помогая заказами и рекомендациями. Для нее он выполнил свое первое монументальное произведение «Ариадна и Бахус». В 1873 году получив заказ от князя Александра Ливена скопировать портрет Карла I работы Ван Дейка, находившегося в экспозиции Лувра, Эрнест Липгарт переехал в Париж.
«Салон», 1913 год, холст, масло, 71,2 х 106,5 см., Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

В этом же году в его жизни произошло знаменательное и радостное событие — он женится на Флорентине Луизе Жуан (1854—1931), которая впоследствии послужила моделью для многих его полотен. Этот брак, а также и то обстоятельство, что Липгарт принял католичество, на несколько лет осложнили его отношения с отцом, который лишил его права наследования майоратом в Дерпте и на некоторое время перестал помогать деньгами. Эрнесту Липгарту пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь.
«Портрет полковника А.Н. Биппена», 1888 год, холст, масло, 70 х 57 см, Нижегородский государственный художественный музей/

Он выполнял заказы на монументальные росписи парижских особняков, писал портреты и иллюстрировал многие парижские журналы и издания, в том числе «Lavieélégante» и «Laviemoderne» Эмиля Бержера, для которых сделал ряд портретов выдающихся современников. Живя в Париже (1873—1886), он постепенно приобрел известность как блестящий рисовальщик, исполнив портреты знаменитых современников.
«Florence Theleur, Lady Alexander in Russian costume», 1900 год, холст, масло, частное собрание.

Когда отношения с отцом вновь наладились, Эрнест Липгарт получил возможность продолжить художественное образование в частной академии Родольфо Жюлиана, являвшейся в это время крупнейшим конкурентом парижской Школы изящных искусств, а также у французских художников Гюстава Жан Жаке (1846—1909), Гюстава Родольфо Буланже (1824—1888) и Жюля Жозефа Лефевра (1836—1911), которые оставались его кумирами до конца дней (из старых мастеров он предпочитал Микеланджело и особенно Тьеполо). В 1877 году Эрнест Липгарт начал выставлять свои картины в парижском Салоне, и судя по многочисленным статьям в парижских газетах о его произведениях, которые он тщательно собирал, был принят вполне благожелательно. Несмотря на появлявшиеся в эти годы многочисленные выставки «независимых» и импрессионистов, Салон продолжал оставаться главным мировым художественным событием года. Интерес к искусству был крайне велик, выставку посещали толпы народа. Салоны были в центре внимания всех газет и художественных журналов. А. де Мюссе, Ш.О. Сент-Бев, А. Дюма, Ж. и Э. де Гонкуры, Э.Золя, Ш. Бодлер, Т. Готье, Ж.К. Гюисманс писали обзоры Салонов, статьи по искусству, защищали новые течения или отстаивали старую школу. Количество участвующих с каждым годом увеличивалось — здесь выставлялись «километры живописи».
«Женский портрет», 1890 год, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

В Париже Эрнест Липгарт был и непременным участником собраний парижского «Кружка русских художников». Этот кружок, а точнее «Общество взаимного вспомоществования русских художников», было образовано на его глазах — 10 декабря 1877 года. Председателем общества стал профессор живописи А.П. Боголюбов (1824—1896), секретарем — И. С.Тургенев (1818—1883), членами-учредителями скульптор М. М. Антокольский (1843—1902), живописец-маринист, акварелист, академик и почетный член Императорской Академии художеств А. К. Беггров (1841—1914), художник, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств А. А. Харламов (1840—1925) и др. Официальным президентом был русский посол в Париже князь Н. А. Орлов. Высочайшим покровителем общества — наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III).
«Эскиз плафона», Россия, конец XIX — начало XX века, холст, масло, 50 х 61 см., Государственный Зрмитаж.

Благодаря Алексею Петровичу Боголюбову, который преподавал рисунок Александру III и Марии Федоровне, а также часто выступал советником императора по части современной живописи, Эрнест Липгарт получил заказ от императора на две картины на сюжет о разумных и неразумных женах. Привезя в 1886 году исполненные полотна в Петербург, художник остался в столице Российской империи навсегда. В 1886—1896 годах Липгарт служил преподавателем декоративной живописи в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. С 1903 года — он почетный блюститель профессиональных курсов Ксениинского института. С 1893 года — академик живописи. С 1903 года — действительный член Императорской Академии художеств. Не раз командировался за границу для ознакомления с музейными собраниями.
«Притча о мудрых и неразумных девах», 1886 год, холст, масло, 135 х 91 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В столице Эрнест Липгарт был весьма популярен как декоратор и портретист. Написал многочисленные портреты, в том числе и членов императорской семьи, в частности, создал целую галерею портретов императора Николая II.
«Портрет императора Николая II», после 1910 года, холст, масло, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, из Петропавловского собора.

