Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 490. Кульбин Николай Иванович (Nikolai Kulbin) (1868-1917).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Иванович Кульбин—известный русский художник и музыкант, теоретик авангарда, один из организаторов первых художественных объединений и выставок нового искусства России, инициатор и деятельный участник диспутов, — больших коллективных изданий, альманахов.

Николай Кульбин родился в Гельсинфорсе — столице и крупнейшем городе Финляндии, административном центре провинции Уусимаа (Нюланд). Систематического художественного образования он не получил. Увлекался искусством на протяжении всей своей жизни, но в силу обстоятельств не имел возможности реализовать себя.

В 1908 году дебютировал как живописец на выставке «Основные течения в искусстве» в Петербурге. Занимался живописью, рисунком, литографией. Иллюстрировал футуристические книги. В своем творчестве стремился к освоению опыта постимпрессионистов. В апреле-мае 1908 года основал и финансировал Художественно-психологическую группу «Треугольник», включившую М. В. Матюшина, Е. Г. Гуро, А. И. Баллиера, И. С. Школьника, Э. К. Спандикова и других. Организатор и участник многих выставок — «Современные течения» (1908), «Звено» (1908), «Импрессионисты» (1909), «Треугольник — Венок/Стефанос» (1910), «Интернациональная выставка футуризма» (Рим, 1914), Салон Независимых (Париж, 1914) и других. Николай Кульбин—соиздатель и автор материалов художественного альманаха «Стрелец», в котором публиковались: А. Блок, Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Кручёных, В. Маяковский, Н. Евреинов и другие.

Рассказ об этом удивительном художнике, организаторе выставок и теоретике искусства, работы которого хранятся в музеях и частных собраниях в России и в странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Николай Иванович Кульбин родился 20 апреля (2 мая) 1868 года в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия) в семье служившего здесь штабного писаря и солдатской дочери. Способности к рисованию проявились у Николая с детства, вызвав немалое удивление у его родителей, не имевших никакого отношения ни к искусству вообще, ни к живописи в частности. До наших дней дошли рисунки юного художника, сделанные им в дневнике в конце 1880-х годов. Выполненные достаточно уверенно, рисунки указывают на то, что Николай Иванович, по всей вероятности, брал уроки живописи в своё время у профессионального художника.
«Крымский рынок», 1910-е годы, холст на картоне, масло, 26 х 49 см., Аукцион Sotheby’s, 2013 год.

В 1887 году, окончив курс Санкт-Петербургской VI классической гимназии, Кульбин поступил в Военно-медицинскую академию, которую успешно окончил в 1892 году, получив диплом лекаря с отличием, после чего был оставлен в клинике профессора И.Ф. Пастернацкого. В 1895 году 27-летний ученый с успехом защитил в Военно-медицинской академии диссертацию на степень доктора медицины. В дальнейшем в период 1905—1917 годовНиколай Иванович Кульбин служил приват-доцентом Военно-медицинской академии в Петербурге и имел высокий генеральский чин действительного статского советника.
«Солнце над рекой Славянкой», 1909 год, холст на картоне, масло, частное собрание.

Детское увлечение живописью сопровождало Николая Ивановича на протяжении всей его жизни. Одарённый от природы художник-футурист, в силу определённых жизненных обстоятельств не получивший специального художественного образования, Кульбин являлся убеждённым пропагандистом нового искусства. Когда его материальное и общественное положение упрочилось, он стал активно заниматься искусством, проявив себя главным образом организатором выставок и теоретиком авангарда, и став фактически одним из лидеров петербургского авангарда конца 1900-х — 1910-х годов.
«Лодки», 1908 год, холст на картоне, масло, 24,2 х 34,7 см.,. частное собрание.

