Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 488. Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч (Ivan Goryushkin-Sorokopudov) (1873-1954).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов — известный русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).

Иван Горюшкин-Сорокопудов родился в селе Нащи, Елатомского уезда, Тамбовской губернии, Российской империи. С детства увлекался рисованием. В 1890—1892 годах обучался у П. А. Власова в Астрахани. В 1892—1895 годах занимался в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1897—1902 годах обучался в Императорской Академии художеств у П. О. Ковалевского, В. В. Мате, в мастерской И. Е. Репина (1899—1902). Получил 1-ю премию Академии художеств за картину «За оградой тихой обители» (1902).

Уже с 1897 года Иван Горюшкин-Сорокопудов участвовал в художественных выставках. На начальном этапе писал исторические произведения, портреты, пейзажи. Художник сотрудничал как иллюстратор со многими изданиями (в том числе и запрещенными в Российской империи): «Нива», «Столица и усадьба», «Гамаюн» и другими. Преподавал в Рисовальной школе ОПХ (1903—1908), Пензенском художественном училище (1908—1930, 1932—1954). Являлся директором Пензенского художественного училища (1942—1945), Пензенской картинной галереи (1942—1947). Написал воспоминания «Годы учебы у Репина».

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Пензенской картинной галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Иван Силыч был ярким представителем нашей русской интеллигенции конца XIX века, но внешний вид сразу выделял его среди окружающих людей. За внешней суровостью ощущалась большая сила и скромность. Его можно было сравнить со скалой. Если он брал в руки уголь, то выбирал самый большой и толстый (мы сами его делали — обжигали в песке иву и орех). Поправляя рисунок на холсте, проводил линию сверху донизу, уголь с треском разлетался от его сильного нажима. Поправляя живопись, выбирал самую широкую кисть и смелым широким мазком старался показать ученику — как надо…» (Б.В. Преображенский, ученик Горюшкина-Сорокопудова).
«Из культа прошлого (Из века в век)», 1910-е годы, холст, масло, 95 х 121 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Главной темой творчества замечательного русского художника Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова на протяжении всей его долгой и богатой событиями жизни была тема любви к Родине, ее неповторимому укладу жизни, патриархальности традиций, силе духа населяющего ее героического народа, самобытности и непоколебимости устоев, вне зависимости от каких бы то ни было исторических неурядиц. Все его творчество сопровождается любовью и восхищением родной землей, которые не смогли сломить ни перенесенные невзгоды детства, ни трагические вихри революционных событий, с которыми художнику пришлось вынуждено столкнуться уже в зрелом возрасте.
«Скит», 1906 год, холст, масло, 114 х 88 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов родился 5 ноября 1873 года в селе Нащи, Тамбовской губернии, Российской империи. Его семью трудно было назвать зажиточной, потому как отец будущего художника Сила Васильевич Горюшкин был солдатом-крестьянином, бедным и малоземельным, отчего и вынужден был зарабатывать на хлеб, работая бурлаком сначала на реке Оке, а позже на Волге. Мама Ивана вела нехитрое домашнее хозяйство и занималась воспитанием сына.
«Приезд боярина в монастырь», 1912 год, холст, масло, 87 х 102 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Так получилось, что Иван рано осиротел, несколько лет беспризорничал, постигая тяжелую школу суровой уличной жизни, а после был взят в семью дальнего родственника, богатого и известного саратовского купца Сорокопудова. Вот что Иван Силыч позже писал в своей автобиографии:
«…Родился я 5 ноября, по старому стилю, 1873 года в селе Нащи Тамбовской губернии, в семье солдата и бурлака Силы Васильевича Горюшкина. Родителей своих я почти не помню. Воспитывали меня дальние родственники, саратовские мещане Сорокопудовы».
