Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 487. Петров Николай Филиппович (Nikolai Petrov) (1872-1941).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Филиппович Петров — известный русский и советский живописец, график, педагог, академик живописи.

Николай Петров родился в селе Бекетово Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии Российской империи. В 1892 году окончил Воронежское реальное училище. С 1892 по 1901 год учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (с 1896 года — у И. Е. Репина). В 1901 году получил звание художника за картину «Вечер в деревне».

В 1896 году начал участвовать в художественных выставках. В 1908 году за картину «Зал в Ракше» получил золотую медаль Международной художественной выставки в Мюнхене. В 1911 году принимал участие в международной выставке в Риме. В 1904 году стал членом-учредителем Нового общества художников. В 1916 году получил звание академика живописи. С 1910 по 1918 год работал директором Пензенского художественного училища. С 1936 года преподавал в ЛИЖСА. В 1937 году был назначен заместителем директора ВАХ.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Пензенской картинной галерее, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Николай Филиппович Петров родился 28 февраля (18 марта) 1872 года в богатом имении братьев Холиных в селе Бекетово Нижнедевицкого уезда Воронежской губернии Российской Империи в семье управляющего имением. В детстве проявил способности к рисованию, чем очень обрадовал родителей, старавшихся всячески развить художественные способности сына. Первым учителем выступила мама будущего художника, культурная и образованная женщина, владевшая искусством акварели на любительском уровне.
«Автопортрет», 1890-е годы, холст, масло. 32 х 29 см., Пензенская картинная галерея.

В 1892 году Николай Петров окончил Воронежское реальное училище, одновременно посещал домашнюю студию известного воронежского художника-иконописца и жанрового живописца, вольнослушателя Императорской Академии художеств Льва Григорьевича Соловьева (1837—1919). Именно Соловьев настоятельно рекомендовал Петрову продолжить свое художественное образование в столице, и в 1892 году Николай отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. В 1896 году Петров по его прошению был зачислен в класс-мастерскую Ильи Ефимовича Репина(1844—1930), где его сокурсниками оказались Борис Кустодиев (1878—1927), Дмитрий Кардовский (1866—1943), Константин Сомов (1869—1939), Филипп Малявин (1869—1940), Иван Горюшкин-Сорокопудов (1873—1954).
«Пейзаж с мельницей», 1880-1890 годы, картон, масло, 44 х 60 см., Пензенская картинная галерея.

Обучение Петрова в Училище при ИАХ проходило успешно. Во время учебы он каждое лето ездил по России. Его первой самостоятельной художественной работой, картиной «Тихо», написанной в 1896 году, заинтересовался известный предприниматель, меценат и коллекционер произведений русского изобразительного искусства Павел Михайлович Третьяков (1832—1898). Он оценил ее по достоинству и приобрел для своей галереи. Это был успех, переоценить значение которого для молодого художника было трудно. Он окрылил Петрова и позволил поверить в свои силы. Именно с 1896 года молодой художник начал регулярно участвовать в художественных выставках. В 1901 году Николай Петров окончил полный курс Высшего художественного училища при ИАХ, получив звание художника за картину «Вечер в деревне».
«Визит», 1912 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Спнкт-Петербург.

После окончания Училища художник остался жить и работать в столице. В 1904 году выступил как член-учредитель «Нового общества художников». В 1908 году за картину «Зал в Ракше» получил золотую медаль Международной художественной выставки в Мюнхене. В 1910 году стал членом Союза русских художников, а в 1911 году принял участие в международной выставке в Риме. К художнику пришла известность.
«Ярмарка в Воронежской губернии», 1925 год, холст, масло, 102 х 195 см., Пензенская картинная галерея.

