Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 496. Лентулов Аристарх Васильевич (Alexander Savinov) (1882-1943).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Аристарх Васильевич Лентулов — известный русский и советский художник, живописец, сценограф. Один из родоначальников «Русского авангарда».

Александр Лентулов родился вселе Черная Пятина (на сайте Государственного Русского музея указано: село Ворона), Нижнеломовского уезда, Пензенской губернии, Российской империи. С 1898 по1900 год, а также дополнительно в 1905 году, Лентулов учился в Пензенском художественном училище. С 1900 по 1904 год в Киевском художественном училище. С 1905 по 1907 год учился в художественной студии Кардовского Дмитрия Николаевича. Самостоятельно работал и учился в студиях у А. Ле Фоконье, Ж. Метценже, в частной академии де Ла Палетт во время своего посещения Франции и Италии в 1911 году.

В своем творчестве Аристарх Васильевич Лентулов тяготел к авангардистским стилям: кубизму и футуризму. После Октябрьского переворота Аристарх Лентулов вел активную преподавательскую деятельность — помог получить образование множеству авангардистов 1910-х и 1920-х годов. В 1925 году принимал участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получил диплом за декорации к спектаклю «Демон».

Рассказ об этом художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина, Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого, Самарском областном художественном музее, Музее Людвига в Кельне, Национальной галерее в Праге, в частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Аристарх Лентулов часто использовал яркие краски, за что критики прозвали его «художником Солнца». Его хотели сделать священником, а он с детства очень любил рисовать и любил музыку. Он прославился как один из основателей авангардного объединения «Бубновый валет» и в своих картинах смешивал разные стили, экспериментировал со светом и тенью.
Каким же он был, этот удивительный самородок отечественного искусства?
«Пейзаж с монастырской стеной», 1920 год, холст, масло, 107 × 87 см, Государственный Русский музей.

Аристарх Васильевич Лентулов родился в семье священнослужителя 7 апреля 1882 года, о чем свидетельствует сохранившаяся до наших дней запись в метрической книге. Точное место рождения будущего художника до сих пор достоверно не установлено. По одним данным — это село Черная Пятина, по другим — село Ворона Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Российской империи. Отец Аристарха, в миру — Василий Лентулов, был настоятелем сельской церкви, умер, когда сыну исполнилось шесть лет. Все заботы по воспитанию мальчика легли на плечи матери Анны Степановны, женщины набожной и желавшей, чтобы сын пошёл по стопам отца и тоже стал священником.
«Сельский домик. Село Зюзино», 1918 год, холст, масло, 97 × 73 см., Государственный Русский музей.

Аристарх же с детства увлекался рисованием и музыкой, демонстрировал неплохие художественные способности и не испытывал ни малейшего желания посвящать себя служению церкви. Ему нравилась светская жизнь со всеми её соблазнами, возможностями и внешними проявлениями, но, следуя воле матери, вынужден был начать обучение в духовном училище, хотя и пришлось это делать, преодолевая большое внутреннее сопротивление…
«Улица в Сергиевом Посаде», 1922 год, холст, масло, 117 × 100 см, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого.