«Женщина в белом», 1910-е годы, картон, масло, 48,3 х 75 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Затем были четыре года сиротского приюта, работа мальчиком на побегушках у купца Кузьмина, половым в буфетах на пароходах, которые в навигацию ходили по Волге. Рано проявился интерес к рисованию да «малеванию», и хоть работать Горюшкину пришлось с детства, он всегда находил время на свое любимое увлечение — рисование. В редкие минуты свободного времени он доставал из кармана блокнотик и делал в нем быстрые и цепкие наброски понравившихся сценок или пейзажей. Рисовалось это все для себя и никаких фантазий относительно будущей профессии художника, естественно, не вызывало. Помог его величество счастливый случай. Однажды на буфетного мальчишку, а вернее — на рисунки в его блокноте, обратил внимание Павел Пясецкий, врач, путешественник и художник-любитель. Примечательные и талантливо исполненные рисунки заинтересовали Пясецкого, и он оказал протекцию талантливому юноше в его поступлении в известную в те годы в Астрахани школу-студию выдающегося русского живописца и графика Павла Алексеевича Власова (1857—1935). Опытный педагог за два года обучения у него сумел привить своему одаренному ученику не только обязательную академичность, но и умение писать с натуры, подмечая тончайшие детали и штрихи.
«Привоз арестантов», 1932 год, холст, масло, 42 х 67 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Власов оценил природное дарование Ивана Горюшкина-Сорокопудова и настоятельно рекомендовал ему продолжить свое художественное образование на более высоком профессиональном уровне. В 1892 году Иван Силыч уехал для продолжения учебы в Петербург, где в 1892—1895 годах занимался в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств. В 1897 году Горюшкин-Сорокопудов начал свое обучение в Высшем художественном училище при Императорской Академии Художеств. Его педагогами в Училище выступили П.О.Ковалевский (1843—1903) и В.В.Мате (1856—1917). «Учеба в Академии проходила успешно, когда же пришло время выбирать мастерскую профессора-руководителя, я выбрал мастерскую известного баталиста и мастера бытового жанра П.О. Ковалевского», — вспоминал Иван Силыч. В 1899 году по его прошению он был зачислен в класс-мастерскую Ильи Ефимовича Репина(1844—1930), где его сокурсниками оказались Борис Кустодиев (1878-1927), Константин Сомов (1869—1939), Иван Билибин (1876-1942), Исаак Бродский (1883—1939) и Федот Сычков (1870—1958).
«Кащеева дорога», 1900-е годы, холст, масло, 46 х 60 см., Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Еще студентом, собирая материал для своих конкурсных работ, Горюшкин-Сорокопудов неоднократно бывал в Угличе, Суздале, Ростове Великом, Астрахани и других старинных городах, где без устали писал монастыри и звонницы с монахами, многоцветные главы соборов и церквей. Для взаимодействия с местными властями ему даже выдали специальное свидетельство в канцелярии Академии, где значилось, что он «отправляется по России для художественных работ с натуры и снимания видов местностей». Многие из привезенных из поездок этюдов впоследствии легли в основу либо просто послужили хорошим подспорьем для создания фундаментальных произведений художника. К наиболее ранним известным работам художника относятся исполненные им еще в Академии художеств «Угличское дело 1591 года» и «На концерте в Павловске», к сожалению, дошедшие до нас в плохом состоянии. В 1902 году за картину «За оградой тихой обители» художник получил 1-ю премию Академии художеств. В том же году Горюшкин-Сорокопудов окончил Высшее художественное Училище с дипломной работой «На концерте в Павловске».
«Перед казнью», 1910-е годы, картон, темпера, 33 х 56 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

После окончания Училища художник остался жить и работать в столице. Пробовал себя в различных художественных жанрах, писал историческую живопись, портреты, пейзажи (особенно зимние). В эти годы он, как и многие другие русские художники начала века, обратился к изображению событий прошлого. В них он стремился к утверждению извечных народных традиций старины, противопоставляя их буржуазному отказу от национальной культуры. Свое представление о старинной жизни, воспевание ее эстетических идеалов, рожденных в народных традициях, Горюшкин-Сорокопудов черпал в различных сценах из времен Ивана Грозного и Бориса Годунова. Привлекательной стороной творчества художника стали бытовые сюжеты, наделенные одушевленностью и теплотой, в которых человек в своих действиях был органично связан с природой и ее состоянием. Таковы «Базарный день в старом городе», «Божий суд» или «Сцены из XVII столетия». Воспевая старую Русь, ее обряды, обычаи, Иван Силыч способствовал развитию интереса народа к истории и культуре.
«Базарный день в старом городе», 1910 год, картон, гуашь, темпера, 73 х 98 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого.