Увлечение искусством привело к тому, что параллельно со службой Н. Кульбинначал принимать активное участие в художественной жизни Петербурга. В свободное от основных занятий время он писал натюрморты, сильно стилизуя их под «фламандскую» живопись. В январе 1908 года Николай Иванович организовал Художественно-психологическую группу «Треугольник», а 25 апреля того же года в «Пассаже» на Невском проспекте по его инициативе и непосредственном участии открылась выставка «Современные течения в искусстве». На выставке экспонировались 400 работ самых различных художников — от академика Н.П. Богданова-Бельского (1868—1945) и Александра Бенуа (1870—1960) до Аристарха Лентулова (1882—1943), Михаила Матюшина (1861—1934), Александры Экстер (1882—1949)и других. При этом нельзя пройти мимо того факта, что многие обозреватели столичных газет весьма язвительно отзывались о показанных произведениях, критикуя в основном представителей «новейших» направлений в живописи, к которым относил себя и Кульбин.
«Солнечная ванна», 1916 год, холст, масло, 67 х 98 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В своих многочисленных публичных выступлениях в эти годы Кульбин так характеризовал новое искусство: «Мы импрессионисты, мы передаем на холстах наши впечатления, или «импрессии». Мы просто так видим, и наши импрессии отражены в картине, не считаясь с банальными представлениями обывателя о цвете тела… В мире все относительно. Даже солнце одним людям кажется золотым, другим серебряным, другим красным, а кому-то кажется бесцветным. Право художника видеть все так, как видится ему, и это его абсолютное право». Он искренне пытался донести суть новейших художественных тенденций до массового зрителя.
«Мимоза», 1910-е годы, латунь, масло, 70 х 65 см., частное собрание.

В 1909 году Николаю Ивановичу удалось организовать и провести большую художественную выставку «Импрессионисты», на которой уже в расширенном виде были представлены наиболее радикальные художественные течения. По отзывам специалистов тех лет, эта грандиозная по своим масштабам выставка соперничала с выставками «Союза русских художников» (Москва, 1906—1907 гг.), «Венок-Стефанос» (Москва, 1908 г.) и «Салоном Маковского» (Петербург, 1909 г.) в «Меньшиковских комнатах» Первого Кадетского корпуса.
«Абстрактная композиция», 1916 год, доска, масло, 31 х 33 см., Торги 14 апреля 2018 г. на аукционе Art Torg S.r.o. в Праге. Эстимейт $12.000 долларов.

В 1910 году совместно с В. Э. Мейерхольдом (1874—1940) Кульбин принял участие в создании «Интимного театра» (само «Общество Интимного театра» было основано ещё осенью 1909 года Н. С. Кругликовым, А. А. Мгебровым, Б. К. Прониным и Н. Н. Евреиновым), а в 1912 году организовал Териокский кооперативный театр.
«Театральный занавес», Эскиз, 1916 год.

Впервые о широком признании заслуг Николая Ивановича Кульбина в артистических и художественных кругах столицы заговорили в 1912 году, когда была устроена персональная выставка его произведений в Обществе поощрения художеств (Санкт-Петербург) с выпуском отдельного издания под заголовком «Н.И. Кульбин», включавшего очерк о нем и каталог экспонированных произведений. Правда, это ещё не было абсолютным признанием, поскольку его неоднозначное творчество вызывало различные реакции у зрителей и критиков. Скорее это было признание Кульбина как личности, как общественного деятеля, влиявшего на развитие современного искусства своей неукротимой энергией и верой в возможность нахождения новых истин в творчестве. «Тот, кому дано возмущать воду…» — писали о нем.
«Цветы», 1910-е годы, картон, масло, 36 х 26,3 см., собрание И.Г. Сановича, Москва.

Долгие годы творческие начинания и опыты связывали Николая Ивановича Кульбина с одной из ключевых фигур Серебряного века, теоретиком и историком театра, режиссером и драматургом Николаем Николаевичем Евреиновым (1879—1953), который на протяжении многих лет принадлежал к кругу его единомышленников и близких друзей. В евреиновском сборнике «Нагота на сцене» (1911) Николай Кульбин опубликовал свою заметку «Время и нагота в искусстве». Благодаря их общей дружбе с Николаем Калмаковым, он вместе с последним участвовал в оформлении многих спектаклей Евреинова. В 1912—1917 годах Кульбин написал несколько портретов Николая Евреинова. Он иллюстрировал книги Евреинова «Театр для себя» и «Театр как таковой». Вместе с ним и известным режиссером и театральным деятелем Борисом Константиновичем Прониным (1875—1946), одним из тех, кто формировал специфическую театральную культуру предвоенных и предреволюционных лет, Кульбин основал артистическое кабаре «Бродячая Собака». Николай Кульбин являлся соиздателем и автором материалов художественного альманаха «Стрелец», в котором публиковались А. Блок, Д. Бурлюк, В. Каменский, А. Крученых, В. Маяковский, Н. Евреинов и другие.
Эскиз обложки книги Н.Н.Евреинова «Театр как таковой» с его портретом. 1912 год.

