Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 489. Ционглинский Ян Францевич (Jan Tsyonglinsky) (1858-1913).

Герой очередного выпуска Энциклопедии —Ян Францевич Ционглинский —известный польский и российский художник, талантливый педагог.

Ян Ционглинский родился в Варшаве. В 1876—1878 годах учился в Варшавском университете, вначале на медицинском факультете, а затем на отделении естественных наук физико-математического факультета. Одновременно он учился в мастерской Войцеха Герсона, а позже в Варшавском рисовальном классе. В 1879—1885 годах учился в Императорской Академии художеств (сначала вольноприходящим учеником, а потом академистом). В 1894 году непродолжительное время занимался в мастерской Ж. Ж. Бенжамена-Констана в Париже.

На рубеже 1898—1899 годов Ционглинский принимал активное участие в организации объединения «Мир искусства», был участником его выставок. С 1903 по 1910 год выступал в качестве экспонента выставок «Союза русских художников». Являлся талантливым педагогом-новатором. Преподавал в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств (ОПХ) (с 1886 года), в натурном классе Высшего художественного училища при Академии художеств (с 1902 года) и руководил частной школой-студией на Литейном проспекте (дом № 59) в Санкт-Петербурге. Его учениками были: И. Я. Билибин, Л. А. Бруни, П. Д. Бучкин, В. А. Веснин, П. Германович, Е. Е. Лансере, М. В. Матюшин, П. Н. Филонов, И. Н. Шульга, Е. А. Говорова, И. С. Куликов.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, ведущих художественных музеях Польши и Украины, а также в частных собраниях России и стран дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«В глубине своих задач он был близок Серову, но в своих путях постижения и передачи природы во многом антиподом ему, может быть, в силу различия художественных темпераментов. У Ционглинского также широко были открыты глаза на бесконечную трудность живописи, но он хотел брать вдохновенной интуицией, ему чужда была та железная выработанность, которая дается не ремесленной усидчивостью, а глубоко художественной борьбой с трудностями достижения. С исторической точки зрения Ционглинский первый у нас и совершенно самобытный импрессионист, явление поразительное. Правда, в самой крови и натуре его была закваска совсем иной культуры» (А.Н.Бенуа, историк искусства).
«Этюд из путешествия в Константинополь», 1893 год, холст, масло, Национальный музей Краков.

Поляк по происхождению, Ян Ционглинский прожил зрелую часть жизни за пределами родины, будучи по мнению современников русским живописцем. Заслужил большое признание в художественном мире Петербурга рубежа XIX—XX веков. Друзьями и коллегам по цеху запомнился яркий образ блестящего пана, всегда экзальтированного, захлебывающегося в восторге перед искусством, гипнотизирующего окружающих хоть и неважной, но приподнятою русской речью. Сегодня имя этого замечательного живописца польского происхождения хорошо известно специалистам и любителям искусства в нашей стране и за её пределами, но до сих пор ни русские, ни польские исследователи никогда не рассматривали его творчество в целом.
«Незрячий», 1890-е годы, холст, масло, музей искусств, Лодзь.

Самым достоверным и наиболее полным биографическим источником о художнике на сегодняшний день является книга, написанная на польском языке более семидесяти лет назад Юзефом Ционглинским, его младшим братом. Личные записи и заметки самого Яна Ционглинского до наших дней почти не дошли, а имеющиеся носят случайный, несистематический характер, как, например, автобиографическая справка, опубликованная С.П.Яремичем в каталоге посмертной выставки художника. Более конкретное представление о мировоззрении и эстетических убеждениях Ционглинского можно почерпнуть из сборника «заветов» мастера, которые были записаны его учеником художником-ориенталистом Александром Рубцовым (1884—1949) в период с 1905 по 1910 год.
«Пианистка», 1910 год, холст, масло, Городской музей им. Бартошевичей Лодзь.

Ян (Иван) Францевич Ционглинский (польск. Jan Ciągliński) родился 8(20) февраля 1858 года в Варшаве в семье польских дворян. С детских лет увлекался рисованием, чему родители мальчика не препятствовали, считая это обычным детским увлечением, которому суждено было с годами пройти. Жизнь показала, что они ошибались…
«Портрет И.Гофмана», 1897 год, холст, масло, Национальный музей, Краков.

