Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 486. Мешков Василий Никитич (Vasily Meshkov) (1867-1946).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Никитич Мешков — замечательный русский и советский живописец, график, педагог. Доктор искусствоведческих наук, профессор Всероссийской академии художеств.

Василий Мешков родился в городе Елец, Орловской губернии Российской империи. С детских лет зарабатывал на хлеб, рисуя иконы в Задонском монастыре. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882—1889), где под руководством Е. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и особенно В. Д. Поленова сформировался как художник-реалист. Затем учился в петербургской Академии художеств (1889—1890).

Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892—1917) и Академии художеств в Ленинграде (1937—1940). В. Мешков писал жанровые картины в духе поздних передвижников, пейзажи, портреты. С большим мастерством передавал индивидуальные психологические черты человека, раскрывая его социальный облик. После революции искусство наполнилось новым содержанием. С особым вниманием Мешков работал над портретами ведущих деятелей коммунистической партии, руководителей советского правительства. Важную роль в истории советского искусства Василий Мешков сыграл как талантливый педагог. Среди его учеников — Н. Б. Терпсихоров, Б. Н. Яковлев, В. Н. Яковлев, П. М. Шухмин.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Елецком и Липецком краеведческих музеях, в музеях и частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Василий Никитич Мешков родился 25 декабря 1867 года в городе Елец в простой рабочей семье. Отец будущего художника работал подсобным рабочим в местной пекарне, а мама занималась домашним хозяйством и воспитанием детей (у Василия был ещё старший брат Сергей). В четыре года после скоропостижной смерти отца и ухода матери в женский Знаменский монастырь, которому она пожертвовала все свое состояние, Василий остался без попечения родителей, фактически оказавшись сиротой.
«Лесная речка», 1900-е годы, холст, масло, Елецкий краеведческий музей.

Беспризорного мальчика взял на воспитание местный священник. В фондах Елецкого краеведческого музея в наши дни можно увидеть фотографию, подписанную следующим образом: «Брат В. Н. Мешкова Сергей (слева) и Василий Никитич Мешков (в середине) и их воспитатель келейник архимандрита Елецкого монастыря Никифор Егорович Черненко». На этом снимке Василию Мешкову около пяти лет. Позже подросшего мальчика отдали учиться в бурсу, но жестокий режим в ней стал причиной того, что обучение Василий не закончил, попросту сбежав домой.
«Стынет», 1898 год, бумага на картоне, масло, 31 х 54 см., Липецкий краеведческий музей.

После окончания трехклассной школы в Ельце, Василий Мешков служил «мальчиком на побегушках» в лавках, бродяжничал по Руси с иконописцами и даже добирался до Константинополя и Афонского монастыря. Во время скитаний приобщился к живописи, писал иконы в Задонском монастыре. В Ельце получил первые уроки рисования у известного местного художника Михаила Николаевича Горшкова (1842—1914), вольнослушателя Императорской Академии художеств, учившегося вместе с Ильей Ефимовичем Репиным (1844—1930) .
«Во дворе», 1904 год, холст, масло, 105,6 х 81 см., частное собрание.

Горшков по достоинству оценил природное дарование своего молодого ученика и настоятельно рекомендовал ему продолжить своё художественное образование на более высоком уровне. В 1882 году пятнадцатилетний самородок из далекой глубинки отправился в Москву, где начал посещать занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала как вольнослушатель, а с 1886 года — постоянным учеником у Павла Алексеевича Десятова (1820—1888), Владимира Егоровича Маковского (1846—1920), Иллариона Михайловича Прянишникова (1840—1894), Евграфа Семёновича Сорокина (1821—1892) и Василия Дмитриевича Поленова (1844—1927).
«Кремль», 1918 год, холст, масло, 74 х 126 см., Елецкий краеведческий музей.