В журнале «Нива» №13 за 1911 год работу художника «Балкон» описывают как «прелестный пейзаж, полный свежести и особой милой семейной интимности». А в №39 за 1913-й год о его творчестве пишут так: «В своих картинах художник Н. Петров восстановляет перед нами старинную помещичью барскую жизнь, которая уже так хорошо знакома нашему поколению по романам Гончарова. В картине «Старый барин» чувствуется даже нечто типично гончаровское: пред нами сам Обломов, дремлющий у себя на диване, с неизменной трубкой…». С подлинным восторгом встретили ценители искусства в 1916 году акварельные работы художника «Весной» и «Три дамы». В том же 1916 году Николай Филиппович Петров был удостоен звания академика живописи. Он с одинаковым успехом писал в жанрах пейзажа, натюрморта, жанровой и интерьерной картины, работая в различных техниках.
«Три дамы», 1916 год, бумага, акварель, Пензенская картинная галерея.

В 1909 году Императорская Академия художеств объявила конкурс на замещение должности директора Пензенской рисовальной школы имени Н Д Селиверстова (в дальнейшем – Пензенского художественного училища). Из всех заявивших о себе кандидатов, лишь Николай Петров сумел пройти конкурс и в январе 1910 года приступил к исполнению своих директорских обязанностей. Он занимал эту хлопотную должность до конца 1918 года, сумев в сложные годы первых летреволюции, когда над Училищем нависла угроза реального закрытия, ценой неимоверных усилий, личного мужества и настойчивости сохранить это уникальное для российской провинции художественное учебное заведение. В дальнейшем он проработал в Училище вплоть до 1936 года в качестве руководителя персональной мастерской.
«Натюрморт с засохшей рябиной», 1939 год, холст, масло, Пензенская картинная галерея.

В 1936 году Николай Филиппович Петров вернулся в город на Неве и был приглашен в Всероссийскую Академию художеств профессором-руководителем персональной мастерской, а в 1937 году был назначен заместителем директора Академии. Вскоре Петров отказался от этой административной должности и до 1939 года заведовал кафедрой живописи в ЛИЖСА. Персональные выставки произведений Николая Петрова в разные годы состоялись в Ленинграде, Воронеже, Пензе.
«Заброшенный завод», 1916 год, картон, акварель, гуашь, 42,2 х 63,4 см., частное собрание.

Творческое наследие художника обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают картины «Тихо!» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «Сумерки» (1898, Пензенская картинная галерея), «На балконе» (1909, Государственная Третьяковская галерея), «Зал в Ракше» (1908), «Визит» (1912, Государственный Русский музей), «Гостиная» (1912, Государственный Русский музей), «Берег Черного моря» (1913, Пензенская картинная галерея), «Три дамы» (1916, Пензенская картинная галерея),»В Крыму» (1916,
Воронежский областной художественный музей им. Крамского), «Ярмарка в Воронежской губернии» (1925, Пензенская картинная галерея), «Старая Пенза» (1926, Пензенский краеведческий музей), «Натюрморт с фарфоровой кружкой» (1930, Пензенская картинная галерея), «Натюрморт с засохшей рябиной» (1939, Пензенская картинная галерея), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
В Крыму, 1916 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей им. Крамского.

22 июня 1941 года художник встретил в Ленинграде. В полной мере испытал все ужасы наступившей блокады. Голод и холод подорвали здоровье пожилого человека. В конце осени Николай Филиппович сильно простудился, а истощение и отсутствие лекарств и квалифицированной медицинской помощи в осажденном городе сделали выздоровление невозможным.
«Гостиная», 1912 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Филиппович Петров скончался 9 декабря 1941 года в блокадном Ленинграде и был похоронен в братской могиле членов Академии художеств на Васильевском острове. Сегодня работы художника представлены в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Пензенской картинной галерее, Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского, в других музеях и частных собраниях в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.
«Натюрморт с фарфоровой статуэткой» 1939 год, холст, масло, Пензенская картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. Т. 16. — Москва, 1974.
2. Петров Николай Филиппович // Живопись конца XIX-начала XX века. — М. : Гос. Третьяковская галерея, 2005. — 528 с. : ил. ISBN 5-93221-089-3
3. Коновалов Э. Г. Новый полный биографический словарь русских художников. — М.: ЭКСМО, 2008. — 576 с
4. Николай Филиппович Петров : [ст. В. Яковлева о творчестве художника и репродукции с его произведений]. – М. : Совет. художник, 1955. – 66 с. : ил

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.