Юноша получил общее образование в местной 3-й гимназии, которую окончил в 1876 году, поступив после этого в том же году в Варшавский университет, вначале на медицинский факультет, а позже на отделение естественных наук физико-математического факультета. Одновременно посещал занятия в мастерской «патриарха польских художников» Войцеха Герсона (1831—1901), польского художника-реалиста и писателя, где получил первоначальное художественное образование. Позже стал посещать занятия в популярном в те годы среди любителей живописи Варшавском рисовальном классе, все более и более увлекаясь любовью к искусству, которая, наконец, и побудила его принять непростое для себя решение покинуть университет и в 1879 году отправиться в Санкт-Петербург.
«Портрет Ф. Шопена («Scherzo H-moll»)», 1909–1910 год, холст, масло, Национальный музей, Варшава.

В двадцатиоднолетнем возрасте Ян Ционглинский приехал в столицу Российской империи, где поступил в Императорскую Академию художеств сначала вольноприходящим учеником, а позже полноправным студентом. Учеба складывалась для Ционглинского весьма успешно: после двух малых и двух больших серебряных медалей (1880 и 1881 гг.) он в 1884 году закартину «Притча о богатом и Лазаре», написанную по конкурсной учебной программе, получил малую золотую медаль, а по исполнении другой программы, на тему: «Овчая купель», был выпущен из академии со званием классного художника 1-й степени. Затем Ционглинский отправился в Париж, где непродолжительное время занимался в мастерской известного французского художника и графика Жана Жозефа Бенжамена-Констана (1848—1902).
«Портрет пани Собецкой», 1911 год, холст, масло, Национальный музей, Краков.

Если верить свидетельству брата Ционглинского, в 1885 году Ян вернулся в Варшаву, но, так получилось, что ненадолго. Спустя несколько дней он получил телеграмму от одного из своих коллег из Петербурга, в которой сообщалось о том, что приехавший из Москвы купец Устинов после осмотра академической выставки пожелал заказать Ционглинскому написать свой портрет за вознаграждение в 1000 рублей. Тогда Ян принял решение вернуться в Петербург и выполнить предложенный заказ. Он снял несколько комнат под небольшую мастерскую на Литейном проспекте (в 1889 году художник занимал только две комнаты на самом верхнем этаже, а в конце 1903 года — уже пять комнат), в которой жил и работал в течение последующих 27 лет. Весной 1912 года (чуть больше чем за полгода до смерти) он переехал в новую квартиру в Академию художеств, которая была предоставлена ему вместе с мастерской, как академику и действительному члену ИАХ.
Портрет девушки, 1900-е годы, холст, масло, Городской музей им. Бартошевичей, Лодзь.

Мастерская художника быстро превратилась в школу-студию живописи Ционглинского на Литейном, 59, став весьма популярной и едва ли не самой многолюдной мастерской в столице с самым разнообразным составом учеников. В то время заниматься в мастерской Ционглинского значило быть на грани всех современных знаний и понятий в искусстве. В мастерской на Литейном всегда было многолюдно: начинающие художники работали, сидя на опрокинутых табуретках, ящиках для холстов или просто на полу, и в то же самое время «Ян Францевич давал объяснения своим ученикам на русском, польском, французском, итальянском языках и слегка на немецком».
«Портрет Яна Блоха», 1902 год, холст, масло, Национальный музей, Варшава.

Ян Францевич был талантливым педагогом-новатором. Он любил работу с учениками, считая преподавательскую деятельность важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, Ционглинский сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. С 1886 года он преподавал в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств (ОПХ), с 1902 года в натурном классе Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств и на протяжении всей своей жизни в Санкт-Петербурге руководил частной школой-студией на Литейном проспекте (дом № 59). Как отмечали современники мастера, вся его преподавательская деятельность была окрашена яркой эмоциональностью и искренностью. Это всегда привлекало к нему учеников. Его учениками были такие разные художники, как Е.Е.Лансере (1875—1946), И.Я.Билибин (1876—1942), П.Д.Бучкин (1886—1965), М.В.Матюшин (1861—1934), Е.Г. Гуро (1877—1913), Л.А.Бруни (1894—1948), П.Н.Филонов (1883—1941), А.И.Савинов (1881—1942) и Матвейс Волдемар (1877—1914). В 1902 году художник был удостоен почетного звания академика, а в 1911 году Ян Францевич Ционглинский стал действительным членом Императорской Академии художеств.
«Баронесса Стакельберг», 1907 год, холст, масло, Национальный музей, Варшава.