Как и следовало ожидать, в религиозном обучении Аристарх не преуспел. Большую часть занятий в училище он попросту прогуливал, а на остальных занимался любимым делом — рисовал товарищей, учителей и окружающую обстановку. Результаты такого отношения к учебе не замедлили сказаться на его успеваемости, Анне Степановне пришлось его из училища забрать и в 1895 году отдать учиться в Пензенское художественное училище им. Н. Д. Селиверстова (сейчас — Пензенское художественное училище), директором которого был передвижник Константин Аполлонович Савицкий (1844—1905). Педагогами там были выдающийся скульптор Константин Александрович Клодт фон Юргенсбург (1868—1928) и замечательный русский жанровый живописец Николай Константинович Грандковский (1864—1907).
«Страстная площадь ночью. Москва», 1928 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Педагоги сумели оценить природное дарование своего ученика и много сделали для его художественного становления и обретения необходимых технических навыков профессионального художника. Два года обучался Аристарх в Училище, но уже в 1900 году вместе с несколькими своими однокурсниками Лентулов покинул учебное заведение из-за конфликта с одним из педагогов, который запрещал ученикам писать картины на свободные темы. Константин Савицкий помог своему любимцу и написал Лентулову рекомендацию. С ней юного художника взяли в Киевское художественное училище в класс известного передвижника Николая Корнильевича Пимоненко (1862—1912). Там Лентулов проучился уже пять лет, пока в 1905 году его не исключили и оттуда. На одном из занятий он поспорил со своим педагогом Иваном Федоровичем Селезневым (1856—1936), а после уроков попытался «исправить» картину учителя.
«Пикник. Чаепитие» 1927 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

В том же 1905 году Аристарха Лентулова вновь приняли в родное Пензенское художественное училище. Вместе с ним там учился один из будущих членов объединения «Бубновый валет» Владимир Бурлюк (1886—1917). Их картины часто показывали на выставках Пензенского кружка любителей искусств. В 1906 году Лентулов успешно окончил Пензенское художественное училище и по рекомендациям своих педагогов отправился в столицу покорять художественный Олимп на Университетской набережной.
Однако первая попытка поступить в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств окончилась неудачно. Навступительных испытаниях художник провалился. Поступающие писали портрет девушки, и Лентулов, хоть и точно передал особенности ее внешности, для теней использовал зеленый цвет. Экзаменаторы раскритиковали такой выбор и поставили ему низкий балл.
«В мастерской художника», 1923 год, холст, масло, Собрание М.А. Лентуловой

Однако один из педагогов Академии художеств — живописец Дмитрий Кардовский (1866-—1943) — пригласил Лентулова в свою мастерскую. Вскоре картины художника, в том числе «Автопортрет в красной рубахе» и «Портрет Н. А. Соловьева», показали на выставках «Стефанос»,«Современные течения в искусстве» и «Венок». Член объединения «Мир искусства» Александр Бенуа (1870—1960) писал о них: «Картины его поют и веселят душу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». В своих ранних работах Лентулов, как правило, много экспериментировал с цветом и формой. Чаще всего художник использовал яркие краски, оттенки желтого.
«Купальщицы», 1908 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

В 1908 году в жизни Аристарха Лентулова произошло радостное событие. После переезда в Москве художник женился на выпускнице Бестужевских курсов Марии Рукиной. Вскоре у них родилась дочь Марианна Лентулова (1913—1997). В Москве состоялось знакомство Лентулова с художниками Михаилом Ларионовым (1881—1964), Петром Кончаловским (1876—1956) и Александром Куприным (1880—1960). С ними и другими живописцами в декабре 1910 года он организовал выставку «Бубновый валет» в доме Экономического общества офицеров.
«Ночь на Бронной», 1927 год, холст, масло, частное собрание.

