Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 493. Киселёва Елена Андреевна (Elena Kiseleva) (1878-1974).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Елена Андреевна Киселева — известный русский и югославский художник, работавший преимущественно в портретном жанре.

Елена Киселева родилась в Воронеже. Училась в Воронежской рисовальной школе у Л. Г. Соловьева. В 1896 году поступила на математический факультет Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге, но в 1898 году оставила их и поступила в Высшее художественное Училище при Императорской Академии художеств. С 1900 года Е. Киселева занималась в мастерской И. Е. Репина. В 1907 году она получила звание художника и заграничное пенсионерство за картину «Невесты. Троицын день». В 1908—1910 годах жила в Париже, посещала академию Р. Жюлиана; в 1911 году путешествовала по Италии.

Е. А. Киселева участвовала в российских выставках: отчетных академических, Весенних в залах ИАХ, Нового общества художников, Союза Русских Художников, «Современный русский женский портрет»; а также в международных: в Мюнхене (1909) и Риме (1911). В 1910 году первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. Неоднократно получала премии конкурса им. А. И. Куинджи. В феврале 1920 года эмигрировала в Королевство СХС, где ее муж получил работу в Белградском университете. В 1926 году получила югославское подданство. В 1920—1930 годы Е. Киселева продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Воронежском художественном музее, Музее современного искусства в Белграде, Национальном музее Сербии, Музее современного искусства Македонии, в частных собраниях в России и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

В 60-х годах ХХ века любители искусства в СССР открыли для себя новое имя, известное до этого лишь узкому кругу специалистов: имя нашей бывшей соотечественницы, художника Елены Андреевны Киселевой стало вновь популярным в широких кругах. Произошло это благодаря усилиям сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, искусствоведа Маргариты Ивановны Лунёвой, проявившей интерес к судьбе и творчеству этого популярного в начале века в России художника портретного жанра и разыскавшей ее в столице Сербии. Выставки работ Елены Андреевны, организованные стараниями Лунёвой, были с большим интересом встречены любителями искусства в Советском Союзе. С тех пор имя Киселевой прочно закрепилось среди имен маститых российских художников.
«Город Будва», 1920 год, холст, масло, Национального музея Сербии, Белград.

Елена Андреевна Киселева родилась 15 (27) октября 1878 года в Воронеже в многодетной семье учителя математики Андрея Петровича Киселева (1852—1940). Глава семьи был известным в России педагогом, автором знаменитого учебника геометрии, по которому учились несколько поколений школьников. Его супруга, Мария Эдуардовна (в девичестве Шульц), была культурной и широко образованной женщиной, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием троих детей. Елена была старшей дочерью. В семье были еще младшие брат Владимир и сестра Надежда.
«Ревность», 1907 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Семья Киселевых была прогрессивной и известной в Воронеже: Андрей Петрович преподавал математику в Воронежском институте народного образования и на ряде курсов, много лет был членом Городской думы. Мария Эдуардовна, помимо воспитания троих детей, занималась еще и благотворительностью. В 1901 году в хуторе Литаева (ныне местность переименована в Хреновое) на реке Усманка чета Киселевых приобрела усадьбу Отрадное и переоборудовала ее в школу для крестьянских детей. Через 17 лет она была национализирована новой властью и использовалась уже как детский дом.
«В ресторане. Париж», 1911 год, картон, темпера, уголь, 49 х 69 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В семье всячески поощрялись любые проявления творчества, поэтому нет ничего удивительного в том, что Елена рано увлеклась рисованием. Свои первые частные уроки рисования она получила у Михаила Пономарева (1862—1928), известного воронежского фотографа и художника, выпускника МУЖВЗ. Пономарев оценил природное дарование своей молодой ученицы и посоветовал родителям девочки продолжить ее художественное образование. Затем Елена обучалась в Воронежской рисовальной школе под руководством художника Льва Григорьевича Соловьева (1837—1919), по окончании которой поступила в Мариинскую женскую гимназию. Окончив гимназию с золотой медалью, Е. Киселева отправилась в столицу, где в 1886 году поступила на математический факультет местных Бестужевских курсов.
«Дачницы», 1915 год, холст, масло, 100 X 108 см., Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.