В 1906 году вместе А. И. Вахрамеевым, Н. Ф. Петровым, Д. Н. Кардовским и другими художниками Горюшкин-Сорокопудов участвовал в издании журнала «Гамаюн», впоследствии запрещенного цензурой. В 1908 году художник переехал на постоянное место жительства в Пензу, где получил место преподавателя Пензенского художественного училища. Педагогическая деятельность с этого момента занимала основное место в трудовой биографии художника, она ему очень нравилась, и он с большим удовольствием делился секретами мастерства с юными дарованиями, взрастив и дав путевку в жизнь, в искусство сотням юношей и девушек. Многие питомцы Ивана Силыча по Пензенскому художественному училищу стали видными советскими мастерами. Вместе с тем он продолжал и свои изыскания в области колоритной народной жизни. Много ездил по окрестным деревням и селам, по соседним губерниям, запечатлевая уникальность, многогранность и неповторимость глубинки. Привозил множество предметов быта, национальные костюмы, в которые впоследствии облачал натурщиков.
«Арфистка», 1908 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

В Пензе художник написал свои знаменитые крупные полотна «Сцена из XVII столетия», «Из века в век», «Базарный день в старом городе», «Божий суд». В своём творчестве художник особое предпочтение отдавал жанру исторической живописи. Кисть Горюшкина-Сророкопудова воспевала «преданья старины глубокой», Русь уходящую: величавые купола православных храмов, затейливую архитектуру деревянных теремов, и людей — могучего витязя князя Игоря, взывающую со стен древнего Путивля Ярославну.
«Сцена из XVII столетия», 1934 год, холст, масло, 76 х 107,5 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

Примечательны написанные художником работы и в других жанрах — «Портрет В. В. Фоминой», «Портрет жены», «Портрет матери» (матери жены, Клавдии), «Портрет актрисы А. Н. Собольщиковой-Самариной», «Поцелуй», «Портрет кн. Н. В. Мансыревой», «Автопортрет», «Девушка на солнце». В годы Первой мировой войны художник написал полотна «Подвиг сестры милосердия» (1914—1916), «Пленных привезли!» (1916).
«Пленных привезли», 1916 год, холст, масло, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Революционные события и последовавшие за ними перемены Иван Силыч встретил восторженно. Ему были близки лозунги победившего народа. В послереволюционные годы он активно участвовал в организации АХРР и ОМАХРР в Пензе, экспонировал свои произведения на выставках этих объединений. Создал картины «Групповой портрет московских художников», «Портрет худ. Ф. В. Сычкова» (1934), «Ленин и революция», «Ленин на трибуне», «На родине весна», «Похороны В. И. Ленина» (1930-е), «Зима» (1936), «Ивановка» (1939) и другие.
«Похороны В. И. Ленина», 1930-е годы, холст, масло, Музей В.И. Ленина — филиал Государственного исторического музея, Москва.

При этом, необходимо отметить, что судьба до определённого момента явно благоволила к нему. Художник, осевший в провинции, имел достаточно широкую известность. Рисунки и репродукции с его произведений, иллюстрации к романам А. Толстого «Князь Серебряный», П. Мельникова-Печерского «В лесах», к рассказам Г. Успенского «Неизлечимый», «На постоялом дворе» и другим, которые регулярно публиковались в самых популярных журналах тех лет «Нива», «Солнце России», «Столица и усадьба», приумножали славу их автора.
«Божий суд», 1910-е годы, холст, масло, 87 х 144 см., Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого.