Художники специально придумали для экспозиции провокационное название. Бубновыми тузами тогда называли каторжников, а валетами — мошенников. Показанные на выставке картины были авангардными. Художники дружно отрицали традиции реализма, экспериментировали с композицией, формой и цветом. Петр Кончаловский писал: «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Некоторые картины, в том числе работы Аристарха Лентулова и Наталии Гончаровой (1881—1962) на религиозные темы, сняли с выставки: цензура посчитала их оскорбительными.
«Пейзаж с группой деревьев», 1922 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и следовало ожидать, абсолютное большинство критиков написали резко отрицательные рецензии о творчестве «Бубновых валетов». Их ругали за эпатажные сюжеты, незавершенность многих работ, неправильную композицию. Единственным, кто похвалил работы художников, был поэт Максимилиан Волошин (1877—1932). Он писал, что на картинах, которые показали на выставке, «много действительной талантливости». Волошин похвалил и работы Лентулова. Всего на выставке было представлено 16 картин художника — морские пейзажи, этюды и портреты.
«Портрет режиссера Александра Яковлевича Таирова (1885-1950) — 1919-1920 год, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Вскоре после выставки «Бубновый валет» ее участники создали одноименное художественное объединение. Аристарх Лентулов вошел в его правление. Всего же в общество вступили около 70 художников. Критики назвали их «московскими сезаннистами» за подражение постимпрессионисту Полю Сезанну(1839—1906). Члены «Бубнового валета» смешивали разные стили, строили асимметричную композицию, экспериментировали со светом и тенью. Среди работ Лентулова конца 1910-х — новые пейзажи Москвы, в том числе «Тверской бульвар. Страстной монастырь», «Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с Лаврой)» и «Кремль». Писал художник и портреты. На них он изображал свою жену, друзей и родственников. Одна из самых известных картин художника в этом жанре — «Портрет актрисы А. С. Хохловой».
«Пейзаж с сухими деревьями и высоким забором (Пейзаж с Лаврой)», 1920 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1911 году Аристарх Лентулов решает продолжить свое художественное образование, на этот раз за рубежом. Вместе с женой он отправился в Париж, где поступил в Академию живописи Ла Палетт— частную художественную академию, весьма популярную в конце 19-начале 20 столетия в Европе. Из русскоязычных авангардистов-мужчин, посещавших «Академии Ла Палетт», наиболее известным был Марк Захарович Шагал. Там Лентулов учился в студиях у теоретиков кубизма Жана Метценже (1883—1956) и Альбера Глеза (1881—1953).
Автопортрет «Великий художник» (Le Grand Peintre), 1915 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Во Франции Аристарх Лентулов создал серию абстрактных натюрмортов. Один из них — картина «Астры»: на этой работе художник изобразил полукруги и прямоугольники. Он использовал яркие и контрастные краски — оттенки красного, синего и желтого. В Париже художник сам научился играть на гитаре и фортепиано, а также петь. Он также интересовался теорией светомузыки композитора Александра Скрябина, позже проверяя, как его картины соотносятся с музыкальными произведениями.
«Солнце над крышами. Закат», 1928 год, холст, масло, 77 × 65 см., Государственный Русский музей.

В 1916 году Аристарх Лентулов вышел из «Бубнового валета». К тому моменту в обществе не осталось никого из его основателей. В объединение хоть и вступали молодые художники, но в 1917 году оно все равно распалось. В начале своего творчества Лентулов в шутку придумал название для собственного стиля — «орнеизм». Картины художника напоминали коллажи или орнаменты. Часто Аристарх Лентулов составлял их из разных материалов. Он наклеивал на холст бусины, кусочки ткани, бересты и сусального золота, но в своих пейзажах более позднего периода, и в портретах Лентулов со временем перестал использовать техники «орнеизма». В новых работах художник уделял больше внимания деталям, меньше экспериментировал с пропорциями людей, композицией картины.
«Небосвод», 1915 год, холст, масло, 129 × 97 см, Ярославский художественный музей.