Из преподавателей Мешков впоследствии чаще вспоминал Василия Поленова, который не только способствовал развитию в нем способности тонкого цветоощущения, но и посоветовал рисовать сангиной — рыже-красным прессованным карандашом. Этот прием в соединении с черным соусом или итальянским карандашом стал в дальнейшем излюбленным у художника.
«Портрет Ю.М. Соколова». 1925 год, бумага, пастель, 61,3 х 70 см., Липецкий краеведческий музей.

Под руководством этих выдающихся педагогов своего времени Василий Мешков полностью сформировался как художник-реалист. В Училище Мешков воспринял демократические традиции передвижничества. Являясь убежденным реалистом, Василий Мешков был непримиримым врагом всякого декадентства, кубизма и абстракционизма. В 1886 и 1887 годах за рисунок и этюд художник был награжден малыми серебряными медалями. По рекомендации Поленова Мешков участвовал в мамонтовских рисовальных вечерах, являлся участником выставок ТПХВ (1892—1923, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1893—1900). Являлся одним из учредителей и членом правления Московского товарищества художников (1893—1903, с перерывами).
«Мужской портрет», 1910 год, холст, масло, 71 x 53 см., Запорожский художественный музей, Украина

В 1889-1990 годах Василий Мешков учился в Петербургской Императорской Академии Художеств у Павла Петровича Чистякова (1832—1919) — выдающегося русского художника и педагога, прославленного мастера жанровой и портретной живописи, академика, профессора и действительного члена Императорской Академии художеств. В 1890 году за картину «От святых мест» Василий Мешков удостоился большой серебряной медали и был выпущен со званием классного художника.
«Пейзаж с дровами у реки», 1915 год, холст; масло, 59 × 105 см., Липецкий краеведческий музей.

«Весна» 1898 год, дерево, масло, 16.5 x 24.5 см., Елецкий краеведческий музей.

После окончания ИАХ Мешков вернулся в Елец, а затем переехал в Козельск. С начала 1890-х годов художник периодически жил и работал в Москве. Много путешествовал по стране: Ярославской, Костромской, Нижегородской, Черниговской, Харьковской губерниям, Крыму, Кавказу. В 1900 году основал собственную художественную школу, в 1901—1926 преподавал в ней. В 1904 году побывал во Франции. В 1910 году посетил Ясную Поляну.
«Портрет настоятельницы Елецкого Знаменского монастыря игуменьи Клеопатры (1819-1890)» 1890 год, холст, масло. Елецкий краеведческий музей.

Раннее творчество Василия Мешкова характеризуется его близостью к поздним передвижникам. Он пробовал свои силы в жанре пейзажа, писал жанровые картины, но со временем все больше времени стал уделять портретному жанру, в котором ему удавалось с большим мастерством передавать индивидуальные психологические черты человека, раскрывая его социальный облик. В начале 1890-х годов в родном городе художника Ельце началась его творческая деятельность именно как мастера-портретиста. Созданные здесь полотна «Портрет елецкой игуменьи», «Любопытный» в наши дни украшают экспозицию местного краеведческого музея. Здесь же были написаны портреты его жены Э. К. Мешковой, хирурга П. И. Постникова, А. С. Перфильевой, Ф. И. Шаляпина, москвина И.М., отличающиеся острым и точным рисунком, выразительной лепкой лица.
«Зубоврачевание», 1891 год, холст, масло, 60,3 x 35 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Именно в портретном жанре художник достиг высот своего творчества. За свою жизнь художник создал целую серию портретов современников: деятелей искусства (П. П. Чистякова, В. Д. Поленова, Ф. И. Шаляпина, Л. Н. Толстого, В. И. Сурикова, В. Л. Собинова, В. И. Качалова, И. М. Москвина), деятелей коммунистической партии (В. И. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, К. Е. Ворошилова, М. И. Калинина, В. Р. Менжинского, С. М. Буденного, К. Цеткин, К. Маркса, Ф. Энгельса), рабочих, красноармейцев. Подавляющая часть портретов, мастерски выполненных в карандашной технике, сангиной и углем, отличается свободной реалистической манерой.
«Портрет П.П. Чистякова», 1937 год, бумага, пастель, 47,5 × 45,5 см, Ярославский художественный музей.