В годы Великой Отечественной войны, когда весь народ встал на защиту Родины, маститый художник был назначен директором художественного училища и картинной галереи. В 1943 году за большие заслуги в деле воспитания молодых специалистов и в связи с семидесятилетием со дня рождения ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР и вручен орден Трудового Красного Знамени.
«Листопад. Портрет В.В. Иссинской», 1900-е годы, холст, темпера, 64 х 48 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

Что касается характера, то был он порой человеком резким, даже грубоватым в общении с людьми. Но в совершенстве владел своей профессией. Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В.Сталину, ратуя о том, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Писал он о том, что талант, дарованный Богом художнику, — великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто может после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи. Морозной зимней ночью 1943 года в далекую Пензу примчал фельдъегерь, чтобы вручить Ивану Силычу Горюшкину-Сорокопудову письмо от вождя, в котором извещалось, что вопрос, поставленный художником, решен положительно.
«Портрет молодой дамы на фоне ночного кафе», 1900 — 1910-е годы, бумага, темпера, 64,5 х 48,5 см., Собрание Р. Д. Бабичева.

А вот последние годы жизни Ивана Силыча оказались трагическими. Он жил одиноко в забытой Богом Ивановке, отлученный от своих учеников теми, кто считал его художником, воспевающим прошлое и не понимающим советскую действительность. Любовь к былому в течение всей творческой жизни позволяла художнику создавать прекрасные яркие и запоминающиеся полотна, неизменно вызывавшие большой интерес у почитателей его таланта и просто ценителей искусства. Однако, именно она привела художника и к печальному жизненному финалу. Функционеры от культуры в конце концов отстранили Горюшкина-Сорокопудова от преподавания в училище, посчитав совсем ненужным, неполезным и даже небезопасным для молодежи общение с таким ярым приверженцем старых ценностей.
«Портрет скульптора К.А. Клодта», 1912 год, картон, карандаш, пастель, 52,2 х 71 см., Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Он умер в одиночестве, нищете и забвении в ночь с 30 на 31 декабря 1954 года на 82-м году жизни в селе Ивановка, Бековского района, Пензенской области, где жил в последние годы. Похоронили его в Пензе, на Митрофаниевском кладбище, недалеко от церкви, рядом с могилой его предшественника Константина Аполлоновича Савицкого (1844—1905), бывшего директора художественного училища. Могила Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова имеет охраняемый статус — с 1966 годаявляется объектом культурного наследия регионального значения.
«Великий князь Николай Николаевич на позициях», 1915 год, холст, масло, 47,7 х 62 см, Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Сегодня работы Горюшкина-Сорокопудова находятся во многих музеях России, включая Государственную Третьяковскую галерею. В Пензенской картинной галерее хранится свыше 200 его произведений. Ученики, последователи и просто почитатели таланта великого художника много лет после его смерти боролись за право основать мемориальный музей с его работами, предметами быта, личными вещами. Идея эта получила воплощение только в 1986 году.
«На фоне глав святых», 1914 год, картон, темпера, 100 х 71 см., Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Для работ художника было выделено несколько залов. Здесь же открыт и небольшой мемориальный музей мастера, где представлены не только живописные и графические работы, но и личные вещи, фотографии, документы, а также мебель, выполненная, кстати, по его же эскизам. На фасаде знания Пензенского художественного училища в наши дни размещена Мемориальная доска.
«На звоннице», 1918 год, холст, масло, 204 х 119,5 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Нехорошев Ю. На переднем крае борьбы 20-х годов // Художник. — 1963. — № 10.
2. Горюшкин-Сорокопудов И. С. За реализм — под суд (из воспоминаний художника) // Художник. — 1963. — № 10.
3. Нехорошев Ю. Горюшкин-Сорокопудов И. С. — Л., 1968.
«Звуки скрипки», 1908 год, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.