«Портрет Николая II», 1900-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей.

«Портрет Николая II», 1900-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей.

Он оформил росписями ряд петербургских дворцов, церквей и театров. Картины Эрнеста Карловича регулярно выставлялись в Академии художеств и Обществе поощрения художников. Его росписи сохранились во многих петербургских особняках: в Мраморном дворце, дворце великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122 (три декоративных панно), в особняке Дервиза, в театре Юсуповского дворца и других. Он же выполнил занавес для Эрмитажного театра. Состоял одним из деятельных членов общества акварелистов с самого его основания.
«Юсуповский дворец на Мойке», 1899 год, Плафон «Утро прогоняет ночь».

В 1906—1929 годах Липгарт исполнял обязанности главного хранителя Картинной галереи Эрмитажа, в 1912 году составил каталог собрания картин. Сенсационной стала покупка в 1914 году «Мадонны с цветком» Леонардо да Винчи, принадлежавшей семье Бенуа. Э. Липгарт сыграл важную роль в атрибуции картины «Апостолы Петр и Павел» кисти Эль Греко.
«Портрет барона Карла Эдуарда фон Липгарта (1808-1891), доктора медицины и историка искусства», Россия, конец XIX века, дерево, масло, 45,5 х 32 см., Государственный Эрмитаж.

Многочисленные статьи по искусству Возрождения и атрибуции снискали ему заслуженную славу как ученому. Огромной заслугой Липгарта являются поступления в эрмитажную картинную галерею, сделанные благодаря его стараниям, среди которых можно назвать уже упоминавшуюся «Мадонну Бенуа», «Похищение сабинянок» Тьеполо, «Апостолов Петра и Павла» Эль Греко, «Св. Себастьяна» Перуджино, «Бегство в Египет» Тициана, а также ряда картин из собрания Строгановых и великой княгини Марии Николаевы.
Эрнест Карлович Липгарт за работой

В 1905 году Эрнест Липгарт заказал у архитектора Василия Шауба проект доходного дома. Роскошное необарочное здание было построено в 1906 году по адресу Каменноостровский проспект, 16. Эрнст Карлович прожил в нем до 1921-го года. Октябрьский переворот, изменивший всю его жизнь, Эрнест Карлович встретил восторженно. «Новый строй, по адресу которого несутся проклятия и презрение, через год-два будет новой религией, новой эрой всего земного шара и тогда, оглядываясь и разбирая минувшее время, нам будет казаться страшным, как люди могли жить в столь душной атмосфере, то же, что мы делаем сейчас, изучая историю крестовых походов, инквизиции и пр.», — писал он в июне 1918 года. Одно только смущало его — «это чрезмерная жестокость, с которой эти идеи проводятся».
Эрнест Карлович Липгарт с женой и сыном (Романом Эрнестовичем): Роман Эрнестович Липгарт, — один из основоположников русского подводного флота.

Во второй половине 1920-х годов Эрнест Липгарт сел за написание мемуаров, чтобы поделиться «своими чудными воспоминаниями с читателем, если он когда-нибудь будет». В это время в обстановке голода, разрухи, начинающегося террора интеллектуальная жизнь была для людей этого круга, быть может, важнее хлеба. Выставки, работа над каталогом, обширная переписка с коллегами и, конечно, воспоминания, которые уводили его в столь близкую ему, знакомую и милую его сердцу атмосферу, где он был счастлив, были для него, вероятно, спасательным кругом в море послереволюционного хаоса. Прожив более трети XX века, он навсегда остался в веке XIX, сохранив, несмотря на все перемены и лишения, привнесенные новым строем, идеалы самой высокой классической европейской культуры.
«Автопортрет хранителя Эрмитажа барона Эрнста Карловича Липгарта» 1918 год, холст, масло, 71 х 55,5 см., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Эрнест Карлович Липгарт скончался 14 апреля 1932 года в возрасте 84 лет в Ленинграде. Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Сегодня работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах ближнего и дальнего зарубежья.
Портрет великого князя Михаила Николаевича, 1913 год, холст, масло, 133,5 х 98,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Каганэ Л.Л. Эрнест Карлович Липгарт об Испании и испанской живописи / Л. Л. Каганэ; Государственный Эрмитаж. — СПб . : Изд-во Гос. Эрмитажа , 2017.
2. Власов В. Г. Липгарт, Липхарт Эрнст Фридрих фон, Эрнест Карлович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптупа : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. :Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С.
3. Липгарт, Эрнст Карлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIIa.
4. Соломаха Е. Художник Э. К. Липгарт и его воспоминания.
5. Н. Н. Веснина (Шестакова) «Российские дворянские роды. Фон Липгарт и Шестаковы» 2014.
«Парадная гостиная в Михайловском дворце», до 1896 года холст, масло, 64,5 х 53,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.