Революционные события 1917 года Аристарх Лентулов встретил восторженно. Сразу после октябрьского переворота художник вступил в Профсоюз художников-живописцев Москвы, был одним из первых преподавателей Государственных свободных художественных мастерских. В 1918 году по заказу правительства он оформил Театральную площадь и улицы Москвы к годовщине Октябрьской революции. В 1920-х годах Лентулов начал «декубизацию форм» на своих картинах: в новых работах он теперь не изображал абстрактные объекты, а стремился к достоверности. Свой стиль художник назвал «новым реализмом».
«Портрет актрисы А.С. Хохловой», 1919 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Аристарх Лентулов много путешествовал. В конце 1920-х годов вместе с женой он отправился в длительное в путешествие по Волге, из которого привез несколько пейзажей поволжских городов, в том числе «Закат на Волге». В этой картине Лентулов следовал традиции Исаака Левитана и Алексея Саврасова. Живописец детально и реалистично изобразил небольшой поволжский город.
«Закат на Волге», 1928 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Художник в своем творчестве большое внимание уделял московским пейзажам, среди которых особо выделяются «Ночь на Патриарших прудах», «Ночь на Бронной», «Москва. Страстная площадь». Сам художник называл эти картины «ночными ноктюрнами». Он специально писал московские улицы в темное время суток, чтобы по-разному изобразить их освещение. В 1925 году Лентулов принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже, на которой получил диплом за декорации к спектаклю «Демон».
«Ночь на Патриарших прудах, 1928 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Кроме живописного творчества Аристарх Васильевич много времени посвящал оформлению различных спектаклей и постановок, работая как театральный художник: оформлял спектакли в Камерном театре («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1916), Большом театре «Прометей» Скрябина (1919), «Миллионы Арлекина» Р. Дриго и других, а также книжной иллюстрации. Художник дружил с Владимиром Маяковским и другими футуристами. По приглашению поэта Лентулов оформил постановку «Владимир Маяковский». Он создал декорации и для спектакля «Виндзорские кумушки» в Камерном театре Александра Таирова. Позднее художник оформлял постановки «Демон», «Сказки Гофмана» и «Сильва».
«Эмигрантка», 1933 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

В 1928—1932 годах Лентулов выступал, как организатор и председатель Общества московских художников, куда вошли многие участники группы «Бубновый валет». А еще через год вместе с Ильей Машковым (1881—1944), Василием Рождественским(1884—1963) и другими живописцами он создал Объединение московских художников. В уставе общества писали: «В методах нашего творчества мы отвергаем натуралистический бытовизм, поверхностный и статический протоколизм. /…/ Мы требуем от художника величайшей действительности и выразительности формальной стороны его творчества, образующей неразрывное единство с идеологической основой последнего». На картине «Московские художники» Лентулов изобразил членов организации: Игоря Грабаря, Александра Осмеркина, Веру Мухину.
«Московские художники», 1927 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. Савицкого.

В 1933 году в Москве с успехом прошла персональная выставка Лентулова, посвящённая 25-летию художественной деятельности. Нельзя не отметить и педагогическую деятельность художника: 1919 год — профессор ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН; 1919 год — сотрудничал в Институте художественной культуры; 1937 — профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова.
«Новодевичий монастырь. Москва», 1936 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

В последние годы жизни Лентулов писал в стиле соцреализма. Он часто изображал рабочих, крестьян за их повседневной работой. Среди его картин на эту тему — групповой портрет «Образы поколения».
«Образы поколения, 1930-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Среди последних работ Аристарха Лентулова — московский пейзаж «Вид Старого Бородинского моста» и «Автопортрет». В 1940-х годах художник серьезно болел и писал картины реже. В 1942 году Лентулов перенес тяжелую операцию и скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Был Похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.
Вид старого Бородинского моста, 1943 год, холст, масло, 53 х 70 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Сегодня работы художника украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Коллекции Дома-музея Максимилиана Волошина, Пензенской областной картинной галереи имени К. А. Савицкого, Самарского областного художественного музея, Музея Людвига в Кельне, Национальной галереи в Праге, многочисленных частных собраний в России и странах дальнего зарубежья.
«Строительство метро «Кировские ворота», 1935-1943 годы, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Лентулова М. Художник А. Лентулов. Воспоминания. — М., 1969.
2. Аристарх Лентулов: Каталог выставки. — М., 1968.
3. Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. — М.: Советский художник, 1990.
4. Лентулов А. В. Воспоминания. — СПб.: Петроний, 2014.с.
5. Макарова М. А. Мастерские под руководством А. В. Лентулова. К вопросу о традициях «Московской школы живописи» в 1920—1930-е годы. //
6. Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. — Вып. Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016.
«Автопортрет», 1943 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. Савицкого.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.