Обучаясь точным наукам в Петербурге, Е. А. Киселева не забывала и о своем увлечении рисованием, посвящая ему все свое свободное время, и, в конце концов, любовь к искусству победила, убедив талантливую девушку в том, что именно искусство является ее призванием. В 1898 году Киселева оставила курсы и поступила в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Пройдя академический курс, с 1900 года Киселева начала заниматься в мастерской Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Обучаясь в мастерской выдающегося мастера, Е. Киселева в скором времени стала одной любимых учениц великого художника и в 1903 году была привлечена им к работе над диорамой «Ассамблея при Петре I» совместно с Евгенией Марцелиновной Малешевской (1868—1958), еще одной ученицей Репина.
«Маруся», 1913 год, холст, масло, 135 х 100 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

В 1903 году Елена Киселёва впервые посетила Париж. Знакомясь и жадно впитывая новые тенденции в изобразительном искусстве, она, находясь под их влиянием и желая им следовать, исполнила свою дипломную работу «Парижское кафе». Однако на родине ее творческое новаторство понимания и уж тем более одобрения со стороны Совета академиков не встретило. Неприятие и критика педагогов оказали сильное негативное влияние на Киселеву, следствием чего стала ее длительная депрессия. Она взяла академический отпуск и вновь отправилась на берега Сены, где начала посещать частную художественную школу Эжена Каррьера, известного в те годы в Европе французского графика, живописца и педагога.
«Прекрасная Гортензия», 1908 год, холст, масло, 147 х 112 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

В 1907 году Елена Киселева успешно окончила Высшее художественное училище при ИАХ, получила звание художника за картину «Невесты. Троицын день» и право на пенсионерскую поездку в Европу, став, таким образом, первой женщиной в России, удостоившейся подобной высокой чести. Пенсионерство в те годы давало возможность художнику продолжать обучение за границей при финансовой поддержке Академии.
«Невесты. Троицын день», 1907 год, холст, масло, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

В 1908—1910 годах Киселева жила в Париже, посещала частную академию художеств Родольфо Жюлиана (1839—1907), являвшуюся со второй половины 19-го века крупнейшим конкурентом парижской Школы изящных искусств. В Академию принимали всех желающих, без каких-либо условий. В 1911 году Елена Киселева путешествовала по Италии. Все это время, находясь в Европе, она участвовала в выставках Нового общества и Союза русских художников, в международных выставках в Мюнхене и Риме.
«Воронежские крестьянки», 1906 год, холст, масло, частное собрание.

Елена Киселева принимала участие и в многочисленных российских художественных выставках: отчетных академических (1904, 1907), Весенних в залах ИАХ (1906, 1907, 1909, 1910), Нового общества художников (1906, 1910, 1912/1913), МТХ (1911), СРХ (1910—1917), «Современный русский женский портрет»). В 1910 году она первой из женщин стала членом Общества архитекторов-художников. Неоднократно получала премии конкурса им. А. И. Куинджи.
«Портрет А. П. Киселева, отца», 1906 год, холст, масло, частное собрание.

По единодушному мнению историков искусства 1910-е годы считаются лучшим периодом в творчестве Елены Киселевой. Она была востребована как портретист — к ней часто обращались с заказами. Она предпочитала писать портреты, причем, в основном, женские. Как художник, она была узнаваема. Ей удалось выработать свой стиль, «соединяя традицию русской реалистической школы с приемами постимпрессионизма».
«Конавланка», 1920-е годы, бумага на картоне, цветной карандаш, пастель, 30,2 х 21 см.,
Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского

При этом ей неизменно сопутствовал заслуженный успех на многочисленных выставках, о ней много писала пресса, она была полна творческих сил, ее высоко оценивали и поддерживали известные живописцы, в том числе бывший наставник Илья Ефимович Репин, в усадьбе которого в финском Куоккале она часто гостила. Критики к ней были более чем благосклонны, отмечая в творчестве художника соединение классической школы и постимпрессионизма. Картины Киселевой охотно покупали; известно, что несколько полотен приобрел для собственной коллекции Максим Горький.
«Прекрасные дамы», 1927 год, холст, уголь, цветной карандаш, 98 х 66,2 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

В 1913 году во время очередной поездки в Париж Елена Андреевна познакомилась со своим будущим супругом — Антоном Дмитриевичем Билимовичем. Они поженились в Одессе, где Билимович работал в то время профессором университета.
«Портрет А. Д. Билимовича», 1913 год, холст, масло, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

Это был второй брак в жизни Киселевой, первый еще в студенческие годы с Николаем Александровичем Черным-Переветанным оказался крайне неудачным и просуществовал недолго. В 1917 году у Елены Андреевны и Антона Дмитриевича родился сын Арсений.
«Портрет сына», 1925 год, холст, масло, Музей современного искусства Македонии, Скопье.

