Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 491. Мешков Василий Васильевич (Vasily Meshkov) (1893-1963).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Васильевич Мешков — известный русский и советский живописец, Народный художник РСФСР (1963).

Василий Мешков родился в Москве. С 1907 по 1908 год учился в художественной школе своего отца В. Н. Мешкова, которая находилась в Москве и в которую на итоговые просмотры работ учеников приходили В. И. Суриков, В. М. Васнецов. В 1909—1916 годах учился у своего отца в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а также у К. А. Коровина, С. В. Иванова, А. М. Корина.

В начальный период творчества писал главным образом городские пейзажи. В 1911 году примкнул к передвижникам. В период обучения приглашался И. Е. Репиным и В. Е. Маковским участвовать в 39-й, 43-й и 44-й выставках передвижников. После 1917 года художник оставил излюбленную историческую тему, став театральным художником. В 1922 году В. В. Мешков вступил в АХРР и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны. Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа». Много и плодотворно работал В. В. Мешков в своем любимом пейзажном жанре. Его пейзажные полотна характерны особой величественной и суровой трактовкой русской природы.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее Русского Искусства в Киеве, в музеях Новокузнецка, Рязани, Сочи, Томска, Феодосии и в частных собраниях в России и в странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я потомственный живописец. Отец мой, художник Василий Никитич Мешков, с детства предназначал меня к этому поприщу, да и все мои надежды и чаяния совпадали с отцовскими предначертаниями…» (из автобиографии В. В. Мешкова).
«Свистуха», 1940 год, холст, масло, 46,5 х 89,5 см., Новокузнецкий художественный музей.

Василий Васильевич Мешков родился 23 марта (4 апреля) 1893 года в Москве в семье известного русского художника Василия Никитича Мешкова, будущего Народного художника ВСФСР (1963). Творческая обстановка в семье, а также то, что с раннего детства Василий был окружен людьми искусства, лучшими живописцами того времени, не могло не сказаться на его судьбе.
«Кель — остров святого Ильи», 1938 год, картон, масло, 10 х 38 см., частное собрание.

В детстве самым заманчивым и таинственным местом в доме, полным увлекательных и самых неожиданных вещей, а также запахов масла и лака, которые нельзя было ни с чем перепутать, была мастерская отца, известного в те годы в России художника-портретиста. Именно он стал первым наставником Василия, когда тот увлекся рисованием, и под его руководством юный художник начал свои первые регулярные занятия живописью. В 14 лет Василий Мешков-младший уже выставлялся на первой в своей жизни художественной выставке со своими робкими, еще неумелыми работами на темы русской истории, но даже в этих работах уже чувствовалась своеобразная, свободная живописная манера автора.
«На берегу», 1957 год, картон, масло, 11,5 х 27 см., Томский областной художественный музей.

Два года с 1907 по 1908 год Мешков-младший проходил обучение в находившейся в Москве известной в те годы художественной школе отца, в которую на итоговые просмотры работ учеников приходили Василий Иванович Суриков (1848-1916) и Виктор Михайлович Васнецов (1848— 1926). В 1909 году он уже учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где кроме опять-таки отца его педагогами в разные годы выступили Константин Алексеевич Коровин (1861—1939), Сергей Васильевич Иванов (1864—1910), Алексей Михайлович Корин (1865—1923), Леонид Осипович Пастернак (1862—1945) и Василий Николаевич Бакшеев (1862—1958).
«Зимний день. Подмосковье», 1940 год, холст, масло, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина.

В период обучения в 1911 году примкнул к передвижникам, творчество которых ему было близко. В период обучения приглашался Ильей Ефимовичем Репиным (1844—1930) и Владимиром Егоровичем Маковским (1846—1930) для участия в 39-й в 1910-1911 годах, 43-й в 1914-1915 годах и 44-й в 1915—1916 годах выставках передвижников. В начале творчества писал главным образом городские пейзажи. После начала Первой мировой войны в 1914 году Мешков был мобилизован в качестве художника и много ездил по фронтам со Штабом армии, создав множество этюдов о войне.
«Пейзаж с речкой», 1930 год, холст, масло, Сочинский художественный музей.

В 1915 году художник оказался в Пскове, который давно хотел посетить и прожил в нем около двух лет. Подолгу бродил он по улицам старого города, овеянного славной историей, стремясь отыскать сохранившиеся старинные уголки — дома, церкви, дворики, мосты. Так появилась его работа «Псков XVII века». Пленяли его и берега живописной реки Псковы и серебристо-серый оттенок воздуха. А еще Мешкову нравилась в меру суровая псковская зима с широкими белыми снежными покрывалами и легким морозцем, хватавшим за кончик носа любого, появлявшегося на улице. Такой предстает зима на его картине «Зимка. Псков», исполненной в 1915 году и экспонирующейся в наши дни в собрании Рязанского государственного областного художественного музея имени И.П. Пожалостина.
«Зимка. Псков», 1915 год, холст, масло, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина.