Октябрьский переворот Василий Никитич встретил восторженно. Ему были близки и понятны лозунги победившего пролетариата, он полностью разделял их взгляды. С 1917 года искусство В. Мешкова наполнилось новым содержанием. Его привлекли к работе в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. Административную работу художник с успехом совмещал с активным творчеством. Новые люди, герои революции и современники, вдохновили мастера на серию портретов. С большим увлечением он работал в эти годы над портретами руководителей коммунистической партии.
«Портрет С.М. Буденного», 1927 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

В 1927 году им были написаны исполненные большой внутренней силы портреты С. М. Буденного и В. Р. Менжинского. По своей живописной цельности и законченности портрет В. Р. Менжинского по праву занимает в галерее созданных Мешковым портретов одно из первых мест, поскольку в нем в полной мере удалось раскрыть внутренний, духовный мир человека, мыслителя и борца.
«Портрет В. Р. Менжинского», 1927 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России, Москва.

В начале 1930-х годов В. Мешков написал портреты И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, К. Е. Ворошилова. При этом особой правдивостью и теплотой отличаются созданные в это время портреты М. И. Калинина (1929) и его матери М. В. Калининой (1930), портреты К. Маркса и Ф. Энгельса. Василий Мешков часто обращался и образам деятелей советской культуры (портреты В. И. Качалова и И. М. Москвина, оба 1932), рабочих, красноармейцев.
«Портрет Москвина И. М.», 1932 год, масло, холст, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева.

Художник регулярно экспонировал свои произведения. С успехом прошли его персональные выставки в Москве (1916, 1937) и Ленинграде (1937). Важную роль в истории советского искусства В. Мешков сыграл как талантливый педагог. Художник преподавал в полиграфических учреждениях Москвы, в собственной художественной школе и в Академии художеств в Ленинграде (1937—1940). Среди его учеников — Н. Терпсихоров, Б. Н. Яковлев, В. Н. Яковлев, П. М. Шухмин, а также сын художника пейзажист В. В. Мешков (1893—1963).
«Золотые шары. Автопортрет», 1946 год, холст, масло, Елецкий городской краеведческий музей.

Василий Никитич Мешков скончался 26 ноября 1946 года в Москве в возрасте 78 лет. Был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Могила художника Мешкова на Новодевичьем кладбище (4 уч. 56 ряд).

Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галерее, Елецкого и Липецкого краеведческих музеев, других музеев и частных собраний в России и странах дальнего зарубежья. В 1960 году имя художника было присвоено новой улице города Липецка. Улица Мешкова есть сегодня и на родине художника в Ельце.
«Ослепший художник», 1898 год, холст, масло, 67 х 51 см., Липецкий краеведческий музей.

Данннный выпуск подготовлен по материалам:

1. Большая советская энциклопедия. 3-е издание. Т. 16. — Москва, 1974.
2. Полянский В. Ф., Марков Н. В., Мартынов А. Ф.. Путешествие по Липецкой области — Воронеж, Центр.-черн. кн.изд-во, 1971.
3. Горлов В. П., Зыкова М. А. и др.. Елец — Воронеж, Центр.-черн. кн.изд-во, 1978.
4. Московская школа рисования и живописи В. Н. Мешкова. Каталог I. Выставки работ школы В. Н. Мешкова с 12 по 27 октября 1905 г. – М., 1905. – 6 с.
5. В. Н. Мешков заслуженный деятель искусств : каталог выставки : к пятидесятилетию художественной деятельности / [ред. Р. Колин]. – М. : Искусство, 1937. – 36. : ил.
6. Василий Никитич Мешков : [ст. В. Яковлева о творчестве художника и репродукции с его произведений]. – М. : Совет. художник, 1951. – 66 с. : ил. – (Мастера советского искусства).
7. Яковлев В. Василий Никитич Мешков: народный художник РСФСР, 1867–1946 / В. Яковлев. – М. : Искусство, 1952. – 52 с. : ил. – (Массовая б-ка).
«Козочка», 1898 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.