При этом сам мастер никогда не прекращал активной творческой деятельности, пробуя себя в различных художественных жанрах. Он с одинаковым успехом писал пейзажи на пленэре, натюрморты, исторические полотна, но постепенно отдал предпочтение в своем творчестве портретному жанру. Его увлекала портретная живопись. Его произведения — портреты, жанры и исторические картины — активно экспонировались на академических и других петербургских выставках. В 1894 году Ционглинский организовал с группой художников-единомышленников выставки картин «Refusés» («Независимых» или «Отверженных»), которые устраивались в Петербурге в течение пяти лет (1894—1898). На рубеже 1898—1899 годов он принимал активное участие в организации объединения «Мир искусства», был экспонентом его выставок. С 1903 по 1910 год Ционглинский был экспонентом выставок «Союза русских художников».
«Мисс Сетуя», 1907 год, холст, масло, частное собрание.

Нельзя не отметить, что значительную часть творческого наследия Ционглинского составляют яркие пейзажные этюды. Не проходило года без того, чтобы он не совершил очередное интересное путешествие: он побывал в Италии, Испании и Центральной Европе, а также в Турции, Марокко, Палестине, Египте, Греции, Индии, Тунисе и других странах.
«Улочка в Дамаске», 1901 год, холст, масло, Национальный музей, Варшава.

Современники Ционглинского считали его одним из наиболее убежденных последователей идей импрессионизма в русском искусстве, при этом многие работы художника периода 1880–1890-х годов действительно можно назвать импрессионистическими. Однако как портретист, Ционглинский, находясь под влиянием новых веяний в искусстве 1890–1900-х годов, постоянно экспериментировал. В это время в его творчестве появились черты нового стиля — модерна. Увлеченный поиском собственного средства выражения, он открывал «тайны красок», в его работах стал особенно ощутим живописный темперамент, который выражался в смелой и широкой манере письма.
«Площадь Сан-Марко», 1894 год, холст, масло, Национальный музей, Варшава.

Художественное наследие Ционглинского обширно и многогранно, оно насчитывает более тысячи полотен. При этом особого внимания заслуживают работы «Автопортрет» (конец 1890-х), «Портрет М.Ф. Ромер, в замужестве Банновой» (1892), «Портрет художника А.Н. Бенуа» (1896), «Белая ночь. Деревня спит» (1907), «Портрет артиста И.В. Ершова» (1908); серии этюдов из путешествий по Палестине и Сирии (1902), Индии и на о. Цейлон (1909), по Сахаре (1910), «Портрет И.Гофмана» (1912), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерствоживописца.
«Портрет И.Гофмана. 1912. Холст, масло, Национальный музей, Варшава.

Ян Францевич Ционглинский скончался 24 декабря 1912 года (6 января 1913 года ) в возрасте 54-х лет в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, однако его могила до наших дней, к сожалению, не сохранилась, так как находилась на том самом участке в северо-восточной части кладбища, где в 1985 году была построена пожарная часть. Последней волей художника была передача в Польшу после его смерти всех его работ, и после 1922 года большая часть творческого наследия художника была распределена между музеями Польши и современной Украины. В России остались лишь те работы, которые были переданы в музеи из частных русских собраний или приобретены с выставок.
«Чайная роза», 1905 год, холст, масло, Национальный музей, Варшава.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2.
2. Гуренович М. А. Выставки «независимых» в Петербурге (1894—1898 годы) // Антикварное обозрение. 2010. № 2 (Май).
3. Гуренович М. А. Марьино (имение Строгановых-Голицыных) в творчестве художников Я. Ционглинского и А. Рубцова // Антикварный мир: отражение сути. Вестник антикварного рынка / Авторский проект Татьяны Гармаш. № 8/9. Декабрь 2015-январь 2016. Москва.
4. Гуренович М. А. Педагогическая деятельность Яна Францевича Ционглинского // Научные труды (Институт им. И. Е. Репина). Вопросы художественного образования. СПб., 2015. Вып. 34.
5. Гуренович М. А. Путешествия художника Я. Ф. Ционглинского на Восток // Gazeta Petersburska, 2016.
6. Гуренович М. А. Ранний период творчества Я. Ф. Ционглинского // Научные труды (Институт им. И. Е. Репина). Проблемы развития отечественного искусства. СПб., 2016. Вып. 36.
«Женский портрет», 1890-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.