Художник жил и работал на Псковщине два года. Пребывание в Пскове оказалось для него очень плодотворным. Он написал свыше тридцати произведений, которые были названы «Псковской сюитой». Работы В. В. Мешкова интересны не только как произведения живописи, но и являются ценными историческими документами. Значительными по своему художественному содержанию являются написанные в эти годы в Пскове полотна художника «Нижние решетки», «Псков XVII века», «Псков XVIII века». Умение показать архитектуру городских сооружений, ансамбли соборов, церквей, монастырей, башен крепостных стен на фоне народной жизни в «Псковской сюите» получило убедительное выражение, придало ей историзм.
«Кемерово. Шахта «Центральная», 1935 год, холст, масло, частное собрание.

В 1916 году Мешков посетил пушкинские места. После поездки в Михайловское и Тригорское им были написаны «Михайловские рощи» и «Дом Лариных». Художник жил в Михайловском в «Колонии литераторов», существовавшей в усадьбе Пушкина при созданном псковским дворянством музее: Варвара Васильевна Тимофеева-Починковская, писательница, бывшая тогда «хозяйкой» Михайловского, вспоминала в своих записках: «Гостивший у нас художник В. В. Мешков все время писал здесь этюды Тригорского и Михайловского. Особенно хорош был этот вечер в Тригорском, когда мы ужинали и пили чай в «доме Лариных» при открытом окне. Старинный дом со старинной обстановкой. Старинные окна с солнцем выжженными стеклами выходят на лужайку и пруд, с качающимися на нем белыми кувшинками. Старинный парк мечтательно дремлет в отдалении». Любопытно, что на обороте картины рукой автора написано «Дом Лариных в Тригорском». Именно так воспринимали эту усадьбу все последующие поколения читателей Пушкина, во многом объединяя героев романа и обитателей Тригорского дома.
«Дом Осиповых-Вульф», 1916 год, холст, масло, Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина “Михайловское”.

Февральские события 1917-го года застали художника в Пскове, он был демобилизован и переехал в революционный Петроград. Октябрьский переворот Василий Васильевич встретил с пониманием. Несмотря на пугавшую неопределенность и наступившие трудности, он с оптимизмом смотрел в будущее и ему были близки лозунги новой власти. После 1917 года художник оставил излюбленную историческую тему и начал работать театральным художником. В 1922 году Василий Мешков вступил в Ассоциацию Художников Революционной России (АХРР) и обратился к темам Октябрьской революции и Гражданской войны (серия этюдов «Октябрь в Москве» и др.). Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа», при этом продолжал работать и как театральный художник-оформитель.
«Вступление революционных частей в Кремль», 1923 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Поездка в Крым и на Кавказ в 1924—1925 годах явилась рубежом в творческой биографии Василия Мешкова: он стал все больше отдавать предпочтение в своем творчестве жанру пейзажа. И хотя он продолжал оставаться театральным художником, уже не работа в театре определяла его творческие устремления, а именно увлечение пейзажем. Он создал целый ряд полотен со своим неповторимым «мешковским» серебристым колоритом: «Серый день», Серебряный дождь», «Стужа», «После дождя», «Озеро» и другие. Его пейзажи удивительным образом передавали особое поэтическое состояние природы, созвучное настроению художника в то время.
«Серый день», 1933 год, холст, масло, 70 х 100 см., Музей Русского искусства, Киев.

В годы Великой отечественной войны художник, как и все остальные советские люди, вносил посильный вклад в дело победы над ненавистным врагом. Он совершил ряд поездок на фронт, по результатам которых в 1941—1942 годах были написаны произведения «Защита Ленинграда, Танки идут на фронт» и совместно с Николаем Павловичем Христенко (1897—1993) «Бой за Севастополь» и «Танковый бой». Одной из лучших картин того времени явилась работа художника «1941 год под Москвой».
«Защита г. Ленинграда. Танки идут на фронт», 1942 год, холст, масло, 58,5 х 122 см., Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.

Особенно блестяще развернулось творчество В. В. Мешкова в послевоенные годы. После суровых лет войны Мешков удивительно чутко воспринимал природу. Он писал пейзажи, которые как бы утверждали право человека на счастливую жизнь. Именно в это время он полностью нашел себя и свой глубоко оригинальный и выразительный стиль. Им были созданы серии пейзажей, посвященные природе Советской Карелии и Сибири. В этих сериях или циклах картин Мешков предстал перед современниками художником, глубоко чувствующим особенности природы тех мест, которые он пишет. Вместе с тем именно эта природа позволила ему раскрыть свой талант эпического поэта, талант мастера значительной по своему содержанию и часто монументальной по форме пейзажной картины.
«Мечты рыбака», 1950-е годы, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск.