К сожалению, творческое наследие Николая Ивановича Кульбина очень немногочисленно и рассеянно по музеям и частным коллекциям, что крайне затрудняет систематическое изучение его творчества. Кульбин очень высоко ценил в искусстве эксперимент, старался в своих произведениях свести различные стилистические формы, этим можно объяснить разнородность его творческого наследия. Многие из его графических и живописных произведений сегодня мы можем смело отнести к лучшим произведениям, созданным художниками начала XX века—«Серебряного века» русского искусства. Неоднократно в разные годы произведения художника экспонировались в «Художественном бюро» Н.Е. Добычиной (Петроград), наряду с другими художниками «нового искусства» и футуристов. Последняя, уже посмертная выставка Николая Ивановича Кульбина состоялась также в «Салоне Добычиной» в 1918 году.
«Бегство в Египет», 1911 год, бумага, клеевая краска, 79 х 66 см., частное собрание.

Николай Иванович Кульбин умер 6 марта 1917 года в Петрограде на третий день после событий Февральской революции от прободения язвы желудка. Был похоронен на Митрофаньевском кладбище тогдашней столицы (могила, к сожалению, до наших дней не сохранилась). Персональные выставки Николая Ивановича Кульбина прошли в 1912, 1918 и 2008 годах в городе на Неве.
«Пейзаж с поваленными деревьями», 1909 год, холст, масло, 40 х 58,5 см., Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

В июне 2008 года на телеканале «Культура» состоялся премьерный показ фильма режиссера Сергея Тютина «Николай Кульбин. Дедушка русского футуризма» из серии «Звёзды русского авангарда».
«Портрет режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда», 1913 год, бумага, тушь, 26,5 х 33 см., Музей современного искусства, Москва.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Афонский, Н. Памяти Н.И. Кульбина / Н. Афонский. // Русский врач. — 1917. -№ 11.
2. Евреинов, Н.Н. Оригинал о портретистах (к проблеме субъективизма в искусстве) / Н.Н. Евреинов. — М.: Госиздат, 1922.
3. Ковтун, Е.Ф. Русская футуристическая книга. / Е.Ф. Ковтун. — М.: Книга, 1989.
4. Кульбин, Н.И. Выставка картин. Петербург, 1912. / Н.И. Кульбин. Каталог выставки картин Н.И. Кульбина. — СПб, 1912.
5. Калаушин Б. М. . Николай Кульбин: Поиск. Из истории русского авангарда. // Альманах «Аполлон». Том I, книга I. — Санкт-Петербург: ИГ «Аполлон». 1994 ISBN 5-88670-002-1 (Т. 1, кн. 1).
6. Калаушин Б. М. . Николай Кульбин: Документы: Статьи, дневники Н. И. Кульбина. Неопубликованное. Воспоминания. Материалы. Библиография. Летопись художественной жизни 1986—1995. // Альманах «Аполлон». Том I, книга II. — Санкт-Петербург: ИГ «Аполлон». 1995 ISBN 5-88670-004-8 (Т. 1, кн. 2) ISBN 5-88670-001-3 (А.)
7. Кульбин. Санкт-Петербург: Изд. Общества Интимного театра. 1912 (С. Судейкин «Художник-зритель», Н. Н. Евреинов «Кульбин», Сергей Городецкий «Тот, кому дано возмущать воду» и «Кульбину». 10 репродукций произведений Н. Кульбина).
Сергей Судейкин (1882-1946) Портрет Н.И. Кульбина. Шарж. 1912-1914 год, Музей-квартира И.И. Бродского, С-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.