После Октябрьского переворота, в 1917—1920 годах, Киселева с супругом жила в Одессе, а в феврале 1920 года вместе с семьей эмигрировала в Королевство сербов, хорватов и словенцев (СХС), где ее супруг получил работу в Белградском университете. В 1926 году Билимовичи получили югославское подданство. Семья была обеспеченной, жила в собственном особняке. Карьера мужа в эмиграции сложилась удачно. Он на протяжении всей жизни продолжал работать по специальности, будучи профессором Белградского университета.
«Портрет дамы (портрет Любови Бродской)», 1916 год, холст, масло, 108 х 108 см., Институт русского языка и литературы «Пушкинский дом», Санкт-Петербург.

Карьера Елены Дмитриевны сложилась менее удачно. В 1920—1930 годы она продолжала изредка писать портреты, городские и сельские пейзажи, а также декоративные панно и иконы. Была участницей выставок в Белграде: Общества русских художников в Королевстве СХС (1928), Большой выставки русского искусства (1930), Русского художественного общества (1933); ретроспективной выставки русской живописи в Праге (1935). При этом необходимо отметить, что ее картины на новой родине художника особой популярностью не пользовались.
«На балконе», 1910 год, холст, масло, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Санкт-Петербург.

В годы войны семья Билимовичей пережила тяжелую утрату. В 1942 году единственный сын Елены Андреевны и Антона Дмитриевича, Арсений, с женой были арестованы по надуманному обвинению и отправлены в немецкий концлагерь. Здоровье сына было сильно подорвано, и хотя он, в конце концов, все-таки вернулся домой, но так и не поправился. В 1944 году сын умер. В том же году Елена Александровна написала свою последнюю в жизни картину «Портрет сына на смертном одре». Больше к живописи она уже не вернулась…
«У себя. Автопортрет», 1908 год, холст, масло, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом», Санкт-Петрбург.

Последние 15 лет жизни, после выхода на пенсию мужа, супруги прожили уединенно. Внук с семьей своей матери, жены сына, уехал в Канаду. В 1967 году Елена Киселева писала в Воронеж: «Теперь нам по 89 лет. Оба больны, совершенно одиноки. Жизнь наша кончается». В 1970 году Антон Дмитриевич скончался. Елена Андреевна пыталась найти утешение, копаясь в своем саду с розами, она дала обет молчания и через несколько лет, 8 июля 1974 года, тоже покинула этот мир. Случилось это в Белграде, где она и была похоронена рядом с любимым супругом. По ее завещанию, «Портрет сына на смертном одре» сожгли во время ее кремации. Сохранившуюся у нее часть своих картин Елена Андреевна завещала музею родного Воронежа.
«Базар в Которе», 1925 год, холст, масло, Музей современного искусства, Белград,

В середине 1960-х годов воронежские искусствоведы завязали с Еленой Андреевной Киселевой переписку, и в 1969 году в Воронеже состоялась прижизненная выставка пятидесяти ее работ, приуроченная к 90-летию Киселевой. Воронежский художественный музей тогда приобрел ряд работ из частных собраний и несколько картин получил в дар. В 1974 году к 95-летию со дня рождения художника в музее был организован отдельный зал, где экспонировалось около 30 работ Е. Киселевой. C 17 декабря 2016 года по 12 марта 2017 года Музей русского импрессионизма провел первую в Москве выставку-ретроспективу Елены Киселевой «Элегантный век».
«Завтрак. Портрет П. Е. Щеголева», 1911 год, картон, пастель, 50 x 35 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В наши дни работы Елены Андреевны Киселевой представлены в собрании Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Института русского языка и литературы «Пушкинский дом», Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Музея современного искусства в Белграде, Национального музея Сербии, Музея современного искусства Македонии, музее Мимара в Загребе, в многочисленных частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья.
«Портрет неизвестной в шали», 1910 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Савенкова И. И. Неизвестная картина, пополнившая каталог произведений художника Е. А. Киселёвой // Известия ВГПУ. — 2019. — Вып. 1 (282). — С. 129—130.
2. Пружан И. Н. Елена Киселёва. — М.: Изобразительное искусство, 1970.
3. Иллюстрированный словарь русского искусства. М., 2001.
4. «Словарь русских художников», Э. Г. Коновалов, Москва, Эксмо, 2008.
«Девушка в красном», 1907 год, холст, масло, музей Мимара, Загреб.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.