«Ранний снег», 1950-е годы, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

Пейзажи Карелии вообще занимают особое место в творчестве Василия Васильевича Мешкова. «Край озер, непуганых птиц и нехоженых троп», как когда-то называли его, пленил художника своеобразной поэтичностью своего сурового ландшафта и колорита. Здесь царство воды, камня и леса. Цепь бесконечных озер, разнообразных по своим очертаниям, то соединяется протоками и водопадами, то разделяется каменными грядами. Среди озер разбросаны небольшие лесистые островки, создающие какой-то особый замедленный ритм.
«В Карелии», 1950-е годы, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск.

Камни то встали причудливыми дикими скалами, голыми или поросшими соснами, то протянулись правильными рядами, то рассыпались отдельными валунами, покрытыми мхами и лишайниками или гладко обточенными водой и ветрами. Можно с уверенностью сказать, что ни один край так не тронул художника, как Карелия. Он создал целую сюиту великолепных картин: «Озерный край», «Сентябрьские холода», «Осень в Карелии», «Осенняя песня», «Ведло-озеро», «Золотая осень в Карелии». Художник раскрыл особую поэзию этой северной природы, суровой и строгой.
«Осень в Карелии», 1955 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Золотая осень в Карелии» — одна из наиболее проникновенных картин Мешкова, она очаровывает с первых мгновений. Перед зрителем — величественная панорама северной природы. Осенняя Карелия предстает в отшельническом образе, мудром и печальном, уединенном. Автор еще раз подчеркивает все богатство и уникальность этого региона.
«Золотая осень в Карелии», 1950-52 годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Примечательной особенностью картин Василия Мешкова, и это в полной мере относится к знаменитой работе художника «Сказ об Урале», является их особый философский характер. Образ природы, созданный художником, невольно наталкивает зрителя на раздумья, вызывает рой ассоциаций. Широкий простор, развертывающийся перед зрителем, рождает представление о необъятности Родины.
«Сказ об Урале», 1949 год, холст, масло, 37,5 х 80,5 см., Государственный Русский музей. За эту картину художник получил Сталинскую премию.

Природа, представленная на полотнах В. В. Мешковаво всей своей первозданной мощи, никогда не противостоит человеку. Она возбуждает чувство подъема и восхищения, чувство, самым прямым образом отвечающее мироощущению советских людей. Образ, созданный Мешковым, оптимистичен в самом прямом смысле этого слова, он вселяет в человека уверенность в своих силах, он зовет к новым свершениям, он соотносит его чувства с величественной и могучей природой. В 1963 году живописцу Василию Васильевичу Мешкову было присвоено высокое звание Народного художника РСФСР. Персональные выставки художника проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929).
«Золотое Подмосковье», 1947 год, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

В. В. Мешков скончался 6 августа 1963 года в Москве. Был похоронен в столице на Новодевичьем кладбище. Рядом с ним похоронена и его супруга О. А. Мешкова (1897—1967), которая пережила мужа на четыре года.
Могила художника Мешкова Василия Васильевича на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сегодня полотна Василия Васильевича Мешкова украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея Русского Искусства в Киеве, музеев Новокузнецка, Рязани, Сочи, Томска, Феодосии и других городов России, а также многочисленные частные коллекции в нашей стране и в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Мешков Василий Васильевич (1894–1963), Христенко Николай Павлович (1897–1993) «Бой за Севастополь» 1941–1942 годы, холст, масло, 110 х 126 см., Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Сокольников М. П. Творческое кредо живописца (В. В. Мешков) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М. П. Сокольников; Предисл. народного художника РСФСР А. Каманина. — М.: Изобразительное искусство, 1980. — С. 64—78. — 128 с. — 10 000 экз. (в пер.)
2. М. П. Сокольников, В. В. Мешков, М., 1967.
3. 225 лет Академии художеств СССР, т. 2, с. 312—313; ИЭ, с. 313; ИС, с. 279; ПХЭ, т. 2, с. 9.
4. «Словарь русских художников», Э. Г. Коновалов, Москва, Эксмо, 2008.
5. Иллюстрированный словарь русского искусства. М., 2001.
Мешков Василий Васильевич (1894–1963), Христенко Николай Павлович (1897–1993), «Танковый бой» 1941–1942 годы, холст, масло, 110 х 126 см., Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.